A systematic approach to the multi-level career guidance «kindergarten - school - university»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

One of the most important problems of modern society in general and of each individual person in particular is the problem of professional self-determination. Currently, the labor market is characterized by rather high requirements for potential workers. At the same time, job seekers are constantly faced with numerous problems: these are ongoing changes in market conditions; and fierce competition for vacant jobs, the number of which is constantly decreasing in the context of digitalization of all spheres of society; and the emergence of new «digital» professions – professions of the future, in which labor maintenance requires special skills; and the exponentially accelerating obsolescence of professional competencies due to rapidly changing technologies and the ongoing scientific and technical revolution, etc. At the same time, professional self-determination is characterized by the dynamic process of finding oneself in the profession, which manifests itself, among other things, in entering the phase of option more than once in a lifetime due to various circumstances. In this regard, the problem of organizing an early multi-level comprehensive career guidance work with the younger generation, which would ensure successful professional self-determination of the individual, becomes urgent. The paper presents the author’s view on the organization of the system of career guidance work, as well as the results of diagnostics of students of university classes of the Ulyanovsk State University of Education according to the method of J. Holland using digital career guidance services.

Full Text

Ключевой задачей современного российского образования является обеспечение экономики страны кадрами, способными удовлетворить потребности различных отраслей народного хозяйства – промышленности, аграрной сферы, строительства, транспорта, торговли, науки, образования, здравоохранения и др. – в квалифицированных работниках.

Таким образом, управление человеческим капиталом в сложившихся социально-экономических условиях выходит на первый план.

При этом важной целью выступает не просто обеспечение рынка труда востребованными специалистами, но и согласование интересов работников и работодателей. В этом контексте профессиональное самоопределение – одновременно и общественная, и личная проблема человека. Научно доказано, что человек, правильно выбравший профессию, быстрее адаптируется к новым профессиональным условиям, успешнее управляет карьерной стратегией.

Однако следует констатировать наличие в России определенной проблемы, заключающейся в дисбалансе спроса и предложения на рынке труда. Одной из причин этого явления можно назвать устаревшую систему профориентации, которая традиционно направлена на помощь в выборе учебного заведения, хотя в приоритете должна быть поддержка целостного процесса планирования карьерной стратегии человека [1].

Профориентация как теоретическое и прикладное научное направление берет истоки в начале XX столетия и активно развивается в условиях последующей бурной индустриализации. Проблемам эффективной организации профориентационной работы посвящены многочисленные исследования как зарубежных (Дж. Холланд [2], Д. Сьюпер [3]), так и отечественных ученых (Э.Ф. Зеер [4], Е.А. Климов [5], А.К. Маркова [6], Н.С. Пряжников [7], Н.Ф. Родичев [8], С.Н. Чистякова [9; 10] и др.).

Профориентация в современной интерпретации представляет собой комплекс мероприятий и услуг, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве индивида. Термин «профессиональная ориентация» твердо закрепился в российском научном и образовательном сообществе, а также в законодательстве сферы образования, труда и занятости. Заметим, что за рубежом термин «профессиональная ориентация» и его буквальный перевод с русского языка («professional orientation») отсутствуют. В международной практике для обозначения указанного российского понятия чаще всего применяют такие термины, как «карьерное планирование», «развитие карьеры», «руководство, сопровождение», «консультирование» («career planning», «career development», «guidance», «counseling»), что созвучно идеям непрерывности образования особенно в современном цифровом мире [11].

Конечно, неверно говорить, что профориентация в России неэффективна, так как во многих регионах страны накоплен обширный опыт системного решения задач профориентации. Вместе с тем охарактеризуем проблемы, которые на сегодняшний день стоят перед системой профориентации в России:

  • отсутствие государственного управления профориентацией, поскольку приоритет в большей степени отдается «точечным» мероприятиям и проектам;
  • эпизодичность, массовость профориентационной работы, отсутствие единой системы и методических рекомендаций по ее осуществлению, в том числе по реализации индивидуального подхода;
  • отсутствие «отфильтрованной» информационной базы, а также обновленного надежного диагностического инструментария для осуществления профориентации;
  • отсутствие эффективной системы подготовки специалистов в области профориентационной работы – профконсультантов, например нехватка специальных магистерских программ.

Не вызывает сомнения, что решение этих проблем требует системного подхода к профориентации [12]. Данный методологический подход означает, что любая система представляет собой единое целое, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Он позволяет увидеть исследуемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, направленной на выявление его интегративных свойств, внутренних и внешних связей [13]. Системный подход представляет собой важный инструмент управления профориентацией, который позволяет изучить все ее аспекты, а также оптимально использовать все имеющиеся ресурсы для решения проблем. Положительная черта системного подхода в профориентации состоит в том, что его использование может обеспечить не только целостное описание объекта, выявление его структуры и соподчинения элементов [14], но и определить новые направления эффективной организации профориентационной работы, например, в условиях цифровизации. О применении системного подхода в профориентационной работе сегодня с уверенностью заявляют многие ученые. Мы полностью согласны с тем, что необходима системная профориентация, имеющая долгосрочную направленность на качественные сдвиги в профессиональном самоопределении, охватывающая всех участников данного сложного и многогранного процесса – школьников, родителей, учителей и общество. Так же, как базой для профессионального образования служит основное общее образование, так и в организации профориентационной работы необходимо придерживаться целостной системы [15], в которой можно выделить определенные этапы, на которых меняются цели и используются эффективные именно для этого этапа формы и методы работы. Классической моделью реализации системного подхода является организация многоуровневой профориентационной работы в координатах «детский сад–школа–вуз» (табл. 1). В этом случае системная профориентация направлена на построение долгосрочной карьерной траектории личности, гармонично сочетающей базовые принципы «хочу», «могу», «надо».

 

Таблица 1 – Многоуровневая система профориентационной работы

Ступень образования

Целевые и содержательные ориентиры

Механизмы профориентации

Детский сад

– информационная работа с дошкольниками

– тематические познавательные мероприятия;

– проектная деятельность «Профессии моих родителей», «Все работы хороши, выбирай на вкус» и др.

Начальная школа

– информационная работа с младшими школьниками;

– формирование ценностного отношения к трудовой деятельности

– проектная деятельность «Профессия моей мечты»;

– ролевые игры

Основная школа

– информационная работа со школьниками;

– формирование мотивов профессионального выбора;

– диагностическая работа

– диагностические мероприятия;

– проектная деятельность «Профессия будущего», «Профессии моего региона»;

– элективные курсы;

– экскурсии;

– интерактивные игры;

– квесты

Старшая школа (профильное обучение – 10–11 классы)

– информационная работа со школьниками;

– диагностическая работа;

– консультационная работа;

– профессиональные пробы

– диагностические мероприятия;

– проектная деятельность «Мой личный профессиональный план»;

– мастер-классы;

– питчинг проекты

Вуз

– психолого-педагогическая поддержка становления профессиональной идентичности

– система производственных практик на основе сетевого взаимодействия с работодателем;

– выполнение выпускных квалификационных работ по заявкам работодателя;

– проектная деятельность «Моя карьерная стратегия»;

– тренинги личностного роста

 

Научные изыскания в области профориентации свидетельствуют о том, что представление молодежи о будущей профессии носит, скорее, характер мечты, нежели реальных планов по овладению рационально избранной профессией. Вместе с тем необходима помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, которая является необходимым условием его успешного протекания и имеет характер пролонгированной и адресной психолого-педагогической поддержки [16].

Определенную роль в решении этой проблемы играет профильное обучение школьников (10–11 классы), которое направлено на дифференциацию образовательного процесса с учетом профессиональных интересов и способностей. Однако и здесь не все так просто. Профильное обучение предполагает раннюю профессиональную ориентацию, так как уже в 9 классе на этапе предпрофильной подготовки необходимо избрать будущий профиль обучения. При этом школьные предметы профиля, подлежащие углубленному изучению, должны быть выбраны по принципу их необходимости для профессиональной деятельности, а не потому что «нравится математика» [17, с. 25–32].

Рассмотрим функционирование одного из элементов системы профориентации на примере диагностических мероприятий в профильной школе, организованных коллективом преподавателей УлГПУ (Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова, Л.А. Белозерова, Л.В. Гурылева) в рамках проекта «Вектор профессионального становления» [18].

Для достижения задач исследования мы тщательно изучили, а впоследствии активно применяли цифровые сервисы профориентации в целях профориентационного тестирования обучающихся трех 11-х университетских классов УлГПУ в 2020/2021 учебном году по методикам Дж. Холланда, Р.Б. Кеттела, Э.Ф. Вандерлика. Исследование охватило 56 обучающихся: из них получающих полное общее образование по гуманитарному профилю – 21 человек, по технологическому – 18 человек, по естественнонаучному – 17 человек. Отметим, что набор профилей подготовки в университетских классах УлГПУ сформирован таким образом, чтобы максимально задействовать возможные сферы будущей профессиональной деятельности выпускников, а также учесть их личные интересы.

В результате анализа сайтов мы выбрали ресурс «Психологические тесты онлайн» (https://psytests.org/profession/hollandA.html), исходя из его простого интерфейса и навигации по сайту, доступных для восприятия старшеклассниками. К достоинствам сервиса можно отнести автоматическую обработку результатов в режиме онлайн с подробной графической интерпретацией полученных данных, а также возможность прохождения диагностики с любого мобильного устройства (смартфона, планшета и др.).

Остановимся подробнее на описании методики американского психолога Дж. Холланда (The Holland Code, The Holland Occupational Themes) (https://psytests.org/profession/hollandA.html) и ее результатов – выявленного профессионального типа личности респондента с присущими ему специфическими профессиональными предпочтениями, целями, способами их достижения, ожиданиями, ценностями и установками, личностными характеристиками. Методика предлагает 42 пары профессий, в каждой из которых обучающемуся необходимо выбрать одну наиболее желательную.

В результате онлайн-диагностики респондент наглядно видит конфигурацию своего профессионального типа личности в соответствии с моделью Холланда (теория RIASEC), представляющую собой шестиугольник, каждая вершина которого обозначает определенный личностный тип. Так, R – реалистичный, I – исследовательский/интеллектуальный, A – артистичный, S – социальный, E – предприимчивый, C – традиционный/конвенциальный. Личностные типы, находящиеся в соседних вершинах, говорят об обоснованности профессионального выбора, что позволяет обучающемуся мгновенно оценить его правильность и наметить возможные пути коррекции (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Модель Дж. Холланда

 

Приведем интерпретацию полученных результатов диагностического исследования по каждому профилю в отдельности и сравнительный анализ по всей выборке в целом. Статистическая обработка осуществлялась по U-критерию Манна–Уитни (рис. 2) [19].

 

Рисунок 2 – Профессиональные типы обучающихся профильных университетских классов УлГПУ

 

В гуманитарном профиле по результатам диагностики наиболее выражен артистический профессиональный тип, основными характеристиками которого являются творческие способности и креативность человека. Следовательно, профессиональный выбор обучающихся с этим типом лежит, как правило, в сфере искусства (литература, живопись, музыка, театр, кино). Менее выраженными типами в указанном профиле являются социальный (к нему относятся люди с коммуникативными, организаторскими способностями, лидерскими качествами, поэтому ими чаще выбираются профессии, в основе которых лежит постоянное личностное взаимодействие – сфера услуг, торговля, образование, медицина и др.) и реалистичный (сюда относят людей с практичным складом ума, стремящихся получить конкретный результат своего труда, например, в производственной сфере). Интерпретируя полученные результаты в гуманитарном профиле, оценим профессиональные предпочтения как недостаточно однородные. Вместе с тем артистичный и социальный тип соответствуют профилю класса. Кроме того, два наиболее высоких по баллам профессиональных типа являются смежными, что говорит об обоснованности профессионального выбора.

В технологическом профиле преобладающими типами являются предприимчивый, артистичный и реалистичный, что также свидетельствует о значительно выраженной неоднородности профессиональных предпочтений обучающихся. Предприимчивый тип характеризуется проявлением личностной активности, автономии, склонности к риску, поэтому люди указанного типа чаще выбирают профессии экономической и политической сфер деятельности.

В естественнонаучном профиле ведущими профессиональными типами личности оказались социальный, артистичный и интеллектуальный. Люди последнего типа чаще отдают предпочтение научным профессиям, связанным с решением различных задач, умственным трудом, исследовательской деятельностью.

В целом, сравнительный анализ продемонстрировал, что значимо выше социальный и интеллектуальный типы личности представлены в естественнонаучном профиле, а предприимчивый тип в технологическом профиле. В противовес этому, значимо наименее выраженным типом личности в технологическом профиле является социальный, а в естественнонаучном – предприимчивый [18; 19].

Полученные результаты исследования, на наш взгляд, могут оказаться полезными для реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11 классов образовательных организаций «Билет в будущее». В рамках указанного проекта на первом этапе участники проходят профориентационные онлайн-диагностики, а на втором – участвуют в профессиональных пробах, максимально приближенных к реальной трудовой деятельности. По итогам проекта на электронном ресурсе накапливается цифровой след участника, и система формирует рекомендацию по построению индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, предварительная диагностика способствует обоснованному отбору контингента участников профессиональных проб по конкретным профессиям.

Подводя итоги нашего исследования, подчеркнем, что мы согласны с мнением ученых о том, что в целях совершенствования системы профориентации молодежи эффективным является создание федеральной площадки для координации профориентационной работы в условиях взаимодействия представителей различных общественных и образовательных организаций, занимающихся вопросами профессионального самоопределения и профессионального обучения [20].

В заключение отметим, что проблема профориентации подрастающего поколения в ближайшее время не утратит своей актуальности. В этих условиях российской системе образования следует обратить внимание на международный опыт развития профориентации и современные тренды профориентационной работы в цифровом формате на основе оказания системной своевременной и полноценной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения на разных возрастных этапах, а также помощи молодежи в проектировании карьерной стратегии.

×

About the authors

Diana Iskanderovna Berkutova

Ulyanovsk State University of Education

Email: diana820329@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Mathematical Methods and Technological Education Department

Russian Federation, Ulyanovsk

Ekaterina Mikhailovna Gromova

Ulyanovsk State University of Education

Email: gromova_ek@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, dean of Physics, Mathematics and Technology Education Faculty, associate professor of Mathematical Methods and Technological Education Department

Russian Federation, Ulyanovsk

Tatyana Anatolyevna Gorshkova

Ulyanovsk State University of Education

Author for correspondence.
Email: uln75@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Mathematical Methods and Technological Education Department

Russian Federation, Ulyanovsk

References

  1. Гуртов В.А., Колесников В.Н., Питухина М.А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 2 (26). С. 65–77.
  2. Holland J.L. Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions // American Psychologist. 1996. Vol. 51 (4). P. 397–406. doi: 10.1037/0003-066x.51.4.397.
  3. Super D.E. The psychology of careers. An introduction to vocational development. New York: Harper & Brothers, 1957. 362 p.
  4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 192 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма: монография. М.: Знание, 1996. 312 с.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 320 с.
  8. Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. 2012. № 9. С. 16–24.
  9. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 170 с.
  10. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: теория и практика развития: колл. монография / Т.А. Антопольская, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев, А.Н. Ходусов, С.Н. Чистякова; под общ. ред. Т.А. Антопольской. Курск: Курский государственный университет, 2016. 226 с.
  11. Гуртов В.А., Хотеева Е.А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 134–150. doi: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150.
  12. Горских И.И. Профориентация молодежи и карьерное планирование – ключ к повышению эффективности экономики Российской Федерации // Вестник Калужского университета. 2017. № 2 (35). С. 33–52.
  13. Садовский В.Н. Системный подход // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. С. 559.
  14. Невская В.И. Специфика методологической сущности системного подхода // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 10–22.
  15. Лыжин А.И., Шаров А.А. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 105–112.
  16. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка: учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2001. 208 с.
  17. Беркутова Д.И. Подготовка учителя к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников: монография. Ульяновск: Вектор-С, 2009. 187 с.
  18. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 128–136. doi: 10.54509/22203036_2021_4_128.
  19. Белозерова Л.А., Гурылева Л.В. Профессиональные типы личности учащихся профильных классов // Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2021 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2021. С. 107–109.
  20. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семёнов М.Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 8. С. 46–65.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Model J. Holland

Download (8KB)
3. Picture 2 - Professional types of students of profile university classes of UlSPU

Download (55KB)

Copyright (c) 2022 Berkutova D.I., Gromova E.M., Gorshkova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies