Поворот к заботе в американской философии ХХ в.

Мұқаба
  • Авторлар: 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Шығарылым: Том 2 (2024)
  • Беттер: 26-27
  • Бөлім: ЧАСТЬ II. Философия
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632759
  • ID: 632759

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Забота, хоть и являясь фундаментальной составляющей человеческого бытия и мира, не всегда была в центре внимания философии. На некотором уровне многие мыслители понимали ее значимость, но не могли внятно сформулировать какую-либо теорию заботы. Сколь существенное обращение к проблематике заботы произошло лишь в ХХ в. Именно тогда забота стала объектом прямого внимания философии, особенно в США. Источником анализа послужили наиболее очевидные практики заботы: в здравоохранении, психологии человеческого развития и женской работе по уходу за домом и семьей.

Цель — исследовать поворот к заботе в работах американских мыслителей ХХ в.

Методы. Сравнительный анализ концепта заботы в работах американских биоэтиков, психологов и философов ХХ в.

Результаты. В своих исследованиях американские биоэтики пришли к выводу, что медицина в ХХ в. стала техничной, научной и объективной дисциплиной. Пациент воспринимался как набор симптомов, как тело, пораженное недугом, которое нужно привести обратно к как можно более полному функционированию. Такие ценности, как гостеприимство, филантропия, любовь и сочувствие, которые способствовали развитию медицины в античности и Средних веках, были ею потеряны. Живое обсуждение данной проблемы в 1920-е гг. происходило в Гарвардской медицинской школе. Так, Ричард Кэбот полагал, что врач должен заниматься только лечением больного и не обременять себя эмоциональной заботой о нем. Ее же следует делегировать социальным работникам, священникам и прочим лицам. С ним спорил Фрэнсис Пибоди, считавший, что забота составляла саму суть медицинской профессии. Постепенно его точка зрения завоевала все большую поддержку среди других философов медицины. Технический характер медпомощи и объективация пациентов привели к деперсонализации и бюрократизации работы врачей и медсестер. И с таким порядком вещей пытаются бороться многие мыслители ХХ в. [3].

Поворот к заботе в американской психологии представлен двумя крупными авторами. Первый их них — Ролло Мэй. Он полагал, что главными проблемами общества конца 1960-х гг. являлись апатия, цинизм и деперсонализация. В заботе он видел антидот от этих негативных человеческих состояний, поскольку она — «состояние, в котором что-то действительно имеет значение; забота — это противоположность апатии». Через заботу о различных людях и вещах человек утверждает себя в жизни и тем самым придает смысл своему существованию. Другой важный для нас психолог — это Эрик Эриксон, создавший диалектическую теорию психологического развития. Оно состоит из нескольких стадий, каждая из которых характеризуется определенным конфликтом и его снятием через достижение определенной ценности, например доверия, любви, мудрости и проч. Предпоследняя стадия заключается в конфликте между генеративностью, т. е. созданием нового, и стагнацией, т. е. остановкой развития. Выходом из этого конфликта является забота, понимаемая как «культивация силы в следующем поколении». Через рождение детей, создание новых вещей и идей и заботу о них человек достигает развития своего психологического потенциала [4].

Не обошли стороной проблематику заботы и профессиональные философы. Так, Мильтон Майерофф определял заботу схожим с Эриксоном образом как помощь в росте и самоактуализации Другого [2]. А философы феминизма, проведя анализ различных форм заботы, в первую очередь — женского опыта материнства и ухода за домом, вообще пришли к пониманию заботы как фундаментальной человеческой практики и ценности. Работы Кэрол Гиллиган помогли создать на основе такого подхода этику заботы — особую моральную теорию, конкурирующую с традиционной этикой справедливости. С 1980-х гг. этика заботы критикует классические представления об автономности и самости человека, а также политики угнетения [1].

Выводы. Основные «заботы» американских мыслителей ХХ в. касались обезличивания мира, тотальной технизации и бюрократизации жизненных процессов, различных формы угнетения. Теоретический и практический выход они находили в понятии заботы. В широких рамках антропологического поворота происходит поворот к заботе.

Толық мәтін

Обоснование. Забота, хоть и являясь фундаментальной составляющей человеческого бытия и мира, не всегда была в центре внимания философии. На некотором уровне многие мыслители понимали ее значимость, но не могли внятно сформулировать какую-либо теорию заботы. Сколь существенное обращение к проблематике заботы произошло лишь в ХХ в. Именно тогда забота стала объектом прямого внимания философии, особенно в США. Источником анализа послужили наиболее очевидные практики заботы: в здравоохранении, психологии человеческого развития и женской работе по уходу за домом и семьей.

Цель — исследовать поворот к заботе в работах американских мыслителей ХХ в.

Методы. Сравнительный анализ концепта заботы в работах американских биоэтиков, психологов и философов ХХ в.

Результаты. В своих исследованиях американские биоэтики пришли к выводу, что медицина в ХХ в. стала техничной, научной и объективной дисциплиной. Пациент воспринимался как набор симптомов, как тело, пораженное недугом, которое нужно привести обратно к как можно более полному функционированию. Такие ценности, как гостеприимство, филантропия, любовь и сочувствие, которые способствовали развитию медицины в античности и Средних веках, были ею потеряны. Живое обсуждение данной проблемы в 1920-е гг. происходило в Гарвардской медицинской школе. Так, Ричард Кэбот полагал, что врач должен заниматься только лечением больного и не обременять себя эмоциональной заботой о нем. Ее же следует делегировать социальным работникам, священникам и прочим лицам. С ним спорил Фрэнсис Пибоди, считавший, что забота составляла саму суть медицинской профессии. Постепенно его точка зрения завоевала все большую поддержку среди других философов медицины. Технический характер медпомощи и объективация пациентов привели к деперсонализации и бюрократизации работы врачей и медсестер. И с таким порядком вещей пытаются бороться многие мыслители ХХ в. [3].

Поворот к заботе в американской психологии представлен двумя крупными авторами. Первый их них — Ролло Мэй. Он полагал, что главными проблемами общества конца 1960-х гг. являлись апатия, цинизм и деперсонализация. В заботе он видел антидот от этих негативных человеческих состояний, поскольку она — «состояние, в котором что-то действительно имеет значение; забота — это противоположность апатии». Через заботу о различных людях и вещах человек утверждает себя в жизни и тем самым придает смысл своему существованию. Другой важный для нас психолог — это Эрик Эриксон, создавший диалектическую теорию психологического развития. Оно состоит из нескольких стадий, каждая из которых характеризуется определенным конфликтом и его снятием через достижение определенной ценности, например доверия, любви, мудрости и проч. Предпоследняя стадия заключается в конфликте между генеративностью, т. е. созданием нового, и стагнацией, т. е. остановкой развития. Выходом из этого конфликта является забота, понимаемая как «культивация силы в следующем поколении». Через рождение детей, создание новых вещей и идей и заботу о них человек достигает развития своего психологического потенциала [4].

Не обошли стороной проблематику заботы и профессиональные философы. Так, Мильтон Майерофф определял заботу схожим с Эриксоном образом как помощь в росте и самоактуализации Другого [2]. А философы феминизма, проведя анализ различных форм заботы, в первую очередь — женского опыта материнства и ухода за домом, вообще пришли к пониманию заботы как фундаментальной человеческой практики и ценности. Работы Кэрол Гиллиган помогли создать на основе такого подхода этику заботы — особую моральную теорию, конкурирующую с традиционной этикой справедливости. С 1980-х гг. этика заботы критикует классические представления об автономности и самости человека, а также политики угнетения [1].

Выводы. Основные «заботы» американских мыслителей ХХ в. касались обезличивания мира, тотальной технизации и бюрократизации жизненных процессов, различных формы угнетения. Теоретический и практический выход они находили в понятии заботы. В широких рамках антропологического поворота происходит поворот к заботе.

×

Авторлар туралы

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: alexlab013@gmail.com

аспирант, кафедра философии

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Held V. The ethics of care: personal, political, and global. New York: Oxford University Press, 2006. doi: 10.1093/0195180992.001.0001
  2. Mayeroff M. On caring. New York: Harper and Row, 1971.
  3. Reich W.T. Historical dimensions of an ethic of care in healthcare // Post S.G., editor. Encyclopedia of bioethics. Vol. I. New York: Macmillan Reference USA, 2004. P. 361–367.
  4. Reich W.T. History of the notion of care // Post S.G., editor. Encyclopedia of bioethics. Vol. I. New York: Macmillan Reference USA, 2004. P. 349–351.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Лабазин А.В., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.