Creating a health-preserving social environment at the university by means of the functioning of Physical Education and Sports Department

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper substantiates the importance of the problem of determining educational tools aimed at the health protection of student youth, and proves that the role of one of these tools is the health-saving environment of the university. The views of scientists on the concept of «health-saving environment» are given, attention is focused on its social aspect and the need to create a health-saving social environment at the university is indicated. It is substantiated that approaches to building a health-saving social environment of the university are personality-oriented ones. They are considered to be activity approaches: personality-oriented approach contributes to the formation of a conscious attitude towards health as a value among students; activity approach ensures the development of students’ skills and abilities to implement a healthy lifestyle. The role of Physical Education and Sports Department in creating a health-saving social environment of the university is revealed. The model of functioning of Physical Education and Sports Department is presented; it determines the main directions of activity of the staff of the department, in order to create and improve the health-saving social environment of the university. The content of the four leading activities of Physical Education and Sports Department, focused on creating a health-saving social environment of the university, is revealed: 1) educational and methodological work; 2) research work; 3) sports work; 4) health-improving and educational work.

Full Text

Современный этап развития молодежи, не только в нашей стране, но и во всем мире, обусловлен доступным и насыщенным информационным полем, разнообразием возможностей и путей реализации личности. Однако, при множестве положительных тенденций в аспекте самореализации, в современной молодежной среде присутствуют размытые представления о ценностях, в том числе и о ценностях здоровья и здорового образа жизни. В связи с этим в педагогической науке актуализируется интерес к проблеме поиска ресурсов и технологий, направленных на здоровьесбережение студенческой молодежи [1–5]. В частности, исследователи обращаются к вопросам формирования у студентов культуры здоровьесбережения [1], культуры здоровья [3], компетентности здоровьесбережения [5]. Эти социально значимые вопросы не случайно особенно важны для системы высшего образования. Динамика модернизации российского общества предъявляет новые, более жесткие требования к будущему специалисту, который после окончания образовательной организации высшего образования (ООВО) будет вступать в новые и непривычные для себя условия ответственной профессиональной деятельности, которая потребует определенного напряжения физических и психических возможностей.

Во многих законодательных документах, связанных с вопросами сохранения здоровья молодого поколения, ориентации молодых людей на здоровый образ жизни, приобщения молодежи к физической культуре и спорту, воспитания в целом («Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [6]; федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7] и др.), подчеркивается значимость активизации физического воспитания студентов, в части которого предлагается:

– обновление методик проведения занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования;

– обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе высшего образования;

– организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в образовательных организациях высшего образования, направленной на увеличение сети студенческих спортивных клубов, участие таких клубов – в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых студенческими спортивными лигами;

– включение критериев оценки физкультурно-спортивной работы образовательных организаций высшего образования в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

Несомненно, система высшего образования несет свою долю ответственности в укреплении здоровья студентов. В условиях образовательного процесса вуза в этом направлении важную роль играет кафедра физического воспитания и спорта (далее ФВиС). В научной периодике рассматриваются различные аспекты деятельности вузовских кафедр физического воспитания [8–10], в том числе и вклад кафедры физического воспитания в сохранение и укрепление здоровья студентов [11; 12], в формирование у них культуры здоровья [13; 14]. Однако возможности кафедры в создании здоровьесберегающей социальной среды вуза представлены недостаточно, что делает актуальной нашу работу по поиску эффективных путей формирования здоровьесберегающей социальной среды университета средствами функционирования кафедры физического воспитания и спорта.

Анализ научной литературы позволил выявить точки зрения ученых на понятие «здоровьесберегающая среда вуза». Так, В.Н. Яковлевым здoровьесберегающая среда в высшем учебном заведении рассматривается как комплексная программа, «которая основывается на соответствующей социальной инфраструктуре конкретного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования» [15, c. 20]. С точки зрения И.С. Зиминой и С.А. Мухиной, здoровьесберегающая образовательная среда вуза представляет собой систему «воздействий функционально-связанных и упорядоченных элементов (компонентов) деятельности ее субъектов, взаимодействующих между собой для достижения определенных результатов оздоровления личности и формирования здорового образа жизни» [16, с. 18–19]. Г.А. Мысина сводит здoровьесберегающую образовательную среду в высшей школе к обеспечению «таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного влияния на здоровье студентов» [17, с. 68]. Тем самым ученые понимают здоровьесберегающую среду вуза как комплексную программу, как систему взаимодействия, как условия организации обучения, воспитания, развития.

Мы уточняем данное понятие и считаем необходимым вести речь не просто о здоровьесберегающей среде, но о здоровьесберегающей социальной среде университета как динамическом процессе возникновения связей субъектов образовательного пространства, способствующих (связей) формированию общественного сознания и сознания личности и позволяющих выстраивать качественные взаимоотношения между субъектами образовательного пространства вуза [18]. Здоровьесберегающая социальная среда университета формируется эффективными отношениями между личностью и физической культурой.

В качестве подходов к построению здоровьесберегающей социальной среды мы выделяем личностно ориентированный и деятельностный подходы.

Личностно ориентированный подход, представленный в работах Е.В. Бондаревской [19], А.А. Плигина [20], В.В. Серикова [21; 22] и др., рассматривается как «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида» [22, с. 20]. Здоровьесберегающая социальная среда университета, базирующаяся на личностно ориентированном подходе, способствует становлению у студентов осознанного отношения к здоровью (не только своему, но и к здоровью другого человека) как к ценности, обеспечивающей качество жизни не только самого человека, но и окружающих его людей.

Ключевым понятием деятельностного подхода, в основаниях которого находятся теоретические положения Л.С. Выготского [23], А.Н. Леонтьева [24], С.Л. Рубинштейна [25] и др., является понятие «деятельность»: «мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели» [26, с. 103]. Согласно данному подходу, социально значимые качества, умения и навыки приобретаются личностью в процессе деятельности и в ней же реализуются. Здоровьесберегающая социальная среда университета, выстраиваемая на основании деятельностного подхода, обеспечивает развитие у студентов умений и навыков осуществления здорового образа жизни, без которого невозможно здоровьесбережение.

Важное место в здоровьесберегающей социальной среде университета принадлежит образовательной составляющей. Здоровьесбережение не замыкается на физическом развитии студента. Осознанное отношение к здоровью, осуществление здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого являются занятия физической культурой, базируются на теоретическом знании о физической культуре, о формах и методах физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности, о средствах здоровьесбережения.

Основную роль в создании здоровьесберегающей социальной среды в университете играет кафедра физического воспитания и спорта, коллектив которой должен обладать необходимым уровнем развития профессиональных компетенций. Работа кафедры по созданию здоровьесберегающей социальной среды в вузе требует специальной организации, которая возможна в рамках реализации модели функционирования кафедры ФВиС по созданию здоровьесберегающей социальной среды университета.

Нами разработана и апробирована инновационная модель функционирования кафедры ФВиС по созданию здоровьесберегающей социальной среды в непрофильной ООВО. Графически данная модель представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта по созданию здоровьесберегающей социальной среды университета

 

В рамках предлагаемой модели присутствуют четыре ведущих направления деятельности кафедры ФВиС: 1) учебно-методическая работа; 2) научно-исследовательская работа; 3) спортивная работа; 4) оздоровительно-воспитательная работа [18].

В рамках первого направления ведется работа по созданию инклюзивной авторской рабочей программы. Данная программа направлена на обеспечение образовательных потребностей в области здоровьесбережения студентов с разными уровнями сформированности физической культуры. Знания, получаемые студентами при реализации преподавателями данной программы, образуют образовательную составляющую здоровьесберегающей социальной среды университета Программа обеспечивается соответствующим учебно-методическим комплексом. Эффективная реализация программы требует постоянного повышения квалификации преподавателей, развития специальных компетенций научно-педагогического состава кафедры.

Второе направление предполагает осуществление научно-исследовательской работы преподавателями кафедры ФВиС при ведущей роли профессоров и доцентов. Такая работа направлена, в том числе, и на выявление и теоретическое обоснование эффективности различных форм, методов, технологий здоровьесбережения, внедрение которых позволяет создавать и корректировать здоровьесберегающую среду вуза. В рамках реализации данного направления работы кафедры повышается научный потенциал преподавателей, растет их методологическая грамотность, что позволяет успешно осуществлять руководство научно-исследовательской работой студентов, кроме прочих, и по проблемам здоровьесбережения.

