Проблема целостности в романе Д. Кельмана «Слава»

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 84-85
  • Seção: ЧАСТЬ II. Литературоведение
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632697
  • ID: 632697

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Понятие о целостности имеет большую историю и может трактоваться в разных смыслах в зависимости от области знания, в которой оно встречается. В современном литературоведении проблема целостности художественного произведения является актуальной из-за усложнения структуры и формы в современной литературе. Анализ романа «Слава» немецкоязычного писателя Даниэля Кельмана продуктивен для изучения данной проблемы и репрезентации современного общества в романе как жанре, находящемся в максимальном контакте с современностью [2].

Цель — исследовать приемы и пути создания художественной целостности в романе Д. Кельмана «Слава», а также отражение в структуре романа проблемы целостности личности и мировосприятия в условиях современной коммуникации.

Методы. Для исследования использовался структурно-семиотический метод.

Результаты. Композиционно проблема целостности в романе Д. Кельмана «Слава» проявляется в том, что он состоит из девяти новелл, каждая из которых обладает своей сюжетной линией, своим заголовком, своим центральным героем. Так, композиция романа отражает сложность, «многомерность» современного мира. Однако эти отдельные новеллы складываются в целостную картину благодаря, прежде всего, тому, что их объединяют общие системы тем, мотивов и проблем, а именно тема славы, мотив потерянности, связанный с ним мотив отсутствия границ, мотив побега от реальности, мотив потери идентичности, мотив отчуждения, проблема техники и интернета.

В романе можно выделить два плана повествования и соответственно этому два уровня реальности и два хронотопа: «первичный фикциональный уровень» [2, с. 259] — обычная реальность в романе и «вторичный фикциональный уровень» — вымышленная реальность в романе (фикция в фикции, действительность в сочинениях героя Лео). Однако принадлежность некоторых новелл лишь к одному из уровней является спорной, так как элементы магического эксплицитно или имплицитно присутствуют в хронотопе каждой новеллы. Два уровня действительности, как и категории «реальности» и «вымышленности», предельно сближаются Д. Кельманом.

Более того, это является одной из форм реализации мотива потерянности: в романе переплетены эпизоды разных уровней реальности, разные сюжетные линии и линии разных героев, что вместе с отсутствием единой оптики передает то ощущение потерянности в мире, которое испытывают персонажи романа.

Третий основной хронотоп романа — интернет. Виртуальная реальность становится особым пространством, которое, убирая видимые границы между людьми, мешает их сближению в реальности, создает лишь иллюзию близости (мотив отстраненности является одним из главных в романе). Эта идея реализуется в седьмой новелле, для повествователя которой интернет-бытие заменяет жизнь в реальном мире. Это приводит его к потере идентичности (как целостности личности), что отражается на плане выражения в смешении английского и немецкого языков.

В романе Д. Кельмана «Слава» можно наблюдать то, что М. Бахтин считал отличительной чертой романного стиля и называл «социальной разноречивостью и индивидуальной разноголосицей» [1, с. 78]: в произведении сталкиваются разные точки зрения на мир, видения людей разного социального положения, разного уровня развития, что наглядно выражается в смене стилей новелл. Кроме того, индивидуальный творческий принцип Д. Кельмана характеризуется взаимопроникновением категорий реального и вымышленного (магического), что также создает целостную картину мира — мира без твердых оснований и границ, в котором все меняется, который невозможно постичь в его полноте.

Выводы. Ключевую роль в создании художественной целостности произведения играют такие уровни романа, как жанр, хронотоп, система символов, стилистика романа, система тем и мотивов. В структуре романа Д. Кельмана «Слава» проблема целостности личности и мировосприятия отражается в композиционной раздробленности, сложной природе хронотопа и стилевом разнообразии.

Texto integral

Обоснование. Понятие о целостности имеет большую историю и может трактоваться в разных смыслах в зависимости от области знания, в которой оно встречается. В современном литературоведении проблема целостности художественного произведения является актуальной из-за усложнения структуры и формы в современной литературе. Анализ романа «Слава» немецкоязычного писателя Даниэля Кельмана продуктивен для изучения данной проблемы и репрезентации современного общества в романе как жанре, находящемся в максимальном контакте с современностью [2].

Цель — исследовать приемы и пути создания художественной целостности в романе Д. Кельмана «Слава», а также отражение в структуре романа проблемы целостности личности и мировосприятия в условиях современной коммуникации.

Методы. Для исследования использовался структурно-семиотический метод.

Результаты. Композиционно проблема целостности в романе Д. Кельмана «Слава» проявляется в том, что он состоит из девяти новелл, каждая из которых обладает своей сюжетной линией, своим заголовком, своим центральным героем. Так, композиция романа отражает сложность, «многомерность» современного мира. Однако эти отдельные новеллы складываются в целостную картину благодаря, прежде всего, тому, что их объединяют общие системы тем, мотивов и проблем, а именно тема славы, мотив потерянности, связанный с ним мотив отсутствия границ, мотив побега от реальности, мотив потери идентичности, мотив отчуждения, проблема техники и интернета.

В романе можно выделить два плана повествования и соответственно этому два уровня реальности и два хронотопа: «первичный фикциональный уровень» [2, с. 259] — обычная реальность в романе и «вторичный фикциональный уровень» — вымышленная реальность в романе (фикция в фикции, действительность в сочинениях героя Лео). Однако принадлежность некоторых новелл лишь к одному из уровней является спорной, так как элементы магического эксплицитно или имплицитно присутствуют в хронотопе каждой новеллы. Два уровня действительности, как и категории «реальности» и «вымышленности», предельно сближаются Д. Кельманом.

Более того, это является одной из форм реализации мотива потерянности: в романе переплетены эпизоды разных уровней реальности, разные сюжетные линии и линии разных героев, что вместе с отсутствием единой оптики передает то ощущение потерянности в мире, которое испытывают персонажи романа.

Третий основной хронотоп романа — интернет. Виртуальная реальность становится особым пространством, которое, убирая видимые границы между людьми, мешает их сближению в реальности, создает лишь иллюзию близости (мотив отстраненности является одним из главных в романе). Эта идея реализуется в седьмой новелле, для повествователя которой интернет-бытие заменяет жизнь в реальном мире. Это приводит его к потере идентичности (как целостности личности), что отражается на плане выражения в смешении английского и немецкого языков.

В романе Д. Кельмана «Слава» можно наблюдать то, что М. Бахтин считал отличительной чертой романного стиля и называл «социальной разноречивостью и индивидуальной разноголосицей» [1, с. 78]: в произведении сталкиваются разные точки зрения на мир, видения людей разного социального положения, разного уровня развития, что наглядно выражается в смене стилей новелл. Кроме того, индивидуальный творческий принцип Д. Кельмана характеризуется взаимопроникновением категорий реального и вымышленного (магического), что также создает целостную картину мира — мира без твердых оснований и границ, в котором все меняется, который невозможно постичь в его полноте.

Выводы. Ключевую роль в создании художественной целостности произведения играют такие уровни романа, как жанр, хронотоп, система символов, стилистика романа, система тем и мотивов. В структуре романа Д. Кельмана «Слава» проблема целостности личности и мировосприятия отражается в композиционной раздробленности, сложной природе хронотопа и стилевом разнообразии.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: hirullovaameli@gmail.com

студентка, группа 5341-450301D, факультет филологии и журналистики

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Бахтин М.М. Слово в романе. В кн.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва: Художественная литература, 1975. С. 172–234.
  2. Бахтин М.М. Эпос и роман. Санкт-Петербург: Азбука, 2000. EDN: XCOHLH
  3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва: Искусство, 1970.
  4. Успенский Б.А. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Москва: Искусство, 1970.
  5. Bareis A.J. «Beschädigte Prosa» und «autobiographischer Narzißmus» — metafiktionales und metaleptisches Erzählen in Daniel Kehlmanns «Ruhm». In: Bareis J.A., Grub F.Th. Metafiktion. Analysen zur deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. Berlin: Kulturverlag Kadmos, 2010. P. 243–268.
  6. Кehlmann D. Ruhm; Ein Roman in neun Geschichten. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 2009.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Хайруллова А.Р., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.