The use of modern educational technologies in the process of a teacher of foreign languages practical training

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the study of issues related to the teachers of foreign languages practical training for their future professional activities in the conditions of education transformation. The idea that modern society needs a specialist, who is rapidly responding to the challenges of the time, capable of self-development and self-organization, is observed in the paper. The research objectives are to determine didactic possibilities of interactive techniques in the process of teachers of foreign language training, to identify a potential of online courses for creating educational materials, to analyze the most effective digital tools as a means of developing foreign language communication skills of a prospective teacher as a competent specialist. As a result of theoretical study of the problem and analysis of domestic and foreign scientists’ experience, the advantages of interactive techniques in the course of foreign languages teaching have been found. The paper observes the advantages of the described work organization using the «Jigsaw» interactive techniques. The examples of tasks for communication-oriented reading and students’ lexical and grammatical skills development are presented in the research. Special attention is paid to the practical use of digital techniques based on the designers Questionstar, Myquiz, Padlet, Wordwall, LearningApps, Wizer.me, Master-test.net, Edvibe etc. for professional experience gaining in the educational activities design and implementation. The functionality of these digital tools provides students’ critical thinking development, learning motivation management, readiness to master the capabilities of various services and platforms. The conducted research allows us to conclude that the active use of modern educational techniques and digital services in the practical training of prospective teachers of a foreign language creates new opportunities for solving various problems, serves as an effective tool for making the students ready for professional activities.

Full Text

Динамичные изменения, происходящие во всех сферах жизни современного общества, повышение роли знаний, внедрение современных технологий меняют подходы к подготовке специалистов [1, с. 74]. Данный факт ориентирует на использование в учебном процессе индивидуализированного подхода, активных методов обучения, способствующих совершенствованию творческих способностей обучающихся в условиях перехода на индивидуализированный подход. Происходит трансформация парадигмы обучения в парадигму образования. Одной из рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации является практическая подготовка обучающихся. Под практической подготовкой понимается форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Практико-ориентированный подход в системе высшего педагогического образования является, по мнению многих ученых, одним из путей решения проблемы, связанной с подготовкой учителя, готового осуществлять инновационную деятельность и способного к решению профессиональных задач [2, с. 22]. Исследователями отмечается необходимость пересмотра содержания и процесса подготовки педагогических кадров, обусловленных, в том числе, интересами общественного и государственного развития [3, с. 14]. Работодатели в качестве своего потенциального работника хотят видеть выпускника, способного и готового в сжатые сроки успешно освоить новые технологии, самостоятельно добывать недостающие знания и умения, осваивать способы их применения на практике в разнообразных непредвиденных ситуациях, обеспечивать эффективность профессиональной деятельности [4, с. 194]. Это связано с тем, что новая социально-техническая реальность требует от пользователей обладать не только навыками и умениями, касающимися использования технологических средств, но и знаниями об их практическом применении [5].

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что подготовка учителей должна быть направлена не только на решение образовательных ситуаций, но и на то, чтобы стать профессионалами в области рефлексии, решения проблем, исследований инноваций. Студенты должны быть лучше подготовлены к решению задач, с которыми им, несомненно, придется столкнуться [6]. Цель исследования заключается в анализе современных образовательных приемов и инструментов с позиции использования их в процессе практической подготовки учителей иностранных языков. Задачами исследования является определение дидактических возможностей интерактивных приемов в процессе подготовки учителей иностранного языка, выявление потенциала онлайн-курсов для создания образовательных материалов, анализ наиболее эффективных цифровых инструментов как средства формирования иноязычных коммуникативных умений будущего учителя как компетентного специалиста.

Проблема исследования, затрагиваемая в данной статье, заключается в выборе эффективных образовательных приемов и инструментов, способствующих формированию у будущих учителей не только предметных компетенций, но и цифровых компетенций и soft skills, необходимых в профессиональной деятельности.

К выпускникам образовательных учреждений предъявляются высокие требования, обусловленные конкуренцией на рынке труда, объемом поступающей из разных источников информации, социально-экономической ситуацией [7, с. 162].

Практическая подготовка будущих учителей требует использования в учебном процессе практико-ориентированных приемов, важнейшими из которых являются интерактивные, повышающие интерес к обучению и выстраивающие стратегию взаимодействия в аудитории между преподавателем и студентами [8]. С. Хоффман и С. Гудвин отмечают, что интерактивность имеет следующие преимущества в процессе подготовки будущих учителей: обеспечивает эффективное взаимодействие как с преподавателем, так и между студентами, сосредоточение на проблеме, повышение мотивации к участию в обсуждении проблемы [9].

В настоящее время в профессиональной среде обсуждаются такие понятия, как «цифровая дидактика», «цифровой контент», «цифровая грамотность», «цифровое образование», «цифровая трансформация» [10–14]. Современный учитель должен быть медиакомпетентным, то есть должен находить нужную и полезную информацию в виртуальном пространстве [14]. Новая социально-техническая реальность требует от пользователей владения не только навыками и умениями, касающимися использования технологических средств, но и знаниями об их практическом применении [5].

Образовательный потенциал цифровых технологий заключается в применении преподавателями новых возможностей для совершенствования иноязычной компетенции студентов [15].

Для решения исследовательских задач применялись теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов, изучение педагогического опыта, синтез, сравнение, систематизация и классификация материалов по проблеме исследования, прогнозирование.

Одним из требований к планируемым результатам освоения учебной программы согласно ФГОС ВО++ является формирование у будущих учителей таких компетенций как УК-1 – способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, УК-3 – способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. В этой связи в ходе практической подготовки будущих учителей иностранного языка необходимо создавать условия, способствующие проявлению познавательной активности обучающихся, взаимному обмену знаниями, развитию социальных навыков работы в команде. Интерактивный прием «ажурная пила» / Jigsaw, основанный на поддержке участников образовательного процесса в ходе совместной преобразующей деятельности, доказывает свою эффективность при обучении иностранному языку.

Данный прием позволяет получить большое количество информации за короткое время при выполнении заданий, которые предстоит решить команде. Для работы над учебным материалом, разделенным на логические и смысловые блоки, студенты объединяются в группы по 4–6 человек. Каждый студент будет одновременно входить в «основную» и «экспертную» группу. Основные группы обозначаются цифрами, распределение по экспертным группам может быть организовано с помощью разноцветных карточек, вытянутых случайным образом. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы (эксперт) получает тему, которую разрабатывает более подробно. Далее преподавателем организуются «встречи экспертов» из разных групп, исследующих один и тот же вопрос, а затем каждый эксперт, возвращаясь к своей основной группе, докладывает о проделанной работе. Таким образом, происходит тщательное изучение материала, добыча новых знаний и обмен полученной информацией. После окончания работы групп следует презентация группового решения проблемы в виде таблиц, схем, плакатов, коллажей и др. При этом преподаватель может попросить любого участника команды ответить на вопросы по изучаемой теме, что могут делать и представители других команд.

Рассматриваемый прием находит широкое применение при организации работы с текстами в процессе коммуникативно-ориентированного чтения. В качестве примера можно привести следующие задания: How much do you know about British Education? Study the information about different types of schools in the UK and fill in the tables with proper information.

Work in groups of 4. Using the relevant information from the texts and the table below give presentations on the system of education in England (primary, secondary, further and higher).

Study the following questions: What does Scotland look like? What languages do they speak? And what can you do in Scotland? Read the text and find out!

Реализация интерактивной приема «ажурная пила» в процессе формирования грамматических навыков будет включать следующие этапы: каждой группе участников предлагается выполнить упражнения по определенной грамматической теме (заполнить таблицу, дополнить предложения, выбрав правильную грамматическую форму, указать слова-определители, описать случаи употребления, заполнить пропуски и др.). Для решения этой задачи команде необходимо обратиться к теоретическому материалу, который преподаватель может подготовить заранее в виде схем, опорных таблиц, примеров предложений. Внутри каждой группы обучающиеся самостоятельно распределяют материал, необходимый для выполнения задания, и становятся «экспертами» по определенному блоку информации. В новых группах на «встрече экспертов» происходит совместное обсуждение конкретной части теории, возможно также выполнение упражнений, их проверка по ключам. Далее эксперты возвращаются в основную группу, делятся полученными знаниями, продолжают выполнять задание, исправляют ошибки, если они были допущены. На заключительном этапе работы каждая группа представляет результаты своей работы преподавателю и другим группам, которые также могут вносить дополнения во время презентации, задавать вопросы.

Применение данного приема для совершенствования лексических навыков также помогает участникам при получении нужной информации, например, при выполнении следующего задания: «Draw a mindmap of a part of the topic SPORT (parts to different home groups: Summer Sports. Winter Sports. Benefits of Sport. Olympic Games. Sport in Russia. Sport in GB). Discuss your mind-map in expert groups. In home groups ask questions to each other using the vocabulary» [16, с. 137]. Еще одним примером может служить работа над текстом диалога, когда каждой группе предлагается проанализировать диалог, в котором эксперты внутри каждой группы ведут поиск определенных лексико-грамматических особенностей представленных в нем конструкций и слов: in the dialog below, find at least one example of the following: an uncountable noun, a plural noun, a phrasal verb, an idiom.

Таким образом, использование приема «ажурная пила» в ходе практической подготовки будущих учителей иностранного языка способствует установлению более продуктивных контактов в группе между студентами и преподавателем, проявлению инициативы обучающимися, приучает работать в команде, развивает креативность, позволяет усвоить разные стратегии и техники овладения языком [17, с. 118].

Формирование профессионального опыта проектирования и осуществления образовательной деятельности будущего учителя иностранных языков приобретает большую эффективность в процессе практического использования потенциала цифровых инструментов, позволяющего стать полноправными участниками учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых знаний, навыков, умений, необходимых для получения профессиональной квалификации. Среди огромного разнообразия цифровых инструментов особо важными в процессе практической подготовки являются:

  • платформы для создания разных типов заданий, ментальных карт;
  • графические среды (фотографии, схемы) – презентации;
  • платформы управления обучением в виртуальном классе.

Сервис Wordwall является многофункциональным онлайн-инструментом для создания интерактивных материалов и мини-игр. Разнообразный инструментарий позволяет создавать такие активности как сопоставление слов с их значением (match up), исправление перемешанных слов в предложении (unjumble), выбор слов определенной категории (whack-a-mole), опрос (quiz)), викторина с бонусным раундом и дополнительными жизнями (gameshow quiz), рулетка (random wheel), кроссворды и многое другое. Одним из плюсов данного сервиса является возможность внедрения готового упражнения на сайт с помощью ссылки либо QR-кода. Потенциал образовательного ресурса Wordwall позволяет успешно формировать фонетические, лексико-грамматические навыки обучающихся, используется на этапе контроля языковых навыков, при обучении говорению, чтению и аудированию.

Сервис LearningApps позволяет самостоятельно создавать интерактивные упражнения (21 шаблон) с целью проверки и закрепления полученных знаний, а также использовать готовые работы, выполненные другими авторами.

Ресурс Wizer.me позволяет создавать необычные, вдохновляющие интерактивные рабочие листы с заданиями типа open question, multiple choice, tables и др. К упражнениям можно добавлять картинки или аудио- и видеоматериалы. С помощью таких заданий можно легко проверить лексику, грамматику или правильное написание слов, которые студенты недавно выучили.

Как известно, использование в образовательном процессе цифровых средств контроля является обязательным компонентом профессионально-педагогической компетентности [19]. Так, цифровые инструменты помогают учителю отслеживать выполнение заданий обучающимися, оставлять комментарии, назначать дополнительные задания в режиме реального времени в случае обнаружения проблем при усвоении того или иного материала по иностранному языку. В этой связи бесплатный сервис Master-test.net позволяет проводить интерактивное тестирование знаний студентов и учеников. С помощью данного конструктора можно как разработать самостоятельно задания онлайн, так и скачать готовые интерактивные игры и тесты для работы без подключения к интернету. Еще один бесплатный конструктор – https://www.questionstar.ru позволяет создавать в режиме онлайн тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, тренажеры. С помощью данного конструктора тестов возможна разработка 14 типов вопросов, например: установление последовательности, заполнение пропусков, диктант, множественный выбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов. Сервис предоставляет доступ к просмотру каждого результата, статистику ответов и набранные баллы.

Веб-сервис https://myquiz.ru служит для создания квизов, викторин и интерактивных презентаций с использованием голосования в режиме реального времени и сеансов вопросов и ответов. Его применение на занятии дает возможность аудитории принимать непосредственное участие в презентации, задавать вопросы и писать комментарии, отвечать на вопросы тестов или голосовать в опросах, принимать участие в викторинах, отправлять реакции и быть активно вовлеченными в образовательный процесс.

Использование интерактивной онлайн доски Padlet представляет инструмент для организации совместной работы в виртуальном пространстве, давая возможность визуализировать информацию. Данный сервис помогает организовать коллективный мозговой штурм, организовать сбор идей, осуществить обмен информацией по обозначенному вопросу с возможностью редактирования любым пользователем, подготовить плакат, коллаж, выставку по определенной тематике, отобразить результаты информационного поиска обучающихся, систематизировать материал, организовать рефлексию.

Платформа для проектирования и проведения собственных уроков в режиме онлайн Edvibe представляет ресурс, на котором уже собраны более 50 учебников и более 1000 готовых шаблонов. Общение со студентами осуществляется на самой платформе, в связи с чем не возникает необходимости использовать другие видеоконференции. На платформе представлены около 30 вариантов готовых интерактивных упражнений, таких как перенос слов в пропуски, предложения по порядку, слова по колонкам, составление слова из букв, предложений из слов, подбор слова к изображению, запись голоса и заметок, воспроизведение аудио, сочинение и перевод, тест с ответами и др. В личном кабинете обучающихся доступны обучающие материалы, имеется встроенный перевод слов, ведется личный словарь ученика со статистикой, присутствует игровой режим тренировки слов. Платформа самостоятельно проверяет ответы обучающихся, упражнения для домашней работы добавляются прямо внутри платформы, доступна со всех устройств.

Функционал указанных цифровых инструментов позволяет развивать критическое мышление обучающихся, управлять учебной мотивацией, развивает готовность к освоению возможностей разнообразных сервисов и платформ, делает занятия динамичными, интересными и познавательными, а также организовать индивидуальную, парную и групповую формы работы.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что внедрение в процесс практической подготовки интерактивных приемов и цифровых ресурсов рассматривается как важнейшее условие для профессионального становления будущего учителя иностранных языков, способного самостоятельно добывать недостающие знания и умения, осваивать способы их применения на практике. Анализ современных образовательных приемов с позиции использования их в практической подготовке учителей иностранных языков показывает, что наиболее эффективными из них являются интерактивные приемы, способствующие формированию у будущих учителей не только предметных компетенций, но и цифровых компетенций и soft skills, необходимых в профессиональной деятельности. Интерактивное обучение позволяет стать полноправным участником учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых коммуникативных умений и навыков обучающихся, способствует установлению более продуктивных контактов между студентами и преподавателем, развивает социальное сотрудничество и навыки работы в команде. Дидактический потенциал представленных в исследовании цифровых ресурсов также определяет их в качестве эффективного средства формирования иноязычных коммуникативных умений будущего учителя иностранного языка как компетентного специалиста. Их активное использование в ходе практической подготовки к профессиональной деятельности является актуальной задачей педагогического вуза.