В рамках третьего направления организуется спортивная работа со студентами. На регулярной основе со студенческими спортивными командами реализуется учебно-тренировочный процесс, что становится возможным при создании и использовании ежегодного календаря студенческих соревнований по разнообразным видам спорта. Качественные взаимоотношения между субъектами образовательного пространства, которые (отношения) и определяют здоровьесберегающую социальную среду университета, выстраиваемые на основании преемственности поколений, подразумевающие атмосферу дружбы и взаимопомощи, создаются при объединении как в тренировочном, так и в соревновательном процессе студентов и преподавателей. Причем не только преподавателей кафедры ФВиС, но и других кафедр, конечно же, при ведущей роли кафедры ФВиС.

Четвертое направление связано с осуществлением оздоровительно-воспитательной работы. В рамках данного направления проводятся разнообразные мероприятия, целью которых является популяризация здорового образа жизни и физической культуры и спорта, как его неотъемлемых составляющих. Это и имиджевые, и торжественные мероприятия: спортивно-культурные массовые мероприятия, фестивали и т.д. К оздоровительно-воспитательному направлению работы кафедры относится и организация оздоровительных секций для студентов и преподавателей, вовлечение субъектов образовательного пространства в участие в спартакиадах, в выполнение норм ВФСК «ГТО».

Реализация предлагаемой модели функционирования кафедры ФВиС, успешно внедряемой в образовательный процесс Казанского государственного архитектурно-строительного университета, способствует созданию здоровьесберегающей социальной среды вуза, совершенствованию процесса развития личности студента в этой среде.

×

About the authors

Olga Anatolievna Kalimullina

Zhiganov Kazan State Conservatoire

Email: olca.1970@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, head of Music Pedagogy Department

Russian Federation, Kazan

Vladimir Lvovich Kalmanovich

Kazan State University of Architecture and Engineering

Author for correspondence.
Email: volek71@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Physical Upbringing and Sports Department

Russian Federation, Kazan

Ruslan Ishbulatovich Abdrashitov

Kazan National Research Technological University

Email: rys072abdr@gmail.com

senior lecturer of Physical Upbringing and Sports Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. Формирование культуры здоровьесбережения студентов как основа обеспечения социальной безопасности общества // Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. 2020. № 5. С. 1–7.
  2. Виноградов С.А. Воспитание ценностного отношения к здоровьесбережению студентов вуза физической культуры // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 22. Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. С. 22–25.
  3. Касаткина Н.Э., Мелешкова Н.А., Руднева Е.Л. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 18–25.
  4. Михеева О.Д., Буслаева Н.С. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 76–79.
  5. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). С. 123–127.
  6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_369118.
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.
  8. Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2017. № 3 (63). С. 55–58.
  9. Соколов Н.Г. О некоторых показателях эффективности деятельности кафедры физической культуры // Физическая культура студентов: сб. мат-лов 70-й всерос. науч.-практ. конф., посв. 125-летию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 20–24.
  10. Тищенко В.В., Новикова А.С., Ключкина Г.О. Кафедра физической культуры и спорта в современной системе обучения: педагогические задачи и цели // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОАБИИ, Омский ГАУ, 2017. С. 297–303.
  11. Крамской С.И., Амельченко И.А. Роль кафедры физического воспитания и спорта в модернизации социального управления формированием здоровья студентов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. XVIII междунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Белгород, 14–15 апреля 2022 г. Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. С. 6–10.
  12. Скриплева Е.В. Сохранение и укрепление здоровья студентов посредством переориентации их ценностей – приоритетная задача кафедр физического воспитания вузов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. С. 183–184.
  13. Андреев А.В., Цветиков В.М., Рублёв А.И. Совершенствование направленности обучения на кафедре физического воспитания с целью формирования культуры здоровья студентов вуза // Теория и практика приоритетных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 40–47.
  14. Студеникин С.И. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья обучающихся на кафедре физического воспитания вуза // Инновационные исследования в науке и образовании: сб. науч. тр. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 96–99.
  15. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 50 с.
  16. Зимина И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, № 4 (24). С. 16–21.
  17. Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). С. 68–76.
  18. Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета // Наука и спорт: современные тенденции. 2022. Т. 10, № 2. С. 101–108. doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108.
  19. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
  20. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  21. Сериков В.В. Личностно ориентированный подход к проблеме гуманитаризации физического образования: генезис концепции В.И. Данильчука // Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / под общ. ред.: Е.В. Данильчук. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 18–31.
  22. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
  26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (192KB)

Copyright (c) 2022 Kalimullina O.A., Kalmanovich V.L., Abdrashitov R.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies