Гимнастика йогов и высшее образование: педагогический эксперимент
- Авторы: Серпер С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 4 (2019)
- Страницы: 297-301
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/34509
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201984314
- ID: 34509
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развитие новых направлений как в спорте, физической культуре, так и в сфере преподавания физкультуры – актуальная задача современной педагогики. На современном этапе развития образования и науки важно, чтобы государственные программы сочетались с требованиями российского общества, поэтому всё большее внимание педагоги и методисты уделяют такому направлению оздоровительной политики, как йога. Данное направление нацелено не только на выполнение задач, стоящих перед высшей школой, но и на реализацию государственных программ по развитию здоровья нации. Научно-педагогическое изучение йоги как элемента спортивного образования находится в настоящее время в начальной стадии. Поэтому информация, представленная в статье, имеет уникальный характер: на основании проведённого педагогического эксперимента сделаны первые выводы об интеграции элементов йоги в физкультурное и спортивное образование в условиях нового федерального стандарта. Заключения и выводы автора статьи касаются как методов решения проблемы мотивации студентов при занятии физкультурой, так и определения комплекса универсальных компетенций, которые целесообразно сформировать в ходе внедрения в высшее образование новой учебной дисциплины, основанной на гимнастике йогов. В статье подчёркивается, что успешность выполнения этой задачи зависит от объединения усилий государства, высшей школы и фитнес-центров, которые должны стать базой для прохождения студентами практики. Результаты эксперимента в контрольной и экспериментальной группах студентов дают основания прогнозировать, что более масштабное применение гимнастики йогов в учебном процессе позволит существенно не только повысить эффективность занятий физической культурой, но и сделает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.
Ключевые слова
Полный текст
Совершенствование методов преподавания физической культуры и спорта, методик формирования как универсальных, так и профессиональных компетенций является важной не только педагогической, но и общественно-политической задачей, нацеленной на улучшение общего состояния здоровья нации и реализации политики здоровьесбережения на государственном уровне. В этих условиях особую роль играет фитнес как один из компонентов обозначенной политики.
В период 1980-х – 2010-х гг. фитнес развивался быстрыми темпами в России и стал важной частью общественной жизни как важный физкультурно-оздоровительный элемент. Фитнес (в самых разнообразных проявления) приобрел широкую популярность как у учащихся, так и у молодых специалистов. При этом стоимость занятий постоянно адаптировалась под материальные нужды и доходы данных категорий населения. Следовательно, мы полагаем, что дальнейшее совершенствование фитнеса в практическом и теоретическом плане очень важно для российского общества. Закономерным этапом эволюции фитнеса должна стать интеграция фитнес-центров в систему физкультурного образования, а шире – молодёжной политики РФ.
Анализ предложений фитнес-центров и их программ показывает, что одной из наиболее востребованных форм занятий в настоящее время являются упражнения по гимнастике йогов. Это вызвано несколькими причинами, универсальными возможностями гимнастики йогов в плане адаптации и оздоровительных технологий: йога способна благоприятно сказаться на здоровье и физическом состоянии человека, независимо от его сложения, темперамента, состояния здоровья и физического развития; гимнастика йогов влияет на систему внутренних органов, нервную и сосудистую систему, сухожилия и связки, заставляя их развиваться и укрепляться; гимнастика йогов в результате грамотного распределения нагрузок и методик положительно воздействует как на физическое, так и на морально-психологические состояние человека.
В теоретико-методологическом плане достигнуты определённые успехи: разработаны формы занятий и технологии формирования профессиональных компетенций с помощью гимнастики йогов. Но до сих пор не раскрыта связь процесса формирования профессиональных и универсальных компетенций средствами гимнастики йогов в условиях взаимодействия вузов, финес-центров и спортивных клубов.
Следовательно, разработка программ высшего образования по гимнастике йогов, а также поиск эффективных моделей взаимодействия государственных вузов и частных фитнес-центров – актуальная научная задача и в теоретико-методологическом, и в научно-практическом плане, позволяющая выполнить базовые установки в реализации государственной политики развития физической культуры и спорта.
Гимнастика йогов может служить одним из инновационных методов физического и спортивного воспитания и для студентов обычных групп здоровья, и для специальных групп по медицинским показателям. Асаны и пранаямы гимнастики йогов увеличивают у практикующих их людей внимание и сосредоточенность, эластичность и гибкость, выносливость и силу. Эффективность использования гимнастики йогов в адаптивных целях обоснована во многих научных трудах [1, с. 45; 2, с. 43]. Научные изыскания доказывают благоприятное воздействие йоги на организм человека, его работоспособность и восстановление. Перечисленные факторы дают основания считать гимнастику йогов перспективной формой оздоровительных занятий и актуальным направлением в системе высшей школы РФ [3, с. 93–101; 4, с. 11; 5, с. 25].
Методологические постулаты гимнастики йогов базируются на идее функционирования человеческого тела как единой системы [6]. Созданная в ходе нашего исследования модель программы для высшего образования «Фитнес и гимнастика йогов» построена на взаимодействии усилий фитнес-центров и вузов [7, с. 21–25]. Предполагается, что рост эффективности процесса формирования универсальных компетенций у будущих педагогов направления подготовки «Физическая культура и спорт» возможен при следующих условиях: определено содержание процесса формирования универсальных компетенций с учетом перечня того, что студенту необходима знать, уметь, владеть (исходя из сравнения и преемственности ФГОС 3+ и ФГОС 3++). Должны быть разработаны и сформированы педагогические условия для формирования универсальных компетенций средствами нового курса «Фитнес и гимнастика йогов». Кроме того, необходимо разработать и методику измерения показателей сформированности универсальных компетенций.
Проведённые педагогические эксперименты позволяют судить о перспективности программы «Фитнес и гимнастика йогов» в современном российском образовании. Интегрированный подход (при условии взаимодействия вузов и фитнес-центров) позволяет более эффективно формировать как профессиональные компетенции будущих педагогов в области физической культуры и спорта, так и универсальные компетенции [8, с. 22]. Данный подход будет успешным из-за сочетания в гимнастике йогов и комплекса физических упражнений, и особой философской практики [9, с. 20–31].
Базовым элементом гимнастики йогов любой школы и направления выступают асаны и пранаямы – комплексы дыхательных и физических практик, системно влияющих на человеческий организм. Из большого разнообразия асан и пранаям формируются упражнения и системы занятий (релаксационные, оздоровительные, укрепляющие) [10, с. 35–40].
Исследования педагогов в области применения гимнастики йогов показывают её эффективность для укрепления организма и повышения тонуса. Следовательно, мы полагаем, что методика занятий гимнастикой йогов в вузе эффективна для начального этапа ознакомления студентов с физической культурой и спортом в системе вузовского образования, так как 1 и 2 курс – это период сложной адаптации к новой образовательной системе, новым требованиям, новым условиям.
При данных условиях важно обратить особое внимание на будущих педагогов (направление «Физическая культура»), так как именно их будущая профессиональная деятельность будет тесно связана с реализацией оздоровительной политики Российской Федерации. Поэтому проведение исследовательской и экспериментальной работы со студентами данного направления выглядит особенно важным, актуальным и востребованным в научно-практическом плане [11, с. 31]. Для созданного нами курса «Фитнес и гимнастика йогов» были выбраны наиболее эффективные, универсальные практики из гимнастики йогов для занятий со студентами [12, с. 35]. Для начального уровня освоения йоги необходимы самые общие представления о базовых асанах, а главное (для будущих педагогов) – умение не только их применять самостоятельно, но и умение обучить данным методикам своих будущих учеников (уже в рамках профессиональной деятельности выпускников). Особую важность при таком подходе приобретает реализация часов, выделенных в курсе на практику, которую можно пройти в фитнес-центрах, что будет способствовать формированию более предметного представления о практической составляющей гимнастики йогов.
В ходе проведённого исследования нами было представлено научно-методическое и практическое обоснование целесообразности применения фитнеса и гимнастики йогов в учебном процессе в высшей школе [13, с. 91–95]. Мы изучили состояние фитнес-индустрии (на примере г. Сызрань и Самара), а также международный опыт применения фитнеса в вузах. Всё это позволяет говорить о широких возможностях эффективного использования элементов фитнеса и гимнастики йогов в учебном процессе [14, с. 5–7].
Выводы и итоги нашего исследования были апробированы и проверены в нескольких педагогических экспериментах в контрольной и экспериментальной группах. Исследована степень сформированности у студентов 1–2 курса педагогических компетенций (комплект УК и ОПК), определена заинтересованность бакалавров на начальной и финальной стадии эксперимента, уровень сформированности профессиональных компетенций. Всё это в комплексе позволяет говорить об интегрировании фитнеса и гимнастики йогов в парадигму гуманизации современного образования [15, с. 103–106].
По итогам формирующего педагогического эксперимента мы пришли в чрезвычайно важному заключению об эффективности и востребованности гимнастики йогов в учебном процессе, но при условии интеграции усилий высшей школы (которая должна дать, в первую очередь, теоретические знания) и фитнес-центров (в которых студенты должны пройти практику). В ходе эксперимента были доказаны выдвинутые нами теоретические тезисы – это позволило сделать заключение об эффективности разработанного курса, направленного на интеграцию усилий высшей школы и фитнес-центров (как базы для проведения практических занятий). Кроме того, был переформулирован вопрос о взаимосвязи экологии и спорта, природы и фитнеса [16, с. 38–45].
Контрольная и экспериментальные группы состояли из 20 студентов (будущие педагоги направления «Физическая культура»). Объем часов на семестр включал в себя 3 зачётные единицы (72 часа). В ходе эксперимента были проведены наблюдения и сравнения данных групп по избранным критериям: 1) уровень освоения универсальных компетенций; 2) уровень освоения общепрофессиональных компетенций; 3) уровень освоения профессиональных компетенций; 4) общее физическое состояние студентов.
Контрольная группа проходила стандартную программу подготовки на 1 и 2 курсе, без дополнительных курсов по фитнесу и без прохождения практики в фитнес-центрах. Итоговые данные оказались следующими.
Степень заинтересованности бакалавров в начале эксперимента в контрольной группе был достаточно низким, причём материалы анкетирования свидетельствуют, что уровень заинтересованности в занятиях прогрессирующе снижался за первый учебный год (77,5% незаинтересованных в начале года и 82,5% в конце года). Определение уровня заинтересованности студентов важно для понимания динамики процесса формирования как универсальных, так и профессиональных компетенций. С последними напрямую связан и уровень физического развития: число бакалавров с неудовлетворительными показателями физического здоровья сократилось, но осталось по-прежнему достаточно высоким (с 43,75% до 28,25%), а число бакалавров с хорошими показателями здоровья выросло чуть более чем на 4 процента (с 6,25% до 10,75%). Наиболее важный критерий, который изучался в ходе эксперимента, – это процесс формирования компетенций. Итоги по курсу «Физическая культура» свидетельствуют о среднем и (в некоторых случаях) низком уровне сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (колебания уровня освоения от 20 до 55%). Следовательно, традиционные программы по физической культуре уже не могут обеспечить необходимый уровень освоения компетенций, что означает невозможность будущего выпускника эффективно участвовать в реализации политики здоровьесбережения нации и конкуренции на рынке труда.
В экспериментальной группе базовые условия эксперимента соответствовали контрольной группе: 20 бакалавров и такое же число часов, но с добавлением курса «Фитнес и гимнастика йогов», а также прохождение практики в фитнес-центрах. Таким образом, основным фактором, отличающим экспериментальную группу, было введение новой учебной программы, где часть практических занятий проходила в спортивных клубах и фитнес-центрах. Проведение эксперимента шло по тем же базовым параметрам, как и для контрольной группы. Результаты эксперимента оказались следующими.
Первый показатель – степень заинтересованности бакалавров. Главной особенность было то, что в контрольной группе данный показатель был низким с самого начала эксперимента, зато в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая тенденция по его росту («высокая заинтересованность» увеличилась с 10% до 25%). Степень незаинтересованности у бакалавров экспериментальной группы была с начала эксперимента более низкой, чем в контрольной группе. На финальной стадии эксперимента «низкая заинтересованность» практически исчезла.
Следовательно, необходимо отметить эффективность и результативность курса «Фитнес и гимнастика йогов» в сфере повышения уровня заинтересованности бакалавров. Первоначальный интерес, вызванный интересной и актуальной формой занятий, постепенно перерос в устойчивый интерес не только к фитнесу, но и к гимнастике йогов. Таким образом, необходимо сделать заключение, что сочетание традиций и инноваций в сфере фитнеса, физической культуры и спорта могут захватить и удержать внимание студентов. Данный подход к занятиям, основанный на интеграции физкультуры, фитнеса и гимнастики йогов, способен положительно сказаться на мотивации бакалавров, а это выступает одним из важнейших элементов эффективной реализации государственных программ по сохранению здоровья нации [17, с. 53–54].
Следующий показатель – степень сформированности профессиональных компетенций, где важнейшим элементом было физическое состояние студентов. Согласно научно-методическим исследованиям, данный показатель у направления подготовки «Физическая культура и спорт» формируется всегда весьма активно. Но в нашей экспериментальной группе итоговые результаты получились выше прогнозируемых: число бакалавров с высоким уровнем физического развития выросло с 9,75% до 18,75%, а уровень показателя «выше среднего» (в плане физического развития) также поднялся (с 47,75% до 53%).
Следовательно, рост показателей демонстрирует безусловный успех внедрения курса «Фитнес и гимнастика йогов». Полученные результаты свидетельствуют о несомненной эффективности интеграции усилий вузов и фитнес-центров по внедрению гимнастики йогов как оздоровительной практики, а также как средства сохранения здоровья нации. По итогам деятельности экспериментальной группы гимнастика йогов показала себя достаточно эффективным средством и актуальной оздоровительной технологией, применение которой даёт быстрые и положительные результаты.
Теоретико-методологическая база данных результатов исходит из основной специфики гимнастики йогов: многообразие асан и пранаям и их воздействие на самые разные стороны организма, укрепление его системы и общей функциональности организма.
Последний определяющий показатель, изученный в ходе работы с экспериментальной группой, – степень сформированности компетенций. Данный показатель очень важен в контексте как глобальной модернизации современного российского образования, так и продолжения усовершенствования методов компетентностного подхода в обучении физической культуре и спорту. Изучение уровня сформированности компетенций проходило на основе тех же постулатов, что и в контрольной группе. При этом нами была разработана (на базе предшествующих теоретико-методологических исследований) система преемственности общекультурных и универсальных компетенций [18, с. 24–32].
Итоги сформированности универсальны и общепрофессиональных компетенций в экспериментальной группе существенно выросли (от 49 до 73%). Это можно расценивать как главный результат проведённого эксперимента.
Как показывает наше исследование, успех в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций взаимосвязан с результатами по формированию других показателей, так как повышение заинтересованности бакалавров и рост уровня физического развития дополняются мотивацией к обучению и личностному росту. Также эксперимент показал, что формированию универсальных компетенций, особенно направленных на создание толерантности и уважительного отношения к другим культурам, в значительной степени содействуют занятия по гимнастике йогов (их теоретическая часть). Прохождение практики бакалаврами в фитнес-центрах, как показал эксперимент, явилось не только заключительным этапом в освоении курса «Фитнес и гимнастика йогов», но и важным элементом в процессе формирования общекультурных компетенций (УК-1, УК-2, УК-3, УК-5), направленных на повышение конкурентоспособности будущего специалиста в профессиональной деятельности.
Проведённое исследование в плане практических результатов позволяет скорректировать некоторые положения теории методики физвоспитания в контексте применения новых средств и методов, а именно – гимнастики йогов в рамках взаимодействия высшей школы и частных спортивных центров с целью достижения показателей, которые были заложены в программных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Результаты контрольной группы показали, что традиционная форма занятий по дисциплине «Физическая культура» является малоэффективной, уровень освоения компетенций оказался на среднем – ниже среднего уровнях, уровень физического развития вырос довольно слабо, уровень заинтересованности такой формой занятий по дисциплине оказался довольно низким. Результаты экспериментальной группы показали, что обновлённый вариант программы занятий с интегрированным курсом гимнастики йогов и фитнеса оказался крайне эффективным, способствовал лучшему освоению необходимых компетенций и высокому уровню физического развития, также мы наблюдали высокий уровень заинтересованности студентов новой и необычной формой занятий.
Об авторах
Сергей Александрович Серпер
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: serpersergej@gmail.com
кандидат экономических наук, докторант
Россия, СамараСписок литературы
- Кудрявцев М.Д., Галимов Г.Я., Кузьмин В.А., Копылов Ю.А., Гаськов А.В. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха-йоги // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск «Физическая культура и спорт». 2014. № 1. С. 41–44.
- Кузьмин В.А., Копылов Ю.А., Кудрявцев М.Д., Толстопятов И.А., Ермаков С.С., Галимов Г.Я. Обоснование эффективности занятий по оздоровительной методике для студентов со сниженным уровнем двигательной подготовленности // Физическое воспитание студентов. 2015. № 6. С. 43–50.
- Беликова Ж.А. Применение гимнастических упражнений хатха-йоги с целью коррекции функциональных нарушений позвоночника у студентов специальных медицинских групп // Культура физическая и здоровье. 2012. Вып. 3. С. 93–101.
- Бернард Т. Хатха-йога. М.: Проспект, 2005. 110 с.
- Копылов Ю.А., Яцковская Л.Н., Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Толстопятов И.А., Ермаков С.С. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов. 2015. № 5. С. 23–30.
- Скурихина Н.В., Кудрявцев М.Д., Кузьмин В.А., Ермаков С.С. Фитнес-йога как современная технология укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студенток специальных медицинских групп // Физическое воспитание студентов. 2016. № 2. С. 25.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7, № 2. С. 21–28.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 22–26.
- Соловьев Г.М. Педагогическая технология формирования физической культуры личности в аспекте современных проблем воспитания // Вестник СГУ. 2000. № 26. С. 20–31.
- Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. С. 6–14.
- Серпер С.А. Гимнастика йогов в системе формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 12. С. 125–132.
- Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 6. С. 31–37.
- Дегтярёва Д.И., Турчина Е.В. Современные фитнес-программы // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 3. С. 91–95.
- Вашляев Б.Ф. Современное состояние физической культуры и спорта: проблемы и решения // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 5–7.
- Шокина И.Н. Современное физкультурное образование в проекции идеалов гуманизации общества // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 103–110.
- Калинкин Л.А. Экология и спорт // Теория и практика физической культуры. 1998. № 10. С. 38–45.
- Абзалов P.A., Знятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. М., 1997. № 7. С. 53–54.
- Клеменцова Н.Н. К становлению понятия общекультурной компетентности: анализ ФГОС ВПО третьего поколения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 4. С. 24–32.
Дополнительные файлы
