Формирование здоровьесберегающей социальной среды университета средствами функционирования кафедры физического воспитания и спорта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается значимость проблемы определения образовательных инструментов, направленных на здоровьесбережение студенческой молодежи, и доказывается, что в роли одного из таких инструментов выступает здоровьесберегающая среда вуза. Приводятся взгляды ученых на понятие «здоровьесберегающая среда», акцентируется внимание на социальном ее аспекте и обозначается необходимость создания в университете здоровьесберегающей социальной среды. Обосновывается, что подходами к построению здоровьесберегающей социальной среды университета являются личностно ориентированный и деятельностный подходы: личностно ориентированный подход способствует становлению у студентов осознанного отношения к здоровью как к ценности; деятельностный подход обеспечивает развитие у студентов умений и навыков осуществления здорового образа жизни. Раскрывается роль кафедры физического воспитания и спорта в создании здоровьесберегающей социальной среды университета. Представляется модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта, определяющая основные направления деятельности коллектива кафедры с целью формирования и совершенствования здоровьесберегающей социальной среды университета. Раскрывается содержание четырех ведущих направлений деятельности кафедры физического воспитания и спорта, ориентированных на создание здоровьесберегающей социальной среды университета: 1) учебно-методическая работа; 2) научно-исследовательская работа; 3) спортивная работа; 4) оздоровительно-воспитательная работа.

Полный текст

Современный этап развития молодежи, не только в нашей стране, но и во всем мире, обусловлен доступным и насыщенным информационным полем, разнообразием возможностей и путей реализации личности. Однако, при множестве положительных тенденций в аспекте самореализации, в современной молодежной среде присутствуют размытые представления о ценностях, в том числе и о ценностях здоровья и здорового образа жизни. В связи с этим в педагогической науке актуализируется интерес к проблеме поиска ресурсов и технологий, направленных на здоровьесбережение студенческой молодежи [1–5]. В частности, исследователи обращаются к вопросам формирования у студентов культуры здоровьесбережения [1], культуры здоровья [3], компетентности здоровьесбережения [5]. Эти социально значимые вопросы не случайно особенно важны для системы высшего образования. Динамика модернизации российского общества предъявляет новые, более жесткие требования к будущему специалисту, который после окончания образовательной организации высшего образования (ООВО) будет вступать в новые и непривычные для себя условия ответственной профессиональной деятельности, которая потребует определенного напряжения физических и психических возможностей.

Во многих законодательных документах, связанных с вопросами сохранения здоровья молодого поколения, ориентации молодых людей на здоровый образ жизни, приобщения молодежи к физической культуре и спорту, воспитания в целом («Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [6]; федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7] и др.), подчеркивается значимость активизации физического воспитания студентов, в части которого предлагается:

– обновление методик проведения занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования;

– обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе высшего образования;

– организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в образовательных организациях высшего образования, направленной на увеличение сети студенческих спортивных клубов, участие таких клубов – в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых студенческими спортивными лигами;

– включение критериев оценки физкультурно-спортивной работы образовательных организаций высшего образования в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

Несомненно, система высшего образования несет свою долю ответственности в укреплении здоровья студентов. В условиях образовательного процесса вуза в этом направлении важную роль играет кафедра физического воспитания и спорта (далее ФВиС). В научной периодике рассматриваются различные аспекты деятельности вузовских кафедр физического воспитания [8–10], в том числе и вклад кафедры физического воспитания в сохранение и укрепление здоровья студентов [11; 12], в формирование у них культуры здоровья [13; 14]. Однако возможности кафедры в создании здоровьесберегающей социальной среды вуза представлены недостаточно, что делает актуальной нашу работу по поиску эффективных путей формирования здоровьесберегающей социальной среды университета средствами функционирования кафедры физического воспитания и спорта.

Анализ научной литературы позволил выявить точки зрения ученых на понятие «здоровьесберегающая среда вуза». Так, В.Н. Яковлевым здoровьесберегающая среда в высшем учебном заведении рассматривается как комплексная программа, «которая основывается на соответствующей социальной инфраструктуре конкретного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования» [15, c. 20]. С точки зрения И.С. Зиминой и С.А. Мухиной, здoровьесберегающая образовательная среда вуза представляет собой систему «воздействий функционально-связанных и упорядоченных элементов (компонентов) деятельности ее субъектов, взаимодействующих между собой для достижения определенных результатов оздоровления личности и формирования здорового образа жизни» [16, с. 18–19]. Г.А. Мысина сводит здoровьесберегающую образовательную среду в высшей школе к обеспечению «таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного влияния на здоровье студентов» [17, с. 68]. Тем самым ученые понимают здоровьесберегающую среду вуза как комплексную программу, как систему взаимодействия, как условия организации обучения, воспитания, развития.

