Образование как насилие в концепции М. Фуко
- Авторы: Ильченко Д.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 2 (2024)
- Страницы: 266-266
- Раздел: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632700
- ID: 632700
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В современном мире образование играет огромную роль. Сейчас оно становится все более доступным, появляется все больше способов его получения. Но несмотря на то, что система образования старается подстроиться под современные реалии как можно более эффективно, неизбежно остаются некоторые нерешенные вопросы, такие как злоупотребление властью в среде обучения, что, в свою очередь, может повлечь за собой куда более серьезные проблемы, чем просто конфликт обучающего и обучающегося.
Цель — на основе идей М. Фуко теоретически обосновать насилие как технологию образования.
Методы. Сравнительный, типологический.
Результаты. Выявлена схожесть системы образования и системы наказания (тюрьма), влияние этого явления на участников процесса, как учителей, так и учеников; культурологически обосновано присутствие элементов насилия в процессе образования и негативное влияние этих элементов на процесс усвоения материала и психологическое состояние обучающихся; выявлена тенденция к снижению уровня насилия в образовании.
Выводы. Злоупотребление властью в сфере образования — реальная и все еще острая проблема в современном обществе. Необходимо обращать внимание на элементы насилия, которые так срослись с системой образования, что стали практически незаметны. Тенденцию к гуманизации обучения нужно развивать, так как жестокая и часто бессмысленная система наказаний, все еще применяющаяся некоторыми педагогами, пагубно влияет и на обучение, и на процесс психологического развития, что в дальнейшем сказывается на состоянии общества в более крупных масштабах.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. В современном мире образование играет огромную роль. Сейчас оно становится все более доступным, появляется все больше способов его получения. Но несмотря на то, что система образования старается подстроиться под современные реалии как можно более эффективно, неизбежно остаются некоторые нерешенные вопросы, такие как злоупотребление властью в среде обучения, что, в свою очередь, может повлечь за собой куда более серьезные проблемы, чем просто конфликт обучающего и обучающегося.
Цель — на основе идей М. Фуко теоретически обосновать насилие как технологию образования.
Методы. Сравнительный, типологический.
Результаты. Выявлена схожесть системы образования и системы наказания (тюрьма), влияние этого явления на участников процесса, как учителей, так и учеников; культурологически обосновано присутствие элементов насилия в процессе образования и негативное влияние этих элементов на процесс усвоения материала и психологическое состояние обучающихся; выявлена тенденция к снижению уровня насилия в образовании.
Выводы. Злоупотребление властью в сфере образования — реальная и все еще острая проблема в современном обществе. Необходимо обращать внимание на элементы насилия, которые так срослись с системой образования, что стали практически незаметны. Тенденцию к гуманизации обучения нужно развивать, так как жестокая и часто бессмысленная система наказаний, все еще применяющаяся некоторыми педагогами, пагубно влияет и на обучение, и на процесс психологического развития, что в дальнейшем сказывается на состоянии общества в более крупных масштабах.
Об авторах
Дарья Андреевна Ильченко
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: ilchenkodariya@yandex.ru
студентка
Россия, СамараДополнительные файлы
