Музейная педагогика как инновационная технология в системе формирования учебно-познавательной компетенции школьников начального звена

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Тольяттинский государственный университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 231-232
  • Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632718
  • ID: 632718

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современном обществе, где информационные технологии и медиа стали неотъемлемой частью жизни, формирование учебных компетенций у детей младшего школьного возраста приобретает особую значимость. Инновационные образовательные технологии открывают новые возможности для развития навыков и умений учащихся.

Музейная педагогика является одним из эффективных инструментов для достижения этой цели. Она позволяет детям изучать окружающий мир через интерактивные экспонаты и участие в различных мероприятиях.

Переход от понятия квалификации к понятию компетенции отражает изменение подхода к образованию. Компетентность включает в себя не только теоретические знания, но и практические навыки, а также способность применять их в различных ситуациях.

Термин «компетенция» был введен в России в 2009 году с введением государственных образовательных стандартов высшего образования первого поколения (ФГОС). Позднее понятие «компетенции школьника» стало применяться и к учащимся начальных классов [1].

Согласно ФГОС, компетенции, формируемые у младших школьников, направлены на развитие всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации. Научно-познавательная компетенция школьников определяется их способностью анализировать информацию, делать выводы, уметь проводить эксперименты [2].

Цель — изучение музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования знаний школьников.

Методы. Как один из вариантов решения проблемы формирования учебно-познавательной компетенции у школьников мы предлагаем развитие активного взаимодействия образовательных организаций и музеев. Данный вариант актуален в рамках реализации общеразвивающих программ, которые были заложены в основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ. В данном исследовании была сделана попытка представить музейную педагогику как технологию нового поколения, формирующую основную компетенцию школьников младшего звена.

Результаты. На наш взгляд, применение музейной педагогики в образовательном процессе способствует более эффективному усвоению учебного материала, развитию критического мышления, творческим способностям и формированию учебно-познавательной компетенции у школьников [3]. Была рассмотрена деятельность Тольяттинского краеведческого музея по созданию детского музейного пространства и проведению мероприятий для школьников. В качестве путей дальнейшего развития данной темы мы предлагаем разработку новых и систематизацию созданных ранее интерактивных программ и выставок средством музейной педагогики для сопровождения образовательной деятельности в школе. В качестве пробного эксперимента в сеть войдут несколько групп школьников г. Тольятти. В рамках исследования мы предполагаем активное внедрение инновационных технологий и методик для создания экспозиций и мероприятий в городских музеях. Кроме того, планируется изучить потенциал для развития на региональном и федеральном уровнях посредством разработки мобильных выставок и организации обучающих программ для них.

Выводы. Музейная педагогика, основанная на использовании музейных ресурсов, может быть эффективным инструментом для развития учебно-познавательных компетенций учеников начальных классов. Сотрудничество между музеями и учебными заведениями играет важную роль в разработке совместных образовательных программ и проектов [4]. Применение музейных ресурсов и методов в образовательном процессе способствует повышению интереса к истории и культуре, а также стимулирует творческие способности детей. Большое значение имеет оценка знаний и умений, полученных на занятиях в музее. Для дальнейшего развития музейной педагогики необходимо внедрять современные образовательные технологии и готовить квалифицированных специалистов в области музейной педагогики и музейного дела.

Full Text

Обоснование. В современном обществе, где информационные технологии и медиа стали неотъемлемой частью жизни, формирование учебных компетенций у детей младшего школьного возраста приобретает особую значимость. Инновационные образовательные технологии открывают новые возможности для развития навыков и умений учащихся.

Музейная педагогика является одним из эффективных инструментов для достижения этой цели. Она позволяет детям изучать окружающий мир через интерактивные экспонаты и участие в различных мероприятиях.

Переход от понятия квалификации к понятию компетенции отражает изменение подхода к образованию. Компетентность включает в себя не только теоретические знания, но и практические навыки, а также способность применять их в различных ситуациях.

Термин «компетенция» был введен в России в 2009 году с введением государственных образовательных стандартов высшего образования первого поколения (ФГОС). Позднее понятие «компетенции школьника» стало применяться и к учащимся начальных классов [1].

Согласно ФГОС, компетенции, формируемые у младших школьников, направлены на развитие всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации. Научно-познавательная компетенция школьников определяется их способностью анализировать информацию, делать выводы, уметь проводить эксперименты [2].

Цель — изучение музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования знаний школьников.

Методы. Как один из вариантов решения проблемы формирования учебно-познавательной компетенции у школьников мы предлагаем развитие активного взаимодействия образовательных организаций и музеев. Данный вариант актуален в рамках реализации общеразвивающих программ, которые были заложены в основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ. В данном исследовании была сделана попытка представить музейную педагогику как технологию нового поколения, формирующую основную компетенцию школьников младшего звена.

Результаты. На наш взгляд, применение музейной педагогики в образовательном процессе способствует более эффективному усвоению учебного материала, развитию критического мышления, творческим способностям и формированию учебно-познавательной компетенции у школьников [3]. Была рассмотрена деятельность Тольяттинского краеведческого музея по созданию детского музейного пространства и проведению мероприятий для школьников. В качестве путей дальнейшего развития данной темы мы предлагаем разработку новых и систематизацию созданных ранее интерактивных программ и выставок средством музейной педагогики для сопровождения образовательной деятельности в школе. В качестве пробного эксперимента в сеть войдут несколько групп школьников г. Тольятти. В рамках исследования мы предполагаем активное внедрение инновационных технологий и методик для создания экспозиций и мероприятий в городских музеях. Кроме того, планируется изучить потенциал для развития на региональном и федеральном уровнях посредством разработки мобильных выставок и организации обучающих программ для них.

Выводы. Музейная педагогика, основанная на использовании музейных ресурсов, может быть эффективным инструментом для развития учебно-познавательных компетенций учеников начальных классов. Сотрудничество между музеями и учебными заведениями играет важную роль в разработке совместных образовательных программ и проектов [4]. Применение музейных ресурсов и методов в образовательном процессе способствует повышению интереса к истории и культуре, а также стимулирует творческие способности детей. Большое значение имеет оценка знаний и умений, полученных на занятиях в музее. Для дальнейшего развития музейной педагогики необходимо внедрять современные образовательные технологии и готовить квалифицированных специалистов в области музейной педагогики и музейного дела.

×

About the authors

Тольяттинский государственный университет

Author for correspondence.
Email: tolazis01@gmail.com

студентка, группа МОБм-2303а, кафедра «Педагогика и психология»

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Струминская Л.М., Богданчикова Е.Н. Компетентностный подход и проблемы его реализации в высшей школе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3788–3797. EDN: RZXJDV doi: 10.15372/PEMW20200216
  2. Соловова Н.В., Николаева С.В. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие. Самара: Универс групп, 2009. 137 с. EDN: QWXCSX
  3. Низямова Х.М. Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3(8). С. 28–30. EDN: SXRLSH
  4. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Москва: Высшая школа, 2004. 215 с. EDN: PBXFGB

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Савиных А.Д.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.