Анализ влияния бензотриазола на некоторые морфо-физиологические показатели Allium fistulosum

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Увеличение антропогенного пресса привело к необходимости проведения модельных экспериментов, позволяющих оценить возможность организмов адаптироваться к ксенобиотикам. Исследование негативного воздействия обычно проводят в лабораториях с использованием животных в качестве тест-объектов, между тем интереснее изучать толерантность и адаптивные возможности у растительных организмов, потому что, в отличие от животных, они не способны покинуть некомфортную для существования местность. Чтобы получить объективный ответ в экспериментах, необходимо выбирать тест-объекты, относящиеся к родственным видам, широко распространенным в экосистемах, а ксенобиотики - из тех, которые широко используются и способны попадать в окружающую среду. В модельных экспериментах использовали Allim fistulosum L., на который воздействовали бензотриазолом для изучения возможности развития у растений адаптивного ответа к антропогенным поллютантам. Растения преадаптировали к токсичной дозе бензотриазола в концентрации 0,1 мг/мл, путем воздействия спиртовыми растворами бензотриазола в концентрации 0,0001 мг/мл или 0,001 мг/мл, причем время предварительного воздействия было различным: от 1 суток до 4 суток, затем тест-объекты проращивали в растворе высокой концентрации. Было поставлено 3 контроля: семена проращивали в течение пяти суток во всех трех используемых концентрациях бензотриазола, а также в растворителе, которым служил 0,5% изопропиловый спирт. Возможность адаптивной реакции оценивали, используя два морфо-физиологических показателя: всхожесть семян и среднюю длину корней на пятые сутки эксперимента. Проведенные эксперименты показали, что раствор бензотриазола в концентрации 0,1 мг/мл ингибирует прорастание семян и рост корней по сравнению с контролем (проращивание в 0,5% изопропиловом спирте), а в концентрации 0,0001 мг/мл - стимулирует. Воздействие низкими концентрациями достоверно создает преадаптацию к токсичной дозе, но ответы достоверно различаются по эффективности в зависимости от длительности преадаптации и концентрации вещества. Наибольший эффект к токсическому действию бензотриазола создает преадаптация низкими концентрациями в течение 3 суток. Обсуждаются возможные механизмы преадаптации.

Полный текст

Введение

Загрязнение биосферы антропогенными ксенобиотиками с каждым годом увеличивается, что приводит как к распространению толерантных к поллютантам видов растений, так и к исчезновению высокочувствительных видов. Возник закономерный интерес к раскрытию механизмов устойчивости видов к ингибирующему воздействию токсикантов. В этом плане, как правило, исследуются виды-индикаторы, но, очевидно, необходимо исследовать также виды, которые повсеместно распространены в самых различных экосистемах, в частности представители рода Allium.

Род Allium L. (сем. Amaryllidaceae) – один из крупнейших родов однодольных растений, включающий ряд овощных культур. По объему производства наиболее экономически значимыми представителями рода являются лук репчатый (A. cepa), чеснок (A. sativum) и лук-порей (A. porrum) [1, с. 4]. Представители этого рода рекомендованы ВОЗ для анализа генотоксичности антропогенных ксенобиотиков [2, с. 86–97].

Для видов рода Allium наиболее характерны патиентная и рудеральная составляющие стратегии жизни. Выживание видов (сохранение в составе фитоценоза) в неблагоприятных эколого-фитоценотических условиях чаще всего наиболее эффективно обеспечивают адаптивные механизмы патиентной (нишевой) составляющей стратегии жизни [3, с. 93–109; 4, с. 68–73]. Именно поэтому целесообразно в модельных экспериментах использовать представителей этого рода.

Когда в экотоксикологии ставятся модельные эксперименты по анализу биологических ответов изучаемых тест-объектов, необходимо использовать широко и давно применяемые ксенобиотики. Бензотриазол относится к таким ксенобиотикам. Он используется в фармакологической промышленности для синтеза новых лекарственных препаратов [5, с. 375–385], в металлургии в качестве ингибиторов коррозии [6], в химической промышленности в различных синтезах [7, с. 409–548] и как супрамолекулярные лиганды [8, с. 2515–2522]. Бензотриазол и его производные обнаруживаются в окружающей среде [9, p. 73–80; 10, p. 105–110]. Все вышесказанное делает его очень перспективным модельным поллютантом в экспериментах.

Целью исследования был анализ реакций Allium fistulosm L. на организменном уровне (всхожесть семян, рост корней) под действием спиртовых растворов бензотриазола в различных вариациях.

Материалы и методы

Объект исследования – A. fistulosm L. сорта Русский Зимний. Анализировали токсичность спиртовых растворов бензотриазола в концентрациях 0,0001; 0,001; 0,1 мг/мл. Растворителем служил 0,5% изопропиловый спирт.

