Конкурс учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности как средство развития познавательного интереса студентов педагогического вуза
- Авторы: Макеева Е.Д.1, Макеев Д.К.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 279-283
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/626690
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123310
- ID: 626690
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развитие интереса студентов гуманитарных профилей подготовки к получению естественнонаучных знаний является актуальной проблемой современной высшей педагогической школы. Постоянно идет поиск и апробация приемов, способов и методов решения данной проблемы. В статье рассматривается конкурс учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности в качестве средства развития познавательного интереса студентов. Авторы поделились своим опытом организации и проведения такого конкурса в педагогическом университете, а также выявленными результатами его влияния на отношение будущих учителей к получению научных знаний об окружающем мире. Представлены примеры тем учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности, выполненных студентами, обучающимся по гуманитарным профилям подготовки, а также перечень вопросов, которые были заданы обучающимся с целью выявления характера их отношения к изучению наук о природе. Проведенное исследование подтвердило положительную роль конкурса учебно-исследовательских проектов в решении проблемы развития познавательного интереса студентов педагогического вуза. Представленные материалы могут служить основой для дальнейших исследований в сфере методики преподавания различных вузовских дисциплин и организации самостоятельной работы студентов в высшей школе.
Полный текст
Естественнонаучные знания являются важной частью духовной и материальной культуры человечества, составляют основу многих научных дисциплин либо так или иначе связаны с ними. К сожалению, уровень естественнонаучной грамотности в современном обществе, особенно среди молодежи, чрезвычайно низок. Журналисты и социологи, проводя опросы населения, регулярно фиксируют этот факт. Между тем естественные науки формируют основы мировоззрения современного человека, поскольку являются фундаментальными. В XXI веке ни один человек не может считаться образованным, если он не знаком с азами естественнонаучной картины мира. Без знания важнейших достижений современной науки, без освоения ее идей, языка и методов невозможно принятие ответственных решений в любой сфере человеческой деятельности.
В условиях перехода нашей страны к технологическому суверенитету, совершенствование преподавания естественных наук в школах и вузах приобретает особую актуальность. Однако приходится констатировать, что в последние годы естественнонаучное образование, особенно в гуманитарных вузах, находится в состоянии кризиса, упадка и в полной мере не реализует свои возможности. Практика показывает, что у студентов-гуманитариев, в том числе будущих педагогов, зачастую не сформированы даже базовые естественнонаучные представления о мире. Причин этому несколько. Во-первых, низкий уровень школьной подготовки по предметам естественнонаучного цикла. Многие студенты, как показывает практика, не обладают самыми элементарными знаниями об окружающем мире уровня школьной программы 7–8 класса. На изучение естественных наук в школах отводится недостаточное количество часов, особенно в программах обучения социально-экономического и гуманитарного профилей в 10–11 классах. Во многих школах отсутствует материально-техническая база, необходимая для эффективного обучения физике, химии или биологии.
Во-вторых, исторически между естественнонаучной и гуманитарной культурами существует огромная дистанция, затрудняющая диалог между ними и интеграцию накопленных знаний. Современная научная модель физического мира, являющаяся удивительным творением коллективных усилий человеческого разума, как правило, непонятна и неинтересна специалистам в сфере гуманитарных и общественных наук. В свою очередь, многие ценности, достижения и открытия гуманитариев воспринимаются учеными-естественниками как малозначимые либо остаются для большинства из них просто неизвестными. В содержании учебных программ и учебников в основном присутствует дифференцированный подход, предметное знание изложено в них фрагментарно. При этом взаимосвязь между изучаемыми темами и разделами часто не просматривается, и в сознании обучающихся целостная картина мира не складывается.
В-третьих, у школьных учителей физики, химии, географии и биологии нередко отсутствует понимание мировоззренческой функции естествознания, поэтому у своих учеников они не могут сформировать понимание огромной роли естественных наук в современном мире. В результате и у школьников, и у студентов гуманитарных профилей подготовки отсутствует мотивация к их изучению. Следствием становятся низкие результаты освоения дисциплин естественнонаучной направленности. В связи с этим перед преподавателями высшей школы остро стоит вопрос: как повысить познавательный интерес к получению научных знаний о природе студентами гуманитарных профилей подготовки?
Проблема формирования и развития познавательного интереса обучающихся не нова, она многократно поднималась и всесторонне обсуждалась отечественными психологами и педагогами XX века, среди которых такие известные ученые, как Б.Г. Ананьев [1], В.Б. Бондаревский [2], А.Н. Леонтьев [3], В.Н. Мясищев [4], С.Л. Рубинштейн [5], В.А. Сухомлинский [6], Н.Ф. Талызина [7], Г.И. Щукина [8] и др. Однако и сейчас, в первой трети XXI века, данная проблема остается актуальным предметом исследования специалистов, поскольку объективные и субъективные факторы учебного процесса, влияющие на уровень познавательного интереса школьников и студентов постоянно трансформируются. Изменяются как условия образовательной среды (например, увеличивается роль и место цифровых ресурсов и инструментов), так и отношение самих обучающихся к способам и методам получения новых знаний.
Среди современных авторов, посвятивших свои исследования методическим аспектам развития познавательного интереса студентов вузов, следует отметить А.С. Глотову [9], М.А. Герасимову [10], И.В. Дробышеву, Ю.А. Дробышева [11], Л.К. Иляшенко [12], И.А. Киселеву [13], Л.Б. Котову [14], Г.А. Любимову [15], К.С. Пахомовскую [16], Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркину [17], Е.П. Тетюкову, Т.А. Белых [18] и др. В их работах рассматриваются различные приемы, способы и средства развития познавательного интереса студентов вузов. На наш взгляд, одним из эффективных средств решения обозначенной проблемы является исследовательская деятельность студентов. Она представляет собой системный компонент современного учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.
Целью данной статьи является выявление роли конкурса учебно-исследовательских проектов в развитии познавательного интереса студентов гуманитарных профилей педагогического вуза к изучению естественных наук.
Подготовка и защита учебно-исследовательских проектов является видом самостоятельной работы на выбор студента по дисциплине «Естественнонаучная картина мира». В Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ) данная дисциплина является обязательной для изучения студентами всех профилей подготовки бакалавриата, обучающимся по укрупненной группе специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Целью данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о природе в рамках современной научной картины мира и способности использовать естественнонаучные знания для ориентирования в современном информационном пространстве [19, с. 21].
Учебно-исследовательский проект представляет собой форму учебной деятельности студентов, которая чаще всего осуществляется в рамках самостоятельной работы по дисциплине под руководством преподавателя. Подготовка таких проектов студентами – это важная часть учебного процесса в современном вузе, способствующая развитию у них познавательного интереса, творческих и исследовательских способностей, универсальных компетенций, ответственности и самостоятельности.
Большое значение имеет выбор тематики проектов. Он может определяться как личными познавательными и творческими интересами и предпочтениями студентов, так и рекомендациями преподавателя. Необходимым условием является проблемный, а возможно, и дискуссионный характер сформулированной темы. Поскольку дисциплина «Естественнонаучная картина мира» имеет теоретический характер и направлена, в основном, на получение знаний, темы учебно-исследовательских работ, как правило, освещают какую-либо сложную, актуальную проблему современной науки, предполагая при этом поиск разнообразной информации, анализ различных точек зрения и выработку собственной позиции по изучаемому вопросу и, возможно, собственных предложений по решению проблемы. При этом происходит углубление знаний в определенной области изучаемой дисциплины. Выбранная тема исследования должна быть привлекательной для самого студента, только в этом случае можно рассчитывать на успешное развитие у него познавательного интереса к изучению естествознания [19, с. 24].
Приведем несколько примеров тем учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности, которые уже были подготовлены студентами СГСПУ различных профилей подготовки:
- Научно-технический прогресс – эволюция человеческой цивилизации или путь к ее гибели?
- Роль науки в жизни современного человека. Наука – добро или зло?
