Мониторинг краеведческих знаний учащихся средней школы с использованием легенд Жигулевских гор

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Филиал Самарского государственного технического университета
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 227-228
  • Seção: ЧАСТЬ II. Педагогика
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632740
  • ID: 632740

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Мы живем в одном из самых красивейших и загадочных мест России — Самарской области. Жигулевские горы всегда можно было считать визитной карточкой нашего региона. С ними связано много легенд и мифов.

За многие столетия в Жигулевских горах сложились свои легенды и предания, которые коренным образом отличаются от всех остальных сказов. Они пересказывались из уст в уста, передавались из поколения в поколение, благодаря чему теперь известны.

Авторы этих легенд и сказов отражали жизнь народа, волнующие сердце темы свободы и крепостничества, любви и ненависти, настоящего и будущего, предательства и дружбы.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение темы свободы, которая позволяет судить о представлениях народа о воле, что дает возможность говорить о своеобразии духовного облика легенд и преданий.

В нашей работе мы поведали об уникальности и многоликости «Волжских сказов» школьникам.

Одной из причин, побудивших обратиться к данной теме, является то, что сейчас много говорят о возрождении культуры России, о ее национальных традициях, о ее корнях, то есть о том, что стало главной ценностью преданий Жигулевских гор. Поэтому можно говорить, что работа своевременна и актуальна, о чем свидетельствуют многочисленные сайты, выставки, музеи и сборники сказов.

Цель — проанализировать степень осведомленности школьников о «Легендах Жигулей» на примере учащихся 7-х классов.

Методы. Первоначально я провела тестирование, по результатам которого мною была составлена картина знаний учащихся по данной тематике. Как мне было известно, у учеников 7-х классов есть предмет, на котором они изучают историю Самарского края, именно поэтому я и выбрала для проведения внеклассного мероприятия эту возрастную группу учащихся.

Результаты. Учащимся были предложены вопросы с вариантами ответов и без, они соотносили изображения с названиями гор, описывали Хозяйку Жигулей по своим представлениям. В качестве респондентов было опрошено 83 ученика 7-х классов ГБОУ СОШ № 5 ОЦ г. Новокуйбышевск.

В качестве примера многие ребята привели легенду о Царёве кургане. На вопрос, бывали ли они в Жигулевских горах, многие учащиеся ответили положительно, но примеры вершин смогли привести немногие.

Выводы. Проведя опрос учащихся, я пришла к выводу, что многие хорошо знают легенды самарских Жигулей. Они читают истории, рассказы, былины о Самарской земле. Ученики хорошо представляют образ Хозяйки Жигулевских гор, но иногда путают ее с Хозяйкой Медной горы. Могут найти сходства и отличия между ними.

Собранные мною материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения и рассмотрения данной темы на элективных и факультативных уроках истории и краеведения.

Texto integral

Обоснование. Мы живем в одном из самых красивейших и загадочных мест России — Самарской области. Жигулевские горы всегда можно было считать визитной карточкой нашего региона. С ними связано много легенд и мифов.

За многие столетия в Жигулевских горах сложились свои легенды и предания, которые коренным образом отличаются от всех остальных сказов. Они пересказывались из уст в уста, передавались из поколения в поколение, благодаря чему теперь известны.

Авторы этих легенд и сказов отражали жизнь народа, волнующие сердце темы свободы и крепостничества, любви и ненависти, настоящего и будущего, предательства и дружбы.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение темы свободы, которая позволяет судить о представлениях народа о воле, что дает возможность говорить о своеобразии духовного облика легенд и преданий.

В нашей работе мы поведали об уникальности и многоликости «Волжских сказов» школьникам.

Одной из причин, побудивших обратиться к данной теме, является то, что сейчас много говорят о возрождении культуры России, о ее национальных традициях, о ее корнях, то есть о том, что стало главной ценностью преданий Жигулевских гор. Поэтому можно говорить, что работа своевременна и актуальна, о чем свидетельствуют многочисленные сайты, выставки, музеи и сборники сказов.

Цель — проанализировать степень осведомленности школьников о «Легендах Жигулей» на примере учащихся 7-х классов.

Методы. Первоначально я провела тестирование, по результатам которого мною была составлена картина знаний учащихся по данной тематике. Как мне было известно, у учеников 7-х классов есть предмет, на котором они изучают историю Самарского края, именно поэтому я и выбрала для проведения внеклассного мероприятия эту возрастную группу учащихся.

Результаты. Учащимся были предложены вопросы с вариантами ответов и без, они соотносили изображения с названиями гор, описывали Хозяйку Жигулей по своим представлениям. В качестве респондентов было опрошено 83 ученика 7-х классов ГБОУ СОШ № 5 ОЦ г. Новокуйбышевск.

В качестве примера многие ребята привели легенду о Царёве кургане. На вопрос, бывали ли они в Жигулевских горах, многие учащиеся ответили положительно, но примеры вершин смогли привести немногие.

Выводы. Проведя опрос учащихся, я пришла к выводу, что многие хорошо знают легенды самарских Жигулей. Они читают истории, рассказы, былины о Самарской земле. Ученики хорошо представляют образ Хозяйки Жигулевских гор, но иногда путают ее с Хозяйкой Медной горы. Могут найти сходства и отличия между ними.

Собранные мною материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения и рассмотрения данной темы на элективных и факультативных уроках истории и краеведения.

×

Sobre autores

Филиал Самарского государственного технического университета

Autor responsável pela correspondência
Email: meskovaanna56@gmail.com

студентка, группа 23-НФ-118, факультет химической технологии

Rússia, Новокуйбышевск

Bibliografia

  1. Веретников В.Н. Край Самарский в легендах и былях. Самара: Офорт, 2010. 130 с. EDN: QKJYBJ
  2. Легенды и были Жигулей: 3- е изд. Куйбышев: Книжное издательство, 1995. 519 с.
  3. Жемчужины Жигулей: легенды, сказы, предания: 3-е изд. Куйбышев: Книжное издательство, 1982. 154 с.
  4. Муханов И.Л. Сказы и байки Жигулей. Самара: Дом печати, 1996. 287 с.
  5. Рощевский Ю. К. Что такое Самарская Лука? Жигулевск: Адонис, 1992. 42 с.
  6. Самарская Лука. Национальный парк [Internet]. Режим доступа: http://www.npsamluka.ru/. Дата обращения: 06.11.2023.
  7. Самарская Лука [Internet]. Режим доступа: http://www.lukasamara.ru/ Дата обращения 06.11.2023.
  8. Павлович И.Л., Ратник О.В. Тайны и легенды Волжских подземелий. Самара: Научно-технический центр, 2003. 251 с. EDN: QOSEWP
  9. Хозяйка Жигулевских гор [Internet]. В: Компас туриста. Режим доступа: http://kompasturista.ru/?p=31#more-31. Дата обращения: 06.11.2023.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Мешкова А.А., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.