Военный переворот в Турции 27 мая 1960 года: предпосылки, движущие силы и последствия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В 1950-е годы к власти в Турции пришла оппозиционная Демократическая партия, опиравшаяся на провинциальную буржуазию и клерикалов. Премьер-министром стал её харизматичный Аднан Мендерес. Правительство демократов проводило активную внешнюю и внутреннюю политику. В частности, отказавшись от традиционного нейтралитета, Турция вступила в военные блоки НАТО и СЕНТО. Были сделаны уступки религиозным кругам. Правительство также проводило масштабные реформы, к которым общество было не готово, ввиду чего в стране разразился экономический кризис, самым характерным проявлением которого была высокая инфляция. Введением репрессивных законов против инакомыслящих, попытки изолировать оппозицию, в частности лидеров Народно-республиканской партии (НРП), демократы подтолкнули последних к поиску союзников в армии. В рядах последней под влиянием западной агентуры и недовольства самих офицеров ситуацией в стране возникла идея военного переворота, который произошёл 27 мая 1960 г. В результате переворота к власти пришёл Комитет национального единства, состоявший из представителей генералитета и лидеров Народно-республиканской партии. В 1961 году на референдуме была принята новая конституция, реформировавшая систему законодательной власти в стране, после чего власть вновь перешла к гражданским политическим институтам. Лидер военных, осуществивших переворот, генерал Джемал Гюрсель занял пост премьер-министра, а председатель НРП Исмет Инёню стал президентом Турции.

Полный текст

Попытка военного переворота в Турции в июле 2016 года вновь привлекла внимание исследователей к проблеме природы, экономических и политических предпосылок, механизмов и движущих сил военных переворотов второй половины XX в. в этой стране. В свою очередь, действующий турецкий президент Р.Т. Эрдоган неоднократно публично с симпатией отзывался о лидере свергнутой военными в 1960 г. Демократической партии премьер-министре Аднане Мендересе [1]. Переворот 27 мая 1960 г. был первым в череде выступлений военных и во многом определил их последующий сценарий, что делает анализ его исторического контекста особенно актуальным.

В последние годы вышло немало работ, посвящённых событиям конца 1950 – начала 1960-х годов на турецком, русском и английском языках. Отметим среди них работы турецких авторов Б. Ешилбурса [2], О. Аслана [3], Д. Гёктепе [4], посвящённые влиянию на внутритурецкую ситуацию американской и британской разведок. Интересный материал по экономической ситуации в Турции накануне военного переворота содержится в работах российских авторов Н.Ю. Ульченко [5], Р.Р. Кадырова [6] и П.В. Шлыкова [7]. Отметим характерное явление: если турецкие авторы уделяют внимание преимущественно политическим аспектам свержения правительства А. Мендереса, то отечественные авторы делают акцент на его социально-экономической подоплёке. В свою очередь, работа Ф. Ахмеда «The making of modernTurkey» [8] представляет собой себе обобщённый анализ истории Турции в XX в., в том числе и событий 27 мая 1960 г.

История военных переворотов имеет длительную традицию в турецком прошлом. На протяжении XVII–XIX вв. янычарские восстания не раз смещали с престола одних султанов и возводили на него новых. Младотурецкая революция 1908–1909 годов в конечном итоге не только сместила султана Абдул-Хамида II, но коренным образом изменила и внутренний строй Османской империи. Во вновь образованной и формировавшейся в условиях тяжёлой войны за независимость Турецкой республике статус военных оставался крайне высоким. Тот факт, что, несмотря на ряд восстаний, покушения на высших чиновников и периодически разоблачаемые заговоры, с 1923 по 1950-е годы республика сохраняла достаточно высокую степень стабильности, в значительной мере был обусловлен доминированием в политике героев борьбы за независимость авторитетных и опытных политиков – Ататюрка, Исмета Инёню, Рафика Сайдама и Режепа Пеккера. Все они принадлежали к левоцентристской Народно-республиканской партии (НРП), социальную базу которой составляли приверженные принципу этатизма офицерство, светская интеллигенция и элитарные слои крупных городов страны [4, p. 140–141]. Однако в 1946 году часть членов НРП, в частности такие сподвижники Ататюрка, как Д. Байяр и А. Джебесой, враждебно настроенные к И. Инёню и его сторонникам, совместно с ранее изгнанным из НРП оппозиционером Аднаном Мендересом и известным учёным-филологом Ф. Кёпрюлю, образовали Демократическую партию, одержавшую победу на выборах 1950-го года. А. Мендерес стал премьер-министром страны [9, p. 129].

В отличие от НРП, Демократическая партия представляла собой партию консервативного провинциального среднего класса, особенно сельской верхушки. Сам лидер партии А. Мендерес в прошлом был хозяином крупной хлопковой плантации [8, p. 103]. Демократы, опиравшиеся на консервативное сельское население, подспудно противопоставляя себя светским военным кругам, отменили ряд антиклерикальных законов (запрет на арабоязычные молитвы и возрождение школ имам-хатыбов) Ататюрка. Во внешней политике они отказались от его же концепции нейтралитета. Следствием последнего явилось активное участие Турции в Корейской войне, заключение Балканского пакта с Грецией и Югославией, вступление в военные блоки НАТО, СЕНТО (Багдадский пакт) и одновременно активизация отношений с СССР после смерти И.В. Сталина [10, с. 235].

Десятилетие правления ознаменовало собой начало проникновения военных США в турецкие вооруженные силы [3, p. 93]. Не обошло своим вниманием турецких военных и ЦРУ. Ключевую роль в вербовке турецких офицеров сыграл бывший советский коллаборационист узбек по национальности Риза Назар. Итогом сотрудничества американских спецслужб и турецких военных явилась операция «Контргерилья», как составная часть операции «Гладио». С турецкой стороны в неё были вовлечены Даниш Карабелен, Тургут Сунлап, Ахмет Йылдыз, Алпарслан Тюркеш. Перед турецкими участниками операции «Контргерилья» ставилась задача «всеми возможными средствами» организовать сопротивление любой угрозе «коммунистической оккупации» [11, p. 73]. Агитация американской агентуры падала на благодатную почву, так как значительная часть офицерства и без неё крайне критично смотрела на политику А. Мендереса, считая её опасной для будущего страны. Как отмечал С. Демирель, турецким военным кругам традиционно были присущи установка о том, что «родина в опасности» и поиск внутри страны некой «пятой колонны» [12].

Тем не менее было бы неправильно сводить все причины переворота 27 мая к влиянию американских спецслужб. Главные из них коренились в ошибках и недостатках самого политического курса правительства А. Мендереса, в частности в присущих ему и его окружению отказе от принципа этатизма, в популизме и коррупции. Ни экономический, ни социально-политический курс не имели чёткой направленности, у партии не было чёткой и ясной программы осуществления реформаторской политики, вследствие чего реформы носили несбалансированный и размытый характер. Государственные кредиты выдавались либо «избранным», тесно связанным с А. Мендересом бизнес-кругам, либо выдавались под высокие проценты. На этом фоне активно озвучиваемый девиз: «Вырастим в каждом квартале своего миллионера» – широкими народными массами воспринимался крайне болезненно. Итогом авантюрной экономической политики правительства явился среднегодовой рост цен 15–17%, достигший к началу 1960-го года отметки в 60%. Попытка решения существующих проблем путём приватизации госпредприятий потерпела крах ввиду дефицита денежных средств у молодой турецкой буржуазии. В свою очередь, отстаиваемый премьер-министром льготный режим для иностранных инвесторов (так называемая «Программа 15 августа 1958 года») вызвал протест даже в рядах членов правительства. Министр финансов Недим Окмен подал в отставку и покинул ряды Демократической партии [9, p. 134].

Активная опора на принципы либеральной экономики в условиях преимущественно аграрной, развивающейся страны привела к первому в истории республиканской Турции дефолту 1958 года. Страна оказалась неспособной выплачивать свои, прежде всего краткосрочные, долги. Впоследствии министр финансов сформированного военными правительства Э. Алиджан охарактеризует экономическую политику ДП как «расточительную и рассчитанную на внешний лоск» [5, с. 105, 108]. Имели место и естественные проблемы, подтачивавшие позиции правящей партии. В первую очередь это был массовый отток населения из сёл в города. Хлынувшие в результате механизации сельского хозяйства в город крестьяне вливались в ряды безработных маргиналов, выстроили на окраинах крупных городов новые хаотичные микрорайоны трущоб – геджеконду и стали источником повышенной социальной напряженности. Попытки правительства остановить дальнейшее нарастание процесса урбанизации субсидированием сельского хозяйства потерпели неудачу [6, с. 211–212]. Многие из озлобленных молодых выходцев из деревни вливались в ряды младших офицеров и подпадали под влияние агитации крайне правых националистических кругов, таких как упоминавшийся выше полковник А. Тюркеш. Во второй половине 1950-х годов они создали разветвлённую заговорщическую сеть в армии [2, p. 123].

Ощущая падение собственной популярности, Демократическая партия, стремясь самыми суровыми мерами сохранить собственную власть, инициировала принятие ряда репрессивных законов. Подконтрольный ей меджлис в сентябре 1957 г. одобрил закон, запрещавший оппозиционным партиям выступать на выборах единым списком. Помимо этого, неоднократно принимались законы, направленные на ограничение свободы печати, в частности запрещавшие публиковать материалы, «призванные нанести ущерб политическому или финансовому авторитету государства» или «задевать репутацию людей, занимающих официальные должности» [2, p. 144].

Подобные ограничительные меры неизбежно вели членов оппозиционной Народно-республиканской партии к поиску нелегальных рычагов воздействия на существующую политическую ситуацию. Учитывая сильные позиции в НРП ветеранов, особенно генералов в отставке, укрепление тесных отношений между ними и действующими военными были вполне естественным. Фигурой, объединившей их в союз, стал председатель НРП Исмет Инёню. Сближение позиций военных и оппозиции было очевидным и для окружения А. Мендереса, пытавшегося вначале изолировать и даже физически устранить авторитетнейшего конкурента. За полтора месяца до переворота, на встрече с генералами И. Инёню призвал их защищать идеалы турецкого прогресса, то есть принципы кемализма [2, p. 121]. В целом, для верхушки НРП было характерно желание использовать военных для политического реванша. Правительство Демократической партии инициировало создание следственной комиссии с целью разоблачения связей НРП с военными, но время было уже упущено.

В апреле 1960 года Турцию охватили массовые волнения, кульминацией которых был расстрел полицией демонстрации студентов Стамбульского университета 28 апреля на площади Баязит. Один студент погиб, множество демонстрантов получили ранения. 3 мая командующий сухопутными войсками генерал Джемаль Гюрсель направил на имя премьер-министра Аднана Мендереса с требованием отставки правительства, как единственного возможного выхода из кризиса. Письмо, по сути, представляло собой открытый ультиматум, требовавший от правительство не вмешивать военных в политику, не использовать против студенческих демонстраций и тем самым не противопоставлять их простым гражданам. Премьер-министр не придал письму должного значения. 21 мая в Анкаре прошла безмолвная демонстрация курсантов в память о погибшем 28 апреля студенте [7, с. 41], а в ночь с 26 на 27 мая генералы Джемаль Гюрсель, Джемаль Маданоглу, Ирфан Баштуг и уже упоминавшийся выше участник операции «Контргерилья» полковник А. Тюркеш вывели подконтрольные им военные части на улицы Анкары. А. Мендерес в это время находился в Эскишехире и был застигнут новостью о перевороте врасплох [2, p. 122]. Ведущую роль в восстании сыграли курсанты танкового училища, в частности, арестовавшие президента страны Джеляля Баяра и занявшие здания Дома радио, почты и телефонной службы. Было также занято здание ВНСТ [13, с. 306].

Организаторы переворота не встретили практически какого-либо серьёзного противодействия. В условиях разочарования народных масс в действующем правительстве и слабости гражданского общества армия оставалась институтом, пользующимся наибольшим доверием населения страны [14, с. 32]. Уже 28 мая было сформировано новое правительство во главе с Д. Гюрселем, совместившим посты премьер-министра и министра обороны. Всего в новое правительство вошло 15 гражданских лиц и три генерала. В тот же день состоялась беседа Д. Гюрселя с американским послом Ф. Уорреном, заверившим генерала в поддержке Вашингтона [3, p. 133]. Однако в сформированном Комитете национального единства не существовало общего видения будущего развития страны. Уже в ближайшие месяцы из его состава были исключены 14 национал-радикалов во главе с полковником А. Тюркешем, заявлявшие о своём стремлении к установлению в стране однопартийной националистической диктатуры. Примерами для подражания им служили египетская организация «Свободные офицеры» и её лидер Г.А. Насер [8, p. 128]. В свою очередь, состоявшее преимущественно из высшего офицерства умеренное крыло военных (так называемые «паши»), тесно связанное с И. Инёню, стремилось к скорейшему компромиссу между наиболее влиятельными политическими группами, в том числе с социальными слоями, ранее служившими опорой свергнутой Демократической партии [15, p. 137]. Разрыв тактического союза лево-центристов-кемалистов, прагматиков-пашей с одной стороны и националистов с другой стороны стал свершившимся фактом.

Одновременно под давлением США Д. Гюрсель и другие военные, вошедшие во вновь сформированное правительство, покинули ряды вооружённых сил и прекратили совмещение гражданских и военных функций. Принятая по результатам референдума 1961 года новая конституция кардинально меняла и парламентскую систему страны. Она предусматривала создание двухпалатного парламента с нижней палатой в виде Национального собрания, состоящего из 450 депутатов, избираемых каждые четыре года по системе пропорционального представительства, и сената, состоящего из 150 членов, избирающихся сроком на шесть лет прямым голосованием. Все члены КНЕ незамедлительно были объявлены пожизненными сенаторами. Помимо этого, вновь учреждался доселе неведомый турецкому праву Конституционный суд [16, с. 184]. Таким образом, организаторы переворота пытались обезопасить себя на случай возможных судебных преследований в будущем. Конституционные реформы заложили основу режима так называемой «Второй республики» [17, s. 229].

Параллельно с изменением конституции КНЕ инициировал реформу вооружённых сил, направленную на установление возможно большего контроля над различными армейскими службами и подразделениями. Для осуществления данного контроля была принята статья 111 новой конституции, предусматривавшая создание Совета национальной безопасности – органа, в который вошли начальник Генерального штаба и командиры сухопутных, морских и воздушных сил, ответственные за координацию и принятие решений, связанных с национальной безопасностью. При Совете национальной безопасности был создан отдел, ответственный за надзор над армией. Сверх того, Генеральный штаб был выведен из подчинения министру обороны и напрямую подчинялся премьер-министру [18, с. 33–34]. Для укрепления собственной популярности и влияния в армии функционеры КНЕ учредили создание «Агентства помощи армии» (Ordu Yardımlaşma Kurumu), то есть своеобразного Пенсионного фонда для военнослужащих [19, s. 209]. Благодаря подобным изменениям, Д. Гюрселю и его соратникам удалось 21 марта 1963 года подавить попытку переворота и расправиться с организовавшей его фракцией Талата Айдемира [20, с. 66].

По-разному сложилась судьба членов смещённого правительства. Министр иностранных дел Намык Гедик покончил с собой. Пытался покончить с собой и бывший президент Джеляль Баяр. Несколько подследственных погибли в тюрьме. 11 бывших лидеров Демократической партии, в том числе Д. Баяр, получили пожизненные сроки заключения. Аднан Мендерес, министр финансов Хасан Полаткани, министр иностранных дел Фатин Рюштю Зорлубыли казнены в сентябре 1961 г. [21, p. 75].

Прошедшие во вполне демократических условиях выборы не привели Народно-республиканскую партию к безоговорочной победе. Более того, Партия справедливости, считавшаяся наследницей Демократической партии, едва ей уступила, заняв второе место. Лишь под давлением военных депутаты меджлиса избрали Джемаля Гюрселя президентом, а Исмета Инёню – премьер-министром страны. Однако их тандем удержался только до выборов 1965 года, победу на которых одержала Партия справедливости во главе с Сулейманом Демирелем [20, с. 68].

События 27 мая 1960 года явились первым из успешных военных переворотов второй половины XX в. Уже в нём отчетливо проявились черты, характерные и для двух последующих политических акций военных. Это, во-первых, апеллирование к светскому кемалистскому наследию, во-вторых, национализм и, в-третьих, тесная связь организаторов с западными, прежде всего американскими спецслужбами. Специфику военного переворота составил широкий фронт участвовавших в нём социальных слоёв населения – от респектабельных политических лидеров НРП до активистов различных студенческих землячеств и союзов. Отметим также, что значительная часть принимавших участие в свержении правительства А. Мендереса офицеров, студентов и представителей интеллигенции в последующем считала себя обманутой в своих ожиданиях и стала питательной социальной средой для дестабилизации ситуации и новых переворотов в будущем.

×

Об авторах

Малика Шариповна Товсултанова

Чеченский государственный университет

Email: 8979444@mail.ru

аспирант кафедры новой и новейшей истории

Грозный

Рустам Алхазурович Товсултанов

Чеченский государственный университет

Email: rustam-tovsultanov@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории

Россия, Грозный

Лилия Надиповна Галимова

Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Автор, ответственный за переписку.
Email: galina_200475@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Россия, Ульяновск

Список литературы

  1. Beyaz Z.F. Cumhurbaşkanı Erdoğan: Adnan Menderes Türkiye'nin özgür bir ülke haline gelmesi için çalışmıştır [Internet] // https://aa.com.tr/tr/turkiye/cumhurbaskani-erdogan-adnan-menderes-turkiyenin-ozgur-bir-ulke-haline-gelmesi-icin-calismistir/1585342.
  2. Yesilburşa K. The «Revolution» of 27 May 1960 in Turkey: British Policy towards Turkey // Middle Eastern Studies. 2005. Vol. 41, № 1. P. 129-149.
  3. Aslan O. U.S. involvement in military coups d'état in Turkey and Pakistan during the cold war: between conspiracy and reality. Ankara: Department of Political Science and Public Administration, 2016. 280 p.
  4. Göktepe C. 1960 «revolution» in Turkey and the british polisy towards Turkey // The Turkish Yearbook of International Relations Archive. 2000. Is. 30. P. 139-187.
  5. Ульченко Н.Ю. Формирование закономерностей экономического развития Турции: дис. … д-ра ист. наук. М., 2016. 424 с.
  6. Кадыров Р.Р. Турецкая республика в 50-е годы XX века: проблемы социальных и экономических реформу // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151, кн. 2, ч. 1. С. 208-215.
  7. Шлыков П.В. Историческая динамика социальных протестов в Турции // Вестник Московского государственного университета. Сер. 13. Востоковедение. 2015. № 4. С. 34-55.
  8. Ahmad F. The making of modern Turkey. New-York: Routledge, 2003. 252 p.
  9. Erdemir H. Turkish political history. Izmir, 2007. 243 p.
  10. Кадыров Р.Р. Турция как стратегический союзник США в 50-е годы XX века // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152, кн. 3, ч. 1. С. 233-238.
  11. Ganser D. Terrorism in Western Europe: An Approach to NATO’s Secret Stay-Behind Armies // The Whitehead Journal of Diplomacy and International Relations, Winter/Spring, 2005. P. 69-95.
  12. Türköne M. Derin devlet ve Kuvva-yı Milliye // Zaman Yorumlar. 2005.
  13. Киреев Н.Г. История Турции: XX век. М.: ИВ РАН Крафт+, 2007. 608 с.
  14. Шлыков П.В. Военная элита в политической системе Турецкой республики // Элиты стран Востока. М.: Ключ-С, 2011. С. 31-61.
  15. Howard D. The history of Turkey. Second edition. Santa Barbara: Greenwood, 2016. 288 p.
  16. Харитонова О.Г. Кризисная эволюция турецкой̆ политической̆ системы // Полития. Журнал политической философии и социологии политики. 2018. № 3. С. 181-205.
  17. Yavuz B., Bülbül M. Çift meclis sistemi ve Türkiye // Gazi Üniversitesi Hukuk Fakültesi Dergisi. 2012. Vol. XVI. P. 217-260.
  18. Туровская А.А. Роль армии в политическом развитии Турецкой Республики и Исламской Республики Пакистан: дис. … канд. ист. наук. М., 2014. 179 с.
  19. Ercan Ü., Sığrı Ü. Şirketlerin Şeffaflık ve Hesap Verebilirliğinin Vekâlet Kuramı Bağlamında İncelenmesi: OYAK Örnek Olayı // İş ve İnsan Dergisi. 2018. Vol. 5 (2). P. 207-223.
  20. Саркисян С. Эволюция турецкой армии в контексте политических изменений в стране // 21-й век. 2012. № 5 (25). С. 53-80.
  21. Topçu İ., Topçu S.A. Adnan Menderes’in yargilanmasi ve idami // Akademik Bakış Uluslararası Hakemli Sosyal Bilimler Dergisi. Vol. 61. P. 59-80.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Товсултанова М.Ш., Товсултанов Р.А., Галимова Л.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах