The Christian meaning of the individuality principle in V.V. Zenkovsky’s education concept

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

By means of hermeneutical analysis a Christian content of the individuality principle has been identified in V.V. Zenkovsky’s education concept, its priority meaning is justified, factors of individuality development are determined, tasks of school education are formulated. According to the Christian teaching about the Image Divine in a person, the thinker interprets individuality as the main core in a person, rooted in his spiritual beginning. The holistic unity of a person’s mental life as well as his individual characteristics are determined by individuality. The scientist connects pedagogical opportunities for the development of individuality with religious education. Churching, free aspiration to God, creative assimilation of the universal content of culture, social activity of personality are the main factors of development of the child’s individuality. These factors are directly related to the tasks of school education: creating an atmosphere of love and sincere respect for the child; development of the emotional sphere of the child’s personality and social responsiveness formation; supporting of the child in the search for an individual trajectory of his development, creating an Orthodox cultural environment for education. The thinker’s interpretation of the individuality principle shows his intention to restore the integrity of the individual by building a system of holistic pedagogy based on the principles of Orthodoxy.

Full Text

В современной педагогике проблема индивидуальной траектории жизнедеятельности растущего человека является актуальной. Принцип воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого человека остается непреложным, но реализация этого принципа требует понимания сущности индивидуальности, ее феномена. В связи с этим представляет интерес трактовка принципа индивидуальности в педагогических сочинениях В.В. Зеньковского, который в своей методологической стратегии стремился к раскрытию внутренней связи «подлинных и глубоких достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство» [1, с. 23]. В продолжение существующих исследований по данной проблематике актуальным является изучение генезиса принципа индивидуальности в концепции воспитания В.В. Зеньковского [2–4].

В работе «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» (1911 г.) В.В. Зеньковский впервые подходит к проблеме религиозного обоснования педагогической науки. Анализируя современные ему психологические подходы к разработке понятия индивидуальности, мыслитель приходит к выводу, что интересы ученых лежат в основном в исследовании индивидуальных различий, а вопросу о составе индивидуальности не уделяется должного внимания. Понимание индивидуальности как искусственной комбинации характерологических единиц, по его мнению, сужает возможности воспитательного воздействия по отношению к тем детям, у которых те или иные способности не проявляются ярко. Следовательно, ученый обозначает в качестве научно-педагогической проблемы подмену задачи воспитания индивидуальности частной задачей индивидуализации воспитания и предлагает разделять понятия индивидуальности и индивидуальных проявлений: «Понимая индивидуальность не как простую сумму данных, уже сложившихся индивидуальных особенностей, но как живую творческую силу, определяемую психическим развитием личности, педагог считается уже не с индивидуальным, а с индивидуальностью, не с отдельными ее проявлениями, а с ней самой как с реальной основой наличных и возможных особенностей» [5, с. 52]. В трактовке мыслителя индивидуальность представляет собой основное, организующее ядро в человеке, определяющее целостное единство его психической жизни, а также его индивидуальные особенности.

Педагогическое воздействие, направленное на развитие индивидуальности каждого ребенка, становится обязательным, по мнению В.В. Зеньковского, лишь в религиозных перспективах. Выступая с критикой развивающемуся течению индивидуализма в современной ему педагогике, ученый предлагает осмыслить вопросы развития индивидуальности на основе христианского мировоззрения. По его словам, только в христианстве утверждается подлинная ценность каждого человека и открывается бесконечность пути его развития и совершенствования. Этим обусловливается приоритетное значение принципа индивидуальности в авторской концепции воспитания мыслителя – он считает, что подлинной целью педагогического воздействия является воспитание индивидуальности. В.В. Зеньковский выделяет три ключевые педагогические проблемы в контексте принципа индивидуальности: свободы и принуждения; универсализма и индивидуализма; проблему «каждого».

Проблему свободы ученый связывает с задачей охранения творческого развития души и создания условий этого развития. Признавая неустранимость принуждения в педагогике, он считает, что для развития индивидуальности необходима атмосфера любви, дружелюбия, серьезного внимания и подлинного уважения к ребенку. В вопросе о необходимости религиозного воспитания, в котором проблема свободы проявляется особенно остро, мыслитель придерживается мнения, что, напротив, отсутствие религиозного воспитания является ограничением свободы ребенка: «дитя, не знавшее никогда о Боге, о Спасителе, о святых, не есть ли дитя, лишенное прекрасной и желанной пищи?» [5, с. 76].

Посредством проблемы универсализма и индивидуализма В.В. Зеньковский обосновывает необходимость усвоения личностью универсального содержания сокровищницы культуры для развития индивидуальности. В личности тесно связаны общее и своеобразное, универсальное и индивидуальное, поэтому процесс развития индивидуальности опосредуется приобщением к общечеловеческим ценностям и сопровождается нравственным совершенствованием человека. Следование единому обезличивающему идеалу в воспитании ученый считает ошибочным. Таким образом, условием развития индивидуальности является творческое усвоение универсального содержания, не подавляющее личность.

Проблему «каждого», то есть проблему воспитания индивидуальности в детях, в которых она слабо выражена, мыслитель связывает с необходимостью любви и веры в каждого ребенка. Понимая индивидуальность как цельное бытие, он считает, что воспитательное воздействие на ребенка должно сопровождаться живым переживанием его своеобразия и ценности: «Педагог не может обойтись без этой веры в возможность нравственного выпрямления личности; и кто не имеет этой веры, не смеет, не должен быть педагогом» [5, с. 81].

Представленная трактовка данных проблем позволяет прийти к выводу, что В.В. Зеньковский понимает задачу развития индивидуальности как религиозную проблему. Трактуя принцип индивидуальности как коренной в педагогике, ученый обосновывает необходимость разработки целостного педагогического подхода к развитию индивидуальности на почве Православия.

В работе «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918 г.) мыслитель углубляет понимание индивидуальности на основе взаимоотношений человека с социальной средой, которая выступает уже не только носительницей универсального содержания, но и условием развития индивидуального самосознания, областью проявления социальной активности человека. Он возвращается к вопросу взаимосвязи общего и индивидуального в личности, понимая под общим социальное и рассматривая социальную жизнь как «слагаемое в цельной жизни личности» [6, с. 103]. Воспитание ребенка в изоляции от социальной среды, по мнению В.В. Зеньковского, не может способствовать развитию индивидуальности, а напротив, усиливает эгоистическую направленность личности.

Развитие индивидуальности, с точки зрения ученого, должно осуществляться в интересах общности людей как социального целого. Он противопоставляет индивидуалистическое жизнепонимание в педагогике, рассматривающее ребенка как замкнутую индивидуальность, христианскому жизнепониманию, в котором индивидуальность раскрыта миру и ее развитие связано с жертвенной любовью к ближним: «Живя для ближних, для людей, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития» [6, с. 103]. В развитии социальной отзывчивости решающую роль имеет, по мнению ученого, семейное воспитание. Отсюда возможен вывод о том, что, в контексте принципа индивидуальности задачи социального воспитания в понимании В.В. Зеньковского связаны с развитием социально-психологической стороны личности, расширением социальной активности личности и социальных связей.

В работе «Психология детства» (1924 г.) ученый обосновывает необходимость разработки метафизического понятия личности, объясняющего источник ее индивидуального своеобразия и особенности развития психической жизни ребенка. Детская личность, по словам В.В. Зеньковского, характеризуется невыраженной внеэмпирической стороной. Мыслитель считает, что с ней связан центр индивидуальности, который «постепенно вносит гармонию и порядок в личность, формирует и объективирует индивидуальность и ведет процесс психического созревания к той идеальной форме, в которой данная индивидуальность сможет раскрыть всю себя» [7, с. 696]. По мнению ученого, детская личность ищет свой собственный путь развития, отсюда следует критика стратегии воспитания «человека вообще». Мыслитель показывает, что задача воспитания индивидуальности должна включать в себя поддержку ребенка в его поиске индивидуальной траектории своего развития.

Вместе с тем ученый подчеркивает значимость педагогической интуиции и неравнодушного отношения к ребенку. Видеть в личности образ Божий сквозь множество внешних проявлений, смотреть на ребенка любящим взором – так мыслитель характеризует живое переживание детской индивидуальности, на которое способна мать и которой так часто недостает педагогам. На основе приведенных тезисов возможен вывод, что разработка метафизического понятия личности связана у В.В. Зеньковского с пониманием индивидуального пути развития личности как пути духовного возрастания.

