Детское телевидение в контексте современного гедонизма
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 303-304
- Section: ЧАСТЬ II. Журналистика
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632842
- ID: 632842
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе, популяризирует гедонистические ценности. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Гедонизм в современном обществе растворяется в повседневности и проникает во все сферы жизнедеятельности, становясь чем-то обыденным. Не обошел стороной он и детское телевидение. Телевидение и интернет обеспечивают безальтернативный способ быстрого и легкого доступа к развлечениям в различных его формах. Проблемы появляются, когда бездумное, вульгарное развлекательство начинает теснить интеллектуальные и гражданственные программы, стирая отчетливые грани между ними. Именно так сейчас и происходит на детских каналах, здесь присутствуют только мультфильмы, которые в основе своей направлены на то, чтобы развлекать, поэтому они практически вытеснили все программы, нацеленные на воспитание юных зрителей. И из формулы «информируй плюс развлекай» осталось только «развлекай круглосуточно».
Цель — определить, как идеи гедонизма отражаются на детском телевидении.
Методы. Для наглядного отражения поставленной проблемы было применено сопоставление сетки вещания телеканала «Карусель» в 2013 и 2024 году. Так, 2013 год — заря телеканала «Карусель». Например, в середине года, 3 июня, в понедельник, насчитывается 21 телепередача, направленная либо на интеллект, либо на развитие навыков, либо на здоровье, либо на нравственность ребенка. Конечно, утренний и вечерний блоки программ обычно повторяются, такие как, например, «Прыг-Скок команда», «Funny English», «Бериляка учится читать», тем не менее это образовательные программы, которые в случае повторения служат для детей уроками закрепления материала. Также здесь можно увидеть программы, направленные на эрудицию, логику, скорость, социализацию. Теперь посмотрим сетку вещания в 2024 году. На телеканале «Карусель» 25 марта (понедельник) есть 3 телепередачи просветительской направленности («погоду» в расчет не берем). Весь остальной круглосуточный эфир — это мультфильмы и мультсериалы с такими названиями, как «Мотофайтеры», «Тобот», «Инфинити Надо», «Лудлвиль» и др. В выходные картина похожая: если в 2013 году 8 июня в эфире можно насчитать 20 телепередач, то в 2024 году 30 марта мы видим только лишь 4 телепередачи (добавляется одна программа «В гостях у Каляки-Маляки»).
Результаты. В настоящий момент детское телевидение выглядит довольно удручающе, воспитательный, образовательный, оздоровительный компоненты практически полностью отсутствуют, все круглосуточное эфирное время забито яркой, но при этом однообразной мультипликацией. Можно увидеть отчетливую деградацию контента на телеканале «Карусель».
Вывод. Детское телевидение сейчас представляет собой площадку в большинстве своем только для развлечения. Воспитательный, образовательный, нравственный, обучающий компоненты практически полностью утеряны или реализуются лишь частично через сюжеты в мульфильмах и мультсериалах. Из-за этого дети воспринимают телевизор как средство для получения удовольствия, закладывается четкая установка: просмотр медиаконтента — это максимум наслаждения и минимум серьезных тем, полезной информации. Следовательно, это влечет за собой совершенную дезориентацию ребенка в информационном пространстве.
Full Text
Обоснование. Индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе, популяризирует гедонистические ценности. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Гедонизм в современном обществе растворяется в повседневности и проникает во все сферы жизнедеятельности, становясь чем-то обыденным. Не обошел стороной он и детское телевидение. Телевидение и интернет обеспечивают безальтернативный способ быстрого и легкого доступа к развлечениям в различных его формах. Проблемы появляются, когда бездумное, вульгарное развлекательство начинает теснить интеллектуальные и гражданственные программы, стирая отчетливые грани между ними. Именно так сейчас и происходит на детских каналах, здесь присутствуют только мультфильмы, которые в основе своей направлены на то, чтобы развлекать, поэтому они практически вытеснили все программы, нацеленные на воспитание юных зрителей. И из формулы «информируй плюс развлекай» осталось только «развлекай круглосуточно».
Цель — определить, как идеи гедонизма отражаются на детском телевидении.
Методы. Для наглядного отражения поставленной проблемы было применено сопоставление сетки вещания телеканала «Карусель» в 2013 и 2024 году. Так, 2013 год — заря телеканала «Карусель». Например, в середине года, 3 июня, в понедельник, насчитывается 21 телепередача, направленная либо на интеллект, либо на развитие навыков, либо на здоровье, либо на нравственность ребенка. Конечно, утренний и вечерний блоки программ обычно повторяются, такие как, например, «Прыг-Скок команда», «Funny English», «Бериляка учится читать», тем не менее это образовательные программы, которые в случае повторения служат для детей уроками закрепления материала. Также здесь можно увидеть программы, направленные на эрудицию, логику, скорость, социализацию. Теперь посмотрим сетку вещания в 2024 году. На телеканале «Карусель» 25 марта (понедельник) есть 3 телепередачи просветительской направленности («погоду» в расчет не берем). Весь остальной круглосуточный эфир — это мультфильмы и мультсериалы с такими названиями, как «Мотофайтеры», «Тобот», «Инфинити Надо», «Лудлвиль» и др. В выходные картина похожая: если в 2013 году 8 июня в эфире можно насчитать 20 телепередач, то в 2024 году 30 марта мы видим только лишь 4 телепередачи (добавляется одна программа «В гостях у Каляки-Маляки»).
Результаты. В настоящий момент детское телевидение выглядит довольно удручающе, воспитательный, образовательный, оздоровительный компоненты практически полностью отсутствуют, все круглосуточное эфирное время забито яркой, но при этом однообразной мультипликацией. Можно увидеть отчетливую деградацию контента на телеканале «Карусель».
Вывод. Детское телевидение сейчас представляет собой площадку в большинстве своем только для развлечения. Воспитательный, образовательный, нравственный, обучающий компоненты практически полностью утеряны или реализуются лишь частично через сюжеты в мульфильмах и мультсериалах. Из-за этого дети воспринимают телевизор как средство для получения удовольствия, закладывается четкая установка: просмотр медиаконтента — это максимум наслаждения и минимум серьезных тем, полезной информации. Следовательно, это влечет за собой совершенную дезориентацию ребенка в информационном пространстве.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: varya.abramova.2001@mail.ru
студентка, группа 5401-420304D
Russian Federation, СамараReferences
- Мыгаль М. Детское телевидение в контексте современной культуры. В кн.: Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран. Материалы третьей международной научно-практической конференции, г. Минск, 20 февраля 2014 года / под ред. Т.Н. Дасаевой. Минск: БГУ, 2014. С. 204–214.
- Ключевская О.С. Отечественное детское телевидение: к вопросу ретроспективной периодизации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 3. С. 331–341. EDN: DCDZOR doi: 10.18413/2712-7451-2020-39-3-331-344
- Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России. Краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. EDN: PZDSRL
- Маховская О.И. Дети и телевидение: История психологических исследований и экспертизы телепрограмм для детей / под ред. О.И. Маховской, Ф.О. Марченко. Москва: ИНФРАМ, 2017. 171 с. EDN: TXEHOH
- Мыгаль М.С. Программная политика детских каналов в России: особенности распределения телевизионного контента в сетке вещания, жанрово-тематический состав, целевая аудитория // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13(184), Вып. 22. С. 223–233.
- Шахтина А.Ю. Детское телевещание в ретроспективе: взгляд в историю // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 4(27). С. 60–62. EDN: NBXAVB
Supplementary files
