Применение логических опорных схем в качестве средства повышения уровня экологических знаний студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье описываются результаты экспериментальной работы по использованию логических опорных схем в качестве средства повышения экологических знаний студентов технолого-экономического и художественно-графического факультетов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Исследовательская работа осуществлялась с февраля 2019 года по май 2019 года. При осуществлении эксперимента студенты технолого-экономического факультета были выбраны в качестве контрольной группы, а студенты художественно-графического факультета – в качестве экспериментальной группы. В контрольной группе обучение осуществлялось без применения логических опорных схем. У студентов экспериментальной группы при осуществлении образовательного процесса использовались логические опорные схемы. Определение исходного уровня экологических знаний студентов обеих групп выявило близкие значения данного параметра. После проведения экспериментальной работы по внедрению логических опорных схем в учебный процесс было проведено повторное тестирование. Его результаты в обеих группах были выше, чем на начальном этапе эксперимента. В то же время при сравнении данных контрольной и экспериментальной групп выявлены существенные различия. У студентов, обучавшихся с применением логических опорных схем, баллы за тестирование были существенно выше, чем у студентов контрольной группы.

Полный текст

Введение

Преподавание биологических дисциплин у студентов не биологических специальностей предполагает изучение большого объема материала при выделении небольшого объема часов на данные предметы. Данную проблему позволяет решить применение различных видов наглядности на лекционно-практических занятиях по данному циклу дисциплин. Они повышают интерес к изучаемым объектам и явлениям, облегчают процесс их усвоения, поддерживают внимание, мотивируют к саморазвитию и самообразованию [1–9].

Одним из видов наглядности являются логические опорные схемы. Данная технология позволяет охватить большой объем теоретического материала, оставляя время для отработки практических заданий. Логические опорные схемы помогают как конспектировать содержание темы на паре, так и готовить домашнее задание. Они способствуют усвоению большого количества теоретического материала, развивают абстрактно-логическое мышление и навыки самостоятельной работы студентов [2; 10].

Методику использования в учебном процессе опорных сигналов разработал В.Ф. Шаталов [11–13]. Опорные сигналы представляют собой набор своеобразных символов, ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. С помощью опорных сигналов создается модель теоретического материала. Опорные сигналы содержат знаки, значки, рисунки, ключевые слова, небольшие предложения. Необходимо, чтобы данные элементы содержали эмоционально окрашенный материал, который поможет закрепить в памяти необходимые элементы новый знаний [14].

Целью исследования явилось изучение влияния применения логических опорных схем на уровень экологических знаний студентов.

Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы применения логических опорных схем как средства повышения уровня экологических знаний студентов;

2) изучить технологию составления логических опорных схем;

3) выявить исходный уровень экологических знаний студентов;

4) разработать и внедрить логические опорные схемы в учебный процесс;

5) оценить результаты применения логических опорных схем в качестве средства повышения уровня экологических знаний студентов.

Материалы и методика исследований

Изучение влияния применения логических опорных схем на уровень экологических знаний студентов осуществлялось в феврале – мае 2019 года на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Для определения эффективности внедрения логических опорных схем в учебный процесс среди студентов были выбраны контрольная и экспериментальная группы. В контрольной группе (студенты технолого-экономического факультета) обучение осуществлялось без применения логических опорных схем. У студентов экспериментальной группы (художественно-графический факультет) на занятиях использовались логические опорные схемы.

Экспериментальная работа по определению влияния логических опорных схем на уровень экологических знаний студентов состояла из следующих этапов:

1) констатирующий этап – определялся исходный уровень экологических знаний студентов обоих факультетов;

2) формирующий этап – в экспериментальном группе при объяснении материала применялись логические опорные схемы, а в контрольной группе обучение осуществлялось по традиционной методике без применения логических опорных схем;

3) контрольный этап – анализировался итоговый уровень экологических знаний студентов технолого-экономического и художественно-графического факультетов.

Результаты исследований и их обсуждение

Определение начального уровня экологических знаний студентов осуществлялось с помощью тестовых заданий, составленных на базе школьного материала. На констатирующем этапе экспериментальной работы при тестировании студентов обоих факультетов получены близкие результаты (рис. 1). Так, отметку «отлично» получили 10,5% обучающихся контрольной группы и 8,3% – экспериментальной. «Хорошо» было выставлено 26,3% и 29,2% студентов соответственно. 52,6% студентов контрольной группы и 50% – экспериментальной продемонстрировали удовлетворительный уровень экологических знаний. Необходимо отметить, что 10,5% студентов технолого-экономического факультета и 12,5% студентов художественно-графического факультета не справились с заданиями и получили оценку «неудовлетворительно». Таким образом, в контрольной группе средний балл за тестирование на констатирующем этапе эксперимента составил 3,365 ± 0,819, а в экспериментальной – 3,333 ± 0,808.

 

Рисунок 1 – Результаты констатирующего тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп

 

После проведения исходного тестирования студентов можно прийти к выводу о недостаточности экологических знаний обучающихся обеих исследуемых групп и необходимости их повышения. С этой целью в течение одного семестра на технолого-экономическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева изучение нового материала экологического содержания осуществлялось без использования логических опорных схем, а на художественно-графическом – с их применением.

На заключительном этапе эксперимента было проведено повторное тестирование студентов обоих факультетов по материалу, изученному на лекционно-практических занятиях по экологии в вузе. На данном этапе между контрольной и экспериментальной группой уже наблюдались существенные различия. Так, у студентов технолого-экономического факультета (контрольная группа) результаты были несколько ниже по сравнению с ответами студентов художественно-графического факультета (экспериментальная группа). Полученные данные представлены на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Результаты повторного тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп

 

Следует отметить, что в обеих исследованных группах после проведения занятий в течение второго семестра 2018/2019 учебного года не осталось студентов, не освоивших материал, то есть оценку «неудовлетворительно» не получил ни один студент. В то же время удовлетворительные знания показали 42,1% обучающихся контрольной группы и вдвое меньше студентов (20,8%) – экспериментальной. На «хорошо» ответило одинаковое количество студентов как технолого-экономического (42,1%), так и художественно-графического факультета (41,7%). Отличные знания проявили 15,8% обучающихся контрольной группы. В экспериментальной группе данный показатель был более чем в два раза выше и составил 37,5%. Средний балл за данное тестирование у студентов технолого-экономического факультета составил 3,737 ± 0,724, что на 0,372 балла выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. У студентов художественно-графического факультета выявлены более выраженные различия между начальным и итоговым уровнями экологических знаний. Так, при повторном тестировании средний балл данной группы составил 4,167 ± 0,753, что на 0,834 балла выше, чем при исходной проверке знаний. Таким образом, если на констатирующем этапе эксперимента обучающиеся экспериментальной группы имели более низкие результаты уровня экологических знаний, нежели студенты контрольной группы, то после проведения эксперимента наблюдались противоположная ситуация.

Выводы

В результате исследования проблемы применения логических опорных схем в качестве средства повышения уровня экологических знаний студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева пришли к следующим выводам:

1. Установлено, что начальный уровень экологических знаний у студентов технолого-экономического и художественно-графического факультетов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева имеет сходные значения количественного соотношения обучающихся, получивших «отлично» (соответственно 10,5% и 8,3%), «хорошо» (26,3% и 29,2%), «удовлетворительно» (52,6% и 50%) и «неудовлетворительно» (10,5% и 12,5%).

2. После изучения экологического материала в контрольной группе количество студентов, усвоивших материал на «отлично», увеличилось на 5,3%, на «хорошо» – на 15,8%, на «удовлетворительно» – уменьшилось на 10,5%. Обучающихся, не справившихся с тестовыми заданиями, на контрольном этапе эксперимента в данной группе не выявлено.

3. В экспериментальной группе после проведения курса лекционно-практических занятий с использованием логических опорных схем уровень экологических знаний студентов увеличился более существенно. Число обучающихся, сумевших ответить на «отлично», возросло на 29,2%, на «хорошо» – на 12,55%, на «удовлетворительно» – уменьшилось на 29,2%. Как и в контрольной группе, студентов, не усвоивших пройденный материал, при повторном тестировании не обнаружено.

4. За период проведения экспериментальной работы средний балл за тестирование в контрольной группе увеличился на 0,372 балла, а в экспериментальной разница была более чем в два раза выше и составила 0,834 балла.

5. Применение логических опорных схем при организации лекционно-практических занятий у студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева способствует лучшему усвоению, запоминанию и воспроизведению экологического материала, позволяет организовать усвоение большого объема теоретического материала, развивать навыки самостоятельной работы студентов, способствует развитию их абстрактно-логического мышления.

×

Об авторах

Денис Владимирович Репин

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: repindv@list.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры биоэкологии и химии

Россия, Чебоксары

Надежда Васильевна Репина

Чебоксарский кооперативный техникум Чувашпотребсоюза

Email: anv_7@list.ru

кандидат биологических наук, преподаватель

Россия, Чебоксары

Список литературы

  1. Репин Д.В., Репина Н.В. Анализ эффективности использования научно-исследовательской деятельности для формирования экологических знаний студентов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы / отв. ред. С.И. Павлов. Самара: СГСПУ, 2018. С. 313–315.
  2. Репин Д.В., Семенов Л.В. Повышение уровня географических знаний обучающихся с помощью логических опорных схем // Природные и социальные экосистемы. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 126–129.
  3. Репин Д.В., Якунина А.А. Формирование экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности // Природные и социальные экосистемы. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 129–133.
  4. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8, ч. 2. С. 438–443.
  5. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2013. 170 с.
  6. Курапова Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 5 (40). С. 223–225.
  7. Лоренц Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины: учеб.-метод. пособие. М.: Инфра-М, 2018. 252 с.
  8. Шатунова Е.Ю. Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе // Концепт. 2014. Т. 12. С. 206–210.
  9. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. 144 с.
  10. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. 248 с.
  11. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1979. 134 с.
  12. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  13. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк: Сталкер, 1998. 396 с.
  14. Калмыкова Н.В., Петряева С.Ф. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации // Молодой ученый. 2015. № 11.1 (91.1). С. 53–58.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Результаты констатирующего тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп

Скачать (19KB)
3. Рисунок 2 – Результаты повторного тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп

Скачать (18KB)

© Репин Д.В., Репина Н.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.