Проактивность как ресурсный потенциал малоимущих студентов
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 288-289
- Section: ЧАСТЬ II. Социально-экономическое образование
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632675
- ID: 632675
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Показатели малоимущего состояния граждан остаются на высоком уровне, и именно в этой связи изучение социальной помощи малоимущим гражданам приобретает особую значимость и актуальность.
Анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая состоит в противоречии между осознанием значимости проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов по выходу из бедности и недостаточностью разработки теоретических оснований данной социальной проблемы.
Цель — обосновать и исследовать проактивность как ресурсный потенциал малоимущих студентов. На эмпирическом этапе междисциплинарного исследования нами была поставлена цель — изучить уровень проактивности малоимущих студентов и студентов, доход которых выше прожиточного минимума.
Методы. Методологической основой исследования выступили работы П. Бурдье, В. Франкла, А.И. Ерзина и др. В исследовании применен комплекс методов: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение, тестирование. В ходе исследования охарактеризованы особенности малоимущих студентов, конкретизировано содержание ресурсного потенциала малоимущих студентов, содержание проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов.
Результаты. Проактивность может быть важным ресурсным потенциалом малоимущих студентов. Для выявления уровня проактивности нами была использована методика КИАТ (краткий имплицитный ассоциативный тест), реализованная с использованием специально разработанной компьютеризованной программы. Краткий имплицитный ассоциативный тест (КИАТ) — это методика психологического тестирования, которая используется для измерения имплицитных, скрытых или неосознаваемых ассоциаций, связанных с определенными концепциями или понятиями. Термин «имплицитный» трактуется как неявный, косвенный и описывает особенности изменения исследуемых феноменов. КИАТ позволяет выявить процессы автоматические и ограниченно контролируемые сознанием. В КИАТ участникам предлагается быстро реагировать на пары слов или изображений, чтобы выявить их скрытые предпочтения или ассоциации. Участникам предлагается максимально быстро сортировать слова, появляющиеся на экране, в зависимости от их принадлежности к определенным классам: категориям (названием группы исследуемых явлений) и атрибутам (обозначением валентности явлений). КИАТ основан на предположении, что у людей могут существовать скрытые стереотипы, предвзятости или предпочтения, которые могут влиять на их поведение и решения. Путем анализа времени реакции участников на различные стимулы в тесте можно выявить эти скрытые ассоциации.
КИАТ широко используется в психологических и социологических исследованиях для изучения предвзятости, стереотипов, предпочтений и других скрытых аспектов человеческого поведения. Он может помочь ученым лучше понять механизмы формирования мнений и принятия решений у людей.
В ходе пилотажного исследования участникам (20 обучающихся) предлагался список слов, ассоциируемых с категориями «Активность» и «Пассивность». В соответствии с результатами было отобрано по пять слов, максимально связанных с изучаемыми категориями. В ходе основного этапа тестировалось 80 обучающихся Самарского университета, из которых половина — малоимущие студенты. В соответствии с полученными результатами D критерий равен 0,538 и значимо отличается от 0 (t = 13,876, р ≤ 0,001).
Имплицитное предпочтение проактивности является предпосылкой ориентированности на проявление инициативы в профессиональной деятельности, использование возможностей для достижения успеха и эффективного преодоления трудностей. Для того чтобы имплицитные установки смогли реализоваться в поведении, необходимо сочетание благоприятных внешних и внутренних факторов, прежде всего владение студентами профессиональными компетенциями, являющимися инструментами реализации целей.
Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимых различий в неявных установках студентов, различающихся по своему материальному статусу: у обеих групп студентов сформированы позитивные проактивные установки.
Выводы. Высокий уровень проактивности у малоимущих студентов подтверждает наличие ресурсного потенциала и таких качеств личности, как принятие ответственности, способность делать осознанный выбор моделей поведения, прогнозировать жизненные события, а это, в свою очередь, способно стать условием для преодоления трудностей, достижения своих целей и выхода из бедности.
Full Text
Обоснование. Показатели малоимущего состояния граждан остаются на высоком уровне, и именно в этой связи изучение социальной помощи малоимущим гражданам приобретает особую значимость и актуальность.
Анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая состоит в противоречии между осознанием значимости проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов по выходу из бедности и недостаточностью разработки теоретических оснований данной социальной проблемы.
Цель — обосновать и исследовать проактивность как ресурсный потенциал малоимущих студентов. На эмпирическом этапе междисциплинарного исследования нами была поставлена цель — изучить уровень проактивности малоимущих студентов и студентов, доход которых выше прожиточного минимума.
Методы. Методологической основой исследования выступили работы П. Бурдье, В. Франкла, А.И. Ерзина и др. В исследовании применен комплекс методов: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение, тестирование. В ходе исследования охарактеризованы особенности малоимущих студентов, конкретизировано содержание ресурсного потенциала малоимущих студентов, содержание проактивности как ресурсного потенциала малоимущих студентов.
Результаты. Проактивность может быть важным ресурсным потенциалом малоимущих студентов. Для выявления уровня проактивности нами была использована методика КИАТ (краткий имплицитный ассоциативный тест), реализованная с использованием специально разработанной компьютеризованной программы. Краткий имплицитный ассоциативный тест (КИАТ) — это методика психологического тестирования, которая используется для измерения имплицитных, скрытых или неосознаваемых ассоциаций, связанных с определенными концепциями или понятиями. Термин «имплицитный» трактуется как неявный, косвенный и описывает особенности изменения исследуемых феноменов. КИАТ позволяет выявить процессы автоматические и ограниченно контролируемые сознанием. В КИАТ участникам предлагается быстро реагировать на пары слов или изображений, чтобы выявить их скрытые предпочтения или ассоциации. Участникам предлагается максимально быстро сортировать слова, появляющиеся на экране, в зависимости от их принадлежности к определенным классам: категориям (названием группы исследуемых явлений) и атрибутам (обозначением валентности явлений). КИАТ основан на предположении, что у людей могут существовать скрытые стереотипы, предвзятости или предпочтения, которые могут влиять на их поведение и решения. Путем анализа времени реакции участников на различные стимулы в тесте можно выявить эти скрытые ассоциации.
КИАТ широко используется в психологических и социологических исследованиях для изучения предвзятости, стереотипов, предпочтений и других скрытых аспектов человеческого поведения. Он может помочь ученым лучше понять механизмы формирования мнений и принятия решений у людей.
В ходе пилотажного исследования участникам (20 обучающихся) предлагался список слов, ассоциируемых с категориями «Активность» и «Пассивность». В соответствии с результатами было отобрано по пять слов, максимально связанных с изучаемыми категориями. В ходе основного этапа тестировалось 80 обучающихся Самарского университета, из которых половина — малоимущие студенты. В соответствии с полученными результатами D критерий равен 0,538 и значимо отличается от 0 (t = 13,876, р ≤ 0,001).
Имплицитное предпочтение проактивности является предпосылкой ориентированности на проявление инициативы в профессиональной деятельности, использование возможностей для достижения успеха и эффективного преодоления трудностей. Для того чтобы имплицитные установки смогли реализоваться в поведении, необходимо сочетание благоприятных внешних и внутренних факторов, прежде всего владение студентами профессиональными компетенциями, являющимися инструментами реализации целей.
Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимых различий в неявных установках студентов, различающихся по своему материальному статусу: у обеих групп студентов сформированы позитивные проактивные установки.
Выводы. Высокий уровень проактивности у малоимущих студентов подтверждает наличие ресурсного потенциала и таких качеств личности, как принятие ответственности, способность делать осознанный выбор моделей поведения, прогнозировать жизненные события, а это, в свою очередь, способно стать условием для преодоления трудностей, достижения своих целей и выхода из бедности.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: liza.gricenko.03@mail.ru
студентка, группа 5301-390302D, социологический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
- Ерзин А.И. Когнитивные, мотивационные и ценностносмысловые факторы проактивности при первом эпизоде шизофрении // Медицинская психология в России. 2017. Т. 9, № 3(44). С. 6. EDN: ZMNLJJ
- Ерзин А.И. Методика «Проактивное поведение»: описание шкал и первичная оценка психометрических. показателей // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 4(33). С. 59–69. EDN: TIGCAJ
- Ерзин А.И. Теоретические предпосылки осмысления феномена проактивности в философии // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–2. С. 496–498. EDN: SHRIDB
Supplementary files
