Формирование химико-экологической компетентности у бакалавров направления 04.03.01 Химия


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций в химическом образовании. В подготовке бакалавров по направлению 04.03.01 химия (профиль химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность) авторы особое внимание обращают на формирование химико-экологической компетентности, которая рассматривается как образовательный результат, выражающийся в способности и готовности выпускника использовать свои химические знания и умения, а также ценностные отношения для решения различных экологических проблем и задач. Цель статьи – показать опыт реализации компетентностного подхода в обучении бакалавров-химиков на основе разработанной теоретической модели формирования химико-экологической компетентности. Авторами разработана структурно-функциональная модель формирования химико-экологической компетентности у бакалавров направления 04.03.01 химия, которая включает цель, содержание, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Содержательный компонент структурно-функциональной модели включает две части: инвариантную химическую (система фундаментальных химических знаний и умений в соответствии с программой каждой химической дисциплины) и вариативную интегративную химико-экологическую часть. Именно эти две части создают базис для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, указанных в рабочих программах каждой дисциплины. Представленная структурно-функциональная модель послужила ориентировочной основой для разработки методического обеспечения программ, реализуемых на кафедре химии ВоГУ

Об авторах

Ольга Ивановна Ширикова

Вологодский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kafhim@uni-vologda.ac.ru

доцент кафедры химии

Вологодский государственный университет, Россия, 160000, Вологда, ул. Ленина, 15

Дмитрий Вячеславович Ходарев

Вологодский государственный университет

Email: kafhim@uni-vologda.ac.ru

кандидат химических наук, доцент кафедры химии

Вологодский государственный университет, Россия, 160000, Вологда, ул. Ленина, 15

Список литературы

  1. ФГОС ВО по направлению подготовки 04.03.01 химия [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/4.-Загл. с экрана. (Дата об- ращения: 16.04.2015).
  2. Байденко В.И. Компетенции в профильном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-13.
  3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. №4. С. 134-144.
  4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. Загл. с экрана. (Дата обращения: 16.04.2015).
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-ключевая основа компетентностного подхода в образовании // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста. М., 2009. С. 63-71.
  6. хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
  7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. №4 С. 23-30.
  8. Шамкаева А.И. Проектирование эколого-химической подготовки инженеров-экологов на основе взаимосвязи модульного и тезаурусного подходов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шамкаева Альфия Илалтдиновна. Казань, 2008. 16 с.
  9. Паничев С.А. Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественнонаучного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2004. 36 с. Комплексный химико-экологический практикум / под общ. ред. Л.А. Коробейниковой и З.В. Киреевой. Вологда: ВГПУ, 2009. 272 с.
  10. Коробейникова Л.А. Взаимосвязь школ и вузов в создании учебно-научных коллективов в системе экологического образования // Экологическое об- разование на пороге «РИО + 10». Сборник тезисов докладов Viii Международной конференции по экологическому образованию. Ч. 2. Тверь, 2002. С. 347-349.
  11. Наука об окружающей среде. Экологическая культура: хрестоматия. Часть 1. / Сост. и редактор проф. Л.А. Коробейникова. Вологда: Изд-во ВГПУ, 2008. С. 388.
  12. Агафонова И.П. Методика проблемно-интегративного обучения химических дисциплинам студентов будущих фармацевтов: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.02. Казань, 2014. 22 с.
  13. Тупикин Е.И. Формирование эколого-химических компетенций у студентов как условие воспитания и реализации здорового образа жизни / Е.И. Тупикин, Н.А. Подрезова // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С. 302-304.
  14. Ширикова О.И. Интерактивные методы в системе профессиональной подготовки студентов / О.И. Ширикова // Управление качеством непрерывно- го образования: сборник статей 2-й межрегиональной научно-практической конференции. Вологда, 2011. С. 87-91.
  15. Ширикова О.И. Использование интерактивных методов в химическом образовании студентов / О.И. Ширикова, Д.В. ходарев // Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития: сборник статей. СПб.-Махачкала, 2013. С. 277-281.
  16. Ширикова О.И. Методические аспекты интеграции химических и экологических знаний в высшей школе / О.И. Ширикова, Д.В. ходарев, Н.А. Шириков // Вузовская наука-региону: Материалы седьмой всероссийской научно-технической конференции. Вологда: ВоГТУ, 2009. С. 307-310.
  17. Концепция непрерывного экологического образования для Вологодской области / Под руководством проф. Л.А. Коробейниковой. Вологда: ВИРО, 2002. 38 с.
  18. Кузнецова О.Б. химические методы изучения состояния окружающей среды: учебное пособие / О.Б. Кузнецова. О.И. Ширикова, З.В. Киреева, Л.А. Коробейникова. Вологда: Изд-во ВоГУ, 2014. 248 с.
  19. Задачи по химии с краеведческим содержанием / Под ред. Л.А. Коробейниковой. Вологда. 1991. 50 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ширикова О.И., Ходарев Д.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.