×

About the authors

Lyudmila Andreevna Lazutova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Email: l_lasutova@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor, head of Foreign Languages and Teaching Methods Department

Russian Federation, Saransk

Svetlana Ivanovna Piskunova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Email: simitina@yandex.ru

doctor of philosophical sciences, professor of Law and Philosophy Department, dean of Faculty of Foreign Languages

Russian Federation, Saransk

Oksana Evgenyevna Yankina

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: oxankina@mail.ru

senior lecturer of Foreign Languages and Teaching Methods Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Лазутова Л.А., Пискунова С.И. Формирование коммуникативных soft skills у будущих учителей иностранных языков // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 3 (43). С. 73-78.
  2. Шукшина Т.И., Каско Ж.А., Рыжов Д.В. Особенности практико-ориентированной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 22-26.
  3. Антонова М.В., Замкин П.В., Мирошкин В.В. Факультет физической культуры Мордовского пединститута: подготовка кадров в условиях сетевого взаимодействия // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 14-16.
  4. Кизрина Н.Г., Янкина О.Е. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров на основе технологии «веб-квест» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2 (60). С. 193-197.
  5. Meyers E.M., Erickson I., Small R.V. Digital literacy and informal learning environments: an introduction // Learning, Media and Technology. 2013. Vol. 38, iss. 4. P. 355-367.
  6. Ries F., Cabrera C.Y., Carriedo R.G. A study of teacher training in the United States and Europe // The European Journal of Social and Behavioural Sciences. 2016. № 17 (2). P. 2029-2054.
  7. Казинец В.А., Тринадцатко О.А. Компетентностная модель высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 160-165.
  8. Eastma J.K., Iyer R., Eastman K.L.Interactive technology in the classroom: an exploratory look at its use and effectiveness // Contemporary Issues in Education Research. 2009. № 2 (3). P. 31-38.
  9. Hoffman C., Goodwin S. A clicker for your thoughts: technology for active learning // New Library World. 2006. Vol. 107, № 9/10. P. 422-433. doi: 10.1108/03074800610702606.
  10. Borthwick A.C., Hansen R. Digital literacy in teacher education: are teachers competent? // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2017. Vol. 33, iss. 2. P. 46-48. doi: 10.1080/21532974.2017.1291249.
  11. Kroksmark T. Teachers’ subject competence in digital times // Education Inquiry. 2015. Vol. 6, iss. 1. doi: 10.3402/edui.v6.24013.
  12. McKnight K., O'Malley K., Ruzich R. et al. Teaching in a Digital Age: How Educators Use Technology to Improve Student Learning // Journal of Research in Technology in Education. 2016. Vol. 48, iss. 3. P. 194-211. doi: 10.1080/15391523.2016.1175856.
  13. Jahnke I., Norberg A. Digital didactics: scaffolding a new normality of learning // Higher Education. Visionary paper for Open Education 2030. 2014. P. 129-137.
  14. Blatt I. Medien - Schrift - Kompetenz im Deutschunterricht. Ein Basiskonzept mit unterrichtspraktischen Hinweisen // Computer im Deutschunterricht der Sekundarstufe / V.G. Thome, U.D. Thome (eds). Braunschweig: Westermann, 2020. P. 24-53.
  15. Подстрахова А.В. Дистанционное обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации (из опыта применения цифрового видеоконтента) // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 26-31.
  16. Оларь Ю.В., Хильченко Т.В., Андреев Д.Е. Анализ отечественного и зарубежного опыта организации коллаборативного обучения иностранным языкам в вузе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (50). С. 136-142. doi: 10.52772/25420291_2021_2_136.
  17. Перова К.В. Интерактивный метод «Ажурная пила» при введении грамматического материала на уроке немецкого языка // Обучение иностранным языкам - современные проблемы и решения: сб. мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. имени Е.Н. Солововой (6 ноября 2020 года) / под ред. А.Е. Казеичевой, И.В. Хитровой и др. Обнинск: Титул, 2021. С. 116-120.
  18. Дерюга В.Е. Гуманизация образовательных интернет-технологий в педагогическом процессе // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 83-92. doi: 10.31862/2218-8711-2020-3-83-92.
  19. Bates A.W. Teaching in a digital age. Vancouver BС: Tony Bates Associates Ltd, 2015. 518 p. doi: 10.14288/1.0224023.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Lazutova L.A., Piskunova S.I., Yankina O.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies