Сюжетная композиция как инструмент развития иноязычных речевых навыков младших школьников

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 120-121
  • Section: ЧАСТЬ II. Лингвистические и лингводидактические проблемы диалога культур
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632752
  • ID: 632752

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Исходя из особенностей психофизиологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, учителю иностранного языка необходимо выбирать такие формы обучения, которые бы ненавязчиво погружали ребенка в искусственно созданную языковую среду. Один из таких инструментов — сюжетная композиция.

Объектом исследования является процесс развития иноязычных речевых навыков младших школьников, предметом — сюжетная композиция.

Цель — рассмотреть методические приемы работы с сюжетной композицией на уроках английского языка как инструмента развития речевых навыков младших школьников.

Методы. Методологической основой данного исследования являются работы И.Н. Верещагиной, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, Ф.М. Рабинович, Е.Н. Солововой по теории речевой деятельности и формированию речевых навыков младших школьников в процессе изучения иностранного языка.

Результаты. Сюжетная композиция — это изображение, передающее определенное событие, действие, явление. В нашей работе в качестве сюжетной композиции рассматривается сюжетная аппликация как вид изобразительной техники, основанной на вырезании или наложении различных форм (из бумаги, пластилина, ткани, кофейных зерен и т.д.) и закреплении их на фоновом материале с целью создания тематической сюжетной композиции. В такой композиции все объекты (в том числе персонажи) объединены конкретной темой и действием. Как правило, в основе такой композиции, созданной младшими школьниками, оказываются герои любимых мультфильмов и сказок. На занятиях обучаемые знакомятся с видами сюжетных аппликаций (обрывная, модульная, симметричная, ленточная, силуэтная) и техникой создания творческой композиции; определяются с сюжетом, материалом и композицией в соответствии с заданием учителя, обусловленным темой урока.

Нами был разработан алгоритм работы с сюжетной композицией как средства развития иноязычных речевых навыков младших школьников:

1) речевая разминка (активизация ранее изученного лексико-грамматического материала, на основе которого выстраивается образ будущей композиции);

2) составление сюжетной аппликации;

3) введение нового лексического материала по теме урока и в соответствии с сюжетом композиции;

4) составление мини-диалогов по содержанию композиции (вопросно-ответные упражнения условно-речевого типа);

5) составление монологов-описания композиции в соответствии с ее сюжетной темой и изученным лексико-грамматическим материалом (речевые упражнения).

Работа с сюжетной композицией способствует развитию речевых навыков на иностранном языке, а также внимания, памяти, мышления, воображения, вносит определенную новизну в учебный процесс, делает его увлекательным и интересным, что очень важно для обучающихся младшего школьного возраста.

Разработанный нами сценарий урока иностранного языка по теме «All seasons are beautiful» для обучаемых 4-го класса (10–11 лет) имеет цель мотивировать учеников к изучению иностранного языка в рамках основной общеобразовательной программы, заложить основы развития речевых диалогических и монологических навыков в непроизвольной, яркой и творческой форме с учетом интересов и познавательных потребностей школьников.

Практическая значимость данного исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование деятельности учителя иностранного языка в аспекте формирования у обучаемых речевых навыков.

Выводы. Работа с сюжетной композицией основана на принципе наглядности, который является необходимым условием развития связной речи ребенка. Она стимулирует обучающихся на высказывание заданного содержания с использованием изученного языкового и речевого материала. Процесс работы с сюжетной композицией на уроке иностранного языка не оставит детей равнодушными, но повысит мотивацию к изучению языка и стимулирует диалогическую и монологическую речь обучаемых.

 

Full Text

Обоснование. Исходя из особенностей психофизиологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, учителю иностранного языка необходимо выбирать такие формы обучения, которые бы ненавязчиво погружали ребенка в искусственно созданную языковую среду. Один из таких инструментов — сюжетная композиция.

Объектом исследования является процесс развития иноязычных речевых навыков младших школьников, предметом — сюжетная композиция.

Цель — рассмотреть методические приемы работы с сюжетной композицией на уроках английского языка как инструмента развития речевых навыков младших школьников.

Методы. Методологической основой данного исследования являются работы И.Н. Верещагиной, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, И. А. Зимней, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, Ф.М. Рабинович, Е.Н. Солововой по теории речевой деятельности и формированию речевых навыков младших школьников в процессе изучения иностранного языка.

Результаты. Сюжетная композиция — это изображение, передающее определенное событие, действие, явление. В нашей работе в качестве сюжетной композиции рассматривается сюжетная аппликация как вид изобразительной техники, основанной на вырезании или наложении различных форм (из бумаги, пластилина, ткани, кофейных зерен и т.д.) и закреплении их на фоновом материале с целью создания тематической сюжетной композиции. В такой композиции все объекты (в том числе персонажи) объединены конкретной темой и действием. Как правило, в основе такой композиции, созданной младшими школьниками, оказываются герои любимых мультфильмов и сказок. На занятиях обучаемые знакомятся с видами сюжетных аппликаций (обрывная, модульная, симметричная, ленточная, силуэтная) и техникой создания творческой композиции; определяются с сюжетом, материалом и композицией в соответствии с заданием учителя, обусловленным темой урока.

Нами был разработан алгоритм работы с сюжетной композицией как средства развития иноязычных речевых навыков младших школьников:

1) речевая разминка (активизация ранее изученного лексико-грамматического материала, на основе которого выстраивается образ будущей композиции);

2) составление сюжетной аппликации;

3) введение нового лексического материала по теме урока и в соответствии с сюжетом композиции;

4) составление мини-диалогов по содержанию композиции (вопросно-ответные упражнения условно-речевого типа);

5) составление монологов-описания композиции в соответствии с ее сюжетной темой и изученным лексико-грамматическим материалом (речевые упражнения).

Работа с сюжетной композицией способствует развитию речевых навыков на иностранном языке, а также внимания, памяти, мышления, воображения, вносит определенную новизну в учебный процесс, делает его увлекательным и интересным, что очень важно для обучающихся младшего школьного возраста.

Разработанный нами сценарий урока иностранного языка по теме «All seasons are beautiful» для обучаемых 4-го класса (10–11 лет) имеет цель мотивировать учеников к изучению иностранного языка в рамках основной общеобразовательной программы, заложить основы развития речевых диалогических и монологических навыков в непроизвольной, яркой и творческой форме с учетом интересов и познавательных потребностей школьников.

Практическая значимость данного исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование деятельности учителя иностранного языка в аспекте формирования у обучаемых речевых навыков.

Выводы. Работа с сюжетной композицией основана на принципе наглядности, который является необходимым условием развития связной речи ребенка. Она стимулирует обучающихся на высказывание заданного содержания с использованием изученного языкового и речевого материала. Процесс работы с сюжетной композицией на уроке иностранного языка не оставит детей равнодушными, но повысит мотивацию к изучению языка и стимулирует диалогическую и монологическую речь обучаемых.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: viktoriya.mitina@sgspu.ru

студентка, 4-й курс, группа ФНО-б20НЯо

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Митина В.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.