The author’s methodology in music pedagogy: a concept, distinctive characteristics and personalities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with the analysis of the concepts: «methodology», «author’s technique» and «teaching technology». The author’s methodology in music pedagogy is revealed through the concepts: «author’s concept», «teaching system», «innovative activity of the teacher», «a set of non-standard methods, techniques and teaching aids», which are aimed at developing musical abilities, revealing the creative potential of students, taking into account the personality of the teacher. The paper contains conclusions about the purpose of the author’s methodology, about its structural representation as a sequence of actions aimed at achieving the goal, about the content of specific methods and techniques, about the criteria and indicators of its effectiveness to determine the conditions that promote or limit its application. The paper presents brief characteristics of the author’s methods in music pedagogy: the author’s method of using musical instruments for the development of musical hearing among preschool children (E.I. Zotkina); the author’s technique (A.A. Piliciauskas), which uses a method of understanding the intoned meaning of a work and a method of understanding a personal meaning of a musical composition; the author’s technique (K.A. Martinsen), characterized by the transition from a technical education to an internal one and from the internal one to a private one; the author’s technique SITO (V.G. Razhnikova); the author’s technique Cheryl Porter «Cheryl Porter vocal method».

Full Text

Задача любого педагога состоит не в передаче обучающимся научно выверенной информации, а в развитии его личности, обладающей совокупностью знаний, умений и компетенций, которые помогут ему быть самостоятельным в разных видах деятельности. В.А. Сухомлинский считал музыкальное воспитание не воспитанием музыканта, а прежде всего воспитанием человека, а целью музыкального воспитания является всестороннее воздействие музыки на духовный мир обучающегося, прежде всего на его нравственность. Очевидно, что педагог-музыкант должен быть не только хорошим исполнителем, но и владеть педагогическими технологиями, методиками обучения [1–5]. И чаще всего в музыкальном образовании мы встречаем понятие «авторская методика» того или иного педагога-музыканта. Таким образом, актуальным выступает рассмотрение профессиональной деятельности педагогов-музыкантов как объекта исследования. Предметом же является детальное рассмотрение понятия «авторская методика» с целью формулирования его сущностных характеристик, отличительных особенностей от других близких педагогических категорий и рассмотрения конкретных авторских методик на примере деятельности педагогов-музыкантов в области музыкального воспитания и обучения игре на различных музыкальных инструментах. Для этого обратимся к трактовке таких понятий как «методика», «технология» и «программа», которые подвергаются изучению во многих современных исследованиях, связанных с профессиональной деятельностью педагога-музыканта [6–9].

Методика понимается как совокупность методов, способов, приемов для систематического, последовательного, наиболее целесообразного проведения какой-либо работы» [10]. Само по себе понятие «методика» может использоваться как синоним «частная дидактика», т.е. часть дидактики, которая, используя ее теоретические основы, исследует и организует обучение по отдельным предметам. Предметом методики является процесс обучения основам той или иной науки или искусства. Существуют различные виды методик: методика обучения, методика воспитания, методика преподавания учебных предметов. Рассмотрим каждую из этих категорий.

Педагогический процесс состоит из двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Для осуществления целенаправленной деятельности по каждому из этих процессов педагоги используют соответствующий набор методов, средств и приемов. Таким образом, методика обучения – это совокупность методов, средств и приемов преподавания, используемых педагогом для осуществления процесса обучения. Метод обучения – это способ организации деятельности обучающихся, направленный на освоение ими определенных знаний и умений. Существует спорное мнение о том, что методика является прикладной частью соответствующей науки либо области знаний. Согласно этому мнению, для преподавания достаточно обладать большим количеством знаний в определенной научной области. В соответствии с этой точкой зрения, например, методика изобразительного искусства – это прикладная часть теории, некоторая совокупность рекомендаций о порядке и способах изложения отдельных аспектов этой теории. Однако предметом дисциплины «Изобразительное искусство» являются художественные произведения и творческая деятельность человека. Предметом же методики изобразительного искусства, в широком смысле, – процесс обучения и воспитания в рамках этой дисциплины посредством ее содержания. Таким образом, предмет методики обучения не совпадает с предметом самой дисциплины.

В обучении различают три неразрывно связанные между собой стороны:

1) учебный предмет, или содержание обучения;

2) деятельность учителя – преподавание;

3) деятельность учащихся – учение.

Задача методики как науки – исследовать закономерные связи между этими тремя сторонами обучения и на основе познанных закономерностей разработать требования к учебному предмету, преподаванию и учению. В содержание методики входит:

1) изучение истории методики;

2) определение познавательного и идейно-воспитательного значения задач учебного предмета, его места в системе образования;

3) определение содержания учебного предмета;

4) выработка методов и организационных форм обучения, которые соответствуют цели и содержанию обучения;

5) разработка средств обучения и определение требований к уровню подготовки педагога [11, с. 808].

Под методикой воспитания понимают «отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания» [12, с. 307]. Таким образом, методика воспитания представляет собой совокупность способов, методов и приемов, оказывающих воспитательное воздействие по определенному направлению воспитательной работы.

Следующим термином, требующим разведения с методикой, является технология. Технология обучения, в отличие от методики обучения, предполагает определенный алгоритм деятельности педагога в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся [13]. Отступление от этого алгоритма нарушает целостность педагогического процесса и может помешать достижению запланированного результата. Технология обучения в большей мере относится к организации деятельности учащегося, в то время как методика в большей мере описывает деятельность обучающих. Отличительной чертой технологии от методики является воспроизводимость результатов. При проектировании педагогической технологии ученый опирается на научно обоснованные, достоверные факты и точные характеристики процессов, происходящих в образовании. При этом методика в большинстве случаев возникает как результат обобщения педагогического опыта либо изобретения нового способа предоставления знаний. Несомненно, любая технология является авторской, т.к. предполагает конкретного педагога-ученого или коллектив ученых, ее разработавших. Методика в большей степени несет рекомендательный характер, и педагог может отступать от рекомендаций, которые приводятся в соответствующих пособиях. Таким образом, нельзя назвать технологией, например, систему В.А. Сухомлинского, т.к. никто ее полностью не повторил.

Программа – это документ, в котором отражены цели, задачи, содержание обучения, отвечающие государственным нормам и образовательным стандартам. В случае, когда педагог видит необходимость изменить устаревшие цели, содержание образования либо «лицензировать» методику преподавания, пройдя регламентированный процесс ее утверждения, создается авторская программа. Таким образом, авторская программа – это нормативный документ, отражающий авторский взгляд педагога на достижение цели образования.

Понятие «авторская методика» в музыкальной педагогике не имеет единой трактовки. С одной стороны, под этим термином понимается некая авторская концепция, система преподавания, направленная на совершенствование различных видов музыкально-практической деятельности обучающихся. С другой стороны, авторская методика является некоторой совокупностью нестандартных методов, приемов и средств обучения, которые направлены на развитие музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала с учетом личности педагога. В последнее время под авторской методикой в том числе понимается инновационная деятельность педагога, которая подчеркивает индивидуальный стиль преподавания и позволяет педагогу выдерживать конкуренцию на рынке труда.

Сама идея разработки авторской методики, как правило, появляется у педагога в результате большой педагогической практики и фундаментального образования. Педагог в большинстве случаев имеет высокий уровень наблюдательности и аналитический склад ума, позволяющий ему определить наиболее частые трудности, возникающие в обучении и определить эффективные способы их преодоления.

Рассмотрим некоторые авторские методики, которые реализуются в музыкальном образовании.

В 60-е гг. XX в. Е.И. Зоткина разработала методику использования музыкальных инструментов для развития музыкального слуха детей дошкольного возраста. В своей деятельности автор соединяла игру и пение, что было особенно эффективно при работе с малоактивными детьми. При разучивании песни педагог предлагала своим воспитанникам напевать мелодию, что способствовало не только облегчению игры на инструменте, а в целом развитию музыкального слуха. В результате использования напевания мелодии Е.И. Зоткина отметила ценность связи игры и пения. Дидактическая игра, по мнению педагога, способствует развитию музыкального слуха. К таким играм с детьми старшего дошкольного возраста можно отнести «Найди ноту» (воспитатель поет ноту – ребенок отыскивает ее на музыкальном инструменте), «Повтори ритм, заданный товарищем», «Узнай по двум-трем начальным нотам, какая это песня», «Покажи направление движения мелодии» (один ребенок играет, остальные показывают рукой направление) и др. При реализации методики автор дает рекомендации по подбору репертуара на начальном периоде с учетом его постепенного усложнения. Примером его являются песни: «На зеленом лугу», «Заинька», «Во поле березка стояла» и др. [14, с. 30].

Еще одним примером авторской методики, которая используется в практической деятельности педагогов-музыкантов, является методика А.А. Пиличяускаса (60-е гг. XX в.). В своей работе «Познание музыки как воспитательная проблема» А.А. Пиличяускас определил методы, с помощью которых можно научить не только распознавать характер и язык произведения, но и предоставить возможность ученику сопереживать, погружаясь в духовно-нравственные проблематику образа. Двумя ведущими методами познания художественного образа музыкальных произведений по А.А. Пиличяускасу являются метод осознания интонируемого смысла произведения и метод осознания личностного смысла музыкального сочинения. Эти методы можно отнести к коммуникативным, позволяющим вести диалог либо с персонажем произведения, либо с композитором, либо с другими слушателями этого сочинения, разгадывая смысл сочинения. Автор рекомендовал педагогам-музыкантам включать познание и при использовании инструментальной непрограммной музыки. А.А. Пиличяускас выделил четыре основных вида музыкального познания: научный, любительский пассивный и любительский активный, а также художественно-педагогический. Автор доказал эффективность своей методики многочисленными экспериментами, по результатам которых педагог пришел к выводу, что формирование потребности общения детей с классической либо современной музыкой определяется тремя компонентами: значимостью явления, активностью человека и его деятельностью [15].

Основной идей авторской методики немецкого педагога-пианиста К.А. Мартинсена являлся переход от технического обучения, направленного от внешнего к внутреннему, к обучению, идущему от внутреннего к внешнему [16, с. 14]. В своей методике К.А. Мартинсен использовал собственные специальные термины, например, «звукотворческая воля», включающая в себя «звуковысотную», «звукотембровую» и другие виды воли. Суть этого термина сводилась к описанию чувства, которое возникает у пианиста при исполнении произведения, это «нечто целое, неделимое, то, что пианист не решается передать словами». В соответствии с методикой К.А. Мартинсена внимание педагога и обучающего должно быть направлено на красоту фортепианного звука. Этому способствует фортепианная техника. Но техника должна развиваться у каждого ученика индивидуально, с учетом внутренних качеств. Цель педагога – побуждать ученика упражняться сознательно, прислушиваясь к свои ощущениям, делая паузы между упражнениями. Суть методики состоит в том, чтобы ученик, занимаясь на инструменте, всегда чувствовал свое душевное состояние и мог отразить его в исполнении произведения. Педагог отмечал важность физической гибкости и упругости тела музыканта, поэтому рекомендует своим ученикам всегда заниматься спортом. По мнению К.А. Мартинсена, главное в обучении пианиста – творческая методика преподавания, нацеленная «не на подавление в ученике дремлющих задатков», а на их раскрытие [16, с. 12]. Педагогу необходимо стремиться к развитию в ученике чувства слухового самоконтроля и стремления к самостоятельному поиску техники игры. Каждое занятие педагога-пианиста носит творческий характер и учитывает индивидуальные особенности ученика. По мнению К.А. Мартинсена, схемой обучения пианиста является «зрительная сфера – слуховая сфера – моторика – звучание клавиатуры – слуховая сфера». Данная схема расширяет и уточняет распространенную схему «зрительная сфера – моторика – звучание клавиатуры – слуховая сфера». Именно «формирующая воля», определяемая как проявление исполнителем индивидуально-художественных черт, не противоречащих идее произведения, позволяет пианисту передать переживания автора произведения [17].

Примером понимания авторской методики как особой концепции обучения является методика СИТО (система троичной оценки) В.Г. Ражникова. Методика направлена на развитие эстетических эмоций и художественных переживаний музыканта. В основе методики лежит способ оценки человека или его деятельности при помощи терминов из специального словаря (включен в авторскую методики как средство обучения) с точки зрения:

1) характера – «выявление и описание характера оцениваемого объекта как художественного образа или лирического героя;

2) привлекательности полученного характерного образа;

3) итоговой оценки полученного образа как целостной эстетической формы» [17].

Сам словарь В.Г. Ражникова построен с учетом психологии восприятия искусства. В нем представлены признаки, объединенные в группы (модальности) по эмоционально-культурному родству. Например, признаку «изысканно» близки понятия «изящно», «грациозно», «утонченно» и т.д. Все эти признаки могут быть заменены друг другом, однако каждый из них имеет собственную энергию. Автор считает, что использование разработанного им словаря позволяет описать языковыми средствами художественное переживание. Методика СИТО, использующая авторский словарь В.Г. Ражникова, направлена в основном на решение задач в одном из направлений искусства – области оценочных технологий [17].

Педагог по вокалу Шерил Портер создала авторскую методику «Cheryl Porter vocal method», с помощью которой она обучает пению в универсальной манере, позволяющей быстро переходить от одного вокального стиля к другому. Методика основана на музыкальном педагогическом принципе, предполагающем, что изначально даются базовые знания, и только потом формируется индивидуальная манера исполнения. Разработанная Шерил Портер методика состоит из 300 вокальных упражнений, которые увеличивают диапазон, развивают певческое дыхание, способствуют выработке вокальной беглости и выносливости и корректируют стандартные ошибки певца. Большое внимание в обучении педагог уделяет нестандартным вокальным упражнениям, которые сопряжены с физической нагрузкой и движениями в такт с музыкой. Такой способ вокальной тренировки находит отражение и в работах других авторов, например Б.В. Асафьева, которые также считают, что танцевальные движения во время пения помогают творческому раскрытию ученика и освобождению голоса. Методика Ш. Портер, несмотря на простоту и доступность, развивает и совершенствует практически все профессиональные навыки современного исполнителя [18].

Таким образом, можно сделать вывод, что авторская методика, во-первых, должна быть направлена на решение проблем, возникающих в педагогической деятельности, и развивать конкретные способности, формировать знания и умения обучающихся определенными педагогическими средствами; во-вторых, авторская методика должна представлять собой некоторую последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. В-третьих, авторская методика включает в себя методы и приемы, направленные на обучение, воспитание либо развитие обучающегося; в-четвертых, необходимо выделять критерии, показатели, которые смогут доказать результативность разработанной методики, а также определить условия, которые будут либо способствовать, либо ограничивать ее применение. Рассмотрение авторских методик А.А. Пиличяускаса, К.А. Мартинсена, В.Г. Ражникова; Шерил Портер, являющихся представителями XX века, актуализирует дальнейшее исследование современных авторских методик, развитие которых и в научном, и в прикладном аспектах продолжается. Также значимым выступает более детальное изучение авторских методик обучения игре на фортепиано через сравнение опыта разных стран.

×

About the authors

Irina Vladimirovna Shestitko

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Author for correspondence.
Email: irina.shestitko@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, director of Institute for Advanced Training and Retraining, associate professor of Management and Educational Technologies Department

Belarus, Minsk

Ke Wan

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Email: 963376741@qq.com

postgraduate student of Management and Educational Technologies Department

Belarus, Minsk

References

  1. Галица И.А., Парубец О.В., Розметова Е.Г. Операционно-проектные технологии активизации креативно-инновационного потенциала // Alma mater. 2013. № 2. С. 47–50.
  2. Громова С.А. Активизация мыследеятельности учащихся в процессе слушания музыки на уроке // Мастацкая і музычная адукацыя. 2015. № 1. С. 16–20.
  3. Конотоп А.В., Дамулин И.В., Струценко А.А. Организационно-педагогические условия формирования современного специалиста (на примере образовательного процесса в медицинском вузе) // Alma mater. 2017. № 11. С. 41–45.
  4. Нижникова А.Б. Формирование певческой культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в высшей школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Минск, 2004. 108 с.
  5. Полякова Е.С. Перманентное развитие личности педагога-музыканта в условиях полисубъектного взаимодействия: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Минск, 2013. 350 с.
  6. Сурикова О.В. Технология развития рефлексивной компетентности педагога // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 18. Мінск: АПА, 2020. С. 416–428.
  7. Хуторской А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. 2014. № 4. С. 153–159.
  8. Шакун Т.А. Развитие дидактических способностей слушателей переподготовки в процессе генеративного обучения педагогической деятельности // Адукацыя і выхаванне. 2022. № 9. С. 59–66.
  9. Шеститко И.В., Чэнь Ц. Профессиональная компетентность учителя вокала: сущность и структура // Педагогическая наука и образование. 2022. № 1. С. 65–71.
  10. Методика // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–М / науч. ред. С.П. Самуэль, З.И. Малейко, А.П. Чернякова. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. С. 658.
  11. Методика учебного предмета // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 2: Ж–М / гл. ред.: И.А. Каиров и др. М.: Советская энциклопедия, 1965. С. 808.
  12. Методика воспитания // Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. С. 307.
  13. Трофимова В.В., Кобзева Н.А., Никонова Е.Д., Ботова А.Л., Зяблова Н.Н. Технология обучения: последовательность действий // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 23–26.
  14. Мистюк В.А. Роль игры на музыкальных инструментах в развитии музыкального слуха и голоса детей (обзор методических работ) // Вопросы теории и методики музыкального воспитания: сб. науч. тр. Минск: Минский государственный педагогический институт, 1977. С. 27–38.
  15. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод. пособие. М.: Мирос, 1992. 37 с.
  16. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / пер. с нем. В.Л. Михелис. М.: Классика-XXI, 2003. 115 с.
  17. Ражников В.Г. Постижение сущности эстетических эмоций и художественных переживаний (авторский словарь и методика его применения) // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4. С. 54–63.
  18. Юркина О.В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика Шерил Портер // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. С. 176–189. doi: 10.31862/2073-9613-2022-1-176-189.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Shestitko I.V., Wan K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies