Празднество антестерий как пример религиозно-политической регуляции жизни афинского полиса
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 47-48
- Section: ЧАСТЬ II. Российская и зарубежная история
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632720
- ID: 632720
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Антестерии являлись одним из важнейших религиозных событий афинского полиса, во время которого происходили процессы легитимизации полиса как явления, а также ритуалы, нацеленные на сплочение всего живого против мертвого. В этой связи представляется необходимым рассмотреть характерные особенности, присущие этому празднеству, и выявить его влияние на религиозно-политическую жизнь афинского полиса.
Цель — выявление значения Антестерии для религиозно-политической жизни Афин.
Методы. Общенаучные и специально-исторические методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, метод аксиологического анализа.
Результаты. Праздник проводился с одиннадцатого по тринадцатый день Антестериона — месяца, названного в честь этого празднества, соответствующего промежутку между февралем и мартом в нашем календаре [1]. Антестерии тесно увязывались с детством, что отчетливо прослеживается в вазописи [2]. В классический период в эти дни выдавали годовое жалование софистам-учителям, что может быть оценено как сознательная политика полиса в сфере межпоколенческого регулирования общественной жизни [3]. Данные источников (Аристофан. Ахарняне. 1088) позволяют предположить связь в рамках Антестерий празднования в честь тираноубийц с культом Диониса Элевтерия (освобождающего). Пифоигия, приходящаяся на первый день празднества, представляла собой день молодого вина, в который традиционно открывались пифосы. Действо происходило в связующем для всего торжества месте — святилище Диониса в Лимнах, о чем сообщает Демосфен в речи «Против Неэры». В этой части празднования позволялось участвовать всем, в том числе рабам и наемным работникам. О наличии у празднества уникального религиозного статуса свидетельствует то, что дионисийскому культу отдается приоритет перед проведением политических собраний. На это указывает то, что хотя одиннадцатый день каждого месяца был днем регулярных народных собраний в Афинах, для этого дня именно месяца Антестериона в классический период не зафиксировано ни одного собрания.
Ключевым событием второго дня было бракосочетание «Диониса», чью роль, вероятнее всего, исполнял архонт-басилевс или иной жрец, с «Ариадной», в роли которой ритуально выступала супруга упомянутого архонта (Аристотель. Афинская полития. II.5). Именно во время Антестерий Дионис ежегодно легитимизирует существование полиса посредством ассоциации с Тесеем, проведшим синойкизм Афин. Это и выражается в заключении «брака» божества с символической «Ариадной». Самым противоречивым из трех дней празднования был последний, называвшийся Хютрои. В этот день обрядовая составляющая выполнялась не коллективно, как в первые два, а была делом отдельного ойкоса [4]. Ритуалы этого дня были направлены на очищение, защиту жилища и на упокоение умерших. Однако была и более коллективистская сторона празднования. Полисным центром проводов духов была расщелина, в которую, согласно одной из версий античных авторов, могла уйти вода после девкалионовского потопа (Павс. I.18.7), в нее же спускались традиционные подношения для упокоения духов.
Выводы. В праздновании прослеживаются важнейшие для полиса функции Диониса, относящиеся к временности: он связывает воедино поколения, избавляет от умерших. Также он легитимизирует существование общины. Основным смыслом празднества видится сплочение всего живого против мертвого. Это прослеживается как в подчеркнутой общедоступности шествий первых дней (под чем понимается прямой запрет отказывать рабам и свободным негражданам принимать участие в празднике во время первого дня и открытость ритуального корабельного шествия Диониса дня второго), так и в защите от скверны во время последнего дня празднества.
Full Text
Обоснование. Антестерии являлись одним из важнейших религиозных событий афинского полиса, во время которого происходили процессы легитимизации полиса как явления, а также ритуалы, нацеленные на сплочение всего живого против мертвого. В этой связи представляется необходимым рассмотреть характерные особенности, присущие этому празднеству, и выявить его влияние на религиозно-политическую жизнь афинского полиса.
Цель — выявление значения Антестерии для религиозно-политической жизни Афин.
Методы. Общенаучные и специально-исторические методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, метод аксиологического анализа.
Результаты. Праздник проводился с одиннадцатого по тринадцатый день Антестериона — месяца, названного в честь этого празднества, соответствующего промежутку между февралем и мартом в нашем календаре [1]. Антестерии тесно увязывались с детством, что отчетливо прослеживается в вазописи [2]. В классический период в эти дни выдавали годовое жалование софистам-учителям, что может быть оценено как сознательная политика полиса в сфере межпоколенческого регулирования общественной жизни [3]. Данные источников (Аристофан. Ахарняне. 1088) позволяют предположить связь в рамках Антестерий празднования в честь тираноубийц с культом Диониса Элевтерия (освобождающего). Пифоигия, приходящаяся на первый день празднества, представляла собой день молодого вина, в который традиционно открывались пифосы. Действо происходило в связующем для всего торжества месте — святилище Диониса в Лимнах, о чем сообщает Демосфен в речи «Против Неэры». В этой части празднования позволялось участвовать всем, в том числе рабам и наемным работникам. О наличии у празднества уникального религиозного статуса свидетельствует то, что дионисийскому культу отдается приоритет перед проведением политических собраний. На это указывает то, что хотя одиннадцатый день каждого месяца был днем регулярных народных собраний в Афинах, для этого дня именно месяца Антестериона в классический период не зафиксировано ни одного собрания.
Ключевым событием второго дня было бракосочетание «Диониса», чью роль, вероятнее всего, исполнял архонт-басилевс или иной жрец, с «Ариадной», в роли которой ритуально выступала супруга упомянутого архонта (Аристотель. Афинская полития. II.5). Именно во время Антестерий Дионис ежегодно легитимизирует существование полиса посредством ассоциации с Тесеем, проведшим синойкизм Афин. Это и выражается в заключении «брака» божества с символической «Ариадной». Самым противоречивым из трех дней празднования был последний, называвшийся Хютрои. В этот день обрядовая составляющая выполнялась не коллективно, как в первые два, а была делом отдельного ойкоса [4]. Ритуалы этого дня были направлены на очищение, защиту жилища и на упокоение умерших. Однако была и более коллективистская сторона празднования. Полисным центром проводов духов была расщелина, в которую, согласно одной из версий античных авторов, могла уйти вода после девкалионовского потопа (Павс. I.18.7), в нее же спускались традиционные подношения для упокоения духов.
Выводы. В праздновании прослеживаются важнейшие для полиса функции Диониса, относящиеся к временности: он связывает воедино поколения, избавляет от умерших. Также он легитимизирует существование общины. Основным смыслом празднества видится сплочение всего живого против мертвого. Это прослеживается как в подчеркнутой общедоступности шествий первых дней (под чем понимается прямой запрет отказывать рабам и свободным негражданам принимать участие в празднике во время первого дня и открытость ритуального корабельного шествия Диониса дня второго), так и в защите от скверны во время последнего дня празднества.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: nikita.pastuschenkov@yandex.ru
студент, 2-й курс, направление подготовки «История», группа 5203-460301D, исторический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Ogden D.A. Companion to Greek religion. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2007. 497 p.
- Isler-kerenyi C. Dionysos in Archaic Greece: an understanding through images (religions in the Graeco-Roman world). Roma: Brill Academic Pub, 2007. 291 p.
- Parke H.W. Festivals of the Athenians. Ithaca, London: Cornell University Press, 1986. 208 p.
- Roberts J.W. City of Sokrates: an introduction to Classical Athens. London: Routledge, 1984. 288 p.
Supplementary files
