Модель развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается развитие готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств. Описываются направления международного технологического сотрудничества интегрированных корпораций. В работе представлены подходы и принципы (опережающего обучения, оперативности технологических знаний, глобального технологического императива, мотивации конкурентоспособности, интернационализации, социального партнерства, междисциплинарности), используемые в моделировании процесса развития готовности. Соотнесены условия деятельности будущего инженера в международно-интегрированных компаниях и возможности международной полипартнерской образовательной среды по моделированию условий инженерной деятельности в международно-интегрированных компаниях. Развитие готовности будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств осуществляется в ходе поэтапной непрерывной подготовки и разделением на следующие этапы: вводно-технологический, адаптационно-технологический и инициативно-технологический. Для оценки эффективности развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств используются мотивационный, профессионально-деятельностный (научно-технологический, организационно-управленческий, коммуникативный) и личностно-ресурсный критерии. В статье определен ряд показателей эффективности каждого из трех этапов: развитие дополнительных компетенций, знаний в сфере интеллектуализации, коммерциализации технологий, научно-исследовательская деятельность во время академической мобильности, научные публикации в международных журналах, опыт работы в международной компании.

Полный текст

Тенденции глобализации высокотехнологичных процессов в промышленности разворачивают международную интеграцию компаний и организаций [1]. Мировые нефтегазовые корпорации считают одной из важнейших задач для развития и обеспечения конкурентоспособности производства – международную интеграцию [2]. Взаимовыгодным форматом взаимодействия между заинтересованными компаниями является технологическое партнерство.

Основными направлениями международного технологического сотрудничества выступают технико-технологическое, сырьевое, научно-проектное, эколого-сберегающее и кадровое [3; 4].

Интенсивное участие компаний в процессах международной интеграции, определяемых необходимостью сохранения конкурентоспособности, развитием масштабных комплексных научно-технологических систем, наукоемкими инновациями, бурным развитием информационных технологий изменяют условия и содержание профессиональной деятельности инженера [5]. Будущий инженер должен обладать знаниями в передовых технологиях, быть готовым к новым трудовым функциям, способным креативно мыслить, осуществлять работу в интернациональной и межконфессиональной среде, постоянно самосовершенствоваться [6–12].

Это возможно в системе непрерывного профессионального образования, где каждый уровень вносит свой вклад в поэтапное формирование готовности специалиста [12–14].

Моделирование процесса развития готовности будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств осуществлялось по блочной схеме с выделением целевого, теоретического, структурно-процессуального, содержательного и оценочнo-рефлексивного блоков (рис. 1) [15].

 

Рисунок 1 – Модель развития готовности будущего инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств

 

При проектировании содержания и организации учебно-воспитательного процесса развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств были использованы компетентностный, интегративный и личностно-ориентированный подходы.

Принципиальную основу составили следующие принципы: опережающего обучения, оперативности технологических знаний, глобального технологического императива, мотивации конкурентоспособности, интернационализации, социального партнерства, междисциплинарности.

Принцип интернационализации определяет реализацию учебно-воспитательного процесса, стимулирующего академическую мобильность для выполнения совместных научно-исследовательских задач международных нефтегазовых компаний, международных профильных сетевых ассоциаций и сообществ и реализующую совместное использование всеми участниками сетевого процесса интеллектуальных ресурсов [16].

Принцип мотивации конкурентоспособности характеризует образовательный процесс с позиции стимулирования обучающихся к непрерывному профессиональному образованию, самообразованию и саморазвитию, возможности будущей международной профессиональной карьеры.

Принцип оперативности технологических знаний характеризует варьирование содержания подготовки с учетом интенсивного технологического изменения производства и внедрения новейших технологий международных нефтегазовых компаний, отражает гибкость механизмов эффективного сотрудничества работодателей с вузовским и научно-отраслевым сообществом [17].

Принцип опережающего обучения отражает применение форсайта в организации и содержании подготовки с учетом стратегий развития и взаимодействия в мировом нефтегазовом комплексе, а также педагогических тенденций обеспечения качества инженерного образования.

Принцип сознательности овладения иностранным языком характеризует наличие высокого уровня мотивации у обучающихся к билингвальной подготовке, которая обеспечивается использованием новых технологий преподавания, организацией международных научно-исследовательских и производственных стажировок в ведущие профильные центры мира [18].

Принцип междисциплинарности позволяет проектировать и реализовывать систему межпредметного взаимодействия в профессиональной подготовке будущих инженеров [19]. Это способствует развитию компетенций, обеспечивающих возможность решения комплексных полифункциональных задач в условиях международного технологического партнерства.

Учитывая особенности деятельности будущих инженеров в рамках международного технологического партнерства нефтегазовых компаний, для обеспечения эффективности процесса их подготовки требуется создание международной полипартнерской образовательной среды [20]. Такая среда позволяет моделировать условия научной, производственной деятельности и коммуникации будущих инженеров при отраслевой международной интеграции компаний нефтегазового комплекса [4].

Практика ФГБОУ ВО «КНИТУ» по созданию международной полипартнерской образовательной среды (МПОС) позволила сформулировать задачи, вклад партнеров и возможности по моделированию условий будущей инженерной деятельности. В рамках учебно-воспитательного процесса реализуются возможности МПОС, исходя из субъектов (вузы, интегрированные компании, отраслевые НИИ, сетевые сообщества и ассоциации) и различных форм их взаимодействия (табл. 1). Основными свойствами МПОС стали следующие: оперативная обратная связь между субъектами, среда для научно-технического сотворчества, информационная поддержка реализации карьерных треков [21; 22].

 

Таблица 1 – Возможные условия деятельности будущего инженера в международных интегрированных компаниях

Условия деятельности будущего инженера в международных интегрированных компаниях

Возможности МПОС по моделированию условий инженерной деятельности в международных интегрированных компаниях

Субъекты МПОС

Формы образовательного процесса в МПОС

1. Владения целями международного технологического партнерства отраслевых предприятий.

2. Ресурсная интеграция.

3. Знание и владение совместными технологиями.

4. Знание направлений и участие в научных исследованиях для совместного развития отраслевых партнеров.

5. Оперативный обмен информацией.

6. Интегрированное управление.

7. Профессиональная полифункциональность в работе в международной команде.

1. Профильные вузы.

2. Международно-интегрированные отраслевые компании.

3. Отраслевые НИИ.

4. Профильные сетевые сообщества и ассоциации.

1. Совместные образовательные программы.

2. Включенное обучение в вузах-партнерах.

3. Производственные практики в международных интегрированных компаниях.

4. Научно-исследовательские стажировки на базе сетевых партнеров.

5. Международные научные конференции, школы, форумы, коучинги.

6. Совместные научные исследования и проекты.

7. Совместная грантовая деятельность.

 

В ходе непрерывной подготовки развивается готовность будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств согласно вводно-технологическому, адаптационно-технологическому и инициативно-технологическому этапам [20; 23].

Вводно-технологический этап осуществляется в старших классах (10–11 классы) школы в процессе освоения основной образовательной программы, дополнительного образования и самообразования обучающихся [21]. Целью этапа является: преемственность и гармонизация естественно-научного школьного образования с инновационной профессиональной подготовкой в технологическом вузе. Основными задачами являются: первичные инженерно-технологические знания, умения, навыки; развитие проектных компетенций в составе многоуровневых исследовательских команд; стимулирование к саморазвитию, самоорганизации и творческой самореализации [20]. Для формирования готовности школьников функционируют специализированные классы мировых компаний. Примером служит опыт лицея-интерната с углубленным изучением химии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ) по организации «Haldor Topsoe класса» и «Газпром-класса».

В ходе учебно-воспитательного процесса бакалавров осуществляется адаптационно-технологический этап развития готовности к деятельности в условиях международной интеграции. Цель этапа – овладение технологиями и научно-исследовательскими приоритетами международных нефтегазовых проектов. Задачами в рамках адаптационно-технологического этапа являются: формирование базы инновационно-технологических приемов и способов реализации совместных проектов; реализация технологических и научно-исследовательских стажировок в передовых компаниях; развитие полилингвальной коммуникативной активности; усиление самоменеджмента. Для эффективности реализуются ООП, включающие специальные практические модули в крупнейших нефтегазовых компаниях и исследовательских институтах, и формируется у бакалавров способность к гибкой адаптации в меняющихся обстоятельствах и критической ситуации [12].

Инициативно-технологический этап развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств обеспечивается образовательным процессом в магистратуре, цель которого – развитие научно-творческого потенциала в решении современных задaч международного интегрированного НГХК. Для достижения цели необходимо у магистров развивать способности к получению оперативной научной информации, реализовать условия овладение новейшими технологическими приемами с использованием базы сетевых партнеров; сформировать навыки апробации научно-технологических разработок в проектных конкурсах международных интегрированных компаний; стимулировать навыки самопрезентации.

В рамках этого этапа вводятся новые дисциплины, содержащие прогнозы развития отрасли и устойчивого развития, компетенции коммерциализации и внедрения в экосистему инноваций и т.д. Магистры осуществляют международные стажировки, трудоустраиваются в интегрированные компании, имеют возможность апробации результатов научных исследований на конференциях мирового уровня. У обучающихся формируется способность к генерированию научно-технологических идей, решению задач гибкой коммерциализации, коммуникации в сфере узкоспециальной направленности.

Для оценки эффективности развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств возможно использовать мотивационный, профессионально-деятельностный (научно-технологический, организационно-управленческий, коммуникативный) и личностно-ресурсный критерии. Для измерения и контроля формирования готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств проводятся наблюдения, опросы, анкетирование, а также анализ учебной деятельности, научной активности обучающихся.

Показателями эффективности вводно-технологического этапа развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств являются заинтересованность проектной работой, повышенный уровень знаний по точным наукам и иностранному языку, достижения в специализированных конференциях, олимпиадах и конкурсах. Показателями на адаптационно-технологическом этапе выступают уровень знаний приоритетных технологий в области нефтехимии и нефтепереработки, способность к осуществлению высокотехнологичных научно-исследовательских работ, публикационная активность в международных научных изданиях, пройденные стажировки в мировых инновационно-технологических центрах. Обучающиеся в рамках инициативно-технологического этапа развивают узкопрофессиональные компетенции, осваивают механизмы интеллектуализации технологий, публикуются в международных научно-исследовательских журналах, реализуют академическую мобильности и работают в крупнейших нефтегазовых компаниях.

Заключение

Для развития готовности будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств моделируется учебно-воспитательный процесс.

В соответствии с выделенными подходами и принципами осуществляется непрерывная подготовка, где выделены три этапа: вводно-технологический (10–11 классы школы), адаптационно-технологический (бакалавриат) и инициативно-технологический (магистратура). Рассмотрены механизмы эффективного развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств. Для оценки эффективности развития готовности используются мотивационный, профессионально-деятельностный и личностно-ресурсный критерии.

×

Об авторах

Ольга Петровна Емельянова

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Автор, ответственный за переписку.
Email: emelyanovaop@gmail.com

заместитель руководителя Центра «Абитуриент»

Россия, Санкт-Петербург

Марина Васильевна Журавлева

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: emelya-90@inbox.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза

Россия, Казань

Список литературы

  1. Тенденции развития нефтегазовой отрасли в 2019 году [Электронный ресурс] // https://www.pwc.ru/ru/publications/business-survey.html.
  2. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад. М., 2017. 136 с.
  3. Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Климентова Г.Ю. Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1 (132). С. 36–42.
  4. Емельянова О.П., Журавлева М.В. Тенденции подготовки инженеров в условиях международной интеграции топливно-энергетического комплекса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 39–42.
  5. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 1. С. 95–100.
  6. Горленко О.А., Мирошников В.В. Подготовка инженеров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 116–123.
  7. Зорина О.С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2016. 235 с.
  8. Лощилова М.А. Профессиональная подготовка будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2015. 24 с.
  9. Максимова Н.Г. Модель подготовки многофункционального инженера, готового к комплексной инженерной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. – http://science-education.ru/ru/article/view?id=18000.
  10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] // https://fgosvo.ru.
  11. Ефимова Ю.В. Принципы стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–3. С. 712–716.
  12. Журавлева М.В., Овсиенко Л.В., Башкирцева Н.Ю., Ибрашева Л.Р., Емельянова О.П. Довузовская инженерная подготовка // Высшее образование в России. 2018. № (1). С. 54–60.
  13. Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года. М., 2016. 111 с.
  14. Шарафутдинова Р.И., Галимзянова И.И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 6. С. 255–257.
  15. Кудрякова Н.В., Жагалкович П.С. Подготовка отраслевых специалистов по программе «школа – вуз – предприятие» // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7. С. 55–56.
  16. Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 40–45.
  17. Брагинский О.Б. Современное состояние и тенденции развития мировой и отечественной нефтегазохимической промышленности. Открытый семинар. М., 2014. 85 с.
  18. Умарова С.Х. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студента-лингвиста на основе регионального образовательного проекта при подготовке к международной проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 24 с.
  19. Ульянова О.В. Междисциплинарность как основополагающий принцип формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 65–68.
  20. Комарова Н.И. Формирование готовности будущих горных инженеров к профессиональной деятельности в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Калуга, 2012. 24 с.
  21. Чубик П.С., Чучалин А.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 188–208.
  22. Емельянова О.П., Журавлева М.В. О готовности будущего инженера к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств и некоторых условиях ее формирования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (137). С. 82–86.
  23. Пономарева Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2011. 203 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Модель развития готовности будущего инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств

Скачать (206KB)

© Емельянова О.П., Журавлева М.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.