Проблемы изучения образовательных реалий по принципу диалога культур России и Великобритании

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 114-115
  • Seção: ЧАСТЬ II. Лингвистические и лингводидактические проблемы диалога культур
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632480
  • ID: 632480

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Процесс овладения иностранным языком основывается на соизучении языка и культуры, поскольку успешность межкультурной коммуникации во многом зависит от социокультурных знаний участников. Сфера образования, являясь важным аспектом культуры страны изучаемого языка, представляет в то же время некоторые трудности в части освоения образовательных реалий. Решением проблемы познания англоязычных образовательных реалий может стать их изучение по принципу диалога культур России и Великобритании как родины английского языка.

Цель — рассмотреть проблемы изучения образовательных реалий Великобритании на основе принципа диалога родной и иноязычной культур.

Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы:

  • метод классификации — для разработки классификации реалий системы образования Великобритании по тематическому принципу;
  • статистические методы сбора и обработки информации;
  • метод анализа — для проведения анализа реалий по типам и категориям;
  • метод моделирования — для разработки и описания модели глоссария лингвокультурных реалий;
  • метод анкетирования — для проведения опроса среди студентов языковых специальностей педагогического профиля подготовки.

Результаты. Выделены основные проблемы изучения образовательных реалий по принципу диалога культур:

  1. Проблема разграничения понятий «реалия» и «термин». Реалии неразрывно связаны с культурой народа, имеют национальную окраску; термины включают искусственно созданные определения, характеризующиеся кросс-культурностью и полной эквивалентностью. Однако мы можем говорить о национально-культурном компоненте значения лексических единиц, если единицы, имеющие лексические эквиваленты в других языках, имеют в то же время национальную окраску значения.
  2. Проблема несоответствия систем образования России и Великобритании. Обучающиеся могут испытывать трудности при овладении реалиями, связанные, во-первых, с поиском и отбором достоверной информации, а во-вторых, с отсутствием единства терминологии.
  3. Проблема отсутствия общепринятой классификации англоязычных реалий системы образования. В связи с этим была разработана тематическая классификация образовательных реалий Великобритании, содержащая 10 основных тем (Educational system; Features of educational institutions; Organization of the educational process; Subjects and courses; Exams and assessment; Degrees and qualifications; Organizations; Famous educators; Education of the UK in the creativity of the nation). Источниками отбора реалий послужили онлайн-словарь “Oxford Advanced Learner’s Dictionary” (398 отобранных реалий) [1] и словарь Г.Д. Томахина (495 отобранных реалий) [2].
  4. Проблема разного лингвистического статуса реалий. Лингвистический анализ показал, что отобранные реалии можно разделить на следующие категории: ономатические реалии (топонимы и антропонимы) — ≈64 %, апеллятивные реалии — ≈33 %, реалии-ассоциации (символы, слова с коннотативным значением, фразеологизмы) — ≈3 %. Статистика количества реалий по составу показывает, что встречаются однословные реалии (≈22 %), реалии-словосочетания (≈63 %), реалии-предложения (≈2 %), реалии-аббревиатуры (≈13 %).
  5. Проблема активизации реалий. Для закрепления отобранных образовательных реалий Великобритании на практике был разработан ряд упражнений различных типов, в том числе упражнения по принципу диалога культур России и Великобритании (matching, true/false; anagrams; arranging in chronological order; filling in the gaps; etc.).
  6. Проблема систематизации реалий при их изучении. Использование приема глоссария по тематическому принципу может стать одним из эффективных способов изучения образовательных реалий. Разработана модель глоссария лингвокультурных реалий и электронный ресурс — его информационное сопровождение [3].

Выводы. Вопрос изучения англоязычных образовательных реалий, несомненно, является актуальным. Мы определили некоторые проблемы, связанные с овладением образовательными реалиями по принципу диалога культур России и Великобритании, инструментами решения которых являются составленная тематическая классификация, лингвистический анализ, разработанные упражнения, прием глоссария и его информационное сопровождение, что в совокупности способствует формированию упорядоченного взгляда на систему образования и ее эффективному изучению.

Texto integral

Обоснование. Процесс овладения иностранным языком основывается на соизучении языка и культуры, поскольку успешность межкультурной коммуникации во многом зависит от социокультурных знаний участников. Сфера образования, являясь важным аспектом культуры страны изучаемого языка, представляет в то же время некоторые трудности в части освоения образовательных реалий. Решением проблемы познания англоязычных образовательных реалий может стать их изучение по принципу диалога культур России и Великобритании как родины английского языка.

Цель — рассмотреть проблемы изучения образовательных реалий Великобритании на основе принципа диалога родной и иноязычной культур.

Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы:

  • метод классификации — для разработки классификации реалий системы образования Великобритании по тематическому принципу;
  • статистические методы сбора и обработки информации;
  • метод анализа — для проведения анализа реалий по типам и категориям;
  • метод моделирования — для разработки и описания модели глоссария лингвокультурных реалий;
  • метод анкетирования — для проведения опроса среди студентов языковых специальностей педагогического профиля подготовки.

Результаты. Выделены основные проблемы изучения образовательных реалий по принципу диалога культур:

  1. Проблема разграничения понятий «реалия» и «термин». Реалии неразрывно связаны с культурой народа, имеют национальную окраску; термины включают искусственно созданные определения, характеризующиеся кросс-культурностью и полной эквивалентностью. Однако мы можем говорить о национально-культурном компоненте значения лексических единиц, если единицы, имеющие лексические эквиваленты в других языках, имеют в то же время национальную окраску значения.
  2. Проблема несоответствия систем образования России и Великобритании. Обучающиеся могут испытывать трудности при овладении реалиями, связанные, во-первых, с поиском и отбором достоверной информации, а во-вторых, с отсутствием единства терминологии.
  3. Проблема отсутствия общепринятой классификации англоязычных реалий системы образования. В связи с этим была разработана тематическая классификация образовательных реалий Великобритании, содержащая 10 основных тем (Educational system; Features of educational institutions; Organization of the educational process; Subjects and courses; Exams and assessment; Degrees and qualifications; Organizations; Famous educators; Education of the UK in the creativity of the nation). Источниками отбора реалий послужили онлайн-словарь “Oxford Advanced Learner’s Dictionary” (398 отобранных реалий) [1] и словарь Г.Д. Томахина (495 отобранных реалий) [2].
  4. Проблема разного лингвистического статуса реалий. Лингвистический анализ показал, что отобранные реалии можно разделить на следующие категории: ономатические реалии (топонимы и антропонимы) — ≈64 %, апеллятивные реалии — ≈33 %, реалии-ассоциации (символы, слова с коннотативным значением, фразеологизмы) — ≈3 %. Статистика количества реалий по составу показывает, что встречаются однословные реалии (≈22 %), реалии-словосочетания (≈63 %), реалии-предложения (≈2 %), реалии-аббревиатуры (≈13 %).
  5. Проблема активизации реалий. Для закрепления отобранных образовательных реалий Великобритании на практике был разработан ряд упражнений различных типов, в том числе упражнения по принципу диалога культур России и Великобритании (matching, true/false; anagrams; arranging in chronological order; filling in the gaps; etc.).
  6. Проблема систематизации реалий при их изучении. Использование приема глоссария по тематическому принципу может стать одним из эффективных способов изучения образовательных реалий. Разработана модель глоссария лингвокультурных реалий и электронный ресурс — его информационное сопровождение [3].

Выводы. Вопрос изучения англоязычных образовательных реалий, несомненно, является актуальным. Мы определили некоторые проблемы, связанные с овладением образовательными реалиями по принципу диалога культур России и Великобритании, инструментами решения которых являются составленная тематическая классификация, лингвистический анализ, разработанные упражнения, прием глоссария и его информационное сопровождение, что в совокупности способствует формированию упорядоченного взгляда на систему образования и ее эффективному изучению.

×

Sobre autores

Самарский государственный социально-педагогический университет

Autor responsável pela correspondência
Email: golovina.polina@sgspu.ru

студентка, группа ФИЯ-б20АНо1.2, факультет иностранных языков

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Oxford advanced learner’s dictionary [Internet]. Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com Дата обращения: 27.07.2024.
  2. Томахин Г.Д. Лингвострановедческий словарь: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Москва: АСТ-Пресс Книга, 2003. 720 с.
  3. Лингвострановедческий глоссарий: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии [Internet]. Режим доступа: https://sites.google.com/view/glossary-uk/главная-страница. Дата обращения: 27.07.2024.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Головина П.А., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.