Система дополнительного образования в области промышленной безопасности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Появление современных предприятий и модернизация производств на существующих производственных объектах порождают потребность в подготовленных сотрудниках в различных сферах деятельности. А с учетом того, что изменения, происходящие в информационных технологиях, и проникающая всюду текущая цифровизация экономики накладывают свой отпечаток на требования к персоналу, процесс обучения необходимых специалистов заметно усложняется. Вопросы подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей промышленности постоянно находятся в центре внимания как представителей образовательного сообщества, так и работодателей. Причем актуальность этой тематики для последних становится еще и одним из условий конкурентного противостояния на рынках продукции или услуг. Очевидно, что при прочих равных условиях хорошо подготовленный персонал дает именно то конкурентное преимущество, которое позволяет предприятию выстоять, а работодателям получить прибыль. Сформированный штат высококвалифицированных сотрудников дает возможность обеспечивать успешную деятельность организации на постоянной основе. Комплектование штата сотрудников предприятия происходит как за счет перехода работников с других предприятий, так и за счет выпускников высших учебных заведений. В таких условиях, при отсутствии на сегодняшний день качественных систем подготовки обучающихся в большинстве вузов, возрастает значимость дополнительного профессионального образования.

Полный текст

Введение

Не секрет, что уровень подготовки выпускников вуза сегодня, по различным причинам, оставляет желать лучшего, в данном случае трудно не согласиться с авторами [1; 2]. В дальнейшем, попадая на предприятия, они стараются адаптироваться в коллективе, при этом подведение их к требуемому уровню неизбежно занимает определенное время. В данном случае и для этой категории работников предприятия, и для уже отработавших какое-то время сотрудников важным инструментом по доведению их компетентности до уровня запроса работодателя является дополнительное образование. К числу подвидов дополнительного образования относится дополнительное профессиональное образование, оно является важным элементом системы формирования компетентности любого специалиста. В процессе прохождения дополнительного профессионального образования человек, безусловно, должен улучшать свое профессиональное развитие [3].

В соответствии с требованиями законодательства [4–6], руководители и специалисты в области промышленной безопасности обязаны проходить дополнительное профессиональное образование с периодичностью один раз в пять лет – лица, не прошедшие эту процедуру, не допускаются к работе.

Проведение занятий в рамках дополнительного профессионального образования осуществляют образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию, в основном это различные учебные центры, в том числе при самих предприятиях.

Соответственно, образовательный процесс предусматривает разработку определенных рабочих программ, в основе которых лежат типовые программы. Если говорить о направлениях деятельности в области промышленной безопасности, то такие типовые программы утверждаются Ростехнадзором [3]. Типовые программы, утвержденные Ростехнадзором [7], охватывают двенадцать направлений деятельности. Данные программы могут быть использованы при подготовке персонала, занятого в конкретных отраслях промышленности, а также привлеченного для эксплуатации отдельных технических устройств, размещенных на опасных производственных объектах. При необходимости на их базе может быть сформирована практически любая рабочая программа, учитывающая все особенности деятельности персонала, выполняющего широкий спектр должностных обязанностей в области промышленной безопасности.

Следовательно, только при ответственном отношении образовательных организаций к формированию программ профессионального обучения возможно достижение планируемых результатов.

Основная часть

Контрольной процедурой, в ходе которой проверяется наличие знаний в области промышленной безопасности, является аттестация в территориальной комиссии Ростехнадзора или комиссии предприятия. Ее периодичность, в соответствии с законодательством [6], для руководителей и специалистов – один раз в пять лет. Процедура аттестации происходит с использованием Единого портала тестирования (ЕПТ) [4]. ЕПТ представляет собой централизованный интернет-портал, который дает возможность персоналу проходить проверку знаний в области промышленной безопасности путем участия в компьютерном тестировании. По результатам тестирования экзаменуемому выдается на руки выписка из протокола, информация о проведенном мероприятии заносится в информационную систему для систематизации и хранения.

Области аттестации определены соответствующим приказом Ростехнадзора [8], в котором по каждому направлению аттестации приводятся ссылки на нормативно-правовые документы, изучение которых необходимо. В целом деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов охватывает достаточно большой перечень вопросов для изучения. В соответствии с законодательством [6], руководители и специалисты организации должны знать, например, требования:

  • к организации и осуществлению производственного контроля;
  • к проведению экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств;
  • к осуществлению работ по техническому освидетельствованию, диагностике, испытаниям и измерениям;
  • к действиям при локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
  • к организации и проведению расследования аварий и несчастных случаев и их учету;
  • к аттестации и подготовке персонала;
  • к консервации, ликвидации и утилизации опасных производственных объектов;
  • к оформлению эксплуатационной документации;
  • к предоставлению информации в надзорные органы и многое другое.

Как видно из перечисленного, даже в первом приближении процесс формирования нужных компетенций у персонала потребует как времени, так и личных усилий аттестуемых, а по отдельным вопросам, возможно, и дополнительного обучения.

Казалось бы, все просто и понятно, следуй алгоритму: получи дополнительное профессиональное образование, занимайся самоподготовкой к экзамену и успешно проходи аттестацию. И в реальности, безусловно, основной задачей всех аттестуемых является получение положительной оценки по результатам аттестации. В силу этого было бы правильным установить зависимость между результатом проверки знаний и подготовкой аттестуемых в учебных заведениях. На практике это не работает, так как во главу угла ставится задача не получения знаний и, соответственно, формирования компетенций, а самый упрощенный вариант обучения – заучивание вариантов ответов на экзаменационные тесты. Хотя и это было бы не самым худшим вариантом учебного процесса, если бы в дальнейшем не выяснялось, что фактически около 20% аттестуемых в территориальной комиссии Ростехнадзора не проходят проверку знаний с первого раза, то есть планируемый результат не достигается. Соответственно, налицо наличие проблемы в организации и осуществлении самого процесса дополнительного профессионального образования.

Проведенный мониторинг ситуации показал, что среди основных причин «неудов», называемых аттестуемыми при опросе на выходе:

  • недостаточное время на подготовку в связи с загруженностью на работе – 23%;
  • отсутствие времени во внерабочее время для подготовки к тестированию – 17%;
  • несоответствие вопросов тестов материалу, изучаемому в учебных заведениях, при подготовке к тестированию – 37%;
  • отсутствие в его производственной деятельности соприкосновения с темой, по которой сформулирован вопрос теста – 8%;
  • неуверенность при выборе правильных вариантах ответов при тестировании – 15%.

Анализ содержания причин предполагает два направления их решения, одно – производственное и второе – образовательное. Первое связано с наличием мотивации у персонала к более глубокому изучению учебного материала – зона ответственности руководителя предприятия, второе затрагивает вопросы повышения качества образовательного процесса – задача учебного заведения. В данном случае под качеством образования, соглашаясь с автором [9], мы понимаем некий процесс получения обществом личности, обладающей соответствующим интеллектом. Только при таком подходе можно гарантировать достижение обучающимися предполагаемых результатов обучения [10].

Оптимальным вариантом решения этих задач было бы привлечение к обучению руководителями предприятий, образовательных учреждений, располагающих возможностями проведения дистанционного обучения с использованием соответствующих электронных образовательных ресурсов, сформированных по каждой области аттестации, в соответствии с программами, разработанными на основе типовых программ, утвержденных Ростехнадзором. В настоящее время разработчиками предлагаются различные системы поддержки электронного обучения [2; 11–13], основная задача которых – обеспечить доступность обучения для всех категорий обучающихся [14–16].

Данные контенты, записанные компетентными преподавателями, позволили бы персоналу предприятий иметь возможность изучать учебный материал и готовиться к аттестации в любое время, да и процесс усвоения был бы куда более результативным. И в таком случае подготовка к экзамену у обучающегося будет происходить по направлению постепенного формирования соответствующих профессиональных компетенций по областям промышленной безопасности, а это впоследствии позволит ему уверенно сориентироваться при выборе правильных ответов при тестировании. При этом под профессиональной компетенцией будем рассматривать способность специалиста мобилизовать необходимые навыки, умения и знания для решения возникающих проблем [9]. Для специалиста в области промышленной безопасности это очень важное качество, его наличие позволяет минимизировать риски возникновения негативных событий на опасных производственных объектах в условиях действующего производства.

Заключение

Подводя итоги сказанному, отмечаем отсутствие системности в реализации процесса дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, в том числе по причине отсутствия единообразия понимания важности качества обучения специалиста всеми участниками процесса подготовки персонала, а также недостаточного применения современных технологий дистанционного обучения.

Безусловно, проведение периодического мониторинга состояния подготовки персонала в ходе проведения аттестации не дает ответа на все вопросы, возникающие при осуществлении дополнительного профессионального образования, но использование его результатов при разработке технологий проведения обучения позволит, на наш взгляд, поднять уровень подготовки персонала.

×

Об авторах

Андрей Львович Панишев

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Автор, ответственный за переписку.
Email: tol-rostehnadzor@yandex.ru

начальник Тольяттинского межтерриториального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью

Россия, Тольятти

Лариса Николаевна Горина

Тольяттинский государственный университет

Email: gorina@tltsu.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления промышленной и экологической безопасности

Россия, Тольятти

Список литературы

  1. Фетисова О.В., Шеховцов В.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 5. С. 287–296.
  2. Нефедова Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 127–133.
  3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  4. Об утверждении Временного порядка предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2019 г. № 424.
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики: федеральный закон от 29.07.2018 № 271-ФЗ.
  6. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
  7. Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 апреля 2020 г. № 155.
  8. Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. № 233.
  9. Бусыгина А.Л., Гусев В.А., Левина С.В., Лисачкина В.Н., Карнаухов Г.З., Павловский В.А. Система переподготовки преподавательских кадров и ее роль в повышении качества образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 6. С. 12–17.
  10. Бусыгина А.Л., Чигина Н.В. Интегративный подход к формированию культурологической компетентности студентов инженерных специальностей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Педагогика. 2009. Т. 11, № 4 (4). С. 829–833.
  11. Селихина А.В. Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности» // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 2. С. 397–403.
  12. Краснова Т.И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 634–636.
  13. Ибрагимова О.В., Кузнецова Н.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18, № 3. С. 421–435.
  14. Долгая О.И. Дистанционное обучение за рубежом на современном этапе // Школьные технологии. 2019. № 2. С. 9–16.
  15. Долгая О.И., Тагунова И.А. Доступность качественного образования для всех как мировая тенденция в общем образовании // Школьные технологии. 2019. № 1. С. 3–10.
  16. Арутюнова А.Е., Лазаренко Л.А., Лаврентьева А.В. Перспективы развития дистанционного обучения в современной России // Вестник Академии знаний. 2019. № 5 (34). С. 20–26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Панишев А.Л., Горина Л.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.