Мы уточняем данное понятие и считаем необходимым вести речь не просто о здоровьесберегающей среде, но о здоровьесберегающей социальной среде университета как динамическом процессе возникновения связей субъектов образовательного пространства, способствующих (связей) формированию общественного сознания и сознания личности и позволяющих выстраивать качественные взаимоотношения между субъектами образовательного пространства вуза [18]. Здоровьесберегающая социальная среда университета формируется эффективными отношениями между личностью и физической культурой.

В качестве подходов к построению здоровьесберегающей социальной среды мы выделяем личностно ориентированный и деятельностный подходы.

Личностно ориентированный подход, представленный в работах Е.В. Бондаревской [19], А.А. Плигина [20], В.В. Серикова [21; 22] и др., рассматривается как «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида» [22, с. 20]. Здоровьесберегающая социальная среда университета, базирующаяся на личностно ориентированном подходе, способствует становлению у студентов осознанного отношения к здоровью (не только своему, но и к здоровью другого человека) как к ценности, обеспечивающей качество жизни не только самого человека, но и окружающих его людей.

Ключевым понятием деятельностного подхода, в основаниях которого находятся теоретические положения Л.С. Выготского [23], А.Н. Леонтьева [24], С.Л. Рубинштейна [25] и др., является понятие «деятельность»: «мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели» [26, с. 103]. Согласно данному подходу, социально значимые качества, умения и навыки приобретаются личностью в процессе деятельности и в ней же реализуются. Здоровьесберегающая социальная среда университета, выстраиваемая на основании деятельностного подхода, обеспечивает развитие у студентов умений и навыков осуществления здорового образа жизни, без которого невозможно здоровьесбережение.

Важное место в здоровьесберегающей социальной среде университета принадлежит образовательной составляющей. Здоровьесбережение не замыкается на физическом развитии студента. Осознанное отношение к здоровью, осуществление здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого являются занятия физической культурой, базируются на теоретическом знании о физической культуре, о формах и методах физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности, о средствах здоровьесбережения.

Основную роль в создании здоровьесберегающей социальной среды в университете играет кафедра физического воспитания и спорта, коллектив которой должен обладать необходимым уровнем развития профессиональных компетенций. Работа кафедры по созданию здоровьесберегающей социальной среды в вузе требует специальной организации, которая возможна в рамках реализации модели функционирования кафедры ФВиС по созданию здоровьесберегающей социальной среды университета.

Нами разработана и апробирована инновационная модель функционирования кафедры ФВиС по созданию здоровьесберегающей социальной среды в непрофильной ООВО. Графически данная модель представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта по созданию здоровьесберегающей социальной среды университета

 

В рамках предлагаемой модели присутствуют четыре ведущих направления деятельности кафедры ФВиС: 1) учебно-методическая работа; 2) научно-исследовательская работа; 3) спортивная работа; 4) оздоровительно-воспитательная работа [18].

В рамках первого направления ведется работа по созданию инклюзивной авторской рабочей программы. Данная программа направлена на обеспечение образовательных потребностей в области здоровьесбережения студентов с разными уровнями сформированности физической культуры. Знания, получаемые студентами при реализации преподавателями данной программы, образуют образовательную составляющую здоровьесберегающей социальной среды университета Программа обеспечивается соответствующим учебно-методическим комплексом. Эффективная реализация программы требует постоянного повышения квалификации преподавателей, развития специальных компетенций научно-педагогического состава кафедры.

Второе направление предполагает осуществление научно-исследовательской работы преподавателями кафедры ФВиС при ведущей роли профессоров и доцентов. Такая работа направлена, в том числе, и на выявление и теоретическое обоснование эффективности различных форм, методов, технологий здоровьесбережения, внедрение которых позволяет создавать и корректировать здоровьесберегающую среду вуза. В рамках реализации данного направления работы кафедры повышается научный потенциал преподавателей, растет их методологическая грамотность, что позволяет успешно осуществлять руководство научно-исследовательской работой студентов, кроме прочих, и по проблемам здоровьесбережения.