Одновременно было поставлено 12 серий экспериментов. В каждой серии семена лука помещали на фильтровальную бумагу в чашки Петри, пропитанную исследуемыми растворами в избранной концентрации по 20 штук в каждую. Таким образом, для каждой серии исследовали 60 семян.

1 серия. Семена в течение 5 суток проращивали в 0,5% растворе изопропилового спирта.

2 серия. Семена в течение 5 суток проращивали в спиртовом растворе бензотриазола в концентрации 0,0001 мг/мл.

3 серия. Семена в течение 5 суток проращивали в бензотриазоле в концентрации 0,001 мг/мл.

4 серия. 60 семян в течение 5 суток проращивали в бензотриазоле в концентрации 0,1 мг/мл.

5 серия. Семена проращивали в течение 1 суток в растворе бензотриазола 0,0001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где проращивались еще 4 суток.

6 серия. Семена проращивали 2-е суток в растворе бензотриазола 0,0001 мг/мл, затем растения переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 3-е суток.

7 серия. Семена проращивали 3-е суток в растворе бензотриазола 0,0001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 2-е суток.

8 серия. Семена проращивали в течение 4 суток в растворе бензотриазола 0,0001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 1 сутки.

9 серия. Семена проращивали в течение 1 суток в растворе бензотриазола 0,001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 4 суток.

10 серия. Семена проращивали в течение 2-х суток в растворе бензотриазола 0,001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 3-е суток.

11 серия. Семена проращивали в течение 3-х суток в растворе бензотриазола 0,001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 2-е суток.

12 серия. Семена проращивали в течение 4 суток в растворе бензотриазола 0,001 мг/мл, затем переносили в чашки Петри с бензотриазолом в концентрации 0,1 мг/мл, где растения росли еще 1 сутки.

Подсчитывали всхожесть семян в процентах и среднюю длину корней на 5-й день роста. Достоверность различий между сериями экспериментов рассчитывали с помощью двухфакторного дисперсионного анализа [11, с. 155–208].

Результаты и обсуждение

Растения, в отличие от животных, не способны активно избегать чужеродных соединений и поэтому вырабатывают стратегии выживания, позволяющие справиться с токсическим воздействием, развивая адаптивный ответ. Это один из широко известных эффектов малых доз, проявляющийся в том, что предварительное воздействие на клетки или организмы повреждающего агента в малых дозах увеличивает их устойчивость к повторному воздействию этого же, а иногда и другого агента в больших дозах [12, с. 59–67].

Мы поставили ряд серий экспериментов, где кратковременно воздействовали на лук низким дозами раствора бензотриазола, а потом переносили растения на высокую дозу 0,1 мг/мл этого же соединения. Исследовали две очень низкие дозы, а в качестве доказательств адаптивного ответа исследовали такие параметры, как всхожесть и длину корней. Чтобы оценить адаптивный ответ, результаты сравнивали с сериями экспериментов, в которых растения росли в течение пяти суток либо в трех исследованных концентрациях, либо в растворителе.

На рис. 1 представлены суммированные результаты экспериментов по выяснению возможности создания преадаптации растений к токсичной дозе бензотриазола в концентрации 0,1 мг/мл его же низкими дозами. Биологический ответ оценивали по такому физиологическому показателю, как всхожесть, подсчитывая изменение прорастания семян в различных сериях эксперимента.

 

Рисунок 1 – Влияние на всхожесть семян A. fistulosum бензотриазолом в разных концентрациях в различных сочетаниях (первая цифра в обозначениях на оси ординат говорит о длительности предварительного воздействия, «+» показывает длительность последующего воздействия высокой дозой)

 

Как видно из представленных результатов, преадаптация низкой дозой в течение суток оказывается недостаточной для развития адаптивного ответа, и процент проросших семян не отличается от такового при действии бензотразола в концентрации 0,1 мг/мл в течение 5 суток. Преадаптация в течение двух суток обеими низкими концентрациями вызвала адаптивный ответ, но эффективнее была преадаптация концентрацией 0,0001 мг/мл, так как процент проросших семян не отличался от такового в контроле, когда семена проращивали в 0,5% изопропиловом спирте. Проращивание растений в течение 5 суток на растворе бензотриазола в концентрации 0,0001 мг/мл показало стимулирующий эффект, так как число проросших семян было выше, чем в растворителе – изопропиловом спирте, то есть мы явно имеем дело с гормезисом.

Обычно при исследовании феномена гормезиса используют животных, и работ, проводимых на растениях, немного, но в последние годы возрос интерес к этому явлению. Были выявлены в реакциях древесных растений, используемых в качестве индикаторов, парадоксальные ответы на загрязнение окружающей среды автомобильными выхлопами, когда невысокие дозы стимулировали некоторые физиологические процессы [13, с. 432–437; 14, с. 396–398; 15, с. 76–78]. Было показано, что предпосевное γ-облучение семян ячменя влияет на развитие растений в течение всего вегетационного периода, стимулируя хозяйственно ценные признаки. Конкретная реализация эффекта гормезиса зависела от факторов среды, в которой происходило развитие растений [16, с. 823–826].

