Влияние беговых видов легкой атлетики на психологическое состояние студентов

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный университет путей сообщения
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 376-378
  • Section: ЧАСТЬ II. Физическая культура и спорт студенческой молодёжи
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632742
  • ID: 632742

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Современные студенты сталкиваются с высоким уровнем стресса, вызванного академической нагрузкой, социальной адаптацией и личными проблемами. Высокий уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и психическом здоровье учащихся. Согласно исследованиям, регулярная физическая активность способствует улучшению общей физической формы [1], укреплению иммунной системы [6] и снижению риска развития различных хронических заболеваний [5]. Физически здоровые студенты имеют больше энергии, лучшую концентрацию внимания и общую работоспособность, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние.

Цель — изучить влияние регулярных занятий легкой атлетикой на уровень стресса у студентов. Проверить гипотезу о том, что занятия легкой атлетикой способствуют значительному снижению уровня стресса у студентов.

Методы:

  1. Анализ существующих исследований по влиянию физической культуры на нервную систему показал, что физическая активность может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние человека [2]. На основе этого была сформулирована гипотеза о том, что регулярные занятия беговыми видами легкой атлетики будут способствовать снижению уровня стресса и тревожности, а также улучшению общего психологического состояния у студентов.
  2. Отбор участников: 8 человек с высоким уровнем стресса, измеренным с помощью стандартизированной шкалы стресса. Участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
  3. Для проведения исследования были разработаны параметры измерения, в том числе опросник переживания стресса [7], опросник тревожности Спилбергера [4] и опросник общего психологического состояния [3].
  4. Экспериментальная группа, состоящая из 4-х студентов, занималась беговой легкой атлетикой три раза в неделю по 40–60 минут на протяжении 8 недель (табл. 1). Контрольная группа не получала физических нагрузок (табл. 2).
  5. Регулярный мониторинг тренировочных нагрузок для поддержания стабильности исследования проводился с помощью разработанных параметров измерения.

 

Таблица 1. Сравнительная таблица измерений экспериментальной группы

Номер участника, пол

Опросник переживания стресса

Опросник тревожности Спилбергера

Опросник общего психологического состояния

1-я неделя

Участник № 1, Ж

25

30

16

Участник № 2, Ж

28

35

18

Участник № 3, М

22

25

18

Участник № 4, М

30

38

20

8-я неделя

Участник № 1, Ж

10

9

9

Участник № 2, Ж

12

13

10

Участник № 3, М

11

9

3

Участник № 4, М

14

11

11

Изменения в %

–14,5

–21,5

–9,75

 

Таблица 2. Сравнительная таблица измерений контрольной группы

Номер участника, пол

Опросник переживания стресса

Опросник тревожности Спилбергера

Опросник общего психологического состояния

1-я неделя

Участник № 1, Ж

27

29

16

Участник № 2, Ж

22

30

20

Участник № 3, М

29

28

19

Участник № 4, М

28

34

18

8-я неделя

Участник № 1, Ж

25

32

18

Участник № 2, Ж

26

30

20

Участник № 3, М

22

35

18

Участник № 4, М

21

38

10

Изменения в %

–3

+3,5

–1,75

 

Результаты. Результаты показали, что уровень стресса участников уменьшился на 42 %, тревожность снизилась на 44 %, а общее психологическое состояние улучшилось на 10 %. Полученные данные подтвердили сформулированную на начальном этапе гипотезу и представляют значимость таких видов физической активности для поддержания психологического благополучия.

 

Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель

 

В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений уровня стресса. Студенты экспериментальной группы отметили улучшение настроения, повышение уровня энергии и улучшение концентрации внимания.

Выводы. Легкая атлетика эффективно снижает уровень стресса у учащихся. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют улучшению психического состояния и общего самочувствия учащихся. Внедрение длительных программ по беговой легкой атлетике в учебные заведения может помочь поддержать психическое здоровье учащихся.

Full Text

Обоснование. Современные студенты сталкиваются с высоким уровнем стресса, вызванного академической нагрузкой, социальной адаптацией и личными проблемами. Высокий уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и психическом здоровье учащихся. Согласно исследованиям, регулярная физическая активность способствует улучшению общей физической формы [1], укреплению иммунной системы [6] и снижению риска развития различных хронических заболеваний [5]. Физически здоровые студенты имеют больше энергии, лучшую концентрацию внимания и общую работоспособность, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние.

Цель — изучить влияние регулярных занятий легкой атлетикой на уровень стресса у студентов. Проверить гипотезу о том, что занятия легкой атлетикой способствуют значительному снижению уровня стресса у студентов.

Методы:

  1. Анализ существующих исследований по влиянию физической культуры на нервную систему показал, что физическая активность может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние человека [2]. На основе этого была сформулирована гипотеза о том, что регулярные занятия беговыми видами легкой атлетики будут способствовать снижению уровня стресса и тревожности, а также улучшению общего психологического состояния у студентов.
  2. Отбор участников: 8 человек с высоким уровнем стресса, измеренным с помощью стандартизированной шкалы стресса. Участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
  3. Для проведения исследования были разработаны параметры измерения, в том числе опросник переживания стресса [7], опросник тревожности Спилбергера [4] и опросник общего психологического состояния [3].
  4. Экспериментальная группа, состоящая из 4-х студентов, занималась беговой легкой атлетикой три раза в неделю по 40–60 минут на протяжении 8 недель (табл. 1). Контрольная группа не получала физических нагрузок (табл. 2).
  5. Регулярный мониторинг тренировочных нагрузок для поддержания стабильности исследования проводился с помощью разработанных параметров измерения.

 

Таблица 1. Сравнительная таблица измерений экспериментальной группы

Номер участника, пол

Опросник переживания стресса

Опросник тревожности Спилбергера

Опросник общего психологического состояния

1-я неделя

Участник № 1, Ж

25

30

16

Участник № 2, Ж

28

35

18

Участник № 3, М

22

25

18

Участник № 4, М

30

38

20

8-я неделя

Участник № 1, Ж

10

9

9

Участник № 2, Ж

12

13

10

Участник № 3, М

11

9

3

Участник № 4, М

14

11

11

Изменения в %

–14,5

–21,5

–9,75

 

Таблица 2. Сравнительная таблица измерений контрольной группы

Номер участника, пол

Опросник переживания стресса

Опросник тревожности Спилбергера

Опросник общего психологического состояния

1-я неделя

Участник № 1, Ж

27

29

16

Участник № 2, Ж

22

30

20

Участник № 3, М

29

28

19

Участник № 4, М

28

34

18

8-я неделя

Участник № 1, Ж

25

32

18

Участник № 2, Ж

26

30

20

Участник № 3, М

22

35

18

Участник № 4, М

21

38

10

Изменения в %

–3

+3,5

–1,75

 

Результаты. Результаты показали, что уровень стресса участников уменьшился на 42 %, тревожность снизилась на 44 %, а общее психологическое состояние улучшилось на 10 %. Полученные данные подтвердили сформулированную на начальном этапе гипотезу и представляют значимость таких видов физической активности для поддержания психологического благополучия.

 

Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель

 

В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений уровня стресса. Студенты экспериментальной группы отметили улучшение настроения, повышение уровня энергии и улучшение концентрации внимания.

Выводы. Легкая атлетика эффективно снижает уровень стресса у учащихся. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют улучшению психического состояния и общего самочувствия учащихся. Внедрение длительных программ по беговой легкой атлетике в учебные заведения может помочь поддержать психическое здоровье учащихся.

×

About the authors

Самарский государственный университет путей сообщения

Author for correspondence.
Email: azimilly1016@gmail.com

студентка

Russian Federation, Самара

References

  1. Арсентьев А.Л. Механизм бега как упражнения и особенности влияния бега на организм человека // Региональный вестник. 2020. № 12(51). С. 26–28. EDN: KVVPJT
  2. Жукова Е.И., Азиатцева Р.Г. Влияние легкой атлетики на нервную систему человека. В кн.: Актуальность проблем физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2023. С. 640–642. EDN: CERERW
  3. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Санкт-Петербург: Речь, 2009.
  4. Тест Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI). Режим доступа: https://therapy.irkutsk.ru/doc/spilberg.pdf.
  5. Цюпак Т., Деделюк Н., Цюпак Ю. Влияние лечебной физической культуры на кардио-респираторную систему младших подростков с хроническим бронхитом. В кн.: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. 2012. № 4(20). С. 391–395. EDN: VTBHBZ
  6. Чебан Т.Н. Оздоровительный бег в системном подходе к оптимизации физического состояния организма. В кн.: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. 2021. С. 716–719. EDN: WBZJEM
  7. Шкала психологического стресса PSM-25. Режим доступа: https://kemsu.ru/university/structure/unit/psychological-service/documents/screening-test.pdf.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель

Download (62KB)

Copyright (c) 2024 Азиатцева Р.Г.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.