Экскурсия как форма организации просветительской деятельности Ботанического сада Петра Великого БИН РАН
- Авторы: Мусинова Л.П.1, Калугин Ю.Г.1, Митина Е.Г.2
-
Учреждения:
- Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 9, № 1 (2020)
- Страницы: 259-267
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/34573
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091308
- ID: 34573
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводится обзор экскурсоводческой деятельности в одном из старейших садов России - Ботаническом саду Петра Великого Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН. Авторами впервые обобщен опыт работы с посетителями Ботанического сада Петра Великого за период с конца XIX в. по настоящее время. Большое внимание уделено истории становления экскурсионного дела в России и в Ботаническом саду. Стимулом к работе послужил возрастающий интерес к ботаническим садам и разнообразные формы экскурсоводческой работы, существующие сейчас в ботаническом саду г. Санкт-Петербурга. Современное экскурсоведение достаточно широко описывает общие основы ведения экскурсий, однако частные, практические приёмы представлены недостаточно. Поэтому актуальной становится задача методических разработок для специалистов узкоспециализированной профессии - экскурсоводов ботанического сада. На основе исторического опыта описываются правила подготовки к экскурсии в ботаническом саду, уделено внимание аспектам при отборе информации для экскурсии, приведены специальные методические приёмы, даны общие рекомендации по проведению экскурсий. Знание особенностей проведения экскурсий в Ботаническом саду поможет специалистам эффективно и грамотно организовать работу по экологическому и биологическому просвещению как взрослых, так и юных экскурсантов.
Полный текст
В настоящее время возрастающий интерес людей к изучению растений выражается в популярности посещения таких мест, как ботанические сады. Правильно организованная деятельность участников экскурсий в садах зачастую оставляет неизгладимый след в памяти экскурсантов, влияет на их мировоззрение, формирует новые знания и положительные эмоции. Однако если в современном экскурсоведении общие основы ведения экскурсий освещены достаточно широко, то частные практические приёмы и правила представлены недостаточно. Мы считаем экскурсию в ботанический сад узкоспециализированной экскурсией, в которую органично заложены основы экологического и биологического просвещения. Это особенный вид общения с посетителем, требующий от экскурсовода специальных знаний и наличия индивидуальных приёмов, которые могут быть эффективны в каждом конкретном случае. При создании такой экскурсии специалисту требуются не только ботанические знания, личностные качества, но и творческие усилия.
Ботанический сад Петра Великого Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН (БИН РАН) – одно из старейших учреждений науки, где экскурсионная работа ведется предположительно с конца XIX в. Повышенное внимание к Саду со стороны посетителей, современные разнообразные формы экскурсионной работы, стремление сотрудников Сада к эффективным способам изложения научной информации стали причинами создания правил по организации подготовки и проведения экскурсий в Ботаническом саду Петра Великого. Несмотря на то, что группы экскурсантов в Саду разнообразны и отличаются уровнем знаний, возрастом, потребностями и т.п., общими остаются принципы, положенные в основу экскурсии, требования к изложению информации и плану проведения экскурсии. Прежде чем перейти к методике экскурсий в Ботаническом саду, вспомним об истории развития экскурсионного дела в России.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «экскурсию» как «коллективную поездку (прежде также индивидуальную) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью» [1].
Первый период развития экскурсионного дела в нашей стране базировался на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. В 1910 г. в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов.
Разработкой теории и методики экскурсионного дела в начале XX в. занимались ученые Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцов, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, В.А. Герд, И.М. Гревс, Б.Е. Райков. Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела явился выход в 1910 году книги Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация», где были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени [2, с. 61].
После Октябрьской революции 1917 г. туристско-экскурсионная деятельность получила новый толчок в связи с появлением новых экскурсантов, их мировоззрениями и потребностями. В 1920 г. в Петрограде и Москве были открыты учреждения, готовящие руководителей экскурсий – Центральный музейно-экскурсионный институт, а в Петрограде – Экскурсионный институт. Большое вклад в развитие экскурсионного дела внес профессор В.А. Герд, прочитавший в 1923–26 гг. в Кубанском университете курс «Экскурсионное дело», лекции которого были позже изданы отдельной книгой [2, с. 62]. Одним из вдохновителей экскурсионного дела по праву считается руководитель Гуманитарного отдела Экскурсионного института (1921–1924 гг.) профессор Санкт-Петербургского Университета И.М. Гревс и его ученик, автор классической книги «Душа Петербурга» Н.П. Анциферов. Руководство страны нового государства, предприняв реформу образования, «заинтересовалось научными результатами И.М. Гревса и увидело в экскурсионном методе большие возможности» [3]. В Петербурге практическая деятельность по распределению экскурсионного потока осуществлялась гуманитарными станциями, которых в городе было две: школьная (Аничков дворец) и внешкольная («Дом экскурсанта» на Симеоновской ул., д. 13 – ныне ул. Белинского). Последней руководила Э.В. Краснуха, ставшая вскоре директором ПЭИ, который разместился по этому же адресу [3].
Значительный вклад в развитие экскурсионного дела внёс Борис Евгеньевич Райков, доктор педагогических наук, профессор, один из создателей отечественной методики преподавания биологии. В книге «Методика и техника экскурсий» он писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Моторность и локальность – «душа» экскурсии [4, с. 12]. Б.Е. Райков даёт классификации экскурсий в зависимости от их фактического материала и методического построения и относит экскурсию в ботанический сад к ботаническим экскурсиям «музейного типа» в группе «естественно-исторических экскурсий» [4, с. 26]. Известные многим 10 заповедей экскурсионного дела Б.Е. Райкова [4, с. 107] и в наше время не потеряли актуальности.
Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70-х годах XX века, когда были созданы Главное экскурсионное управление, Центральная научно-исследовательская лаборатория по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников. У экскурсий «появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов». Б.В. Емельянов связывает развитие экскурсионной теории с «расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением» [5].
В настоящее время у экскурсий может быть множество задач: воспитание личности, формирование кругозора и интересов, исправление неправильно сформированных убеждений, распространение политических, философских, художественных и научных взглядов и теорий. В экскурсоведении эти задачи решаются на основе принципов научности, идейности, связи с жизнью и др.
Как наука, изучающая сущность и формы экскурсий, экскурсоведение на данный момент времени достаточно широко освещена. Специалисты не обходят вниманием и тему профессионального мастерства экскурсовода.
Обзор источников относительно экскурсионной работы за рубежом говорит о том, что развитие этого направления в странах Запада шло по направлениям туризма (посещение достопримечательных мест, активный отдых) и музейного образования, целью которого являлось обучение школьников и студентов. Индустрия туризма получает развитие в конце XIX в. в индустриальную эпоху [6; 7]. Расширение сети дорог, развитие транспорта – появление парохода, паровоза – сыграло важную роль в развитии массового туризма. С точки зрения туриндустрии ботанические сады можно рассматривать как комплекс рекреационных и социально-экономических ресурсов, который пользуется большой популярностью у туристов.
Экскурсии с целью обучения, известные в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии под названием «school trip» (пер. с англ. – «школьная поездка»), предоставляют альтернативные образовательные возможности для детей. Такие места, как зоопарки и природные центры, часто имеют интерактивные дисплеи, которые позволяют детям прикасаться к растениям или животным. К популярным местам экскурсий относятся зоопарки, природные центры, общественные учреждения, такие как пожарные станции и больницы, правительственные учреждения, местные предприятия, парки развлечений, научные музеи и фабрики [8]. Такие экскурсии также дают учащимся возможность отдохнуть от своей обычной рутины и получить больше опыта в обучении.
Ведение первых организованных экскурсий в Ботаническом саду Петра Великого относят к концу XIX века, к этому времени относят организацию лекций, выставок. Известно, что вторая половина XIX века для Ботанического сада Петра Великого стала успешным периодом: Сад обогащался всё новыми растениями из отдалённых стран. Сообщается, что научные коллекции находились в столь хорошем состоянии, что в 1873 году Сад смог принять участие в Венской всемирной выставке. К 1873 г. коллекция живых растений Сада была доведена до 21320 видов и форм. Были перестроены односкатные оранжереи, в которых содержались основные коллекции тропических видов. Многочисленные меценаты, особо надо отметить барона Фердинанда фон Мюллера, директора Королевского ботанического сада Мельбурна, присылали в Сад ценнейшие растения [9]. В 1875 году произошла важная перемена в личном составе Сада – место директора Сада занял главный ботаник Эдуард Людвигович Регель. Активную научную деятельность Эдуард Регель удачно совмещал с общественной. Созданное им Всероссийское императорское общество садоводства, помимо выпуска книг и журналов, устраивало регулярные выставки и в Санкт-Петербурге, и в провинции. Первая выставка прошла уже в 1858 году (когда Регель был главным ботаником).
С 1893 года, во время директорства Александра Фёдоровича Баталина, в Саду организуется чтение публичных лекций на ботанические темы, открыта низшая школа садоводства, расширяется Гербарий и увеличивается количество экспонатов Музея. Что касается просветительской работы, то В.И. Липский говорит об огромном количестве посетителей Императорского Ботанического сада, достигающего «несколько десятков тысяч посетителей в год» [10]. Сообщается, что «…вход в Императорский Ботанический Сад бесплатен, свободен и доступен всякому. Оранжереи открыты во всякое время года, парк – в летнее время (точнее, весной, летом и осенью); гербарий, музей и библиотека – в назначенные часы». Для ученых же, занятых исследованиями, требовалось разрешение директора Сада. Также указывается, что музей открыт для посетителей по вторникам и пятницам «от 1 до 3 ч пополудни» и занимает 9 комнат на двух этажах. В витринах и этажерках размещены образцы, представляющие наибольший интерес для посетителей. На 1900 г. сообщается о 7000 образцах дендрологической коллекции, о 27000 образцах карпологической коллекции, о более 2000 образцах палеонтологической коллекции и других представленных экспонатах – различных продуктах растительного царства, т.е. пищевых, лекарственных веществах, технических материалах, прядильных волокнах и др. [9].
Период с 1896 по 1917 гг. связан с деятельностью А.А. Фишера-фон-Вальдгейма. Специально для тропических пальм по проекту архитекторов И.С. Китнера и Н.И. де Рошефора строится Пальмовая оранжерея [11]. Пальмовая и примыкающие к ней оранжереи 27 и 28 (Викторная оранжерея) были торжественно освящены и открыты для посетителей 8 ноября 1899 г. Пальмовая оранжерея стала на то время самой высокой в мире – 23,5 метра. В ней разместились растения влажного тропического леса: пальмы, гигантские бамбуки, огромные лианы, декоративные травы и др. [10].
В инструкции Императорскому Ботаническому Саду, утвержденной Главноуправляющим землеустройством и земледелием от 20 ноября 1909 г. в §20 упоминается назначение Сада в сфере популяризации знаний: 1) «давать своими коллекциями понятие публике о растительности различных стран земного шара, о продуктах растений и вообще о их значении для человека; 2) возбуждать интерес и содействовать распространению в публике знаний о растениях – как путём частных объяснений, так и устраиваемых время от времени публичных лекциях; 3) теми же средствами, а также примером знакомить публику с усовершенствованными приёмами культуры растений и распространять сведения в этом отношении» [12, с. 296]. Посещение Императорского Ботанического Сада регламентировалось правилами – приложения № 9 и 10 (рис. 1: а, б).
Рисунок 1 – Правила посещения Императорского Ботанического Сада (из книги «Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования» (1713–1913)»)
После Октябрьской революции в 1922 г. под руководством Владимира Леонтьевича Комарова была организована группа квалифицированных экскурсоводов-ботаников, которая проводила экскурсии для школьников, организуемые экскурсионной базой Городского отдела народного образования [13, с. 239]. В 1935 г. в Саду организован специальный культурно-просветительский сектор, в котором работало около 15, а в 1939 и 1940 гг. – до 20 экскурсоводов. Кроме оранжерей, экскурсии велись и в парке. С.Я. Соколов сообщает о том, что через оранжереи проходило до 150 тыс. экскурсантов [13, с. 239]. Во время Великой Отечественной войны Ботанический сад катастрофически пострадал от бомбёжек. Большая заслуга в восстановлении оранжерей и парка принадлежит заведующему Ботаническим садом БИН в 1938–1944 гг. и 1948–1958 гг. Сергею Яковлевичу Соколову. Благодаря усилиям сотрудников под руководством С.Я. Соколова в 1947 г. было частично возобновлён показ оранжерей и парка. В 1948 г. для обозрения были открыты 4 оранжереи. Сообщается, что кадры экскурсоводов Сад подбирал совместно с Городским экскурсионным бюро; в 1952–1956 гг. число экскурсоводов возрастало летом до 13–15 человек. Число экскурсантов в 40-х гг. уже достигало 27 тыс. человек; в 1950 г. оно было равно 50 тыс. и в 1953 г. – 92 тыс., а после этого снизилось до 84 тыс.; с 1956 г. экскурсионная работа находится в введении самого Ботанического института. Для экскурсий второй половины XX в. характерны направленность на пропаганду эволюционных идей, связь с курсами ботаники и дарвинизма в средней школе и обеспечение помощи в усвоении учащимися биологических дисциплин, связь с преподаванием ботаники в высшей школе.
Перемены в общественной и экономической жизни России начала XXI в. в значительной степени определили изменения в подходах к популяризации науки в Ботаническом саду Петра Великого. В 2009 г. с целью изучения новых форм работы с посетителями при Ботаническом Саде Петра Великого была создана Группа развития, которая в 2013 г. переименована в Культурно-просветительский центр. Возрастает количество желающих посетить Ботанический сад Петра Великого: от 190 тыс. в 2013 г. до 350 тыс. в 2019 г. (посетители парка-дендрария, оранжерей, выставок). С увеличением количества посетителей вырос штат сотрудников, занимающихся вопросами данной деятельности. Если в 2009 г. штат состоял из заведующего экскурсионного бюро, организатора экскурсий, 4-х штатных и 15-ти привлекаемых экскурсоводов, то в 2019 году – из 3-х администраторов, 12-ти штатных и 30-ти привлекаемых экскурсоводов, 2-х методистов, специалиста по социальным сетям, графического дизайнера, инженера и специалиста по японской тематике. Особенностью работы этого центра становятся новые формы просветительской деятельности: ежегодные тематические выставки и ботанические фестивали. Участникам фестиваля предлагается комплекс специально организованных и подчиненных теме мероприятий: лекции специалистов, прогулка по оранжерейному маршруту, выставка растений, мастер-классы для взрослых и детей, квест по парку-дендрарию, а также специализированные экспозиции Ботанического музея и гербария.
Продолжая вековые традиции экскурсионной работы, мы познакомимся с современным взглядом на подготовку и проведение специализированных экскурсий в Ботаническом саду.
Как известно, в основу познавательной деятельности экскурсантов положен принцип наглядности, который реализуется в показе объектов. В Ботаническом саду Петра Великого этими объектами могут быть растения наиболее интересные с точки зрения: 1) эволюционной теории, 2) экономической ботаники, 3) этноботаники, 4) интересных биологических свойств, 5) регионов распространения растительного мира, 6) декоративности на момент экскурсии. Уделять внимание также можно отдельным частям растений: цветкам, листьям, корням, стеблям, плодам с семенами, которые помогают раскрыть экскурсантам их биологическое назначение или другие значения. Кроме того, объектами показа могут быть архитектурные и иные объекты на маршруте, сами оранжереи или их части.
«Показать» означает «дать возможность увидеть кого-нибудь, что-нибудь» а также «дать возможность убедиться в чем-нибудь, научиться чему-нибудь» [1]. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Экскурсовод – руководитель экскурсии; в музеях – сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения [14].
Специализация экскурсовода в ботаническом саду обусловлена его биологической и экологической направленностью. Экскурсовод в ботаническом саду – это посредник между огромной коллекцией растений и людьми, впервые, возможно, знакомящимися с растительным царством. Как пишет Б.В. Емельянов, «результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, способность обнаружить, раскрыть то или иное качество наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет [5]. Такие способности в Ботаническом саду не остаются без внимания аудитории. Например, при демонстрации иглицы (Ruscus Tourn. ex L., 1753) у посетителей создается обманчивое впечатление, что цветки вырастают прямо из листьев, задача экскурсовода – указать на видоизмененные плоские побеги с заостренными концами – филлокладии, на которых в зависимости от вида могут образовываться цветки.
Важнейшим инструментом экскурсовода является речь, которая должна быть синтаксически грамотно сконструирована, доступна и доказательна. «Речь – сложившаяся исторически в ходе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком», «язык в действии» [15, с. 570]. Важной задачей речи является воздействие на сознание экскурсантов и передача им определенной информации. Вербальное общение (словесное) представляет собой устную речь, процесс порождения которой включает звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля [15, с. 573]. Как образец устной речи в экскурсии выступает рассказ экскурсовода. Согласно словарю, «рассказ – это словесное изложение каких-нибудь событий» [1]. Рассказ экскурсовода – это пояснение, адресованное группе экскурсантов; индивидуальное органичное дополнение к показу. Экскурсоводу необходимо постоянно работать по развитию культуры речи, следить за обогащением словарного запаса научными терминами и понятиями, а также за тем, чтобы речь не засорялась ненужными словами, словами-«паразитами» и большим количеством иностранных слов. В то же время речь должна быть понятной людьми любого возраста и социального положения.
В экскурсоведении выработаны такие требования к рассказу, как научность, связь с показом, логичность, тематичность, конкретность, связанность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений. Рассказ может предшествовать или сопровождаться показом.
Приведём несколько общих методических правил для организации экскурсии в Ботаническом саду:
– необходимо демонстрировать объекты, которые имеют непосредственное отношение к раскрываемой теме, и избегать однообразия демонстрируемых объектов;
– если рассказ идет о группах, семействах, родах растений, следует выбирать наиболее типичные объекты;
– необходимо соблюдать логическую последовательность в показе объектов (т.е. в их размещении на маршруте);
– необходимо отказаться от удаленных или плохо видимых объектов;
– стараться использовать паузы как в рассказе, так и между объектами (для осмысления экскурсантами услышанного или увиденного);
– стремиться закончить демонстрацию объекта и рассказ о нем до того момента, как в поле зрения экскурсантов попадет другой яркий объект;
– следует сортировать информацию об объектах на описательную (научную, ботаническую) и повествовательную (включающую рассказы о его применении, мифы, легенды и т.п.);
– стараться не акцентировать внимание экскурсантов на внешние отвлекающие раздражители (шум, звуки дождя, разговоры и т.п.);
– не следует говорить, отвернувшись от группы;
– при ярком солнечном освещении стараться расположить группу экскурсантов в тень (или более комфортные условия);
– попытаться задействовать все органы чувств экскурсантов при демонстрации объекта: запахи, цвет, размеры, форма объекта;
– давать возможность экскурсантам сделать фотографии объектов;
– при построении маршрута обеспечить динамичное передвижение экскурсионной группы между оранжереями, учитывая заложенное время экскурсии.
За годы проведения экскурсий в Ботаническом саду сформировались общие требования к их подготовке, заключающейся в 3 этапах.
1) Предварительный: знакомство с объектами маршрута, на основе которых будет построена экскурсия; изучение материалов по теме экскурсии.
2) Основной: непосредственная разработка самой экскурсии, определение её целей и задач; изучение литературы; изучение экскурсионных объектов; обход маршрута; подготовка контрольного текста; определение методических приёмов проведения экскурсии; определение техники ведения экскурсии; составление индивидуального текста.
3) Заключительный: сдача экскурсии на маршруте; допуск экскурсовода к работе на маршруте.
Профессиональный экскурсовод должен обладать целым рядом описанных в литературе компетенций; но «хорошим экскурсоводом» он запомнится, только если станет ярким идеологом, страстным агитатором и пропагандистом освещаемой им темы. При этом в учреждениях с научными коллекциями, какими являются ботанические сады, эмоциональная составляющая повествования экскурсовода не должна умалять научной достоверности подаваемой им информации [16]. Поэтому большое значение при подготовке к экскурсии придается поиску научно достоверной и современной информации. Главный принцип поиска информации – это принцип верификации, т.е. проверка ее корректности с точки зрения современной науки. В таблице 1 приведены варианты источников информации для подготовки к экскурсиям.
При поиске достоверной информации в интернет-источниках мы советуем придерживаться рекомендаций А.В. Полоскина, Е.Ю. Еремеевой: «включите в запрос латинское название вашего объекта, избегайте употребления жаргонизмов и просторечий, и тогда в перечне полученных источников будет больше таких, где находится точная и достоверная информация. Анализируя отдельные статьи, помните: хорошая статья, как правило, будет содержать подпись автора. Таким образом, авторские ресурсы, особенно если автор – специалист в данной предметной области, скорее всего, несут проверенную информацию. Если у вас есть возможность показать собранную информацию специалисту, обязательно проконсультируйтесь с ним, особенно если данному специалисту не чужда идея важности популяризации научных знаний о природе» [17, с. 19].
При отборе информации необходимо учитывать, чтобы она была интересной для экскурсантов. Опираясь на многолетний опыт работы с посетителями Ботанического сада Петра Великого, мы определили аспекты, которые вызывают наибольший интерес у экскурсантов (табл. 2).
Таблица 1 – Источники информации для подготовки к экскурсии
Основные источники достоверной информации | Печатные издания, выпущенные академическими издательствами, издательствами ведущих высших учебных заведений, а также издательствами, специализирующимися на выпуске научной и научно-популярной литературы |
Дополнительные источники | Интернет-ресурсы: – интернет-словари и энциклопедии (кратки и скупы на примеры); – интернет-ресурсы научных центров, музеев, зоопарков, ботанических садов и т.п. (как правило, выкладывают в сеть только «качественную» информацию; правда, она бывает иногда трудна для восприятия вследствие особенностей научного языка специалистов); – популярные (не научные) сайты узкой тематической направленности, причем с малым количеством рекламных модулей, бывают очень ценными источниками ресурсов. |
Другие источники: – беседы с опытными экскурсоводами; – семинары и лекции в Саду; – общение с кураторами коллекций, агрономами и садоводами БИН РАН |
Несмотря на хорошо организованные показ и рассказ, даже опытный экскурсовод может не избежать так называемого кризиса внимания. Исследователи особенностей выступления ораторов перед аудиторией определили, что первый кризис внимания слушателей наступает на 14–16 минуте, второй – через 11–14 минут после первого, третий – через 9–11 минут, четвертый – через 8–9 минут, а далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4–5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов внимания у молодежной аудитории, вторые – у взрослых слушателей [18, с. 96]. Использование методических приёмов позволяет организовать мыслительную деятельность экскурсантов и обеспечить устойчивость внимания. Помимо основных методических приёмов проведения экскурсий, таких как приём предварительного осмотра, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения, показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», экскурсионного рассказа и т.п. при проведении экскурсий, широко используются специальные методические приёмы [19]. Количество методических приёмов зависит от опыта и квалификации экскурсовода. Часть специальных методических приёмов, предлагаемых А.М. Руденко [20, с. 164], применимы для экскурсий в условиях Ботанического сада (табл. 3).
Использование в речи шуток и юмора позитивно влияют на экскурсантов, снимают напряжение, вносят некую разрядку, вызывают позитивные эмоции, создают благоприятную атмосферу во время экскурсии [20, с. 98]. Однако необходимо помнить о чувстве меры, уместности, такте и художественном вкусе, недопустимо шутить примитивно и невпопад.
Экскурсоводу при организации экскурсий также важно знать и понимать принципы комплектования коллекций. Исторически коллекции живых растений в Ботаническом саду Петра Великого формируются в соответствии с определенными научными принципами: систематическим, филогенетическим, географическим, экологическим, морфологическим и учебно-методическим или популяризационным принципом комплектования коллекции [21]. Также важно помнить, что исторически обзорная и научная коллекции объединены в один маршрут. Поэтому ответственность за сохранность редких экземпляров растений частично ложится на экскурсоводов.
Оранжерейная коллекция живых растений Ботанического сада Петра Великого насчитывает сейчас более 13,5 тыс. таксонов и размещается в 23 оранжереях. Современный оранжерейный комплекс, созданный в середине XIX в., сохранился в основе до наших дней и занимает площадь более 1 га. Это самый крупный оранжерейный комплекс в России. Большая часть оранжерей – экспозиционные, соединены в каре и удобны для проведения экскурсий. Две оранжереи предназначены для крупномерных растений (Большая субтропическая и Большая пальмовая), имеется специальная оранжерея для водных растений [22, с. 3]. Комплекс включает коллекции субтропических, тропических растений, а также коллекции аридных областей земного шара и представляют собой:
- Тропические растения мира: папоротники (в т.ч. древовидные), саговники, растения аридных областей мира, растения саванн, растения влажного дождевого леса, декоративные растения тропиков, полезные растения тропиков, интерьерные растения.
- Субтропические растения мира: хвойные субтропиков, цитрусовые, камелии, растения средиземноморья, растения американского континента, растения азиатского региона, растения Австралии и Новой Зеландии, вересковые.
- Водные и прибрежно-водные растения тропиков.
Традиционно в течение года обзорные экскурсии в Ботаническом саду Петра Великого проводятся по трём экскурсионным маршрутам: Тропическому, Субтропическому и Водному (с июня по октябрь).
Помимо обзорных экскурсий по Тропическому, Субтропическому и Водному маршрутам взрослым посетителям предлагается ряд тематических экскурсий: «Новогодние растения мира», «Растения-афродизиаки», «Лекарственные растения» и др.
Таблица 2 – Основные аспекты отбора информации о растительных объектах для экскурсии
Этимология названия растительного объекта | Перевод латинского названия вида, происхождение латинского и русского названия. Название на других языках. |
Исторический аспект | Когда растительный объект появился в Саду, кем доставлен, посажен, введен в культуру; интересные факты из истории открытия и т.д. |
Сверхспособности | Информация о необычных способностях растительного объекта: самая плотная древесина, самый маленький цветок, самый крупный плод, самое высокое и т.п. |
Практическое применение | Употребление в пищу человеком, животными. Использование в хозяйстве, быту (как декоративное, лекарственное и т.п.). |
Место в культуре | Использование образа растительного объекта в различных сферах культурной жизни – в фольклоре, в обрядах, в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке и т.д. |
Мифы и их развенчание | Грамотное развенчание мифа, особенно подкрепленное фактами, задача профессионального экскурсовода. «Правда ли, что денежное дерево гарантирует финансовое благополучие? Что добавить в воду, чтобы цветы дольше стояли? Арбуз: что лучше девочка или мальчик?» и т.д. – вопросы, с которыми часто встречается экскурсовод на маршруте. |
Экологические аспекты | Важно знать об эколого-биологических связях растительных объектов в природе. Можно вспомнить об опылении (самоопыление, перекрёстное и его типы); об экологических группах растений (по отношению к влаге, к почве, к температуре, к свету); типах отношений между организмами (симбиоз, хищничество, антибиоз и т.д.). |
Таблица 3 – Специальные приёмы и их применение на экскурсии в Ботаническом саду Петра Великого
Название специального приёма | Назначение специального приёма | Пример применения специального приёма в Ботаническом саду |
Приём заданий | Основная идея заключается в обращении экскурсовода к группе с определённым заданием. Приём задания концентрирует внимание экскурсантов, способствует более глубокому пониманию содержания экскурсии и делает их участниками творческого процесса [20] | – Попросить экскурсантов вспомнить: когда и кем основан Санкт-Петербург и т.п. – При рассказе о цератонии стручковой (Ceratonia siliqua L., 1753) задать вопрос о единице массы драгоценных камней |
Вопросно-ответный методический приём *Одной из разновидностей вопросно-ответного метода является риторический вопрос, представляющий собой утверждение в форме вопроса. | Приём направлен на концентрацию и активизацию внимания аудитории. Экскурсовод комментирует вслух поставленную проблему, задаёт вопросы экскурсантам, на которые сам же и отвечает, анализирует возможные сомнения и возражения и приходит к определенным выводам [20] | Примеры вопросов: – Как вы думаете, какую роль выполняют псевдобульбы у орхидей? – Как вы думаете, к чему может привести недостаток света для растений? |
Приём дискуссионной ситуации | Цель – активизация мыслительной деятельности экскурсантов: – вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам даёт ответ, продолжая свой рассказ по теме [20] | Пример вопроса: Посмотрите на спорангии этого папоротника, чуть позже мы вернёмся к разговору о распространении спор. |
– вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как приём ораторской речи [20] | Пример вопроса: Как повлиял «колумбов обмен» на окружающую среду? | |
– вопросы экскурсовода экскурсантам, которые заостряют их внимание на содержание экскурсии, вносят некоторую разрядку и полагают лучше уяснить подтему [20] | Пример вопроса: – Вспомните, какие растения появились на Земле раньше всех? – Какие органы растений являются генеративными? – Что мы называем деревом? и т.д. | |
Приём отступления | Подразумевает отступление экскурсовода от темы во время экскурсии. Цель такого «освежающего отступления» – снять усталость, сделать эмоциональную паузу, придать экскурсии некую непринужденность. В качестве отступления может быть чтение стихотворения, примеры из жизни и даже проведение конкурсов, викторин, игр, загадок и т.п. по теме экскурсии. Экскурсия превращается в творческий процесс, исключающий возможность возникновения кризисов внимания [20] | 1. Чтение отрывка из стихотворения А. Пушкина «Анчар» при знакомстве с Анчаром ядовитым (Antiaris toxicaria Lesch.); 2. При показе растений рода камелия (Camellia L., 1753) предложить экскурсантам историю романа писателя Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» |
Общие требования к структуре экскурсии в Ботаническом саду Петра Великого.
- Вступительная часть:
а) представление;
б) краткое описание места экскурсии (где находимся);
в) цель экскурсии, время, маршрут (продолжительность, какие оранжереи посетим, что увидим);
г) правила прохождения (что нельзя, что можно, когда будет время для вопросов).
- Основная часть:
а) краткая история Ботанического сада Петра Великого;
б) рассказ и показ коллекции маршрута.
- Заключительная часть (ответы на вопросы, прощание, рекомендации посещения мероприятий в будущем, что посмотреть сейчас на других экскурсионных маршрутах и экспозициях открытого грунта).
Новой разновидностью экскурсии является интерактивная экскурсия для детей с элементами квеста. Создание разнообразных интерактивных экскурсий для детской аудитории на маршрутах и для разных возрастных групп обусловлено потребностями общеобразовательных школ и гимназий в связи с положениями ФГОС. Например, ФГОС начального общего образования, полагаясь на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, призывает к «освоению доступных способов изучения природы и общества и развитию навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире», а также к «осознанию ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем» [23]. Экскурсия с элементами квеста – наиболее востребованный сейчас формат экскурсий для старших дошкольников и учеников начальной школы. Экскурсии «Самые-самые» и «По следам невиданных зверей» способствуют развитию познавательной активности ребёнка, где каждый участник выполняет задание, используя полученную информацию от специалиста, фиксируя при этом важные характеристики растения [24].
Путешествие ребёнка по оранжереям с индивидуальным маршрутным листом имеет ряд преимуществ: яркая листовка привлекает внимание и вызывает интерес; проходя с экскурсоводом маршрут, ребёнок самостоятельно выполняет задания, тем самым лучше запоминает информацию. Обратная сторона маршрутного листа является сертификатом, где юный экскурсант может вписать свое имя. Такое дополнение к экскурсии помогает ребёнку уже дома, вне Сада, повторить и осмыслить новую информацию о растениях, рассказать родителям и друзьям, тем самым закрепив новое в памяти. Для учащихся общеобразовательной школы также проводятся экскурсий с элементами квеста, их тематика и проблематика разнообразна и соответствует материалам школьных курсов по биологии, географии, истории: «Красная Книга», «Экотропики», «Дети капитана Гранта», «Приказано выжить!» и др.
Как особый формат экскурсионного обслуживания в оранжереях Ботанического сада Петра Великого введена практика «Прогулок», которая объявляется во время особой декоративности оранжерейных маршрутов и во время фестивалей.
Особенность данного формата – работа экскурсоводов на наиболее видовых точках маршрута и показ окружающих растений с рассказом о них.
Во время работы в формате «Прогулка» экскурсоводу необходимо:
1) занять свое место на маршруте минимум за 5 минут до начала входа посетителей;
2) направлять экскурсантов в одном направлении;
3) рассказывать и показывать объекты исходя из темы «Прогулки»;
4) следить за количеством посетителей, продвигающихся по маршруту; иметь возможность задержать около себя или, наоборот, ускорить продвижение экскурсантов по маршруту;
5) стараться наполнить рассказ интересными фактами и удержать внимание посетителей, если впереди на маршруте происходит затор;
6) работать со всеми посетителями, которые находятся в зоне видимости (в исключительных случаях, когда рядом с экскурсоводом находится только группа из 1–3 человек, экскурсовод может вступать в диалог и уделять все внимание только этим посетителям).
На основе опыта экскурсионной работы в Ботаническом саду Петра Великого выработаны общие рекомендации для экскурсоводов.
– Экскурсовод должен выходить на экскурсию в опрятном виде, обязательно наличие бейджа.
– Перед началом проведения детской экскурсии, когда возможно посещение детей без родителей, экскурсовод обязан выяснить наличие таких детей в группе.
– По завершении экскурсии в оранжереях экскурсовод обязан проследить, что все экскурсанты покинули тамбур оранжерей, все дети встречены родителями или сопровождающими их людьми.
– Экскурсовод должен следить за соблюдением посетителями правил посещения.
– Недопустимо использование экскурсоводом мобильного телефона во время прохождения по маршруту.
– Экскурсовод обязан следить за новостями в социальных сетях Ботанического сада Петра Великого и новостями на официальном сайте, в обязательном порядке обращать внимание экскурсантов на растения, реклама которых была в ближайшие дни.
Развитию экскурсионной формы в Ботаническом саду Петра Великого в последнее время уделяется все больше внимания как со стороны новых сотрудников Сада, так и со стороны специалистов других садов России. Ведь зачастую ведением экскурсий в ботанических садах занимаются научные сотрудники и агрономы, чья непосредственная работа не связана с общением с посетителями. Знание особенностей ведения экскурсий в ботаническом саду поможет специалистам эффективно планировать работу по биологическому и экологическому просвещению, поскольку грамотный профессиональный гид может стать проводником в мир природы для людей всех возрастов и социального положения. В заключение добавим, что тематические и специализированные экскурсии уже сейчас находят положительный отклик в обществе. Так, в 2019 г. проект «Диверсификация деятельности Ботанического сада Петра Великого БИН РАН – инновационный подход при создании детских образовательных программ» стал победителем конкурса лучших инновационных проектов в сфере науки и высшего образования Санкт-Петербурга в 2019 г. в номинации «Лучший инновационный продукт» по направлению «Науки о земле». Ежегодно Ботанический сад Петра Великого награждается сертификатом качества сайта TripAdvisor, что говорит о постоянном получении отличных отзывов со стороны посетителей.
Об авторах
Лариса Петровна Мусинова
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: larmuss@rambler.ru
методист культурно-просветительского центра
Россия, Санкт-ПетербургЮрий Гурьянович Калугин
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: kalugin_yuri@list.ru
научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Гарисоновна Митина
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_mitina08@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук
Россия, МурманскСписок литературы
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4 изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
- Шанц Е.А. Методическое сопровождение экскурсионной деятельности в дошкольной образовательной организации // Элективные курсы в профессиональной подготовке магистров дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, Е.А. Шанц; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. Сургут-Шадринск: Изд-во ООО «Шадринский Дом печати», 2018. 136 с.
- Голубева И.А. Все это краеведы-энтузиасты … полные благородства и гордости старинной. Заметки Н.П. Анциферова о поездке с И.М. Гревсом по древнерусским городам в 1925 г. // Отечественные архивы. 2017. № 5. С. 85-102.
- Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.-Л.: ГИЗ, 1930. 116 с.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
- Cirer-Costa J.C. Spain’s new coastal destinations. 1883-1936: The mainstay of the development of tourism before the Second World War // Annals of Tourism Research. 2014 March. Vol. 45. P. 18-29.
- Cirer-Costa J.C. The beginnings of tourism in Majorca. 1837-1914 // Annals of Tourism Research. 2012 Oct. Vol. 39, is. 4. P. 1779-1796.
- Kulas M. What are the Benefits of Field Trips for Children? [Internet] // https://howtoadult.com.
- Арнаутова Е.М. История оранжерейных коллекций Ботанического сада Петра Великого [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2015. Т. 10. - http://hb. karelia.ru/journal/article.php?id=3102.
- Липский В.И. Краткий путеводитель по Императорскому Ботаническому Саду. СПб., 1900.
- Пальмовые оранжереи в Ботаническом саду // Зодчий. 1897. № 4. С. 29-30.
- Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913). СПб., 1913-1915. Ч. II. 1913.
- От Аптекарского огорода до Ботанического института. Очерки по истории Ботанического института Академии наук СССР. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. 308 с.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1): ОГИЗ (т. 1): Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935-1940.
- Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1998. 800 с.
- Ярославцева М.А., Волчанская А.В. Практика организации курсов по подготовке экскурсоводов в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I. - http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=5804.
- Полоскин А.В., Еремеева Е.Ю. Выбор и изучение объектов для экскурсии в природу // Экологические экскурсии для юных петербуржцев (сборник методических материалов «Экскурсия как проект учащегося»). СПб.: РИС ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2017. 71 с.
- Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. 3-е издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 272 с.
- Рыбалка Л.Г., Радько Г.А. Специальные приемы проведения экскурсий как пути преодоления кризисов внимания // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2014. № 7. С. 83-90.
- Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: 2-е издание, испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 313 с.
- Арнаутова Е.М. Особенности содержания дендрологических коллекций в оранжереях ботанических садов (на примере оранжерейных коллекций Ботанического сада Петра Великого БИН РАН) [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2017. Т. 12, прил. II. doi: 10.15393/j4.art.2017.4282.
- Арнаутова Е.М., Романова Е.Л. Оранжереи Ботанического сада Петра Великого. СПб.: ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг, 2016. 68 с.
- ФГОС дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // https://fgos.ru.
- Мусинова Л.П., Ярославцева М.А., Калугин Ю.Г. Методические рекомендации для экскурсоводов по проведению экскурсий с элементами квеста «Самые-самые» и «По следам невиданных зверей» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в Ботаническом саду Петра Великого: науч.-метод. пособие. СПб.: БИН РАН, 2019. 36 с.