Специфика образа трикстера в повести С.Д. Кржижановского «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки»
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 73-74
- Section: ЧАСТЬ II. Литературоведение
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632704
- ID: 632704
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Повесть «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки» написана С.Д. Кржижановским в 1929 году. В этот период в советской литературе появляется целый ряд произведений, в которых центральное место занимает герой, заключающий в себе архетипические черты плута, трикстера, что объясняется переломным периодом, сменой исторических эпох, сломом культурных парадигм. В своем исследовании мы постарались разобраться, можно ли считать Горгиса Катафалаки трикстером в полной мере или же он является носителем лишь отдельных черт плутовского характера. И насколько в таком метафорическом, игровом сюжете, перенасыщенном визуальными, кинематографическими, даже мультипликационными приемами, вообще возможно наличие героя, тяготеющего к архетипическому образу.
Цель — определить специфику образа трикстера в повести «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки».
Методы. Для достижения поставленной цели был использован механизм мотивного анализа текста.
Результаты. Традиционно трикстер определяется как близнец культурного героя, трикстер и культурный герой противопоставлены по принципу «как глупый, наивный или злокозненный, деструктивный умному и созидательному», фигура шута-озорника вбирает в себя целый набор «отклонений от нормы, ее переворачивания, осмеяния» [3, с. 26]. Среди таких черт обычно выделяют следующие как основные: амбивалентность, лиминальность, пародийность, связь с творческим началом, художественным жестом, фокусом — игрой.Эти характеристики релевантны и для героя повести Кржижановского. Все начинания Катафалаки презентуются в повести практически как планы плута, обманщика, хитреца. Однако на протяжении всей повести отмечается двойственность природы героя: он словно бы раздваивается между ролью культурного героя и трикстера, но до конца не может стать ни тем, ни другим. Перед читателем предстает герой, балансирующий на грани детской наивности, глупости и плутовства. Амбивалентность и маргинальность начинаются с имени (имя и фамилия как антиномия жизни и смерти) и выражаются в образе калейдоскопичного мира, в котором оказывается Катафалаки. Распадающийся на фрагменты осколочный мир способствует тому, что судьба и обстоятельства буквально играют героем, несмотря на все попытки взять контроль над ходом событий. Катафалаки, путешествуя и попадая в различные истории, не способен воспринять мир в его целостности, мир представляется ему фрагментарным, миром правит случай, курьез.
Таким образом окружающий героя мир делает Катафалаки трикстером, прививая ему вышеизложенные черты. В итоге перед нами как бы трикстер поневоле, а это значит, что сам герой возможно мыслит себя в рамках совершенно иного образа — образа культурного героя, главными задачами которого являются добыча или создание для людей различных благ, а также обучение их ремеслу, искусству и науке. Но культурным героем Горгис Катафалаки стать не способен так же, как не способен в полной мере воплотить в себе функции трикстера. Герой изначально хочет открыть законы существования этого мира, представить мир как целостный упорядоченный универсум, но ему это не удается, и всякий раз причиной этого оказывается он сам — неправильно прочитанное или понятое слово раскалывает мир на фрагменты, вносит хаос, курьезность, создает не целостный, а раздробленный облик мира, а порой помещает героя на грани жизни и смерти.
Выводы. Специфика образа трикстера заключается в совмещении героем черт трикстера и культурного героя.
Keywords
Full Text
Обоснование. Повесть «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки» написана С.Д. Кржижановским в 1929 году. В этот период в советской литературе появляется целый ряд произведений, в которых центральное место занимает герой, заключающий в себе архетипические черты плута, трикстера, что объясняется переломным периодом, сменой исторических эпох, сломом культурных парадигм. В своем исследовании мы постарались разобраться, можно ли считать Горгиса Катафалаки трикстером в полной мере или же он является носителем лишь отдельных черт плутовского характера. И насколько в таком метафорическом, игровом сюжете, перенасыщенном визуальными, кинематографическими, даже мультипликационными приемами, вообще возможно наличие героя, тяготеющего к архетипическому образу.
Цель — определить специфику образа трикстера в повести «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки».
Методы. Для достижения поставленной цели был использован механизм мотивного анализа текста.
Результаты. Традиционно трикстер определяется как близнец культурного героя, трикстер и культурный герой противопоставлены по принципу «как глупый, наивный или злокозненный, деструктивный умному и созидательному», фигура шута-озорника вбирает в себя целый набор «отклонений от нормы, ее переворачивания, осмеяния» [3, с. 26]. Среди таких черт обычно выделяют следующие как основные: амбивалентность, лиминальность, пародийность, связь с творческим началом, художественным жестом, фокусом — игрой.Эти характеристики релевантны и для героя повести Кржижановского. Все начинания Катафалаки презентуются в повести практически как планы плута, обманщика, хитреца. Однако на протяжении всей повести отмечается двойственность природы героя: он словно бы раздваивается между ролью культурного героя и трикстера, но до конца не может стать ни тем, ни другим. Перед читателем предстает герой, балансирующий на грани детской наивности, глупости и плутовства. Амбивалентность и маргинальность начинаются с имени (имя и фамилия как антиномия жизни и смерти) и выражаются в образе калейдоскопичного мира, в котором оказывается Катафалаки. Распадающийся на фрагменты осколочный мир способствует тому, что судьба и обстоятельства буквально играют героем, несмотря на все попытки взять контроль над ходом событий. Катафалаки, путешествуя и попадая в различные истории, не способен воспринять мир в его целостности, мир представляется ему фрагментарным, миром правит случай, курьез.
Таким образом окружающий героя мир делает Катафалаки трикстером, прививая ему вышеизложенные черты. В итоге перед нами как бы трикстер поневоле, а это значит, что сам герой возможно мыслит себя в рамках совершенно иного образа — образа культурного героя, главными задачами которого являются добыча или создание для людей различных благ, а также обучение их ремеслу, искусству и науке. Но культурным героем Горгис Катафалаки стать не способен так же, как не способен в полной мере воплотить в себе функции трикстера. Герой изначально хочет открыть законы существования этого мира, представить мир как целостный упорядоченный универсум, но ему это не удается, и всякий раз причиной этого оказывается он сам — неправильно прочитанное или понятое слово раскалывает мир на фрагменты, вносит хаос, курьезность, создает не целостный, а раздробленный облик мира, а порой помещает героя на грани жизни и смерти.
Выводы. Специфика образа трикстера заключается в совмещении героем черт трикстера и культурного героя.
About the authors
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Author for correspondence.
Email: sorryimmarie@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-2276-6545
студентка, 3-й курс, отделение «Русская филология», филологический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Кржижановский С.Д. Материалы к биографии Горгиса Катафалаки. В кн.: Кржижановский С.Д. Собрание сочинений в пяти томах. Санкт-Петербург: Sysposium, 2001. С. 264–334.
- Липовецкий М.Н. Трикстер и закрытое общество // НЛО. 2009. № 6. С. 224–245.
- Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира. Москва: Советская энциклопедия, 1982. С. 25–28.
- Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. 136 c.
- Чернявская Ю.В. Трикстер, или путешествие в хаос. Москва: Наука, 2004.
Supplementary files
