«Это была великая, благородная работа бескорыстного труженика» (к биографии П.А. Преображенского)
- Авторы: Сумбурова Е.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 211-215
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/372868
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023121214
- ID: 372868
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы жизненного пути, научная и общественно-педагогическая деятельность Павла Александровича Преображенского – педагога, историка и общественного деятеля, жившего в Самаре на рубеже XIX–XX вв. Биографическое исследование построено с привлечением архивных материалов, опубликованных источников и воспоминаний учеников П.А. Преображенского. Автор отмечает обстоятельства формирования характера и жизненных принципов будущего педагога, значительную роль в этом семьи и отца-священника. Полувековая педагогическая практика П.А. Преображенского оставила о себе память не только в сердцах воспитанников, но и среди их родителей и коллег, о чем свидетельствуют приводимые автором высказывания. В статье также рассматривается общественно-культурная деятельность П.А. Преображенского, который за свою жизнь состоял членом многих научных и культурных обществ и вел активную работу в области просвещения и распространения научных знаний среди самарского населения. Автор особо выделяет университетский период в биографии Павла Александровича, отмечая, что это был расцвет его научной и преподавательской карьеры. Именно в этот период его жизнь была наполнена разными видами деятельности – научной, преподавательской, административной и общественной.
Полный текст
Имя Павла Александровича Преображенского (1858–1942), педагога, историка, краеведа и общественного деятеля, жившего в Самаре на рубеже XIX–XX вв., известно, к сожалению, только узкому кругу специалистов и любителям самарской истории. Его жизненный путь, с одной стороны, схож с биографиями представителей дореволюционной провинциальной интеллигенции, а с другой – является примером «великой, благородной работы бескорыстного труженика» [1, л. 2 об.]. Павел Александрович родился 10 августа 1858 г. в семье священнослужителя Нижегородской губернии Александра Михайловича Преображенского (1830–1902) и его жены Александры Ивановны, в девичестве Слободской (1837–1921). В семье воспитывалось 9 детей, и все они, за исключением Александра (1870–? после 1937), обучавшегося из-за болезни на дому, получили среднее духовное образование. В дальнейшем их пути разошлись. Старший сын Алексей (1855–1920), как и отец, стал священником. Он окончил Нижегородскую духовную семинарию (1877), затем Санкт-Петербургскую духовную академию (1881) и выбрал службу по духовно-учебному ведомству, став последним дореволюционным ректором Калужской духовной семинарии (1909–1918). Остальные сыновья от духовного сана отказались. Павел, окончив Нижегородскую духовную семинарию (1879) и Казанскую духовную академию (1883), выбрал для себя педагогическое поприще. По распределению Синода он оказался в Самаре и навсегда связал свою жизнь со средневолжским городом. Более 50 лет Павел Александрович Преображенский преподавал в различных учебных заведениях Самары. Учительской практикой занимались и его сестры. Мария (1861–? после 1940) после окончания Нижегородского женского епархиального училища учительствовала в начальной школе. Софья (1876–? после 1940), получив высшее педагогическое образование на Санкт-Петербургских Бестужевских курсах, служила в средних учебных заведениях. Преподаванием занимался и младший брат Иван (1878–1956), окончивший Юрьевский университет и ставший впоследствии известным советским ученым, доктором геолого-минералогических наук. Николай (1864–1891) и Ольга (1872–1922) выбрали своей профессией медицину, а Екатерина (1866–? после 1920), выйдя замуж, стала многодетной матерью и домохозяйкой. В семье Преображенских был культ знаний и книг, и потому не удивительно, что 6 детей из 9 получили высшее образование. Глава семейства – Александр Михайлович, не получивший академического диплома, сожалел об этом и всю жизнь занимался самообразованием, а своим детям постарался привить любовь к книгам и дать лучшее из возможного образование. По воспоминаниям племянницы Павла Александровича, Веры Ивановны Преображенской (1919–2017), в семье царила свобода мнений и отсутствовало принуждение к каким-либо конкретным взглядам. Члены семьи зачитывались произведениями Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, выписывались различные журналы, ставились спектакли по пьесам А.Н. Островского и Н.В. Гоголя [2]. В такой среде формировались жизненные принципы и взгляды будущего замечательного педагога, талантливого историка, воспитателя-гуманиста, бывшего, по отзывам коллег из Самарской духовной семинарии, «образцом истинно человечного отношения к учащимся» [3, л. 1 об.].
Детального исследования о жизни и деятельности П.А. Преображенского пока не написано, хотя его имя часто упоминается в работах, посвященных истории народного образования и общественно-педагогической деятельности в Самаре в начале XX в. [4, с. 166; 5, с. 171; 6, с. 191–198]. О нем не забывают упомянуть как об известном самарском краеведе, преподавателе и общественном деятеле в обобщающих краеведческих исследованиях [7, с. 50; 8, с. 141; 9, с. 348–349; 10, с. 132; 11, с. 430–431; 12, с. 12–13, 28]. Многое для сохранения памяти о Павле Александровиче Преображенском было сделано профессором Самарского университета Л.В. Храмковым, опубликовавшим ряд статей о его жизненном пути и научной деятельности [13]. Между тем для изучения биографии и творчества Павла Александровича существует хорошая возможность, поскольку в Центральном государственном архиве Самарской области отложился личный фонд П.А. Преображенского, включающий в себя 121 единицу хранения и почти 5 тыс. листов.
Большая часть педагогической практики П.А. Преображенского прошла в стенах Самарской духовной семинарии, где он «верой и правдой» прослужил 26 лет, с 1883 по 1909 гг., и преподавал церковную историю, немецкий и французский языки. Причиной ухода из любимой семинарии стало не столько достижение Преображенским права выхода на оплачиваемую пенсию, сколько «печальная необходимость» [3, л. 1 об.]. Павел Александрович не хотел больше мириться с «формализмом, узостью и отчужденностью», установившимися в семинарии, да и в целом насаждавшимися в то время в государственных и духовных учебных заведениях Российской империи. По мнению учеников, Преображенский был одним из немногих преподавателей, которые прислушивались к желаниям учащихся и не склонялись под «веяниями сверху» [14, л. 8 об.]. Коллеги Павла Александровича были убеждены, что во многом, благодаря его влиянию как на учительскую корпорацию, так и на воспитанников, удалось избежать серьезных потрясений во время событий 1905–1907 гг., когда беспорядки среди учащихся были распространенным явлением. Знавшие Преображенского лично отмечали его высокие нравственные качества, широту и разносторонность взглядов, педагогический талант [15, л. 1 об.–2; 16, с. 57]. В адресе по случаю ухода Преображенского из семинарии, подписанном 92 учениками, читаем: «Под всей Вашей многолетней деятельностью можно было бы надписать: это была великая, благородная работа бескорыстного труженика, не всегда вознаграждавшаяся успехами, работа кропотливая, на которую затрачено много терпения, здоровья и нравственной силы; работа, не получившая надлежащей оценки от тех, кому дано право ценить и расценивать, работа в духовно-учебном ведомстве, на почве самой неблагодарной, заросшей густым, колючим терновником; работа над умами и сердцами семинаристов» [1, л. 2 об.–3 об.]. Интересный факт, что похожая история с оставлением духовного учебного заведения произошла и с отцом Павла Александровича – Александром Михайловичем Преображенским. На протяжении 18 лет он служил священником, преподавателем и инспектором классов в Нижегородском женском епархиальном училище, но был уволен в 1888 г. из-за разногласий с новой начальницей по поводу организации хозяйственной деятельности и учебно-воспитательного процесса [17, л. 22–22 об.].
Заслуги Павла Александровича как преподавателя духовной семинарии были отмечены и местным духовенством, то есть непосредственно родителями его учеников. На благочиннических собраниях 1909–1910 гг. широко обсуждался вопрос об учреждении в память «о хорошем, опытном преподавателе и человеке сердечном, всегда с любовью относившемся к питомцам семинарии» стипендии имени Преображенского. Но из-за недостатка средств этот вопрос был отложен до лучших времен [18, л. 1–24].
После ухода из Самарской духовной семинарии Павел Александрович получил от Синода предложение занять любую свободную инспекторскую должность [14, л. 1], но Преображенский предпочел преподавать в частных учебных заведениях, где обстановка была более демократичной. С 1905 г. он стал давать уроки истории в частной женской гимназии Нины Андреевны Хардиной, а с 1909 г. еще и в Самарском коммерческом училище. Выбор этих учебных заведений, на наш взгляд, не случаен. Гимназия Н.А. Хардиной, по мнению краеведа О.С. Струкова, была «необыкновенной во всех отношениях» – она отличалась свободой в преподавании и вольным духом. Здесь не выставлялись текущие оценки и не проводились экзамены при переходе из класса в класс. Отметки проставлялись только на выпускных экзаменах, что было необходимо для оформления аттестатов. В гимназии не практиковали наказания, выговоры и внушения в резком тоне. Отношения между преподавателями и ученицами были основаны на доверии и уважении [19, л. 3–4]. Павел Александрович пользовался большим авторитетом и всеобщей любовью среди учащихся и преподавателей. Он был большим любителем природы, и без него, по воспоминаниям учениц, не обходилась ни одна загородная прогулка или экскурсия. Он был одним из столпов гимназии, председателем педагогического совета, другом, верным помощником и советчиком Нины Андреевны. После расформирования гимназии в 1918 г. и отъезда Хардиной в Петроград они продолжили общение через переписку [19, л. 6–8]. В одном из писем от 14 января 1933 г. Нина Андреевна пишет: «… у нас с Вами обычно поразительное совпадение настроений, … если [бы] эти настроения облеклись в форму писем, встретились где-нибудь по дороге из Самары в Ленинград, они, конечно, радостно перекликнулись бы, как давно и хорошо знакомые» [20, л. 32–32 об.].
Самарское коммерческое училище, основанное в начале XX в. на средства купечества и органов самоуправления, также представляло собой необычное учебное заведение. В первую очередь своим педагогическим составом, который не боялся экспериментов. В училище была введена двухсеместровая годичная система. Как и в гимназии Н.А. Хардиной, здесь отсутствовали оценки и дневники. Педагогический совет училища считал, что балльная система плохо влияет на формирование характера, провоцируя развитие болезненного самолюбия и зависти. Поэтому было решено каждое полугодие представлять родителям характеристики, где подробно расписывались успехи и степень познания учащихся по каждому предмету. В учебной программе было большое количество часов для изучения иностранных языков, были обязательные ежегодные экскурсии для учащихся как по России, так и за границу для ознакомления с различными условиями коммерческой деятельности [21, с. 37]. В коммерческом училище Преображенский прослужил до самого его закрытия в ноябре 1918 г. В фонде П.А. Преображенского сохранились письма и открытки, присланные любимому учителю бывшими учениками, в том числе воспитанниками коммерческого училища [22, л. 80].
Среди самарской публики начала XX столетия П.А. Преображенский был известен не только как педагог, но и как краевед, книголюб и общественный деятель. Сферой его профессиональных интересов являлись вопросы археологии и истории местного края. Им были подготовлены и опубликованы около 10 научных и научно-популярных работ по краеведению. Среди них «Очерк истории Самарского края», «Колонизация Самарского края», «Крестьянская реформа 1861 г. в Самарской губернии», «Поездка по Волге», «Про старую Самару» и др.
П.А. Преображенский принимал участие в семейно-педагогическом кружке, организованном в Самаре в начале XX в. местной общественностью с целью распространения педагогических знаний среди родителей, учителей и воспитателей. Павел Александрович возглавлял библиотечную комиссию, призванную знакомить членов кружка с современным состоянием педагогической литературы и подбирать подходящие книги для детской и ученической библиотек [23, с. 15]. Еще одним заметным деянием Преображенского стало его участие в создании Самарского общества народных университетов, учрежденного силами самарской интеллигенции в 1908 г. Этот культурно-просветительский проект был направлен на повышение общеобразовательного уровня местного населения, так как существовавших в губернии учебных заведений было недостаточное количество. П.А. Преображенский входил в состав учредителей Общества и являлся членом редколлегии журнала «Известия Самарского общества народных университетов» [24, с. 1]. Кроме вышеназванных обществ Павел Александрович являлся также членом других общественных организаций – Самарского археологического общества, Общества по сооружению и поддержке Дома науки и искусств, Самарской губернской ученой архивной комиссии, Исторической комиссии преподавателей г. Самары и др. В целом общественная деятельность Преображенского носила научно-просветительский характер и была направлена на удовлетворение потребностей широких народных масс в культурно-исторических знаниях.
Социально-политические потрясения 1917 г. привели к коренному переустройству российской школьной системы: прежние учебные заведения закрывали или реформировали, возникали новые типы школ. В Самаре, к тому же, после долгих переговоров и большой подготовительной работы было открыто первое высшее учебное заведение – Самарский педагогический институт, преобразованный в 1918 г. в Самарский университет [25]. Одной из главных проблем молодого вуза было формирование профессорско-преподавательского состава, поскольку в городе до этого момента никогда не существовало высшей школы. Основу педагогического коллектива составили приглашенные из университетских городов доценты и профессора: А.П. Нечаев, В.Н. Перетц, А.П. Баранников, В.П. Адрианова-Перетц, Е.И. Тарасов, В.Н. Ивановский, П.П. Фридолин, А.В. Багрий, М.Н. Тихомиров и др. Гражданская война и экономическая разруха в первые годы советской республики, как это ни удивительно, помогли Самарскому университету обзавестись высококлассными специалистами, вынужденными в поисках работы, твердого заработка и лучших материальных условий переезжать в провинцию. Частично вопрос с кадрами решался и с помощью местных преподавателей. Так, например, был приглашен Павел Александрович Преображенский.
В 1919 г. новый ректор Самарского университета, Владимир Николаевич Ивановский, плохо знакомый с местным педагогическим персоналом, искал преподавателя для чтения курса лекций по истории церкви. Он обратился за советом к своему бывшему коллеге по Казанскому университету – профессору, историку русской церкви Константину Васильевичу Харламповичу. Тот рекомендовал обратить внимание на Павла Александровича Преображенского, который в период обучения в Казанской духовной академии считался любимым учеником профессора П.В. Знаменского. К.В. Харлампович отмечал незаурядность, с которой Преображенский излагал историю церкви, будучи преподавателем духовной семинарии, и широкий кругозор исследователя, следящего за движением науки [26, л. 8]. После прочтения двух пробных лекций Павел Александрович был удостоен звания приват-доцента и стал читать лекции и вести практические занятия по курсам «История русской церкви», «Ранняя история Среднего и Нижнего Поволжья», «Старообрядчество и сектантство», «Самарский край в географическом отношении» [27, с. 1–7]. В 1922 г. Преображенский получил звание профессора, и к списку читаемых курсов добавились «История первобытной культуры», «Этнология» и «Этнография Поволжья».
В Самарском университете профессор П.А. Преображенский вел большую административную работу, являясь председателем словесно-исторического отделения педагогического факультета и руководителем исторического семинария. Кроме того, он участвовал в создании и впоследствии заведовал библиографическим кабинетом, состоящим, главным образом, из изданий по истории города Самары и губернии. Книги были получены частично из библиотеки бывшего губернского земства: журналы, проекты, сметы, отчеты уездных земств и губернского земства, различные земские издания по исследованию губернии и из других источников. В кабинет доставлялись периодические издания, афиши, воззвания 1920-х гг. П.А. Преображенский и его помощница провели значительную работу по регистрации и систематизации материала. Всего в каталог было занесено около 3500 томов [28, с. 14].
В это же время профессор Преображенский состоял членом различных научных обществ при университете: был заместителем председателя Историко-филологического общества, членом Общества любителей природы, заместителем председателя Общества археологии, истории, этнографии и естествознания, возглавлял археологическую комиссию и Высшие этнолого-археологические курсы этого общества. Одновременно с преподаванием в вузе Павел Александрович вел занятия в реальном училище для взрослых служащих Самаро-Златоустовской железной дороги, читал публичные лекции по истории Самарского края в Обществе потребителей «Самопомощь» и по географии, истории и статистике Самарского края на курсах для инструкторов по внешкольному образованию [28, с. 9–10]. После закрытия университета П.А. Преображенский продолжил работу на агрономическом факультете, реорганизованном в Самарский сельскохозяйственный институт, на Высших курсах краеведения и в русском педагогическом техникуме. Об этом периоде его жизни сохранились воспоминания его ученика, впоследствии куйбышевского краеведа – Петра Дмитриевича Лупаева, для которого Павел Александрович стал «путеводным именем». Вот как он описывал свои встречи с Преображенским: «В каждый свой приезд в город я старался зайти к своему учителю. К нему меня тянуло как магнитом. Беседовать с ним было большим удовольствием. Иногда он мне рассказывал о своих давних поездках за границу, дарил на память открытки с видами городов, где когда-то бывал» [29, с. 205–208].
1920-е гг. были весьма продуктивными как в педагогической, так и в научной деятельности Павла Александровича, и это несмотря на возраст. Это была вершина его жизненного и творческого пути. Он стал автором многих исторических статей и краеведческих очерков. До последних дней жизни П.А. Преображенский вел дневниковые записи, в которых описывал свои будничные переживания и фиксировал философские рассуждения на вечные темы, например об иронии, самоотрицании и самоутверждении [30]. Павел Александрович умер 9 марта 1942 г. в Куйбышеве в возрасте 83 лет. Детей и жены у него не было, поскольку всю свою жизнь, особенно после смерти отца, он опекал родственников, нуждавшихся в уходе и поддержке: пожилую мать, больного брата, незамужних сестер, малолетнюю племянницу. Именно он стал главой рода Преображенских, а родительские инстинкты, как нам думается, он реализовал в своей обширной педагогической практике, о чем свидетельствуют письма и воспоминания его учеников. Приведем цитату из одного письма: «Вы, Павел Александрович, были одним из немногих преподавателей не-чиновников, любящих свое дело. Своими уроками Вы развивали в нас любознательность; приучали к самостоятельному мышлению; заставляли нас думать над жизненными вопросами и были отзывчивым руководителем в деле самообразования. Одним словом, Вы были светлым пятном на том темном фоне, каким кажется нам наша бывшая "Alma Mater"» [14, л. 3].
Благодарность
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ольге Леонидовне Грачевой – внучке Ивана Александровича Преображенского.
Об авторах
Елена Ивановна Сумбурова
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-sumburova@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и философии
Россия, СамараСписок литературы
- Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 673. Оп. 1. Д. 3.
- Домашний архив семьи И.А. Преображенского.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 2.
- Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т. 1. 1851–1920 гг. Самара, 2000. 307 с.
- Кривопалова Н.Ю. Российская интеллигенция в конце XIX – начале XX вв.: историко-региональный аспект – Самара и Самарская губерния: исторические источники. Самара: Самарский центр аналитической истории и исторической информатики, 2006. 227 с.
- Лопухова А.В. Общественно-просветительская деятельность Самарского общества народных университетов // Гротовские чтения: мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф. Самара: Офорт, 2013. С. 191–198.
- Историки Самарского края: биобиблиографический справочник / сост. А.Н. Завальный, П.С. Кабытов, Н.П. Фомичева. Самара: Самарский ун-т, 1993. 91 с.
- Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века / под общ. ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Кн. 2. Самарский край второй половины XIX – начала XX столетия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. 190 с.
- Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. М – См. Самара: Самарский Дом печати, 1995. 379 с.
- Казарин В.Н. Возрожденные имена. Самара: Упр. гос. архив. службы Самар. обл., 2004. 236 с.
- Алексушина Т.Ф. Коллекционеры старой Самары. Самара: Офорт, 2005. 470 с.
- Мордва Самарского края: история и традиционная культура: кол. монография / редкол.: Т.И. Ведерникова, Н.М. Малкова, Э.Л. Дубман, В.И. Алексеева. Самара, 2021. 336 с.
- Храмков Л.В. П.А. Преображенский (1858–1942) // Классика Самарского краеведения. Вып. 1. Самара, 2002. С. 155–198.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 4.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 1.
- Свечников В.С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57–60.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 7а.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 5.
- ЦГАСО. Ф. Р 4940. Оп. 4. Д. 2.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 20.
- Жердева Ю.А., Сумбурова Е.И. Коммерческое образование в Самаре в начале XX века: социальные потребности и экономические возможности городских слоев // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. ст. VI всерос. науч.-практ. конф. (1 ноября 2018 г.). Ч. 1. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. С. 36–42.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 28а.
- Отчет о деятельности Самарского семейно-педагогического кружка за 1902–1903 гг. Ч. 1. Самара: Типо-литогр. Н.В. Жданова, 1905. 118 с.
- Устав Самарского общества народных университетов. Самара: Зем. тип. 1908. 9 с.
- Сумбурова Е.И. Формирование высшей школы в Самарском крае: этапы, проблемы, достижения // Известия Института систем управления СГЭУ. 2014. № 1–2 (9–10). С. 24–36.
- ЦГАСО. Ф. Р 28. Оп. 1. Д. 901.
- План и обозрение преподавания социально-исторического факультета Самарского государственного университета. Самара: Государственное издательство. Самарское отделение, 1920. 12 с.
- Ученые записки Самарского университета. Вып. 2. Самара, 1919. 98 с.
- Лупаев П.Д. Воспоминания о П.А. Преображенском // Самарский краевед. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. С. 205–209.
- ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 12. 189 л.
Дополнительные файлы
