Ценностная ролевая игра как метод формирования нравственной культуры будущего учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье обосновывается важность формирования нравственной культуры студента – будущего учителя; аргументируется значение ценностей, реализуемых в ценностно-ориентационной деятельности учителя, как моральных ориентиров, указывающих на путь духовного обновления общества; показывается взаимосвязь ценностно-ориентационной деятельности педагога и его нравственной культуры; утверждается, что эффективным методом формирования нравственной культуры будущих учителей является ценностная ролевая игра; показывается общее и различное ценностной ролевой игры и этического диалога; обосновываются различия спонтанных, осуществляемых в спонтанно возникающей на занятии педагогической ситуации с ярко выраженным ценностным содержанием, и специально подготовленных, разыгрываемых по специально подготовленному сценарию, ценностных ролевых игр; приводятся примеры спонтанных и специально подготовленных ценностных ролевых игр; обосновывается значение ценностных ролевых игр в осмыслении студентом – будущим учителем своего назначения в жизни и особенно в предстоящей профессиональной деятельности, а также в поиске моральных жизненных и педагогических ориентиров; приводятся доказательства того, что в процессе участия в ценностных ролевых играх будущие учителя, овладевая знанием о моральных ориентирах ценностно-ориентационной деятельности педагога, извлекают из этого знания новые для них идеи, преобразуемые впоследствии в принципы, становящиеся основаниями этико-педагогической деятельности как деятельности ценностно-ориентационного типа; раскрывается назначение ценностной ролевой игры как метода формирования нравственной культуры студента – будущего учителя: ценностная ролевая игра позволяет организовывать взаимодействия студентов с ценностями, проясняющими смысл педагогической деятельности, жизни, назначение учителя в жизни.

Полный текст

В современном обществе, столкнувшемся в результате происходящих социально-экономических изменений, повлекших за собой изменения в нравственной жизни общества и отдельных людей, с дефицитом человечности в межличностных отношениях, обостряется интерес к культуре как способу существования человека. Культура, облагораживая человека, указывает ему и обществу на бесконечный путь нравственного развития. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность» [1, с. 429].

Воспитание человека культуры, стремящегося к непрерывному нравственному совершенствованию, – одна из важных задач, стоящих перед современным образованием, решение которой во многом зависит от педагога, претворяющего в жизнь национальные интересы утверждения в обществе нравственных идеалов путем сохранения и созидания нравственных ценностей, образующих ядро культуры «человечества (уровень общего), социальной группы (уровень особенного), личности (уровень единичного)» [2, с. 53]. Ценности, осуществляемые в ценностно-ориентационной деятельности педагога, являются указывающими на путь духовного обновления общества моральными ориентирами. Тем самым, учитель достигает цель – духовно обновленное общество, которая и есть собственно благо. Как утверждал Аристотель: «Если же у того, что мы делаем, существует всякая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради иной цели (ибо так мы уйдем в бесконечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно, что цель эта есть собственно благо, т.е. наивысшее благо» [3, с. 54–55].

Предмет ценностно-ориентационной деятельности педагога образуют нравственные ценности, которые заключены в объективной ценностной системе общества в целом, и в ценностной системе профессиональной группы учителей в особенности. Приобщение будущих учителей к данным ценностям происходит в рамках ценностно-ориентационной деятельности, являющейся «инвариантной стороной познавательной, преобразовательной» [4, с. 74] и любой иной деятельности. По утверждению В.С. Леднева, «ценностно-ориентационная сторона деятельности входит во все другие ее стороны, пересекаясь с ними» [4, с. 79].

Как это было обосновано нами, ценностно-ориентационная деятельность учителя напрямую связана с его нравственной культурой: «Нравственная культура учителя есть опыт ценностно-ориентационной деятельности, направленной на приобщение учащегося к нравственным ценностям, которые, являя себя в образе учителя, в образе его мыслей и действий, проецируются на нравственность учащегося, выстраивают основанные на утверждении достоинства личности учащегося доверительные отношения между педагогом и учащимися, вызывают в учителе и в учащемся соощущение человечности, благородства, человеколюбия» [5, с. 16]. Таким образом, формирование у педагога опыта ценностно-ориентационной деятельности позволит развивать его нравственную культуру. Среди методов формирования такого опыта особое место занимает ценностная ролевая игра.

Как показывает анализ научной периодики последних лет, ролевая игра в условиях вуза используется чаще всего при обучении иностранным языкам [6–8 и др.]. Используются ролевые игры и в процессе преподавания других предметов, например истории [9], физической культуры [10]. В меньшей мере освещается проблема использования ролевых игр при осуществлении воспитательного процесса в вузе [11]. Что касается ценностной ролевой игры, то такой метод воспитания в научной периодике не представлен.

Мы рассматриваем ценностную ролевую игру как модификацию ролевой игры. Одним из достоинств последней является «способность вызвать эмпатию. Ролевая игра помогает перешагнуть через барьер неприятия, а может быть, и неприязни, поскольку ситуация объединяет студентов, создает доброжелательную атмосферу и требует от участников большой отдачи, так как степень вовлечения в нее интенсивна, а значит, предполагает активное действие» [12, с. 213]. Этой же способностью обладает и ценностная ролевая игра.

По своей сущности ценностная ролевая игра близка этическому диалогу, так как предполагает вовлечение студентов в диалогическое взаимодействие, в основаниях которого находятся ценности. Однако между данными методами есть и явное различие. Этический диалог, как утверждает В.П. Бездухов, «пробуждая у студентов интерес к этике, формируя у них потребность в этических и моральных знаниях, способствует усвоению будущими учителями сущности категорий педагогической этики, норм и принципов педагогической морали, их теоретическому осмыслению, показывает правильность и точность их употребления в общении и вред смешения понятий при неправильном их применении» [13, с. 87]. В то время как ценностная ролевая игра ориентирована на организацию взаимодействия будущих учителей с ценностями, которые проясняют им смысл профессиональной деятельности, смысл назначения самого учителя как несущего своим ученикам добро и истину.

Методика проведения ценностных ролевых игр выстраивается на основе методик организации ролевых и деловых игр, разработанных С.Д. Неверковичем [14], Л.Т. Ретюнских [15], В.А. Трайневой [16] и др.

Использование ценностных ролевых игр для формирования нравственной культуры будущих учителей необходимо начинать с первого курса. Эти игры можно проводить на семинарских, практических занятиях, на итоговых конференциях по педагогической практике, в разных организационных формах воспитания. Ценностные ролевые игры могут проводиться как спонтанно (экспромтом) в процессе обучения и воспитания, так и быть специально подготовленными. Спонтанное проведение ценностной ролевой игры возможно в том случае, если на занятии либо во внеаудиторной работе со студентами возникает педагогическая ситуация с ярко выраженным ценностным содержанием. Здесь нет сценария. Преподаватель действует, исходя из ситуации, что требует от него, конечно, высокого профессионального мастерства. В случае специально подготовленной игры присутствует заранее разработанный сценарий.

В рамках спонтанно проводимой ценностной ролевой игры студенты – будущие учителя берут на себя роль ученого, мыслителя, в суждениях которого о каком-либо социальном, нравственном явлении, феномене и т.д. явно или неявно проявляется какая-либо конкретная ценность. Чаще всего это становится возможным на семинарских занятиях. Приведем пример из курса «История образования». Изучается античная педагогика. Студентам необходимо найти моральное объяснение истинности суждения Сократа о том, что в стремлении к счастью правильность пользования вещами и благополучие дает нам знание; должно, по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым [17, с. 125]. В процессе такого поиска будущие учителя выполняют роли персонажей диалога «Евтидем», представленного в труде Платона «Диалоги». Это Сократ, Клиний, Евтидем. Преподаватель руководит диалогом с помощью вопросов, отвечая на которые будущие учителя и выполняют обозначенные роли.

Еще один пример. В ходе дискуссии, содержанием которой является выяснение ценностных оснований педагогических действий, эффективных форм взаимодействия со школьниками, в процессе аргументации нравственных суждений студенты спонтанно выполняют роли. Так, выясняя истинность суждения Аристотеля: «не разум – начало и руководитель добродетели, а, скорее, движение чувств. Сначала должен возникнуть какой-то неосмысленный прорыв <…> а затем уже и разум произносит приговор и судит» [3, с. 357], будущие учителя выявляют истинность этого суждения с позиции чувств, разума, то есть выполняют роли: «Чувство», «Разум».

Дискуссии, которые возникают как на семинарских, так и на лекционных занятиях, могут быть переведены в рамки этического диалога либо ценностной ролевой игры. Однако, как показывает наш опыт работы с будущими учителями, эффективным для формирования опыта ценностно-ориентационной деятельности, а через него и собственно нравственной культуры будущих учителей является последовательное использование данных методов. Например, дискуссия о милосердии и справедливости как сторонах золотого правила нравственности, которая готовится студентами заранее, может быть переведена преподавателем в русло этического диалога на тему «Милосердие и справедливость», после чего будущим учителям предлагается организовать ценностную ролевую игру «О совести и стыде» (в отличие от спонтанной ценностной ролевой игре, о которой речь шла выше, эта игра является специально подготовленной и проводится по конкретному сценарию). Для организации дискуссии, затем этического диалога и, наконец, ценностной ролевой игры студенты используют работы В.С. Соловьева [18] и И.А. Ильина [19].

Представим основные моменты ценностной ролевой игры «О совести и стыде». В роли ведущего выступает студент. Это не просто ведущий. Его роль – «Учитель мысли» (терминология Ю. Хабермаса [20, с. 8]).

Начинается игра с вводной части, в рамках которой будущими учителями озвучиваются сообщения о совести и стыде. Затем студенты излагают суждения В.С. Соловьева и И.А. Ильина о совести и стыде в статусе ценностей. Поясним, что студенты уже знакомы с тем, что понятия морали обладают значением ценностей. Для того, чтобы изложить данные суждения, будущие учителя в процессе подготовки к игре изучают труды мыслителей. Это «Оправдание добра: нравственная философия» В.С. Соловьева [18] и «Путь к очевидности» И.А. Ильина [19]. Далее, осмыслив содержание ценностей «совесть» и «стыд», студенты выполняют роли В.С. Соловьева и И.А. Ильина, вкладывая в уста мыслителей их суждения о стыде и совести: «Действительная совесть обязывает нас относиться должным образом ко всему» (В.С. Соловьев [18, с. 170]). «Вряд ли есть на свете человек, который не носил бы в душе своей ее голоса – пусть в самом первобытном, скрытом виде, так, если бы совесть изредка стучалась у его двери, или тишайшим голосом взывала к нему из глубины, или вдруг озаряла своим лучом его настроения и злодейства» (И.А. Ильин [19, с. 179] и др. В ходе игры студентам предлагается соотнести суждение И.А. Ильина о совести с суждением о совести Д. Локка, с точки зрения которого совесть есть «наше собственное мнение или суждение о нравственной правильности или порочности наших собственных действий» [21, с. 119]). После этого следует объяснение сути ценности «педагогическая совесть» и обоснование суждения: «совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают» (Гегель; цит. по: [22, с. 626]). Затем подводятся итоги ценностной ролевой игры. Студенты говорят о том, что они вынесли из игры, о том, насколько изменились (или не изменились) их представления о стыде и совести. Далее, если позволяет время, то на занятии, если нет, то дома, будущие учителя выполняют «Тест на оценку уровня интеллигентности личности» (В.И. Андреев [23, с. 238–246]). В рамках данного теста интеллигентность позиционируется как «интегральная характеристика высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой» [23, с. 243]. При выполнении теста студент сравнивает себя с неким эталоном интеллигентного человека, личностные качества которого основываются на определенных ценностях (добро, совесть, стыд и др.). Будущий учитель как бы примеряет на себя образ такого человека, пытается вжиться в роль, осуществляя взаимодействие с ценностями, проясняющими ему смысл назначения учителя как интеллигентной личности.

Осмысливая в процессе участия в ценностных ролевых играх свое назначение в жизни в целом и в будущей профессиональной деятельности в особенности, студент осуществляет поиск моральных жизненных и педагогических ориентиров. В качестве критериев оценки результатов такого поиска выступают ценности. Ориентация человека в мире ценностей осуществляется, как это доказывает А.В. Кирьякова, с помощью таких механизмов как поиск, оценка, выбор и проекция [24, с. 60–81].

О значении и собственной ценности такого поиска можно говорить в том случае «если человек, как это утверждается Г.С. Сухобской, в результате получает новую идею, которая, непременно, сразу или спустя определенное время найдет поддержку людей и которая, вызывая положительные эмоции у самого автора, стимулирует процесс его дальнейшего творчества» [25, с. 64]. Именно поиск позволяет будущему учителю открывать для себя идеи, которые трансформируются в нравственные правила и содержат нравственные максимы относительно организации педагогической деятельности и собственно ориентации в жизни. Идея как мысль о способе преобразования реального в направлении к идеальному приближает к этому идеальному. Так, идея добра приближает, говоря словами В.С. Соловьева, к возрастанию «добра в человечестве вообще» [18, с. 172].

Роли, исполняемые студентами в процессе ценностных ролевых игр, позволяют будущим учителям овладевать, во-первых, знанием о моральных ориентирах ценностно-ориентационной деятельности педагога, во-вторых, извлекать из этого знания новые для них идеи, которые впоследствии будут преобразованы в принципы, становящиеся основаниями этико-педагогической деятельности как деятельности ценностно-ориентационного типа. Специфика этико-педагогической деятельности как деятельности ценностно-ориентационного типа раскрыта В.П. Кобляковым, с точки зрения которого этико-педагогическая деятельность «направлена не просто на личность (что характеризуется воспитательную деятельность в целом), а на формирование личности определенного уровня» [26, с. 211] воспитанности. Мы полагаем, что такая деятельность представляет собой деятельность воспитания, в процессе которой происходит приобщение студента к ценностям, находящимся в основаниях нравственной культуры учителя. Целью этико-педагогической деятельности является формирование нравственной культуры будущего учителя. Такое понимание цели этико-педагогической деятельности вписывается в обоснованное нами понимание нравственной культуры учителя как опыта ценностно-ориентационной деятельности, необходимого для воспроизводства такой деятельности посредством воспитания и образования студента [27].

Ценностная ролевая игра позволяет организовывать взаимодействия студентов с ценностями, проясняющими смысл педагогической деятельности, жизни, назначение учителя в жизни. В этом заключается назначение ценностной ролевой игры как метода формирования нравственной культуры будущего учителя.

×

Об авторах

Ирина Михайловна Шадрина

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.shadrina.1960@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, временно исполняющий обязанности ректора

Россия, Мурманск

Список литературы

  1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  2. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  3. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  4. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  5. Шадрина И.М. Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя: автореф. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 47 с.
  6. Анюшенкова О.Н. ролевые игры в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 8–11.
  7. Деревянко А.А., Свистунов А.С. Применение метода ролевой игры в процессе обучения грамматике английского языка в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6–3 (96). С. 46–49.
  8. Левина Е.А., Лазутова Л.А. Использование ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8–1 (86). С. 207–210.
  9. Демина С.С. Ролевые игры и метод анализа конкретных ситуаций на практических занятиях по истории со студентами вуза // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 59–66.
  10. Еремин Р.В. Использование сюжетно-ролевой игры в физической подготовке курсантов вузов МВД // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 5–9.
  11. Майорова Т.Е., Савчина М.Д. Формирование культуры сотрудничества у студентов вуза посредством ролевой игры // Психология обучения. 2018. № 10. С. 104–113.
  12. Мурзубраимова Д.У., Акматов К.К. Значение использования ситуационно-ролевых игр в подготовке будущего учителя // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. С. 213–217.
  13. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.
  14. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. 205 с.
  15. Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: философские игры десять лет спустя. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 208 с.
  16. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практики проведения. М.: Дашков и К°: МАН ИПТ, 2005. 360 с.
  17. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
  18. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
  19. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
  20. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
  21. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 621 с.
  22. Мудрость тысячелетий: энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. 848 с.
  23. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 272 с.
  24. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГУ, 1996. 190 с.
  25. Сухобская Г.С. Взрослый человек в современной образовательной ситуации // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В 4 т. Т. III. Кн. 1. Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. СПб.: ИОВ РАО, 2000. С. 16–80.
  26. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  27. Шадрина И.М. Сущность, назначение и содержание этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 1. С. 43–48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шадрина И.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах