Мониторинг краеведческих знаний учащихся средней школы с использованием легенд Жигулевских гор
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Филиал Самарского государственного технического университета
- Edição: Volume 2 (2024)
- Páginas: 227-228
- Seção: ЧАСТЬ II. Педагогика
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632740
- ID: 632740
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Мы живем в одном из самых красивейших и загадочных мест России — Самарской области. Жигулевские горы всегда можно было считать визитной карточкой нашего региона. С ними связано много легенд и мифов.
За многие столетия в Жигулевских горах сложились свои легенды и предания, которые коренным образом отличаются от всех остальных сказов. Они пересказывались из уст в уста, передавались из поколения в поколение, благодаря чему теперь известны.
Авторы этих легенд и сказов отражали жизнь народа, волнующие сердце темы свободы и крепостничества, любви и ненависти, настоящего и будущего, предательства и дружбы.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение темы свободы, которая позволяет судить о представлениях народа о воле, что дает возможность говорить о своеобразии духовного облика легенд и преданий.
В нашей работе мы поведали об уникальности и многоликости «Волжских сказов» школьникам.
Одной из причин, побудивших обратиться к данной теме, является то, что сейчас много говорят о возрождении культуры России, о ее национальных традициях, о ее корнях, то есть о том, что стало главной ценностью преданий Жигулевских гор. Поэтому можно говорить, что работа своевременна и актуальна, о чем свидетельствуют многочисленные сайты, выставки, музеи и сборники сказов.
Цель — проанализировать степень осведомленности школьников о «Легендах Жигулей» на примере учащихся 7-х классов.
Методы. Первоначально я провела тестирование, по результатам которого мною была составлена картина знаний учащихся по данной тематике. Как мне было известно, у учеников 7-х классов есть предмет, на котором они изучают историю Самарского края, именно поэтому я и выбрала для проведения внеклассного мероприятия эту возрастную группу учащихся.
Результаты. Учащимся были предложены вопросы с вариантами ответов и без, они соотносили изображения с названиями гор, описывали Хозяйку Жигулей по своим представлениям. В качестве респондентов было опрошено 83 ученика 7-х классов ГБОУ СОШ № 5 ОЦ г. Новокуйбышевск.
В качестве примера многие ребята привели легенду о Царёве кургане. На вопрос, бывали ли они в Жигулевских горах, многие учащиеся ответили положительно, но примеры вершин смогли привести немногие.
Выводы. Проведя опрос учащихся, я пришла к выводу, что многие хорошо знают легенды самарских Жигулей. Они читают истории, рассказы, былины о Самарской земле. Ученики хорошо представляют образ Хозяйки Жигулевских гор, но иногда путают ее с Хозяйкой Медной горы. Могут найти сходства и отличия между ними.
Собранные мною материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения и рассмотрения данной темы на элективных и факультативных уроках истории и краеведения.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. Мы живем в одном из самых красивейших и загадочных мест России — Самарской области. Жигулевские горы всегда можно было считать визитной карточкой нашего региона. С ними связано много легенд и мифов.
За многие столетия в Жигулевских горах сложились свои легенды и предания, которые коренным образом отличаются от всех остальных сказов. Они пересказывались из уст в уста, передавались из поколения в поколение, благодаря чему теперь известны.
Авторы этих легенд и сказов отражали жизнь народа, волнующие сердце темы свободы и крепостничества, любви и ненависти, настоящего и будущего, предательства и дружбы.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение темы свободы, которая позволяет судить о представлениях народа о воле, что дает возможность говорить о своеобразии духовного облика легенд и преданий.
В нашей работе мы поведали об уникальности и многоликости «Волжских сказов» школьникам.
Одной из причин, побудивших обратиться к данной теме, является то, что сейчас много говорят о возрождении культуры России, о ее национальных традициях, о ее корнях, то есть о том, что стало главной ценностью преданий Жигулевских гор. Поэтому можно говорить, что работа своевременна и актуальна, о чем свидетельствуют многочисленные сайты, выставки, музеи и сборники сказов.
Цель — проанализировать степень осведомленности школьников о «Легендах Жигулей» на примере учащихся 7-х классов.
Методы. Первоначально я провела тестирование, по результатам которого мною была составлена картина знаний учащихся по данной тематике. Как мне было известно, у учеников 7-х классов есть предмет, на котором они изучают историю Самарского края, именно поэтому я и выбрала для проведения внеклассного мероприятия эту возрастную группу учащихся.
Результаты. Учащимся были предложены вопросы с вариантами ответов и без, они соотносили изображения с названиями гор, описывали Хозяйку Жигулей по своим представлениям. В качестве респондентов было опрошено 83 ученика 7-х классов ГБОУ СОШ № 5 ОЦ г. Новокуйбышевск.
В качестве примера многие ребята привели легенду о Царёве кургане. На вопрос, бывали ли они в Жигулевских горах, многие учащиеся ответили положительно, но примеры вершин смогли привести немногие.
Выводы. Проведя опрос учащихся, я пришла к выводу, что многие хорошо знают легенды самарских Жигулей. Они читают истории, рассказы, былины о Самарской земле. Ученики хорошо представляют образ Хозяйки Жигулевских гор, но иногда путают ее с Хозяйкой Медной горы. Могут найти сходства и отличия между ними.
Собранные мною материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения и рассмотрения данной темы на элективных и факультативных уроках истории и краеведения.
Sobre autores
Филиал Самарского государственного технического университета
Autor responsável pela correspondência
Email: meskovaanna56@gmail.com
студентка, группа 23-НФ-118, факультет химической технологии
Rússia, НовокуйбышевскBibliografia
- Веретников В.Н. Край Самарский в легендах и былях. Самара: Офорт, 2010. 130 с. EDN: QKJYBJ
- Легенды и были Жигулей: 3- е изд. Куйбышев: Книжное издательство, 1995. 519 с.
- Жемчужины Жигулей: легенды, сказы, предания: 3-е изд. Куйбышев: Книжное издательство, 1982. 154 с.
- Муханов И.Л. Сказы и байки Жигулей. Самара: Дом печати, 1996. 287 с.
- Рощевский Ю. К. Что такое Самарская Лука? Жигулевск: Адонис, 1992. 42 с.
- Самарская Лука. Национальный парк [Internet]. Режим доступа: http://www.npsamluka.ru/. Дата обращения: 06.11.2023.
- Самарская Лука [Internet]. Режим доступа: http://www.lukasamara.ru/ Дата обращения 06.11.2023.
- Павлович И.Л., Ратник О.В. Тайны и легенды Волжских подземелий. Самара: Научно-технический центр, 2003. 251 с. EDN: QOSEWP
- Хозяйка Жигулевских гор [Internet]. В: Компас туриста. Режим доступа: http://kompasturista.ru/?p=31#more-31. Дата обращения: 06.11.2023.
Arquivos suplementares