- Можно ли остановить развитие глобального экологического кризиса на планете?
- Переход человечества к ноосфере – утопия или единственный способ выживания цивилизации?
- Глобальное потепление: миф или реальность?
- Неклассическая картина мира и отражение ее концептуальных идей в литературе и искусстве первой половины XX века.
- Достижения биотехнологии: генная инженерия и клонирование (опасности и перспективы).
- Проблема перехода к массовому использованию возобновляемых источников энергии. Возможен ли такой переход?
- Наука и псевдонаука: особенности, взаимоотношения и место в жизни общества.
- Роль личности в науке и проблема ответственности ученого за последствия применения его открытий.
В качестве продукта проектной деятельности рассматриваются результаты проведенного исследования, изложенные в текстовой форме, и сопроводительные материалы (презентация, видеоролик, раздаточный материал, буклет, методические материалы, которые можно использовать в работе со школьниками).
С целью стимулирования исследовательского интереса, активизации познавательной деятельности студентов и популяризации естественнонаучных знаний в целом в СГСПУ ежегодно проводится внутривузовский конкурс учебно-исследовательских проектов. В нем по желанию принимают участие студенты или команды из 2–3 человек от факультетов, работы которых прошли предварительный отбор, соответствуют всем предъявляемым требованиям и выполнены на высоком уровне. За участие в конкурсе студенты получают дополнительные баллы по дисциплине «Естественнонаучная картина мира».
Конкурс проходит в форме учебно-теоретической конференции, в ходе которой проекты представляются командами и обсуждаются всеми присутствующими в форме свободной дискуссии. После выступлений участников и их обсуждения жюри оценивает конкурсные проекты, подводит итоги и награждает команды. Оцениваются работы по нескольким критериям:
- – формулировка темы учебно-исследовательского проекта (корректность, проблемный характер, интересное звучание);
- – убедительность обоснования актуальности исследуемой проблемы;
- – умение подбирать и анализировать источники информации;
- – степень глубины проникновения в проблему;
- – наглядность и оригинальность представления результатов исследования;
- – корректность формулировки выводов и их соответствие содержанию проекта;
- – возможность практического применения результатов исследования и сопроводительных материалов (при их наличии);
- – качество ответов на заданные вопросы и степень вовлеченности в общую дискуссию.
Участие в конкурсе учебно-исследовательских проектов дает возможность будущим учителям познакомиться с разнообразными естественнонаучными проблемами как в процессе подготовки собственного проекта, так и в ходе обсуждения исследований других участников. Тематика выступлений, как правило, весьма широка, она охватывает актуальные вопросы астрономии, физики и техники, географии, биологии, экологии и других наук. Также у студентов есть возможность проявить свои творческие способности, усовершенствовать исследовательские умения, «прокачать» навыки работы с цифровыми ресурсами и инструментами [20, с. 8–11].
Для того чтобы оценить степень влияния конкурса проектов на уровень развития познавательного интереса студентов, мы провели письменный опрос в тех учебных группах, которые только приступили к изучению учебной дисциплины «Естественнонаучная картина мира». Направленность (профили) подготовки, по которым обучаются студенты избранных групп, имеют в большей степени гуманитарный характер и не предусматривают глубокого изучения естественных наук. Например, это были профили: «начальное образование и иностранный язык», «дошкольное образование и начальное образование», «экономика и информатика», «история и обществознание», «музыкальное образование» и т.п. Все студенты 2 курса перечисленных профилей приняли участие в опросе на выявление первоначального уровня познавательного интереса к получению естественнонаучных знаний, состоящем из 10 пунктов:
За каждый положительный ответ на один вопрос начислялся один балл, за отрицательный ответ – 0 баллов. Результаты данного опроса (представлены на рисунке 1) продемонстрировали существенное преобладание низкого уровня познавательного интереса студентов к получению естественнонаучных знаний.
Рисунок 1 – Результаты оценки первоначального уровня развития познавательного интереса студентов
Спустя шестнадцать учебных недель, после окончания изучения учебного курса «Естественнонаучная картина мира», который преподавался всем студентам, принявшим участие в эксперименте, был проведен повторный опрос. При этом из общего числа опрошенных мы выделили в отдельную категорию тех студентов, которые приняли участие в конкурсе учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности. Они составили экспериментальную группу (ЭГ). В контрольную группу (КГ) вошли остальные участники опроса, не участвовавшие в конкурсе.
Результаты опроса показали, что у студентов контрольной группы познавательный интерес к естествознанию находится в основном на низком или среднем уровне, в то же время в экспериментальной группе низкий уровень не был зафиксирован вообще, а значительная часть студентов (45%) продемонстрировала высокий уровень познавательного интереса (рис. 2).
Рисунок 2 – Результаты повторного опроса студентов в контрольной и экспериментальной группах
Таким образом, опираясь на опыт работы в педагогическом вузе и результаты опросов студентов СГСПУ, мы пришли к выводу, что конкурс учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности является эффективным средством развития познавательного интереса будущих учителей. Участие в данном конкурсе мотивирует студентов к изучению актуальных проблем современного естествознания, формирует у них представления о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей ее целостность и многообразие. Кроме того, подготовка учебно-исследовательского проекта дает возможность обучающемуся получить ряд знаний, умений и навыков, составляющих основы универсальных компетенций педагога: ознакомиться с системой методов и принципов научного исследования, его структурой, правилами написания и оформления исследовательской работы; проявить свои творческие способности; усовершенствовать умения и навыки работы с цифровыми ресурсами и инструментами. Считаем, что проектно-исследовательское направление самостоятельной работы студентов педагогического вуза необходимо развивать, так как его результаты соответствуют запросам современной системы образования и общества в целом.
Об авторах
Екатерина Дмитриевна Макеева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: makeeva.ed@mail.ru
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, СамараДенис Константинович Макеев
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: denis.makeev.97@mail.ru
аспирант кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараСписок литературы
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. 134 с.
- Бондаревский В.Б. Познавательный интерес личности // Народное образование. 1996. № 1. С. 26–28.
- Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. 216 с.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. М.: МГУ, 1962. 267 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 473 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения / под ред. В.В. Рубана. Киев: Рад. школа, 1974. 288 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
- Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
- Глотова А.С. Методы активного обучения как средство развития познавательного интереса студентов вузов // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 5 (21). С. 839–843.
- Герасимова М.А. Развитие познавательного интереса студентов в процессе становления их профессионально-педагогической культуры // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 6 (54). С. 25–31.
- Дробышева И.В., Дробышев Ю.А. Учебно-исследовательские проекты как средство повышения мотивации студентов к изучению математики // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: мат-лы XV междунар. науч.‐практ. конф. (Пенза, 17–18 апреля 2019 г.) / под общ. ред. М.А. Родионова. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 77–80.
- Иляшенко Л.К. Учебно-исследовательский проект как средство формирования практических умений студентов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сб. ст. по мат-лам V всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 20 ноября 2018 г.). Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2018. С. 124–127.
- Киселева И.А. Развитие познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2011. 208 с.
- Котова Л.Б. Проблемы развития познавательного интереса у студентов // Социальная политика и социология. 2010. № 10 (64). С. 262–269.
- Любимова Г.А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытно-поисковой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 23 с.
- Пахомовская К.С. Роль современных педагогических технологий в развитии познавательных интересов студентов // Студенческий вестник. 2022. № 19–2 (211). С. 57–58.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 368 с.
- Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение – инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации: сб. мат-лов VI междунар. молодежной науч. конф., посв. 70-летию основания Физико-технологического института УрФУ (Екатеринбург, 20–24 мая 2019 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. С. 349–358.
- Макеева Е.Д. Использование образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Естественнонаучная картина мира» // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 21–25.
- Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Добудько Т.В., Кечина О.М., Подлесова С.Е. Влияние конкурсной творческой состязательности на повышение качества профессиональной подготовки студентов вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12, № 1 (42). С. 7–11.