Наблюдаемые в области малых доз биологические эффекты обусловлены особенностями реализации ответной реакции клетки и организма, являющиеся результатом развертывания во времени генетической программы, выбор конкретного варианта которой определяется интенсивностью и характером внешнего воздействия. В нашем случае это длительность воздействия. Преадаптация в течение 3-х суток в обоих растворах низкой концентрации с последующим переносом растений в раствор бензотриазола с высокой концентрацией давало им возможность развить адаптивный ответ. Такой результат позволяет заключить, что именно при трехсуточной длительности создания преадаптации следует изучать механизмы этого процесса.

Проведенный двухфакторный дисперсионный анализ показал, что преадаптации разными дозами достоверно отличаются друг от друга (p< 0,050), а длительность преадаптации является важным фактором для развития адаптивного ответа (p< 0,02).

Всхожесть семян – это интегральный физиологический показатель состояния растения, зависящий от многих показателей: целостности семенной кожуры, веса семени, влажности и т.п. Поэтому необходимо исследование адаптивного ответа, являющегося частным случаем гормезиса, на более конкретные параметры состояния растения, например рост корней лука. Многие исследователи используют корни как тест-объекты анализа биологического действия токсикантов [17, с. 944–952], поэтому мы измеряли среднюю длину корней во всех сериях экспериментов и сравнивали полученные результаты между собой с целью выявления способности у низких доз бензотриазола создать преадаптации к токсическому действию его высокой дозы (0,1 мг/мл) для ростовых процессов. Результаты проведенных экспериментов показаны на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Влияние на среднюю длину корней A. fistulosum бензотриазолом разных концентраций в различных сочетаниях (первая цифра в подписи на оси ординат говорит о времени предварительного воздействия, «+» показывает последующее воздействие и длительность высокой дозой)

 

Известно, что у растений переход в состояние стресса на организменном уровне заключается в интеграции сигналов на уровне апикальных меристем и усилении их формообразовательных и акцепторных свойств [18, с. 6]. Рост корней является суммарным итогом нескольких процессов: митотической активности в клетках корневой меристемы, процессов, идущих в зоне растяжения и т.д. Именно поэтому на этом уровне адаптивный ответ будет очень выраженным.

Преадаптация низкими дозами для роста корней, выявленная для всхожести семян, имеет те же закономерности.

Проведенный двухфакторный дисперсионный анализ показал, что на развитие адаптивного ответа, выражающегося в стимуляции ростовых процессов, достоверно влияет и концентрация нетоксических доз (p< 0,01), и продолжительность их воздействия (p< 0,02). Наиболее ярко адаптивный ответ наблюдается при воздействии низкими дозами в течение трех суток. Из представленных результатов видно, что при этой длительности воздействия обе концентрации дают сходный ответ.

По-видимому, высокая концентрация бензотриазола, выбранная нами, активирует защитные системы поддержания параметров гомеостаза, необходимые для выживания. При более низких концентрациях наблюдается «переключение» механизмов, обеспечивающих более тонкую регуляцию состояния организма, в результате чего наблюдается адаптивный ответ. Сходные процессы выявлены при радиационном гормезисе [19, с. 406–411; 20, с. 77–80].

Возможно, что за счет механизмов сверхкомпенсации явление гормезиса чаще будет наблюдаться у высокотолерантных к антропогенным ксенобиотикам растений.

Выводы

  1. Выявлена способность низких концентраций бензотриазола вызывать адаптивный ответ у A. fistulosum проявляющийся как в показателях всхожести семян, так и ростовых процессах – средней длине корней тест-объекта.
  2. Доказано, что оптимальное время для создания преадаптации к токсическому действию бензотриазола является воздействие низкими дозами в течение трех суток.
  3. Обнаружено явление гормезиса при воздействии на A. fistulosum дозой бензотриазола в концентрации 0,0001 мг/мл.
×

Об авторах

Екатерина Сергеевна Селезнева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: catana7@yandex.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии, генетики и общей экологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Филюшин М.А. Анализ полиморфизма геномов Allium sativum и родственных видов секции Allium: автореф дис. … канд. биол. наук. М., 2017. 20 с.
  2. Руководство по краткосрочным тестам для выявления мутагенных и канцерогенных химических соединений. Гигиенические критерии окружающей среды. № 51. Женева: ВОЗ, 1982. 212 с.
  3. Чадаева В.А., Шхагапсоев С.Х. Анализ стратегий выживания видов рода Allium L. российской части Кавказа // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11, № 4. С. 93-109.
  4. Чадаева В.А. Биоиндикационное значение и роль видов рода Allium L. (Alliaceae) в поддержании устойчивости экосистем // Ботанический вестник Северного Кавказа. 2016. № 2. С. 68-73.
  5. Suma B.V., Natesh N.N., Madhavan V. The benzotriazole in medicinal chemistry: a review // Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. 2011. Vol. 3. P. 375-381.
  6. Агафонкина М.О. Ингибирование коррозии черных и цветных металлов в нейтральных средах 1, 2, 3-бензотриазолом и его композициями с солями карбоновых кислот: автореф. дис. … канд. хим. наук. М., 2011. 20 с.
  7. Katritzky A.R., Lan X., Yang J.Z., Denisko O.V. Properties and synthetic utility of N-substituted benzotriazolides // Chemical Reviews. 1998. Vol. 98, № 2. P. 409-548.
  8. Wang L., Zhao L., Xue R.Y., Lu X.F., Wen Y.H. et al. Construction of interesting organic supramolecular structures with synthon interaction in 1H-benzotriazole and hydroxybenzoic acid crystals // Science China Chemistry. 2012. Vol. 55. P. 2515-2522.
  9. Nukaya H., Shiozawa T., Tada A., Terao Y., Ohe T., Watanabe T., Takahashi Y., Asanoma M., Sawanishi H., Katsuhara T., Sugimura T., Wakabayashi K. Identification of 2-[2-(acetylamino)-4-amino-5-methoxyphenyl]-5-amino-7-bromo-4-chloro-2H-benzotriazole (PBTA-4) as a potent mutagen in river water in Kyoto and Aichi prefectures, Japan // Mutat. Res. 2001. Vol. 492. P. 73-80.
  10. Shiozawa T., Suyama K., Nakano K., Nukaya H., Sawanishi H., Oguri A., Wakabayashi K., Terao Y. Mutagenic activity of 2-phenylbenzotriazole derivatives related to a mutagen, PBTA-1, in river water // Mutat. Res. 1999. Vol. 442 (2). P. 105-110.
  11. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. 352 с.
  12. Горшкова Т.А. Некоторые закономерности адаптивного ответа растущих популяций Saccharomyces cerevisiae на действие ионизирующего излучения // Радиация и риск. 2006. Т. 15, № 1-2. С. 59-67.
  13. Жуйкова Т.В., Безель В.С., Позолотина В.Н., Северюхина О.А. Репродуктивные возможности растений в градиенте химического загрязнения среды // Экология. 2002. № 6. С. 432-437.
  14. Ерофеева Е.А. Глубина зимнего покоя и скорость выхода из него березы повислой в биотопах с различным уровнем автотранспортного загрязнения // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2 (2). С. 396-398.
  15. Ерофеева Е.А. Влияние автотранспортного загрязнения на скорость выхода из состояния зимнего покоя и окончание вегетации у липы мелколистной // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 2 (2). С. 76-78.
  16. Чурюкин Р.С., Гераськин С.А. Проявление эффекта гормезиса у растений ячменя (Hordeum vulgare L.) в контрастных условиях произрастания при γ-облучении семян // Сельскохозяйственная биология. 2017. Т. 52, № 4. С. 820-829.
  17. Иванов В.Б. Использование корней как тест-объектов для оценки биологического действия химических соединений // Физиология растений. 2011. Т. 58, № 6. С. 944-952.
  18. Нефедьева Е.Э. Физиолого-биохимические процессы и морфогенез у растений после действия импульсного давления на семена: автореф. дис. … д-ра биол. наук. М., 2011. 45 с.
  19. Литвинов С.В. Влияние хронического облучения семян и проростков Aradobsis thaliana малыми дозами γ-радиации на рост и развитие растений // Ядерная физика и энергетика. 2014. Т. 15, № 4. С. 406-414.
  20. Филиппова Г.В., Ксенофонтова К.И. Влияние предпосевного γ-облучения семян костреца безостого (Bromopsis inermis Leyss.) и люцерны серповидной (Medicago falcate L.) на выживаемость в условиях высокой щелочности почв Центральной Якутии // Наука и образование. 2009. № 2. С. 77-80.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Влияние на всхожесть семян A. fistulosum бензотриазолом в разных концентрациях в различных сочетаниях (первая цифра в обозначениях на оси ординат говорит о длительности предварительного воздействия, «+» показывает длительность последующего воздействия высокой дозой)

Скачать (43KB)
3. Рисунок 2 – Влияние на среднюю длину корней A. fistulosum бензотриазолом разных концентраций в различных сочетаниях (первая цифра в подписи на оси ординат говорит о времени предварительного воздействия, «+» показывает последующее воздействие и длительность высокой дозой)

Скачать (36KB)

© Селезнева Е.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах