The efficiency of national-regional component application in physical culture classes for modern youth’s value orientations formation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper substantiates the importance of modern youth’s value orientations formation for building a humanistic society. The role of the educational space of the university is indicated, in which training and education are optimally combined in introducing young people to values. The possibilities of using a national-regional component in physical education classes for modern youth’s value orientations formation at the university are revealed: the use of the national-regional component allows familiarizing a young person with the culture of his/her people, instill interest in its history, creating conditions for understanding the significance of traditional national spiritual values and their appropriation. The pedagogical significance of national sports use in the educational process is revealed, which consists in its capabilities in educating morality, character, volitional qualities, in creating a certain mood, in developing interest in ethnic creativity. The results of the study of the effectiveness of national-regional component implementation in the educational activities of physical education and sports departments of six largest universities of Tatarstan are presented. It is substantiated that within insufficient legal framework for the implementation of the national-regional component in the educational process of the university in general and in the course «Physical culture», in particular, a significant part of teachers implement the national-regional component in physical education classes by means of folk outdoor games and national sports which is an effective means of modern youth’s value orientations formation at a university.

Full Text

В модернизационных процессах, охватывающих практически все сферы общественной жизни России, особая роль принадлежит молодежи. Современные молодые люди отличаются готовностью адаптироваться к быстро меняющимся жизненным реалиям, они активны, коммуникабельны, в большинстве своем вовлечены в информационное виртуальное пространство, владеют способами использования информационных ресурсов. Эффективное развитие общества невозможно без участия молодежи, без ее вовлеченности в экономику, политику, в социально-культурную сферу в целом. Тем самым молодежь – это будущее России и то, каким оно будет, зависит не только от личностных качеств молодого человека, среди которых целеустремленность, креативность, самостоятельность, упорство и т.п., но и от его ценностных ориентаций, от той системы ценностей, которая ему присуща. В развитии и становлении личности молодого человека «со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации» [1]. Ценностные ориентации задают «общую направленность интересам и предпочтениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; <…> представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости» [2, с. 1199]. Тем самым от того, на какие ценности будет ориентирована молодежь, зависит завтрашний день России. Это положение находит понимание и поддержку на самом высоком уровне, о чем свидетельствует принятый в ноябре этого года Указ Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3].

Ценности, среди которых гуманизм, взаимопомощь, милосердие, справедливость, должны стать ориентирами молодежи, однако, как показывают исследования ценностных ориентаций современных молодых людей [4–7], их интерес направлен в большей степени на материальное, нежели на духовное. Данная тенденция четко сформулирована в работе Ю.Е. Судакова с соавторами: «Базовые ценности ориентированы в большей степени на заработок и достаток, чем на развитие и познание. Молодежь в большинстве своем предпочитает жизненной мудрости и знаниям материальное благополучие» [4, с. 102].

Можно констатировать неоднозначность ситуации, сложившейся в развитии молодого поколения. Стремление к самостоятельности, ориентация на карьеру, стремление к творчеству, несомненно, важны в выстраивании успешной жизненной стратегии личности. Но слабая ориентация на ценности нравственные, направленные на другого человека, а это и есть традиционные российские ценности, ведет к тому, что молодой человек превращается в функционала, выполняющего действия, необходимые для успешной, благополучной собственной жизни. Конечно же, благополучие важно, но зацикленность только на собственном благополучии превращает общество в совокупность индивидов, которые взаимодействуют исключительно на взаимовыгодных основаниях. Необходим гармоничный баланс собственного благополучия и благополучия других людей, что возможно в том случае, если ценностные ориентации молодого человека имеют нравственную направленность, иными словами, если нравственные ценности становятся определяющими в ценностной сфере сознания личности.

Присущие человеку нравственные ценности человека определяют его принципы, убеждения, стандарты поведения, жизненные приоритеты в целом. Ценности – это то, что в конечном итоге определяет каждого из человека. Именно ценности определяют и направляют выбор личности. Как справедливо утверждает С.Г. Белякова, развитие ценностных ориентаций личности – это «длительный и сложный процесс, происходящий под влиянием непосредственного социального окружения и общих социальных условий» [8, с. 118]. Тем самым в ценностных ориентациях молодого человека отражаются социальные ценности, присущие той общественной среде, в которой он проживает. Поэтому столь важно наполнять социокультурное общественное пространство теми ценностями, присвоение которых личностью, способствует ее нравственному развитию. Если мы говорим о молодежи, то важную роль здесь играет образовательное пространство вуза, организованное таким образом, чтобы в нем оптимально сочетались обучение и воспитание.

Как обосновывается О.А. Калимуллиной, в качестве стратегической цели воспитания в высшей школе выступает создание «социокультурной воспитывающей среды как системообразующего начала воспитательной деятельности» [9, с. 13]. В создании данной среды значимым представляется и содержание учебных дисциплин, реализуемое преподавателями вуза. Далее мы акцентируем внимание на возможностях использования национально-регионального компонента на занятиях по физической культуре в формировании ценностных ориентаций молодых людей, обучающихся в вузе.

Национальная культура находит отражение в народном творчестве, являющемся подлинной сокровищницей национальных традиций. Его роль в воспитании подрастающего поколения огромна. И не только в нравственном и эстетическом, но и в физическом. Здесь речь идет о сложившихся в народном сознании представлений о физическом развитии человека, о национальных видах спорта, играх. Необходимо отметить, что в народных представлениях физические качества довольно часто имеют непосредственную взаимосвязь с нравственными качествами, реализация которых человеком основывается на соответствующих ценностях.

В последние годы научные исследования в сфере физической культуры и спорта показали растущую заинтересованность общества в роли физической культуры и спорта в развитии не только физических способностей молодых людей, но также их жизненных навыков и ценностей [10–15]. В процессе занятий физической культурой присутствует командная работа, взаимодействие и спортивное противостояние, которое не должно выливаться в неприязнь и агрессию, зарождаются дружеские связи, наличествует позитивный эмоциональный настрой. Тем самым занятия физической культурой предстают как важная форма взаимодействия молодых людей с миром. Следует отметить, что занятия физической культурой и спортом будут тем эффективнее, чем яснее молодые люди понимают личную ценность таких занятий. Осознание личностной значимости физической культуры ориентирует молодых людей, в частности, на такие ценности, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическое совершенство». Но не только на эти ценности. При должной организации занятий происходит формирование гражданской позиции, патриотизма, развитие социальной активности, когда молодой человек готов использовать свои физические силы и возможности на благо своей Родины, своего народа. Важным здесь представляется приобщение молодых людей к национальным видам спорта, так как эффективным средством развития ценностных ориентаций и двигательных навыков являются различные физические упражнения из народных, национальных видов спорта.

Педагогическое значение использования национальных видов спорта в образовательном процессе заключается в их возможностях в воспитании нравственности, характера, волевых качеств, в создании определенного настроя, в развитии интереса к этническому творчеству. Национальные виды спорта становятся органической частью физического образования. Не меньшее значение здесь имеют и народные подвижные и спортивные игры. Выполнение разнообразных упражнений с максимальной возможной скоростью при проведении подвижных и спортивных игр, характерный для игр эмоциональный фон и командные взаимодействия способствуют формированию нравственных качеств личности, ориентируют ее на соответствующие ценности [16].

Ничто другое в жизни не дает молодым людям такой возможности развивать положительные черты характера и реализовывать освоенные ценности, как это делает спорт. Вот некоторые преимущества, которые могут исходить от занятий спортом:

– твердый характер и моральные принципы формируются через честную игру;

– занятия спортом позволяют им создавать дружеские отношения, которые они в противном случае не могли бы сформировать;

– командная работа и преимущества социального взаимодействия между молодыми людьми лучше всего видны в спорте;

– молодые люди учатся уважать авторитет, правила, коллег по команде и оппонентов;

– спортивный опыт помогает повысить положительную самооценку у каждого человека.

Использование при этом национально-регионального компонента позволяет, кроме того, приобщать молодого человека к культуре своего народа, прививать интерес к его истории, создавая условия для осознания значимости традиционных национальных духовных ценностей и их присвоения.

Анализ научно-методической литературы по проблеме реализации национально-регионального компонента на занятиях по физической культуре в вузах различных регионов России [17–20] показал, что данный компонент реализуется, во-первых, в процессе учебной деятельности через включение в содержание занятий народных подвижных игр, через знакомство молодых людей с национальными видами спорта; во-вторых, во внеучебной деятельности: народные спортивные праздники, соревнования и т.п.

Возможности использования национально-регионального компонента на занятиях физической культурой с целью формирования ценностных ориентаций молодежи не вызывают сомнения. Но возникает проблема эффективности внедрения данного компонента в различных вузах, решение которой возможно в рамках соответствующего исследования.

Для достижения цели исследования нами были применены следующие эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов, статистические методы. Был проведен анализ официальных сайтов вузов, рабочих программ в предметной области «Физическая культура».

Нами была исследована и проанализирована эффективность внедрения национально-регионального компонента в учебную деятельность кафедр физического воспитания и спорта шести крупнейших университетов Республики Татарстан: Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Казанского национального исследовательского технического университета, Казанского медицинского университета, Казанского архитектурно-строительного университета и Казанского энергетического университета.

В рамках эмпирического исследования эффективности внедрения национально-регионального компонента в предметной области «Физическая культура» в современном вузе респондентам (преподавателям физической культуры и студентам вузов) были предложены следующие вопросы:

  1. Знакомы ли вы с нормативно-правовыми документами, которые регламентируют реализацию национально-регионального компонента в вузе?
  2. Реализуется ли в вашем вузе национально-региональный компонент?
  3. Реализуется ли в вашем вузе национально-региональный компонент на занятиях физической культурой?
  4. Является ли применение национально-регионального компонента эффективным в развитии физических качеств личности?
  5. Является ли применение национально-регионального компонента эффективным в формировании ценностных ориентаций личности?

Анализ ответов респондентов на первый вопрос показал, что документы, с помощью которых регламентируется внедрение в образовательный процесс вуза национально-регионального компонента, не знакомы 81% преподавателей. Соответственно имеют представление о данных документах 19% опрошенных.

О том, что национально-региональный компонент реализуется в их вузе, отвечая на второй вопрос, говорят 59% преподавателей. Однако на занятиях физической культурой его применяют только 31% опрошенных. Причем – это преподаватели из числа тех 59%, которые владеют информацией о реализации национально-регионального компонента в вузе в целом.

Относительно третьего вопроса 59% преподавателей из тех, кто на своих занятиях использует возможности национально-регионального компонента, затруднились с ответом об его эффективности в развитии физических качеств студентов. В его эффективности убеждены 34% опрошенных. 7% преподавателей, напротив, считают, что применение национально-регионального компонента на занятиях физической культурой прямо не влияет на физическое развитие студентов.

Что касается четвертого вопроса, то значительное число респондентов, как преподавателей, так и студентов, однозначно утверждают, что применение национально-регионального компонента на занятиях физической культурой являетcя эффективным в формировании ценностных ориентаций личности (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Статистические результаты, полученные при ответе на вопрос: «Является ли применение национально-регионального компонента эффективным в формировании ценностных ориентаций личности?»

Варианты ответов

Студенты вузов

Преподаватели вузов

Является эффективным

74%

77%

Не является эффективным

12%

9%

Затрудняюсь ответить

14%

14%

 

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что реализация национально-регионального компонента на занятиях физической культурой являетcя эффективным средством формирования ценностных ориентаций современных молодых людей. Национальные виды спорта, национальные подвижные игры содействуют развитию личности молодых людей, как достойных жителей региона, как хранителей и создателей его социокультурных традиций и ценностей.

×

About the authors

Vladimir Lvovich Kalmanovich

Kazan State University of Architecture and Engineering

Author for correspondence.
Email: volek71@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Physical Upbringing and Sports Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1, ч. 2. С. 45–47.
  2. Абушенко В.Л. Ценностные ориентации // Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 1199–1200.
  3. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_430906.
  4. Судакова Ю.Е., Пархаева О.В., Игдырова С.В. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2020. № 1 (21). С. 100–103.
  5. Обновленский А.В. Особенности ценностных ориентаций российской молодежи на современном этапе // Российское общество в контексте социально-экономической и социокультурной повседневности: мат-лы XIII всероссийской школы молодого социолога. Ростов-на-Дону; Симферополь: Фонд науки и образования, 2020. С. 143–147.
  6. Зарубина Е.В., Чупина И.П. Ценностные ориентации современной молодежи: опыт социологического исследования // Наука. Образование. Культура. Вып. 4: мат-лы всерос. нац. науч.-практ. конф. «Целищевские чтения – 2022». 11 февраля 2022 г. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. С. 106–115.
  7. Гайфуллин А.Ю. Ценностные ориентации современной молодежи: социологический анализ // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 30–33. doi: 10.20339/am.2-18.030.
  8. Белякова С.Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 117–120.
  9. Калимуллина О.А. Проблемы и пути решения в системе воспитательной работы современного вуза // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде: мат-лы всерос. электрон. науч.-практ. конф. / науч. ред.: Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. Казань: Астор и Я, 2017. С. 11–15.
  10. Бородачева С.Е., Мезенцева В.А., Бочкарева О.П. Роль преподавателя физической культуры в формировании нравственного воспитания средствами физической культуры // Физическая культура, спорт и здоровье. 2019. № 33. С. 90–92.
  11. Горлов Д.О., Сушкова А.В., Серищев А.В. Нравственное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 40–42.
  12. Макусев О.Н., Дмитриева О.В. Влияние физической нагрузки на нравственный облик студента на занятиях по физической культуре и спорту // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4, № 4. С. 512–515.
  13. Межман И.Ф., Исупова Е.В., Кононова О.В. Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания молодежи России // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 6. С. 68–73.
  14. Никонова В.Г., Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р. Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 83–86.
  15. Токсонбаев Р.Н., Доронбаева Н.О., Ибрагимова Н.Э. Особенности духовно-нравственного воспитания и физического развития личности // Вестник физической культуры и спорта. 2021. № 1 (27). С. 68–72.
  16. Калимуллина О.А., Кузнецова Ю.Н. Педагогика профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. 43 с.
  17. Бобырев Н.Д., Хайруллин Д.Р., Габдрахманов Р.Ф. Национально-региональный компонент олимпийского образования в теоретическом курсе «Физическая культура» в вузе // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. мат-лов I всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Т. 1 / под общ. ред. Н.В. Финогеновой. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2019. С. 209–212.
  18. Наговицын Р.С. Национально-региональный компонент содержания обучения физической культуре в вузе // Вестник развития науки и образования. 2013. № 6. С. 83–87.
  19. Наговицын Р.С. Разработка национально-регионального компонента содержания обучения для формирования физической культуры личности студента // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 3. С. 49–55.
  20. Нурмагомедова Э.Н., Лопатин А.Т. Национально-региональный компонент на занятиях физической культуры в вузе // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5–2. С. 102–104.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Kalmanovich V.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies