Закономерности модернизации образования и повышения качества образовательных услуг

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрываются основные тенденции современного образовательного процесса, на основании которых актуализируются закономерности модернизации образования и повышения качества образовательных услуг. Процесс модернизации понимается как последовательная смена образовательных практик под влиянием социально-экономических и культурных факторов. Анализ изменений в системе образования в условиях цифровизации и информатизации общества позволил выстроить образовательную парадигму, в которой установлена пропорциональность качества предоставляемых образовательных услуг целям образования, потребностям общества, а также условиям образования и возможностям науки в конкретный период времени. Данная парадигма позволяет проследить причинно-следственную связь между социокультурным контекстом и изменениями в системе образования как некоторой формы адаптивной реакции обучающихся и педагогов. На ее основании закономерности модернизации образования понимаются как педагогические явления, которые актуализируются на разных этапах развития образовательного процесса с новой силой и определяют тем самым некоторую периодичность в учебном процессе и дидактическую традиционность. Выстраивание образовательного процесса с учетом гносеологических и психологических закономерностей модернизации образования представляется конструктивным педагогическим решением, которое позволит образовательным организациям сегодня сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Полный текст

В последние десятилетия в системе образования произошли изменения, которые затронули его содержание и имели формальное выражение в новой градации академических уровней. Сегодня отечественными педагогами определены наиболее эффективные формы работы с обучающимися, позволяющие совмещать контактную работу с дистанционными образовательными технологиями. Появление новых подходов и форм организации образовательного процесса объясняется необходимостью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Требования к компетенциям современного специалиста обусловливают поиск наиболее эффективных форм работы с обучающимися с целью формирования необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

При всем многообразии новых методических приемов, используемых в высшем образовании, образовательный процесс в своей основе восходит к передаче накопленных знаний и опыта. Данный принцип продолжает оставаться доминирующим и определять специфику дидактики XXI века. Сегодня целесообразно говорить о дидактической традиции, сложившейся на протяжении десятилетий, но которая в силу влияния ряда социокультурных факторов подвергалась некоторым трансформационным изменениям. Сам факт подобных изменений свидетельствует о сформированной закономерности в системе образования и актуализирует, в свою очередь, во-первых, идею преемственности дидактических принципов и, во-вторых, идею актуальной адаптации современного образовательного процесса в условиях модернизации.

Вопрос о закономерностях в образовании является предметом научного описания в хрестоматийных трудах по педагогике П.И. Пидкасистого [1], И.П. Подласого [2], В.А. Сластенина [3], А.В. Хуторского [4] и др. Исследователи отмечают, что изучение закономерностей в педагогике позволяет выявить общие и частные тенденции дидактической системы в целом и увидеть важную для педагога связь между условиями и результатами образовательной деятельности. Эффективность в организации образовательного процесса является одним из основных показателей работы теоретиков и педагогов-практиков. Вопросу о том, как образование должно реагировать на требования времени, посвящены научные изыскания большинства современных исследователей. В силу возрастающей роли информационно-коммуникационных технологий в системе образования происходят изменения, предполагающие быструю адаптивную реакцию как обучающихся, так и преподавателей. Так, в условиях цифровизации ключевым является вопрос о качестве предоставляемых образовательных услуг. Реалии и перспективы дистанционного образования как нового этапа в истории отечественного образования осмыслены в работах В.Н. Аниськина, В.И. Богословского [5], А.В. Глузмана, Н.В. Горбуновой [6].

В условиях эпидемиологической ситуации весной 2020 года образовательные организации вынуждены были осуществлять образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Такой формат работы заставил задуматься о готовности педагогов разных предметных областей к дистанционным формам работы с обучающимися. С.А. Севастьянова отмечает, что «степень готовности к этому вызову учебных заведений, педагогических и управленческих кадров стала критерием оценки статуса учебного заведения, квалификации его сотрудников, признаком профессионализма (или его отсутствия)» [7, с. 279].

Актуальность обращения к вопросу о закономерностях модернизации и повышении качества образовательных услуг обусловлена, прежде всего, тем, что наблюдение за развитием дидактического процесса создает условия для поиска наиболее конструктивных педагогических решений. В данной статье предпринимается попытка осмыслить, как изменяется образовательная традиция в условиях модернизации системы образования и определить закономерности подобных изменений.

В Новой философской энциклопедии закономерности толкуются как «относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития» [8, с. 156]. Под закономерностями в педагогике принято понимать «объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» [1, с. 176].

Благодаря наблюдениям И.П. Подласого, в отечественной дидактике утвердился подход, в соответствии с которым принято выделять ряд общих и конкретных закономерностей в процессе обучения. В нашей работе наблюдения ученого используются в качестве методологической основы для выявления закономерностей модернизации образования и повышения качества предоставляемых услуг. Поэтому рассмотрим общие и конкретные закономерности и выделим ключевую парадигму закономерностей модернизации образования.

К общим закономерностям И.П. Подласый относит закономерности цели, устанавливающие пропорциональную связь между целями образования, потребностями общества и возможностями педагогической науки; закономерности содержания, которые подчеркивают, что содержание образования определяется не только потребностями общества, но и индивидуальными возможностями обучающихся и уровнем материально-технического обеспечения образовательной организации; закономерности качества, определяющие зависимость качества образования в настоящий момент времени от качества образования на предыдущих этапах; закономерности методов обучения, которые обусловливают связь качества предоставляемых образовательных услуг и корректность выбора и применения соответствующих методов; закономерности управления обучением, актуализирующие потребность в обратной связи; закономерности стимулирования, подчеркивающие значимость мотивации обучающихся, ее роли в достижении высоких результатов в обучении [2, с. 164–165].

С учетом выделенных закономерностей представляется возможным построение следующей парадигмы: «цель образования – потребности общества – условия образования – возможности науки – качество образования». Данная парадигма демонстрирует причинно-следственную связь качества образовательных услуг и цели обучения и выступает в роли механизма, проясняющего закономерности модернизации образования на современном этапе.

К конкретным закономерностям И.П. Подласый относит те, которые обнаруживают связь качества обучения с рядом дидактических и экстрадидактических компонентов обучения – например, познавательные способности обучающихся детерминируют гносеологические закономерности; заинтересованность дисциплиной и вовлеченность в учебный процесс определяют психологические закономерности; коммуникативные способности всех субъектов образовательного процесса формируют кибернетические и социологические закономерности; корректно выбранные формы работы определяют организационные закономерности, основным показателем которых является активность педагога и обучающихся.

В условиях модернизации системы образования и повышения качества образовательных услуг выстраивание образовательного процесса с учетом общих и конкретных закономерностей представляется единственно возможным условием соответствия уровня учебного заведения требованиям времени.

Модернизация образовательного процесса обусловлена уровнем развития общества и зависит от возможностей педагогической науки в конкретный период времени [9]. Первое, что обращает на себя внимание сегодня, в эпоху информационного общества, – это порядок предоставления и получения образовательных услуг. Образование уже не воспринимается только как способ передачи педагогом накопленного опыта предыдущих поколений и получение некоторого объема знаний новым поколением, и потому критерий возраста не играет ключевой роли в организации современного образовательного процесса. Значимым является критерий профессионализма – способности к получению высоких результатов при выполнении того или иного вида деятельности. Так, для качества предоставления образовательных услуг показателен критерий профессионализма, качество же получения зависит от мотивированности обучающегося и определяется степенью его заинтересованности и вовлеченности в учебный процесс.

Образовательные организации для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг вынуждены отвечать на вызовы времени открытием актуальных образовательных программ. В условиях рыночной экономики механизмом сохранения конкурентоспособности вузов являются именно образовательные услуги как «совокупность знаний умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [10, с. 10].

Как показывает опыт, повышение качества образовательных услуг – это социально обусловленное явление. В условиях всеобщей цифровизации внимание методистов и педагогов-практиков обращено к вопросу о том, каким должно быть взаимодействие обучающегося и преподавателя. Изменения, касающиеся увеличения роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процесс, закреплены на нормативно-документальном уровне Так, принятая на 2018–2025 годы Государственная программа «Развитие образования» предусматривает в числе приоритетных проектов становление вузов как инновационных центров и развитие цифровой образовательной среды [11]. Новая редакция Программы определяет основные цели – сохранение качества образования, обеспечение доступности образования и развитие онлайн-образования [11].

Вполне закономерным представляется появление в последние десятилетия наряду с институционализированной формой образования, поддерживающей репродуктивную модель трансляции знаний, неинституционализированного образования, ориентированного преимущественно на самостоятельность в получении знаний посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Как отмечают В.Н. Аниськин и В.И. Богословский, «проблема человеко-машинного взаимодействия в условиях дальнейших компьютеризации, интернетизации, сетевизации, цифровизации, онлайнизации и виртуализации сферы образования будет только лишь обостряться, а задача определения эффективных интеграционных механизмов обучения и воспитания учащихся будет становиться все актуальнее» [5, с. 310].

Модернизация образования в соответствии с требованиями времени включает несколько этапов. Как правило, началом модернизации выступает первый этап, на котором существующие в образовании учебные практики обнаруживают свою неэффективность в некоторых видах деятельности, возникает необходимость в повышении качества предоставляемых образовательных услуг. Показателен с этой точки зрения переход в отечественной и мировой педагогике от механизма трансляции знаний к механизмам, которые задействуют познавательную активность обучающихся в качестве основного источника информации.

Идея о продолжении самообразования в течение жизни подкреплена необходимостью специалиста в повышении своей квалификации, во-первых, для получения высоких результатов в профессиональной деятельности [12], а во-вторых, для сохранения собственной конкурентоспособности на рынке труда [13–16]. Реализация непрерывного дополнительного образования возможна через организацию программ дополнительного профессионального образования, которое сегодня поддерживает «наиболее тесные обратные связи между рынком образовательных услуг и рынком труда», а также осуществляет адаптацию «результатов деятельности системы образования к потребностям рынка труда» [17, с. 79].

Второй этап модернизации предусматривает апробацию новых видов работы с последующим подтверждением их эффективности – это, с свою очередь, позволяет им закрепиться в качестве актуальных образовательных практик в конкретный период развития общества, а также выбор образовательных технологий, ориентированных на формирование у обучающихся социальной компетентности, представляющей собой «обобщенный результат профессионального образования современного специалиста, способного самостоятельно определять жизненные и профессиональные перспективы и траектории» [18, с. 55]. Отметим, что в данном случае корректно учитывать ряд внешних – социально-экономических и культурных факторов, предопределяющих содержание образования.

В образовательной парадигме, актуализирующей причинно-следственную связь между условиями и результатами обучения, очевидно существенное влияние внешних факторов:

  • на ранней стадии человеческого образования закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшего обучения и жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость получения качественного образования и образовательных услуг;
  • развитие науки и техники, цифровизация общества приводит к необходимости повышать качество образовательных услуг;
  • появление «топовых» профессий, «смена» профессий (устаревание и неактуальность одних и появление новых профессий), ориентация на профессии будущего обусловливает необходимость расширения спектра образовательных услуг;
  • мобильность, в т.ч. и профессиональная, требует от специалиста освоения новых дополнительных компетенций, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции с различными видами деятельности;
  • реализация принципа «образование в течение всей жизни» предполагает предоставление образовательных услуг с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей, интересов, потребностей взрослых людей к образованию;
  • качественный арсенал методического и материально-технического сопровождения (учебники, пособия, методические рекомендации, обучающие программы) создает благоприятные условия для организации эффективной самостоятельной работы.

Модернизация образования в условиях рыночной экономики вызвана необходимостью повышения конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг, поскольку качество образовательных услуг напрямую задает степень удовлетворенности общественных и личных потребностей человека. Обратимся к социокультурным факторам, предопределяющим основные закономерности модернизации отечественного образования.

В связи с расширением представлений человека об окружающем его мире меняются и познавательные возможности человека: свободный доступ к интересующей информации увеличивает степень самостоятельности в процессе познания, и, как результат, актуализируется гносеологическая закономерность в образовании, в соответствии с которой определяется пропорциональность познавательной способности обучающихся продуктивности обучения. Сегодня первостепенное значение приобретает, во-первых, корректирующая роль педагога, способного организовать познавательную деятельность обучающихся в соответствии с предусмотренными учебным планом и программой целью, задачами и формируемыми компетенциями в рамках той или иной дисциплины. Во-вторых, качество образования во многом зависит от способности обучающегося самостоятельно организовать процесс познания. Культура самоорганизации, понимаемая как «личностное образование, интегрирующее способности к самоуправлению, рациональной организации учебно-познавательной деятельности, стремление к их совершенствованию и осознание личностной ценности таких способностей» [19, с. 28], является залогом высокой результативности в образовательной деятельности.

Психологическая закономерность в условиях модернизации образовательного процесса реализуется, в первую очередь, во взаимосвязи эффективности процесса обучения и осознанности самого обучающегося. От способности обучающегося соотносить получаемые знания с профессиональной компетентностью в будущем во многом зависит степень его вовлеченности в процесс обучения, его добросовестное отношение к изучению как общеобразовательных, так и профессионально ориентированных дисциплин программы.

В результате анализа актуальных тенденций в системе образовании, в том числе и тех изменений, которые уже закреплены на нормативно-правовом уровне, считаем целесообразным определять закономерности модернизации образования как педагогические явления, которые актуализируются на разных этапах развития образовательного процесса с новой силой, задавая тем самым некоторую периодичность и традиционность. За время становления образования в России оформилась отечественная дидактическая традиция – некоторого рода закономерность, устанавливающая причинно-следственную связь между содержанием образования и получаемыми результатами в обучении и воспитании. Важно помнить о корреляционной связи содержания образования с социокультурными факторами, параметризирующими образовательные технологии в конкретный исторический период времени.

Таким образом, данные закономерности являются структурообразующими в системе современного образования, поскольку позволяют проследить взаимосвязь результативности обучения и его содержания. Ориентация на гносеологическую и психологическую закономерности в современной высшей школе обусловлена необходимостью рационализировать познавательную деятельность обучающихся с учетом формируемых профессиональных компетенций. Осознанный подход к обучению возможен в случае понимания обучающимися причинно-следственной связи между получаемыми знаниями и уровнем их профессионального мастерства в будущем. Представляется, что именно ориентация обучающихся на высокие результаты на завершающем этапе образования является основным критерием осознанного подхода к обучению с достаточно высокой степенью самостоятельности в организации своей познавательной деятельности.

×

Об авторах

Игорь Олегович Петрищев

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: pi3@mail.ru

кандидат технических наук, ректор, доцент кафедры информатики

Россия, Ульяновск

Список литературы

  1. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 638 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2006. 365 с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  4. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2017. 720 с.
  5. Аниськин В.Н., Богословский В.И. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 305–311.
  6. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Дистанционное образование: реалии и перспективы // Гуманитарные науки. 2020. № 2 (50). С. 51–57.
  7. Севастьянова С.А. Дистанционное обучение: компетентность преподавателя (на примере предметной области «Математика») // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 279–283.
  8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. М.: Мысль, 2010. 744 с.
  9. О долгосрочной государственной экономической политик: прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596.
  10. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 211 с.
  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] // http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.
  12. Key competences for adult learning professionals / B.J. Buiskool, S.D. Broek, J.A. van Lakerveld, G.K. Zarifis, M. Osborne. Zoetermeer, 2010. 157 p.
  13. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е.Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 37–46.
  14. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденко, Н.В. Латова, Ю.В. Латов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 433 с.
  15. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн [и др.]. М.: Макс-Пресс, 2007. 340 с.
  16. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7. С. 106–109.
  17. Диденко Д.В. Дополнительное профессиональное образование и повышение его эффективности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. С. 78–107.
  18. Ромаева Н.Б., Кузьмина С.В. Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47). С. 54–60.
  19. Смоляр А.И., Князькова О.Н. Развитие культуры самоорганизации личности студента вуза средствами арт-педагогики: монография. Самара: СГСПУ, 2018. 182 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петрищев И.О., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.