В статьях «О педагогическом интеллектуализме» (1923 г.) и «Об иерархическом строе души» (1929 г.) мыслитель акцентирует внимание на необходимости поддержки и развития эмоциональной сферы души ребенка. Опираясь на принцип иерархической конституции души, он рассматривает эмоциональную сферу души как центральную и придает ее развитию ключевое значение в развитии индивидуальности. В качестве проблемы школьного воспитания им обозначается приоритет развития интеллекта и активности: «Выходя из школы, мы так много знаем, так много умеем, но часто наша индивидуальность проявляется лишь в мелком и ничтожном» [8, с. 154]. Чтобы каждая личность смогла достичь своего высшего творческого расцвета и найти путь к своей индивидуальности основной задачей школы, по мнению ученого, необходимы охрана и развитие творческих сил души, непосредственно связанных с эмоциональной сферой. Эта задача в понимании ученого выступает также условием развития интеллекта: «те функции, которые онтологически стоят выше эмоциональной сферы (как мышление, воля), так как предполагают ее как психическую базу свою, могут действовать лишь при благоприятном состоянии ее» [9, с. 742].

В этой связи задачу интеллектуального развития мыслитель считает вторичной, школа, по его словам, должна помочь ребенку в организации и упорядоченности его внутреннего мира. Возможность реализации такого подхода он связывает с необходимостью восстановления идеала целостности воспитания и создания целостной школы, основанной на началах Православия: «…целостная школа поэтому без религиозного воспитания невозможна, так как религия есть основная центрирующая сила, все объединяющая» [10, с. 39]. Идеал целостной школы в трактовке мыслителя отвечает идее православной культуры, которой посвящена одноименная статья (1923 г.). В этой работе ученый дает глубокий анализ проблем европейской культуры и выдвигает идею построения целостной культуры на почве Православия [11]. В отношении школы эта идея обусловливает необходимость создания православно-культурной среды воспитания.

Ключевые идеи авторской концепции воспитания В.В. Зеньковского представлены в работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934 г.). Обосновывая необходимость построения педагогики на началах Православия, ученый обозначает ряд важных проблем современной ему педагогики, затрагивающих в том числе и вопросы развития индивидуальности.

Одной из проблем мыслитель называет отсутствие целостного мировоззренческого базиса. Следствием этого является периферийность воспитания – различные течения педагогической мысли, направленные на решение частных задач воспитания. Только в системе целостного мировоззрения, основой которой является синтез антропологии, философии и религии, может быть обеспечен целостный подход к проблемам воспитания и преодолен «метафизический индивидуализм» как «возведение принципа личности в абсолютное, самосущее начало» [1, с. 25]. Ученый признает утопичными уклонения в педагогике в сторону развития индивидуальности в ущерб интересам общества, равно как и уклонение от индивидуальности.

Через центральное учение христианской антропологии об образе Божием в человеке мыслитель указывает на источник индивидуального своеобразия каждой личности: «Разве, однако, образ Божий не есть последняя глубина индивидуальности и своеобразия, единичности, изнутри определяющей незаменимость и значение каждого человека?» [1, с. 42]. Таким образом, В.В. Зеньковский говорит о необходимости религиозного осмысления сущности и задач воспитания, в том числе и проблемы развития индивидуальности.

Следующей проблемой современной мыслителю педагогики является, по его словам, автономия педагогики от религии. Так, современная педагогика, будучи явлением секуляризованной культуры, имеет ее характерные признаки, которые заключаются «в вере в человека, в вере в его творческую силу, способность к прогрессу, в вере в историю, как путь и силу прогресса» [1, с. 17]. Эта вера, по словам В.В. Зеньковского, не чужда христианству, которое больше знает о человеке и глубже понимает его. Он считает, что отсутствие в формуле Просвещения темы спасения человека приводит к трактовке развития личности как самоцели, в чем и проявляется автономия современной педагогики от религии. По его мнению, в основе многих интуиций, характерных для современной ученому педагогики, лежат христианские идеи. Следовательно, замысел органического объединения проблем педагогики с основными началами Православия выдвигается ученым в рамках идеи построения системы православной культуры.

В данной работе В.В. Зеньковский развивает идею иерархической конституции человека, имеющей существенное значение для принципа индивидуальности. Ученый выделяет в структуре человека духовную и психофизическую (эмпирическую) стороны. Именно духовное начало, духовность, по его мнению, является основой индивидуальности человека, его метафизическим ядром, истинным центром. Следовательно, вся жизнь человека соотнесена с этим началом, его примат означает опосредованность духовной жизни психофизическим развитием. Неотделимость личности от своей природы ученый трактует как органическую целостность человека, но обретение подлинной целостности возможно только при раскрытии образа Божия в человеке. Таким образом, развитие индивидуальности мыслитель связывает с обретением человеком целостности, исцелением духовности, освобождением от власти греха.

Образ Божий в человеке В.В. Зеньковский определяет как индивидуальный отсвет Божества. В сопряженности духовной и психофизической стороны проявляется особая закономерность, трактуемая мыслителем через христианское понятие креста. Это понятие связано с индивидуальностью, выражение «у каждого человека свой крест» в данном контексте означает, что у каждого человека свой индивидуальный путь, своя «логика духовного развития» [1, с. 52].

Рассуждая о связи индивидуального и социального в душе, мыслитель указывает на полярность духовной жизни, которая «…столь же выражается в индивидуализирующих процессах, сколько и в социальной жизни личности» [1, с. 91]. Можно констатировать, что В.В. Зеньковский характеризует процесс развития индивидуальности в тех же терминах, что и в более ранних работах, но здесь больше проявляется их христианское содержание. Так, расширяя понятие социальной связности человека и общества, ученый дополняет эмпирический план мистическим. Он вводит понятие соборности как органического типа социальной связности и выделяет два типа соборности: естественную (социальную) и благодатную (соборность в Церкви). В.В. Зеньковский приходит к выводу, что развитие личности, при котором человек будет сближаться с другими людьми, возможно только в Церкви, как богочеловеческом организме. Это позволяет ученому определить цель воспитания в свете христианской антропологии как «… помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия» [1, с. 152]. Можно заключить, что обретение целостности посредством воцерковления рассматривается ученым как необходимое условие развития индивидуальности. Социальный аспект этого условия связан с созданием православно-культурной среды воспитания. Залогом расцвета личности, по мнению ученого, является овладение «даром свободы», которое непосредственно связано с воцерковлением человека [12].

В контексте исследуемой темы необходимо представить воззрения В.В. Зеньковского на проблему развития полового сознания. По его словам, пол отчасти является внеэмпирическим фактором развития индивидуальности [7]. Присущее периоду созревания раздвоение сексуальности и эроса ученый называет переходным состоянием пола и считает, что эта поляризация как «болезнь роста» требует восстановления целостности в семейной жизни. «Именно в движениях эроса, в порывах любви душа испытывает глубокую потребность выйти за пределы своей личности, чтобы достигнуть всецелого соединения с любимым существом. Потребность именно любви свидетельствует о невозможности замкнуться в себе – в любви преодолеваются естественные рамки индивидуальности, разрывается ее «естественная» оболочка» [13, с. 21]. Трактуя слова мыслителя, можно прийти к выводу, что обособление человека не приводит к раскрытию его индивидуальности, напротив, для обретения целостности ему нужно раскрыть себя другому человеку, научиться любви.

Проблему самообособления человека мыслитель анализирует в статье «Зло в человеке» (1938 г.) В.В. Зеньковский использует понятие «темной самости», означающее мнимый центр личности. Эмпирические проявления зла в человеке проистекают, по его мнению, из этой темной самости, или иначе – темной духовности. В ней кроется причина самообособления человека, его ухода от Бога, а также от живого единства с людьми. Он указывает на характерное для современного ему человека обособленное сознание: «…начало личности прикрылось «индивидуальностью» и даже находит часто свое выявление как раз в таком самообособлении» [14, с. 32–33]. Таким образом, В.В. Зеньковский снова поднимает проблему искажения понятия индивидуальности, которая в воспитании связана с формированием эгоистической направленности личности. Ученый приводит важное замечание, сопоставляя христианское отношение к человеку и его пути преодоления внутренних противоречий отношению, развиваемому в русле гуманистического идеализма. В логике последнего, абсолютная ценность каждого человека является непреложной, но отрицается причина этой ценности, а именно образ Божий в человеке. Следовательно, «правильная в основе идея гуманизма неизбежно превращается в поклонение отвлеченному принципу человечности – и любовь к человеку становится, по известному выражению, любовью к дальнему, вместо любви к ближнему» [14, с. 27].

О роли Церкви в развитии индивидуальности и значении свободного обращения к Богу В.В. Зеньковский пишет в более позднем труде «Наша эпоха» (1952 г.): «…только в Церкви и с Церковью, только через Церковь, через участие в ее таинствах мы находим самих себя, раскрываемся во всей полноте нашего своеобразия» [15, с. 199]. Этим тезисом обосновывается принцип христоцентричности в развитии индивидуальности. В работе «Принципы православной антропологии» ученый говорит о важности добровольного принятия своего креста каждым человеком: «…только «взяв» свой крест <…> мы найдем подлинную нашу индивидуальность, ибо будем со Христом» [16, с. 86]. В труде «Основы христианской философии», над которым ученый работал в последние годы жизни, подчеркивается, что «индивидуальность человека по своему существу христоцентрична <…> Христос пребывает в каждой душе, не подавляя ее, не ослабляя ее своеобразие» [17, с. 295]. Важно отметить, что в этом вопросе В.В. Зеньковский остается верным Православию и не принимает идею о безусловном предопределении человека, развитую в протестантизме. В Православии человек понимается как свободное существо, для которого открыт как путь добра, так и путь зла. В этом контексте принцип индивидуальности согласуется с целью воспитания, понимаемой ученым как содействие ребенку в индивидуальном духовном возрастании, в раскрытии в нем образа Божия и овладении «даром свободы» посредством воцерковления.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Принцип индивидуальности в концепции воспитания В.В. Зеньковского имеет ведущее значение. В понимании мыслителя индивидуальность представляет собой основное, организующее ядро в человеке, укорененное в его духовном начале и определяющее целостное единство его психической жизни, а также его индивидуальные особенности. Факторами развития индивидуальности в трактовке ученого выступают: воцерковление, свободная устремленность к Богу, творческое усвоение универсального содержания культуры, социальная активность личности.

Задачи школьного воспитания, направленные на развитие индивидуальности, связаны с созданием атмосферы любви и подлинного уважения к ребенку; развитием эмоциональной сферой личности ребенка и формированием у него социальной отзывчивости; с поддержкой ребенка в поиске индивидуальной траектории его развития. Данные задачи отвечают замыслу мыслителя по созданию православно-культурной среды воспитания в рамках целостной школы, основанной на началах Православия. Трактовка В.В. Зеньковским принципа индивидуальности представляет большую ценность для современной педагогики, так как может способствовать расширению современных теоретических представлений о задачах развития индивидуальности каждого ребенка.

×

About the authors

Yuliya Sergeevna Bliznetsova

Tver State University

Author for correspondence.
Email: smorodova_yulya@mail.ru

postgraduate student of Social Work and Pedagogy Department

Russian Federation, Tver

References

  1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1993. 224 с.
  2. Антоневич А.В. Принцип индивидуальности в педагогике В.В. Зеньковского. Проблема индивидуальности и личности // Философия человека: образовательные и гуманитарные технологии / под ред. В.А. Рабоша. СПб.: Изд-во РХГА, 2008. С. 461-472.
  3. Антоневич А.В. Принцип индивидуальности в ранних работах В.В. Зеньковского // Искусство и дети: мат-лы XV междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (Санкт-Петербург, 16-18 апреля 2008 г.). СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. С. 45-47.
  4. Глущенко Е.А. Концепция воспитания целостного человека в наследии В.В. Зеньковского: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 204 с.
  5. Принцип индивидуальности в психологии в педагогике // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь, 2002. С. 33-82.
  6. Социальное воспитание, его задачи и пути // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь, 2002. С. 83-138.
  7. Психология детства // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь, 2002. С. 424-704.
  8. О педагогическом интеллектуализме // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь, 2002. С. 145-160.
  9. Об иерархическом строе души // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь, 2002. С. 735-747.
  10. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 1996. 153 с.
  11. Зеньковский В.В. Идея православной культуры // Православие и культура: сборник религиозно-философских статей / под ред. В.В. Зеньковского. Берлин: Русская книга, 1923. С. 25-46.
  12. Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж, 1933. 24 с.
  13. Зеньковский В.В. На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопросах пола. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 61 с.
  14. Зеньковский В.В. Зло в человеке // Путь. 1938. № 56. С. 19-36.
  15. Зеньковский В.В. Наша эпоха // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1993. С. 172-223.
  16. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии (продолжение) // Вестник русского (студенческого) христианского движения. 1988. № 3 (154). С. 67-91.
  17. Зеньковский В.В. Христианская философия / сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 1072 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Bliznetsova Y.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies