The organization of an individual educational route as a tool for the development of gifted students’ personal qualities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this paper the authors actualize the need for the development of moral qualities and feelings among students with signs of giftedness, which encourage them to overcome difficulties, solve educational problems of various designs. The moral paradigm in the organization of an individual educational route of students with signs of giftedness is the basis of constructive subjective interaction. Namely, the development of moral qualities helps each student to build his or her own individual educational route. The purposefulness and systematic nature of pedagogical influences in the organization of an individual educational route of students helps to consolidate their moral qualities, develop moral feelings, and most importantly, develop skills and habits of moral behavior that are necessary for the implementation of an individual educational route. Students with signs of giftedness gradually develop confidence, willpower, and an active lifestyle. Practice confirms that the purposefulness and systematic impact on the consciousness and feelings of students makes it possible to maintain the productive educational process, oriented on the development of the student’s personality, the consolidation of his qualities and the enrichment of motivation resources. The development of student’s personal qualities affects the quality of the individual educational route of students with signs of giftedness, their creative activity in general, the formation of an active life position and the formation of studying habits.

Full Text

Введение

Актуальность формирования личностных качеств у учащихся с признаками одаренности (упорство, сила воли, внутренняя учебная мотивация и мотивация к достижениям) связана с определением субъектной готовности учащихся к оптимальной учебной деятельности, развитием таких качеств, как целеустремленность, любознательность, настойчивость, ответственность, заинтересованность, трудолюбие, дисциплинированность и др. Значимые личностные качества определяют отношение обучающихся к учению и поведению в процессе учебной деятельности, помогают формироваться внутренней позиции учащихся с признаками одаренности и мотивируют их к саморазвитию, самопознанию и погружают в зону ближайшего развития, где содержанием является система предметных знаний. Изучение проблемы подтверждает, что дети с признаками одаренности имеют особенности личностного развития.

В современной педагогической практике вопросы развития и педагогического сопровождения одаренных детей являются актуальной темой и объектом внимания сообщества учителей. Раннее выявление, поддержка и развитие потенциала одаренных детей остается одним из основных направлений совершенствования современной образовательной системы [1; 2].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить, что одаренность – это явление, выражающееся в «возможности достижения» личностью высоких или незаурядных результатов в той или иной деятельности; «качество личности», развивающееся в деятельности и являющееся проявлением своеобразного сочетания: способностей, личностных качеств, мотивации, познавательного интереса, определяемого склонностями индивидуума, творчества. Все составляющие могут проявляться в разной степени при обусловленности влияния внутренних (индивидуальных) предпосылок личности и факторов среды. Важным при рассмотрении данного феномена считаем замечание российских педагогов, психологов, авторов Рабочей концепции одаренности, что в педагогической практике понятие «одаренный ребенок» следует заменить термином «ребенок с признаками одаренности» [3, с. 12].

Анализ зарубежных публикаций по нашей теме выявил, что в западной культуре концепция одаренности являлась и является предметом многих психолого-педагогических трудов, в которых акцентируется внимание на поддержке и развитии одаренных и талантливых. Д. Мэфьюз считает одаренность динамичной, развивающейся с течением времени в условиях с соответствующими возможностями для обучения [4, с. 11]. А. Ринн, Дж. Плакер в своих работах отмечают, что важным в контексте обучения одаренных детей является возможность самореализации в определенной деятельности и возможность выбора в рамках учебной программы, что обеспечивает повышение мотивации, развитие силы воли и становление позитивной самооценки [5, с. 7].

Методологическая основа

Методологической основой в нашем исследовании является системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Совокупность обозначенных подходов позволяет нам оптимально конструировать организацию индивидуального образовательного маршрута учащихся, который является инструментом развития нравственных личностных качеств учащихся с признаками одаренности. Поскольку именно сформированность значимых личностных качеств позволяет выстраивать траекторию индивидуального развития, самосовершенствования, знаниевого роста, интеллектуального развития учащихся.

Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в развитии одаренности велика роль личностных качеств. Потенциал ребенка, как утверждает Н.С. Лейтес, зависит не только от умственных данных, но и от свойств его личности. Творческие усилия и достижения являются результатом проявления не только свойств ума, но и определенных черт характера, волевой сферы и т.д. Многое в становлении интеллекта детей, опережающих свой возраст, зависит от ценностных установок [6, с. 27].

К. Кокс установила, что выдающиеся люди стали известными не только за счет достижений, но и благодаря своим личностным особенностям. Ученый делает акцент на трех свойствах: постоянстве мотивов и усилий, уверенности в своих способностях, силе характера [7, с. 66].

Зарубежные исследования указывают на факт, что одаренным обучающимся, как и другим обучающимся, следует предоставлять возможность, когда они могут выразить себя через свою работу, и предоставление им выбора в рамках учебной программы обеспечивает уникальную основу для позитивной самооценки и приводит к повышению мотивации [8, с. 677].

Учет индивидуальности школьников, организация эффективного образования одаренных детей, мы считаем, осуществимы при помощи индивидуальных образовательных маршрутов обучения, которые являют собой «движение в образовательном пространстве, создаваемом для конкретного одаренного ребенка» [9, с. 32]. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) нами рассматривается как инструмент индивидуализации обучения школьников с признаками одаренности [10, с. 6], а также формирования нравственных качеств личности школьника. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы и многолетнего опыта работы с обучающимися в общеобразовательных организациях, гимназиях, лицеях в рамках нашей работы к данной категории мы относим обучающихся с высокой академической успешностью, высоким уровнем общих умственных способностей и/или признаками специальной одаренности, с проявлением нестандартного видения и решения учебных задач и ситуаций, школьников, мотивированных на получение знаний и достижений высоких образовательных результатов, а также обучающихся, проявляющих упорство, силу воли, трудолюбие в учебной деятельности или признаки высокого интеллектуального потенциала, иногда неуверенных в себе.

Основной задачей проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута детей с признаками одаренности является создание оптимальных условий для развития индивидуальных способностей и личностных качеств обучающихся. Следует отметить, что нравственные качества учащихся, такие как честность, добросовестность, дисциплинированность, требовательность к себе, трудолюбие, долг и другие, способствуют достижению поставленных учебных целей и позволяют школьникам получению желаемых результатов в учебном процессе. Проектирование индивидуального образовательного маршрута, на наш взгляд, предполагает активную субъектную позицию ребенка за счет осознания обучающимся своего индивидуального процесса познания на основе интериоризации учебного процесса, что предполагает возможность выбора ребенком способа познания, отвечающего его личностным особенностям, интересам и предпочтениям. Наш подход к реализации педагогического сопровождения одаренных обучающихся опирается на разработки и труды А.В. Золотаревой, Е.Н. Лекомцевой, А.Л. Пикиной, А.С. Пикина, Г.Е. Муравьева, С.В. Лезиной, Е.А. Александровой [11–15]. Проведенный анализ позволил убедиться, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности одаренного обучающегося, описанным отечественной и зарубежной практикой по обучению детей с признаками одаренности, есть фактор развития нравственных личностных качеств обучающихся.

Эффективное педагогическое сопровождение обусловлено применением оптимального педагогического инструментария и реализацией на практике общих педагогических принципов работы с одаренными детьми (принципы развивающего и воспитывающего обучения, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей и др.) и определенных нами авторских принципов проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (принцип субъектной направленности обучения, принцип диверсификации образовательного процесса, принцип педагогической многомерности) [16, с. 109].

Проведенное нами исследование психолого-педагогических трудов зарубежных и отечественных ученых, педагогов и психологов, многолетний опыт работы с учащимися с признаками одаренности в организациях начального, основного и среднего общего образования, сбор и анализ мнений субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся с признаками одаренности и их родителей) о форме и структуре ИОМ как инструмента реализации индивидуального образовательного пути отдельных учащихся [17, с. 205] позволили нам разработать авторскую модель организации индивидуального образовательного маршрута учащегося с признаками умственной одаренности. В рамках данной работы нами были сформулированы задачи исследования:

  1. Разработать модель организации индивидуального образовательного маршрута учащегося с признаками умственной одаренности.
  2. Отследить результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся, динамику проявления и развития личностных качеств учащихся с признаками одаренности в процессе работы по индивидуальным маршрутам, организованной на основе разработанной нами модели организации ИОМ как педагогического инструментария.

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на факт, что важнейшим критерием развития ребенка является наличие необходимых для развития нравственного личностного потенциала таких качеств, как целеустремленность, воля, упорство, трудолюбие, любознательность и др. Для оценки проявления и развития личностных качеств нами использовались следующие методы и методики:

– методика Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко «Опросник для оценки своего упорства» [18];

– методика Н.Н. Обозова «Самооценка воли» [18];

– опросник А.А. Реана «Мотивация к успеху и боязнь неудачи» [19];

– беседа с учащимися и их учителями-наставниками на основе авторских опросников.

Совокупность применяемых нами методик в учебно-воспитательном процессе прокладывает нравственный маршрут в сознании учащихся с признаками одаренности, дает им возможность достигать поставленных учебных целей, достигать высокого уровня в личностном развитии, поскольку он является внутренним регулятором поступков и действий учащихся.

Результаты

Разработанная нами модель организации ИОМ (рис. 1) характеризуется взаимосвязанностью трех блоков (мотивационно-организационный блок, процессуально-технологический блок и результативно-рефлексивный блок), включающих в себя ряд взаимосвязанных структурных компонентов и последовательные этапы работы в системе проектирования и реализации индивидуального маршрута: целевой компонент (определение стратегии – направления движения, определение мотивов и потребностей, постановка образовательной цели, определение задач, формулирование планируемых результатов и достижений, определение временного периода реализации ИОМ), содержательный и деятельностный компоненты (выбор предметного содержания, выбор форм, видов, методов работы, форм представления результатов, выбор уровня сложности заданий учебного материала, разработка образовательной программы: определение модулей предметного содержания и технологического инструментария, разработка заданий модулей, определение ресурсов информации и контрольных материалов, определение и соблюдение условий, обеспечивающих достижение цели, привлечение родителей к организации условий вариативной образовательной среды, реализация задач, представление результатов), результативно-контролирующий компонент (определение форм контроля и представления результатов, определение графика выполнения задач, осуществление контроля и самоконтроля, оформление портфолио достижений), рефлексивно-корректировочный компонент (обозначение критериев эффективности реализации ИОМ, осуществление рефлексии, самооценки, корректировка маршрута).

Как показывает практика, эффективность организации проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обусловливается оптимальными условиями сопровождения обучающихся с признаками одаренности в массовой школе. К рекомендациям для учителя, заинтересованного в развитии личностного потенциала обучающегося следует отнести создание для воспитанника следующих условий (см. рис. 1).

 

Рисунок 1 – Модель организации индивидуального образовательного маршрута обучающегося

 

На втором этапе исследования в ходе опытно-экспериментальной работы мы проанализировали проявление и развитие личностных качеств учащихся с признаками одаренности в процессе педагогического сопровождения при проектировании и реализации маршрутов на основе разработанной нами модели организации индивидуального образовательного маршрута.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие 72 подростка с признаками одаренности, учащиеся основной школы (5–9 классы) и их учителя (31 педагог городских общеобразовательных учреждений).

В начале и в конце проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в рамках эксперимента ученики с признаками одаренности и их учителя, принимавшие участие в опытно-экспериментальной работе, отмечали проявляющиеся и развивающиеся у учеников качества. Анализ ответов учителей и подростков о проявлении и развитии личностных качеств обучающихся представлен в табл. 1.

 

Таблица 1 – Показатели проявления личностных качеств: сила воли, упорство, мотивация к успеху учащихся с признаками одаренности по опросникам («Опросник для оценки своего упорства», «Самооценка воли», «Мотивация к успеху и боязнь неудачи»)

Качества / Показатели

Сила воли

Мотивация

Упорство

констат.

контр.

констат.

контр.

констатирующий

контролирующий

слабая

средняя

сильная

слабая

средняя

сильная

боязнь неудачи

полюс не выражен

мотивация на успех

боязнь неудачи

полюс не выражен

мотивация на успех

Доля ответов, %

4,2

68

27,7

4,2

52,7

43

0

23,6

76,3

0

18

81,9

Среднее

13,8

15

14,5

15,2

13,4

14,2

t (значение критерия t-Стьюдента)

−4,639***

−3,089**

−3,601***

Примечание. ** – на уровне значимости 0,05; *** – на уровне значимости 0,01.

 

На констатирующем этапе экспериментальной работы испытуемым было предложено ответить на вопросы на определение у них таких качеств, как сила воли, упорство, наличие мотивации к успеху (методика Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко «Опросник для оценки своего упорства» [18], методика Н.Н. Обозова «Самооценка воли» [18], опросник А.А. Реана «Мотивация к успеху и боязнь неудачи» [19]).

Рассмотрим показатели самооценки воли обучающихся по опроснику «Самооценка воли», указанные в таблице 1.

На констатирующем этапе было выявлено, что у 4,2% учащихся количество баллов было ≤7, что является показателем (согласно методике, описанной Н.Н. Обозовым) слабой силы воли. Нужно отметить, что данный показатель не изменился (что, по нашему мнению, свидетельствует о длительности и сложности процесса развития волевых качеств). Однако в конце эксперимента увеличилось количество учащихся с 27,7% до 43%, набравших количество баллов, соответствующее показателям (15–20 баллов по опроснику) сильной воли.

С целью проверки значимости полученных результатов применялись методы математической статистики (использовали компьютерную программу для обработки статистических данных SPSS Statistics) [20]. Для подсчета различий показателей по ответам подростков в начале и в конце экспериментальной работы был выбран критерий t-Стьюдента для зависимых выборок (в табл. 1 указали эмпирическое значение критерия (t) по результатам анализа ответов подростков по опросникам).

Опросник А.А. Реана позволил выявить процент учеников, у которых диагностируется мотивация на успех и чей мотивационный полюс ярко не выражен. Следует отметить, что из всего числа исследуемых подростков с признаками одаренности ни у кого (0%) не диагностировалась мотивация на неудачу (боязнь неудачи) ни на констатирующем, ни на контрольном этапе экспериментальной работы. Данный показатель связываем с фактом, что исследуемые подростки являются обучающимися с признаками интеллектуального и академического типов одаренности, успешными в учебной деятельности по нескольким или одному предмету и/или имеющими выдающиеся результаты (или способными к их достижению) в академической деятельности. По результатам учебной работы обучающиеся при сопровождении их учителями с использованием модели организации индивидуального образовательного маршрута количество подростков, набравших баллы, указывающие на невыраженность полюса мотивации, снизилось за счет роста процента учащихся (на 5,6%) с мотивацией к успеху (с 76,3% до 81,9%). Определение степени упорства обследуемых подростков по опроснику, разработанному Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко, складывалось из подсчета баллов (по одному баллу за ответы «да» и «нет», по определенным в методике позициям). Максимальное возможное количество баллов – 18 баллов, чем больше баллов набрал испытуемый, тем выше у него упорство. По результатам проведенного исследования был выявлен рост среднего балла ответов учащихся с 13,4 до 14,2 (см. табл. 1).

Мы провели беседу с обучающимися с признаками одаренности и их педагогами на понимание сущности проявления нравственных качеств «сила воли» и «упорство» и др. Так, по определению участников опроса, сила воли это: «качество, которое позволяет добиваться своей цели», «проявляется, когда человеку необходимо продолжать работать, придерживаться запланированных действий, удерживая себя от других, отвлекающих вещей», «общая черта характера, необходимая для достижения поставленных человеком целей», «усилие, которое помогает тебе, заставляет тебя самого продолжить намеченное дело», «нужна, чтобы доделать запланированное, сила воли является основой упорства». Упорство, по мнению опрошенных подростков, проявляется «когда нужно доделать что-то, доказать, настоять…», проявляется «когда хочешь настоять на своем, достичь желаемого», упорство есть «настойчивость в своих действиях и стремлениях», «качество, необходимое для достижения определенной цели», «качество, которое заставляет тебя идти вперед, несмотря на мнение других и неудачи».

Выводы

Обобщая ответы обучающихся, мы делаем вывод, что для исследуемых подростков с признаками одаренности и их педагогов наличие, проявление в характере и развитие силы воли является существенной, необходимой составляющей успешного продвижения к желаемым целям, осуществления серьезной, ответственной работы, преодолением трудностей и сложностей. Анализ ответов по опросникам показывает наличие волевых качеств у исследуемых подростков и рост в течение эксперимента количества учащихся с большой силой воли. Также, интерпретируя ответы испытуемых, отмечаем, что упорство для них является одним из необходимых качеств личности, позволяющим добиваться желаемого, проявляя настойчивость. Проявление упорства в деятельности исследуемых нами обучающихся с признаками одаренности было необходимо им для достижения результатов. Подростки делают акцент на необходимости наличия и развития силы воли для концентрации усилий при достижении поставленных целей.

Учитель в процессе образовательной деятельности помогает учащемуся с признаками одаренности сохранить установку на преодоление учебных коллизий, на реализацию поставленных задач в рамках индивидуального образовательного маршрута, способствуя формированию компетенций самостоятельной учебной деятельности школьника, развитию его личностных качеств и дальнейшему саморазвитию и самоопределению [21].

По итогам анализа данных о проявлении и развитии личностных качеств обучающихся в ходе опытно-экспериментальной работы делаем вывод, что проектирование маршрутов индивидуального движения на основе разработанной нами модели организации индивидуального образовательного маршрута способствует проявлению и развитию личностных качеств обучающихся, необходимых для развития их учебно-творческого потенциала и достижения образовательных результатов. Кроме того, применяемая нами нравственная парадигма формирует нравственный фундамент в сознании учащихся с признаками одаренности, а субъектный нравственный ориентир позволяет им достичь желаемых учебных результатов, выстраивать конструктивные отношения в поликультурном мире.

×

About the authors

Alena Sergeevna Kremneva

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: aleonka16rus@mail.ru

postgraduate student of Pedagogics Department named after Z.T. Sharafutdinov

Russian Federation, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan

Nadezhda Grigorievna Markova

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Email: markova-nadezhda@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Pedagogics Department named after Z.T. Sharafutdinov

Russian Federation, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan

Alexandra Alekseevna Kudasheva

RoboPolygon School

Email: anatskevich@gmail.com

pedagogue of additional education

Russian Federation, Omsk

References

  1. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Островский Б.И. Нравственное воспитание: диалог мыслителей как путь к пониманию истины // Мир образования – образование в мире. 2020. № 2 (78). С. 52–67.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920.
  3. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 94 с.
  4. Matthews D. Book Review: Mindset: The New Psychology of Success // Gifted Children. 2007. Vol. 1, iss. 2. https://docs.lib.purdue.edu/giftedchildren/vol1/iss2/7.
  5. Rinn A.N., Plucker J.A., Stocking V.B. Fostering gifted students' affective development: a look at the impact of academic self-concept [Internet] // Teaching Exceptional Children Plus. 2010. Vol. 6, iss. 4. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ907033.pdf.
  6. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
  7. Одаренные дети / пер. с англ.; общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  8. International handbook of giftedness and talent / ed. K.A. Heller et al. 2 ed. Amsterdam: Elsevier, 2002, 934 p.
  9. Романов В.А. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как условие реализации ФГОС при работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: сб. мат-лов науч.-практ. конф. / под ред. Н.А. Глузман. Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. С. 24–36.
  10. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника: методический конструктор, модели, анализ. Волгоград: Учитель, 2013. 170 с.
  11. Золотарева А.В., Лекомцева Е.Н., Пикина А.Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 215 с.
  12. Лекомцева Е.Н., Пикин А.С. Организация индивидуального образовательного маршрута с одаренными детьми // Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося: сб. мат-лов второй всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Н. Лекомцевой. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 70–76.
  13. Проектирование образовательного процесса в средней и высшей школе: кол. монография / ред. Г.Е. Муравьева. Шуя: ШГПУ, 2009. 228 с.
  14. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2006. 375 с.
  15. Лезина С.В. Исследование роли личностных факторов в развитии одаренности (младшие школьники и подростки): дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2001. 197 с.
  16. Кремнева А.С., Маркова Н.Г. Принципы проектирования образовательных маршрутов как основы организации индивидуального образовательного пути учащегося с признаками одаренности // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 109–110.
  17. Кремнева А.С. Проектирование моделей индивидуального образовательного маршрута для учащихся с признаками одаренности // Наука и школа. 2019. № 4. С. 205–210.
  18. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя: психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2006. 171 с.
  19. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум: арсенал практического психолога. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.
  20. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 4-е изд., стер. СПб: Речь, 2004. 389 с.
  21. Маркова Н.Г. Нравственные требования к личности будущего учителя // Наука и образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2020. С. 134–136.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (1MB)

Copyright (c) 2022 Kremneva A.S., Markova N.G., Kudasheva A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies