Празднество антестерий как пример религиозно-политической регуляции жизни афинского полиса
- Авторы: Пастушенков Н.И.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 2 (2024)
- Страницы: 47-48
- Раздел: ЧАСТЬ II. Российская и зарубежная история
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632720
- ID: 632720
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Антестерии являлись одним из важнейших религиозных событий афинского полиса, во время которого происходили процессы легитимизации полиса как явления, а также ритуалы, нацеленные на сплочение всего живого против мертвого. В этой связи представляется необходимым рассмотреть характерные особенности, присущие этому празднеству, и выявить его влияние на религиозно-политическую жизнь афинского полиса.
Цель — выявление значения Антестерии для религиозно-политической жизни Афин.
Методы. Общенаучные и специально-исторические методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, метод аксиологического анализа.
Результаты. Праздник проводился с одиннадцатого по тринадцатый день Антестериона — месяца, названного в честь этого празднества, соответствующего промежутку между февралем и мартом в нашем календаре [1]. Антестерии тесно увязывались с детством, что отчетливо прослеживается в вазописи [2]. В классический период в эти дни выдавали годовое жалование софистам-учителям, что может быть оценено как сознательная политика полиса в сфере межпоколенческого регулирования общественной жизни [3]. Данные источников (Аристофан. Ахарняне. 1088) позволяют предположить связь в рамках Антестерий празднования в честь тираноубийц с культом Диониса Элевтерия (освобождающего). Пифоигия, приходящаяся на первый день празднества, представляла собой день молодого вина, в который традиционно открывались пифосы. Действо происходило в связующем для всего торжества месте — святилище Диониса в Лимнах, о чем сообщает Демосфен в речи «Против Неэры». В этой части празднования позволялось участвовать всем, в том числе рабам и наемным работникам. О наличии у празднества уникального религиозного статуса свидетельствует то, что дионисийскому культу отдается приоритет перед проведением политических собраний. На это указывает то, что хотя одиннадцатый день каждого месяца был днем регулярных народных собраний в Афинах, для этого дня именно месяца Антестериона в классический период не зафиксировано ни одного собрания.
Ключевым событием второго дня было бракосочетание «Диониса», чью роль, вероятнее всего, исполнял архонт-басилевс или иной жрец, с «Ариадной», в роли которой ритуально выступала супруга упомянутого архонта (Аристотель. Афинская полития. II.5). Именно во время Антестерий Дионис ежегодно легитимизирует существование полиса посредством ассоциации с Тесеем, проведшим синойкизм Афин. Это и выражается в заключении «брака» божества с символической «Ариадной». Самым противоречивым из трех дней празднования был последний, называвшийся Хютрои. В этот день обрядовая составляющая выполнялась не коллективно, как в первые два, а была делом отдельного ойкоса [4]. Ритуалы этого дня были направлены на очищение, защиту жилища и на упокоение умерших. Однако была и более коллективистская сторона празднования. Полисным центром проводов духов была расщелина, в которую, согласно одной из версий античных авторов, могла уйти вода после девкалионовского потопа (Павс. I.18.7), в нее же спускались традиционные подношения для упокоения духов.
Выводы. В праздновании прослеживаются важнейшие для полиса функции Диониса, относящиеся к временности: он связывает воедино поколения, избавляет от умерших. Также он легитимизирует существование общины. Основным смыслом празднества видится сплочение всего живого против мертвого. Это прослеживается как в подчеркнутой общедоступности шествий первых дней (под чем понимается прямой запрет отказывать рабам и свободным негражданам принимать участие в празднике во время первого дня и открытость ритуального корабельного шествия Диониса дня второго), так и в защите от скверны во время последнего дня празднества.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Антестерии являлись одним из важнейших религиозных событий афинского полиса, во время которого происходили процессы легитимизации полиса как явления, а также ритуалы, нацеленные на сплочение всего живого против мертвого. В этой связи представляется необходимым рассмотреть характерные особенности, присущие этому празднеству, и выявить его влияние на религиозно-политическую жизнь афинского полиса.
Цель — выявление значения Антестерии для религиозно-политической жизни Афин.
Методы. Общенаучные и специально-исторические методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, метод аксиологического анализа.
Результаты. Праздник проводился с одиннадцатого по тринадцатый день Антестериона — месяца, названного в честь этого празднества, соответствующего промежутку между февралем и мартом в нашем календаре [1]. Антестерии тесно увязывались с детством, что отчетливо прослеживается в вазописи [2]. В классический период в эти дни выдавали годовое жалование софистам-учителям, что может быть оценено как сознательная политика полиса в сфере межпоколенческого регулирования общественной жизни [3]. Данные источников (Аристофан. Ахарняне. 1088) позволяют предположить связь в рамках Антестерий празднования в честь тираноубийц с культом Диониса Элевтерия (освобождающего). Пифоигия, приходящаяся на первый день празднества, представляла собой день молодого вина, в который традиционно открывались пифосы. Действо происходило в связующем для всего торжества месте — святилище Диониса в Лимнах, о чем сообщает Демосфен в речи «Против Неэры». В этой части празднования позволялось участвовать всем, в том числе рабам и наемным работникам. О наличии у празднества уникального религиозного статуса свидетельствует то, что дионисийскому культу отдается приоритет перед проведением политических собраний. На это указывает то, что хотя одиннадцатый день каждого месяца был днем регулярных народных собраний в Афинах, для этого дня именно месяца Антестериона в классический период не зафиксировано ни одного собрания.
Ключевым событием второго дня было бракосочетание «Диониса», чью роль, вероятнее всего, исполнял архонт-басилевс или иной жрец, с «Ариадной», в роли которой ритуально выступала супруга упомянутого архонта (Аристотель. Афинская полития. II.5). Именно во время Антестерий Дионис ежегодно легитимизирует существование полиса посредством ассоциации с Тесеем, проведшим синойкизм Афин. Это и выражается в заключении «брака» божества с символической «Ариадной». Самым противоречивым из трех дней празднования был последний, называвшийся Хютрои. В этот день обрядовая составляющая выполнялась не коллективно, как в первые два, а была делом отдельного ойкоса [4]. Ритуалы этого дня были направлены на очищение, защиту жилища и на упокоение умерших. Однако была и более коллективистская сторона празднования. Полисным центром проводов духов была расщелина, в которую, согласно одной из версий античных авторов, могла уйти вода после девкалионовского потопа (Павс. I.18.7), в нее же спускались традиционные подношения для упокоения духов.
Выводы. В праздновании прослеживаются важнейшие для полиса функции Диониса, относящиеся к временности: он связывает воедино поколения, избавляет от умерших. Также он легитимизирует существование общины. Основным смыслом празднества видится сплочение всего живого против мертвого. Это прослеживается как в подчеркнутой общедоступности шествий первых дней (под чем понимается прямой запрет отказывать рабам и свободным негражданам принимать участие в празднике во время первого дня и открытость ритуального корабельного шествия Диониса дня второго), так и в защите от скверны во время последнего дня празднества.
Об авторах
Никита Иванович Пастушенков
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: nikita.pastuschenkov@yandex.ru
студент, 2-й курс, направление подготовки «История», группа 5203-460301D, исторический факультет
Россия, СамараСписок литературы
- Ogden D.A. Companion to Greek religion. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2007. 497 p.
- Isler-kerenyi C. Dionysos in Archaic Greece: an understanding through images (religions in the Graeco-Roman world). Roma: Brill Academic Pub, 2007. 291 p.
- Parke H.W. Festivals of the Athenians. Ithaca, London: Cornell University Press, 1986. 208 p.
- Roberts J.W. City of Sokrates: an introduction to Classical Athens. London: Routledge, 1984. 288 p.
Дополнительные файлы
