Модель развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств
- Авторы: Емельянова О.П.1, Журавлева М.В.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Выпуск: Том 9, № 4 (2020)
- Страницы: 296-300
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/43689
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202094305
- ID: 43689
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается развитие готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств. Описываются направления международного технологического сотрудничества интегрированных корпораций. В работе представлены подходы и принципы (опережающего обучения, оперативности технологических знаний, глобального технологического императива, мотивации конкурентоспособности, интернационализации, социального партнерства, междисциплинарности), используемые в моделировании процесса развития готовности. Соотнесены условия деятельности будущего инженера в международно-интегрированных компаниях и возможности международной полипартнерской образовательной среды по моделированию условий инженерной деятельности в международно-интегрированных компаниях. Развитие готовности будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств осуществляется в ходе поэтапной непрерывной подготовки и разделением на следующие этапы: вводно-технологический, адаптационно-технологический и инициативно-технологический. Для оценки эффективности развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств используются мотивационный, профессионально-деятельностный (научно-технологический, организационно-управленческий, коммуникативный) и личностно-ресурсный критерии. В статье определен ряд показателей эффективности каждого из трех этапов: развитие дополнительных компетенций, знаний в сфере интеллектуализации, коммерциализации технологий, научно-исследовательская деятельность во время академической мобильности, научные публикации в международных журналах, опыт работы в международной компании.
Ключевые слова
Полный текст
Тенденции глобализации высокотехнологичных процессов в промышленности разворачивают международную интеграцию компаний и организаций [1]. Мировые нефтегазовые корпорации считают одной из важнейших задач для развития и обеспечения конкурентоспособности производства – международную интеграцию [2]. Взаимовыгодным форматом взаимодействия между заинтересованными компаниями является технологическое партнерство.
Основными направлениями международного технологического сотрудничества выступают технико-технологическое, сырьевое, научно-проектное, эколого-сберегающее и кадровое [3; 4].
Интенсивное участие компаний в процессах международной интеграции, определяемых необходимостью сохранения конкурентоспособности, развитием масштабных комплексных научно-технологических систем, наукоемкими инновациями, бурным развитием информационных технологий изменяют условия и содержание профессиональной деятельности инженера [5]. Будущий инженер должен обладать знаниями в передовых технологиях, быть готовым к новым трудовым функциям, способным креативно мыслить, осуществлять работу в интернациональной и межконфессиональной среде, постоянно самосовершенствоваться [6–12].
Это возможно в системе непрерывного профессионального образования, где каждый уровень вносит свой вклад в поэтапное формирование готовности специалиста [12–14].
Моделирование процесса развития готовности будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств осуществлялось по блочной схеме с выделением целевого, теоретического, структурно-процессуального, содержательного и оценочнo-рефлексивного блоков (рис. 1) [15].
Рисунок 1 – Модель развития готовности будущего инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств
При проектировании содержания и организации учебно-воспитательного процесса развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств были использованы компетентностный, интегративный и личностно-ориентированный подходы.
Принципиальную основу составили следующие принципы: опережающего обучения, оперативности технологических знаний, глобального технологического императива, мотивации конкурентоспособности, интернационализации, социального партнерства, междисциплинарности.
Принцип интернационализации определяет реализацию учебно-воспитательного процесса, стимулирующего академическую мобильность для выполнения совместных научно-исследовательских задач международных нефтегазовых компаний, международных профильных сетевых ассоциаций и сообществ и реализующую совместное использование всеми участниками сетевого процесса интеллектуальных ресурсов [16].
Принцип мотивации конкурентоспособности характеризует образовательный процесс с позиции стимулирования обучающихся к непрерывному профессиональному образованию, самообразованию и саморазвитию, возможности будущей международной профессиональной карьеры.
Принцип оперативности технологических знаний характеризует варьирование содержания подготовки с учетом интенсивного технологического изменения производства и внедрения новейших технологий международных нефтегазовых компаний, отражает гибкость механизмов эффективного сотрудничества работодателей с вузовским и научно-отраслевым сообществом [17].
Принцип опережающего обучения отражает применение форсайта в организации и содержании подготовки с учетом стратегий развития и взаимодействия в мировом нефтегазовом комплексе, а также педагогических тенденций обеспечения качества инженерного образования.
Принцип сознательности овладения иностранным языком характеризует наличие высокого уровня мотивации у обучающихся к билингвальной подготовке, которая обеспечивается использованием новых технологий преподавания, организацией международных научно-исследовательских и производственных стажировок в ведущие профильные центры мира [18].
Принцип междисциплинарности позволяет проектировать и реализовывать систему межпредметного взаимодействия в профессиональной подготовке будущих инженеров [19]. Это способствует развитию компетенций, обеспечивающих возможность решения комплексных полифункциональных задач в условиях международного технологического партнерства.
Учитывая особенности деятельности будущих инженеров в рамках международного технологического партнерства нефтегазовых компаний, для обеспечения эффективности процесса их подготовки требуется создание международной полипартнерской образовательной среды [20]. Такая среда позволяет моделировать условия научной, производственной деятельности и коммуникации будущих инженеров при отраслевой международной интеграции компаний нефтегазового комплекса [4].
Практика ФГБОУ ВО «КНИТУ» по созданию международной полипартнерской образовательной среды (МПОС) позволила сформулировать задачи, вклад партнеров и возможности по моделированию условий будущей инженерной деятельности. В рамках учебно-воспитательного процесса реализуются возможности МПОС, исходя из субъектов (вузы, интегрированные компании, отраслевые НИИ, сетевые сообщества и ассоциации) и различных форм их взаимодействия (табл. 1). Основными свойствами МПОС стали следующие: оперативная обратная связь между субъектами, среда для научно-технического сотворчества, информационная поддержка реализации карьерных треков [21; 22].
Таблица 1 – Возможные условия деятельности будущего инженера в международных интегрированных компаниях
Условия деятельности будущего инженера в международных интегрированных компаниях | Возможности МПОС по моделированию условий инженерной деятельности в международных интегрированных компаниях | |
Субъекты МПОС | Формы образовательного процесса в МПОС | |
1. Владения целями международного технологического партнерства отраслевых предприятий. 2. Ресурсная интеграция. 3. Знание и владение совместными технологиями. 4. Знание направлений и участие в научных исследованиях для совместного развития отраслевых партнеров. 5. Оперативный обмен информацией. 6. Интегрированное управление. 7. Профессиональная полифункциональность в работе в международной команде. | 1. Профильные вузы. 2. Международно-интегрированные отраслевые компании. 3. Отраслевые НИИ. 4. Профильные сетевые сообщества и ассоциации. | 1. Совместные образовательные программы. 2. Включенное обучение в вузах-партнерах. 3. Производственные практики в международных интегрированных компаниях. 4. Научно-исследовательские стажировки на базе сетевых партнеров. 5. Международные научные конференции, школы, форумы, коучинги. 6. Совместные научные исследования и проекты. 7. Совместная грантовая деятельность. |
В ходе непрерывной подготовки развивается готовность будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств согласно вводно-технологическому, адаптационно-технологическому и инициативно-технологическому этапам [20; 23].
Вводно-технологический этап осуществляется в старших классах (10–11 классы) школы в процессе освоения основной образовательной программы, дополнительного образования и самообразования обучающихся [21]. Целью этапа является: преемственность и гармонизация естественно-научного школьного образования с инновационной профессиональной подготовкой в технологическом вузе. Основными задачами являются: первичные инженерно-технологические знания, умения, навыки; развитие проектных компетенций в составе многоуровневых исследовательских команд; стимулирование к саморазвитию, самоорганизации и творческой самореализации [20]. Для формирования готовности школьников функционируют специализированные классы мировых компаний. Примером служит опыт лицея-интерната с углубленным изучением химии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ) по организации «Haldor Topsoe класса» и «Газпром-класса».
В ходе учебно-воспитательного процесса бакалавров осуществляется адаптационно-технологический этап развития готовности к деятельности в условиях международной интеграции. Цель этапа – овладение технологиями и научно-исследовательскими приоритетами международных нефтегазовых проектов. Задачами в рамках адаптационно-технологического этапа являются: формирование базы инновационно-технологических приемов и способов реализации совместных проектов; реализация технологических и научно-исследовательских стажировок в передовых компаниях; развитие полилингвальной коммуникативной активности; усиление самоменеджмента. Для эффективности реализуются ООП, включающие специальные практические модули в крупнейших нефтегазовых компаниях и исследовательских институтах, и формируется у бакалавров способность к гибкой адаптации в меняющихся обстоятельствах и критической ситуации [12].
Инициативно-технологический этап развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств обеспечивается образовательным процессом в магистратуре, цель которого – развитие научно-творческого потенциала в решении современных задaч международного интегрированного НГХК. Для достижения цели необходимо у магистров развивать способности к получению оперативной научной информации, реализовать условия овладение новейшими технологическими приемами с использованием базы сетевых партнеров; сформировать навыки апробации научно-технологических разработок в проектных конкурсах международных интегрированных компаний; стимулировать навыки самопрезентации.
В рамках этого этапа вводятся новые дисциплины, содержащие прогнозы развития отрасли и устойчивого развития, компетенции коммерциализации и внедрения в экосистему инноваций и т.д. Магистры осуществляют международные стажировки, трудоустраиваются в интегрированные компании, имеют возможность апробации результатов научных исследований на конференциях мирового уровня. У обучающихся формируется способность к генерированию научно-технологических идей, решению задач гибкой коммерциализации, коммуникации в сфере узкоспециальной направленности.
Для оценки эффективности развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств возможно использовать мотивационный, профессионально-деятельностный (научно-технологический, организационно-управленческий, коммуникативный) и личностно-ресурсный критерии. Для измерения и контроля формирования готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств проводятся наблюдения, опросы, анкетирование, а также анализ учебной деятельности, научной активности обучающихся.
Показателями эффективности вводно-технологического этапа развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств являются заинтересованность проектной работой, повышенный уровень знаний по точным наукам и иностранному языку, достижения в специализированных конференциях, олимпиадах и конкурсах. Показателями на адаптационно-технологическом этапе выступают уровень знаний приоритетных технологий в области нефтехимии и нефтепереработки, способность к осуществлению высокотехнологичных научно-исследовательских работ, публикационная активность в международных научных изданиях, пройденные стажировки в мировых инновационно-технологических центрах. Обучающиеся в рамках инициативно-технологического этапа развивают узкопрофессиональные компетенции, осваивают механизмы интеллектуализации технологий, публикуются в международных научно-исследовательских журналах, реализуют академическую мобильности и работают в крупнейших нефтегазовых компаниях.
Заключение
Для развития готовности будущих инженеров к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств моделируется учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с выделенными подходами и принципами осуществляется непрерывная подготовка, где выделены три этапа: вводно-технологический (10–11 классы школы), адаптационно-технологический (бакалавриат) и инициативно-технологический (магистратура). Рассмотрены механизмы эффективного развития готовности будущих инженеров к международному партнерству нефтегазовых производств. Для оценки эффективности развития готовности используются мотивационный, профессионально-деятельностный и личностно-ресурсный критерии.
Об авторах
Ольга Петровна Емельянова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Автор, ответственный за переписку.
Email: emelyanovaop@gmail.com
заместитель руководителя Центра «Абитуриент»
Россия, Санкт-ПетербургМарина Васильевна Журавлева
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: emelya-90@inbox.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза
Россия, КазаньСписок литературы
- Тенденции развития нефтегазовой отрасли в 2019 году [Электронный ресурс] // https://www.pwc.ru/ru/publications/business-survey.html.
- Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад. М., 2017. 136 с.
- Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Климентова Г.Ю. Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1 (132). С. 36–42.
- Емельянова О.П., Журавлева М.В. Тенденции подготовки инженеров в условиях международной интеграции топливно-энергетического комплекса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 39–42.
- Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 1. С. 95–100.
- Горленко О.А., Мирошников В.В. Подготовка инженеров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 116–123.
- Зорина О.С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2016. 235 с.
- Лощилова М.А. Профессиональная подготовка будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2015. 24 с.
- Максимова Н.Г. Модель подготовки многофункционального инженера, готового к комплексной инженерной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. – http://science-education.ru/ru/article/view?id=18000.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] // https://fgosvo.ru.
- Ефимова Ю.В. Принципы стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–3. С. 712–716.
- Журавлева М.В., Овсиенко Л.В., Башкирцева Н.Ю., Ибрашева Л.Р., Емельянова О.П. Довузовская инженерная подготовка // Высшее образование в России. 2018. № (1). С. 54–60.
- Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года. М., 2016. 111 с.
- Шарафутдинова Р.И., Галимзянова И.И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 6. С. 255–257.
- Кудрякова Н.В., Жагалкович П.С. Подготовка отраслевых специалистов по программе «школа – вуз – предприятие» // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7. С. 55–56.
- Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 40–45.
- Брагинский О.Б. Современное состояние и тенденции развития мировой и отечественной нефтегазохимической промышленности. Открытый семинар. М., 2014. 85 с.
- Умарова С.Х. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студента-лингвиста на основе регионального образовательного проекта при подготовке к международной проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 24 с.
- Ульянова О.В. Междисциплинарность как основополагающий принцип формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 65–68.
- Комарова Н.И. Формирование готовности будущих горных инженеров к профессиональной деятельности в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Калуга, 2012. 24 с.
- Чубик П.С., Чучалин А.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 188–208.
- Емельянова О.П., Журавлева М.В. О готовности будущего инженера к международному технологическому партнерству нефтегазовых производств и некоторых условиях ее формирования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (137). С. 82–86.
- Пономарева Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2011. 203 с.
Дополнительные файлы