В рамках третьего направления организуется спортивная работа со студентами. На регулярной основе со студенческими спортивными командами реализуется учебно-тренировочный процесс, что становится возможным при создании и использовании ежегодного календаря студенческих соревнований по разнообразным видам спорта. Качественные взаимоотношения между субъектами образовательного пространства, которые (отношения) и определяют здоровьесберегающую социальную среду университета, выстраиваемые на основании преемственности поколений, подразумевающие атмосферу дружбы и взаимопомощи, создаются при объединении как в тренировочном, так и в соревновательном процессе студентов и преподавателей. Причем не только преподавателей кафедры ФВиС, но и других кафедр, конечно же, при ведущей роли кафедры ФВиС.

Четвертое направление связано с осуществлением оздоровительно-воспитательной работы. В рамках данного направления проводятся разнообразные мероприятия, целью которых является популяризация здорового образа жизни и физической культуры и спорта, как его неотъемлемых составляющих. Это и имиджевые, и торжественные мероприятия: спортивно-культурные массовые мероприятия, фестивали и т.д. К оздоровительно-воспитательному направлению работы кафедры относится и организация оздоровительных секций для студентов и преподавателей, вовлечение субъектов образовательного пространства в участие в спартакиадах, в выполнение норм ВФСК «ГТО».

Реализация предлагаемой модели функционирования кафедры ФВиС, успешно внедряемой в образовательный процесс Казанского государственного архитектурно-строительного университета, способствует созданию здоровьесберегающей социальной среды вуза, совершенствованию процесса развития личности студента в этой среде.

×

Об авторах

Ольга Анатольевна Калимуллина

Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова

Email: olca.1970@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой музыкальной педагогики

Россия, Казань

Владимир Львович Калманович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: volek71@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта

Россия, Казань

Руслан Ишбулатович Абдрашитов

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: rys072abdr@gmail.com

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Россия, Казань

Список литературы

  1. Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. Формирование культуры здоровьесбережения студентов как основа обеспечения социальной безопасности общества // Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. 2020. № 5. С. 1–7.
  2. Виноградов С.А. Воспитание ценностного отношения к здоровьесбережению студентов вуза физической культуры // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 22. Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. С. 22–25.
  3. Касаткина Н.Э., Мелешкова Н.А., Руднева Е.Л. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 18–25.
  4. Михеева О.Д., Буслаева Н.С. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 76–79.
  5. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). С. 123–127.
  6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_369118.
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.
  8. Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2017. № 3 (63). С. 55–58.
  9. Соколов Н.Г. О некоторых показателях эффективности деятельности кафедры физической культуры // Физическая культура студентов: сб. мат-лов 70-й всерос. науч.-практ. конф., посв. 125-летию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 20–24.
  10. Тищенко В.В., Новикова А.С., Ключкина Г.О. Кафедра физической культуры и спорта в современной системе обучения: педагогические задачи и цели // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОАБИИ, Омский ГАУ, 2017. С. 297–303.
  11. Крамской С.И., Амельченко И.А. Роль кафедры физического воспитания и спорта в модернизации социального управления формированием здоровья студентов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. XVIII междунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Белгород, 14–15 апреля 2022 г. Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. С. 6–10.
  12. Скриплева Е.В. Сохранение и укрепление здоровья студентов посредством переориентации их ценностей – приоритетная задача кафедр физического воспитания вузов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. С. 183–184.
  13. Андреев А.В., Цветиков В.М., Рублёв А.И. Совершенствование направленности обучения на кафедре физического воспитания с целью формирования культуры здоровья студентов вуза // Теория и практика приоритетных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 40–47.
  14. Студеникин С.И. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья обучающихся на кафедре физического воспитания вуза // Инновационные исследования в науке и образовании: сб. науч. тр. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 96–99.
  15. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 50 с.
  16. Зимина И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, № 4 (24). С. 16–21.
  17. Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). С. 68–76.
  18. Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета // Наука и спорт: современные тенденции. 2022. Т. 10, № 2. С. 101–108. doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108.
  19. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
  20. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  21. Сериков В.В. Личностно ориентированный подход к проблеме гуманитаризации физического образования: генезис концепции В.И. Данильчука // Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / под общ. ред.: Е.В. Данильчук. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 18–31.
  22. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
  26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта по созданию здоровьесберегающей социальной среды университета

Скачать (192KB)

© Калимуллина О.А., Калманович В.Л., Абдрашитов Р.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.