Проектная деятельность детских библиотек по формированию читательской компетентности младших школьников
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 339-339
- Section: ЧАСТЬ II. Документационно-информационные науки
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632650
- ID: 632650
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Читательская компетентность — сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. В библиотечной работе с читателями младшего школьного возраста необходимо сочетать новые и традиционные методы, анализировать эффективность их воздействия, что позволит на научной основе подойти к разработке инновационных подходов к формированию читательской компетентности в рамках проектной деятельности.
Теоретической основой исследования являются публикации Л.И. Беленькой, И.И. Тихомировой, Н.Н. Светловской [1–3], а практическая часть представлена опытом работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко.
Цель — разработка проекта, в рамках которого будет осуществлена организация деятельности младших школьников по формированию читательской компетенции в условиях библиотечного клуба.
Методы. Для проведения исследования применялся комплекс методов. Анализ и синтез использовался для теоретического освоения литературы и изучения опыта проектной деятельности библиотек. Социологические методы (анкетирование, интервьюирование) позволили получить информацию от родителей и учителей об уровне читательской компетентности детей младшего школьного возраста, наметить пути продвижения чтения и книги в творческой и игровой форме с учетом возрастных особенностей детей. Проектный метод лег в основу создания литературного клуба «Книжная галактика».
Результаты. На базе МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко с января 2024 года реализуется проект литературного клуба. Космическая тематика многих мероприятий, проводимых в библиотеке, в приоритете, поэтому проект получил название «Книжная галактика». Детская литература — это тоже целая галактика, в которой есть созвездия классиков и маленькие звездочки — начинающие писатели и поэты. Проект ориентирован на современные тенденции, связанные с трансформацией библиотеки в культурно-просветительский центр, что позволяет использовать инновационные педагогические технологии и мультимедийные средства в процессе формирования читательской компетенции детей младшего школьного возраста. Тематика мероприятий связана с писателями юбилярами и книгами юбилярами. Методика проведения занятий основана на применении эффективных педагогических практик чтения, с активной игровой и творческой составляющей компонентой.
Выводы. Опыт работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко показывает, что проектная деятельность является одним из главных направлений работы. Проект имеет продуманную концепцию и план реализации в комфортных условиях библиотечного клуба и успешно дополняет школьное литературное образование.
Full Text
Обоснование. Читательская компетентность — сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. В библиотечной работе с читателями младшего школьного возраста необходимо сочетать новые и традиционные методы, анализировать эффективность их воздействия, что позволит на научной основе подойти к разработке инновационных подходов к формированию читательской компетентности в рамках проектной деятельности.
Теоретической основой исследования являются публикации Л.И. Беленькой, И.И. Тихомировой, Н.Н. Светловской [1–3], а практическая часть представлена опытом работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко.
Цель — разработка проекта, в рамках которого будет осуществлена организация деятельности младших школьников по формированию читательской компетенции в условиях библиотечного клуба.
Методы. Для проведения исследования применялся комплекс методов. Анализ и синтез использовался для теоретического освоения литературы и изучения опыта проектной деятельности библиотек. Социологические методы (анкетирование, интервьюирование) позволили получить информацию от родителей и учителей об уровне читательской компетентности детей младшего школьного возраста, наметить пути продвижения чтения и книги в творческой и игровой форме с учетом возрастных особенностей детей. Проектный метод лег в основу создания литературного клуба «Книжная галактика».
Результаты. На базе МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко с января 2024 года реализуется проект литературного клуба. Космическая тематика многих мероприятий, проводимых в библиотеке, в приоритете, поэтому проект получил название «Книжная галактика». Детская литература — это тоже целая галактика, в которой есть созвездия классиков и маленькие звездочки — начинающие писатели и поэты. Проект ориентирован на современные тенденции, связанные с трансформацией библиотеки в культурно-просветительский центр, что позволяет использовать инновационные педагогические технологии и мультимедийные средства в процессе формирования читательской компетенции детей младшего школьного возраста. Тематика мероприятий связана с писателями юбилярами и книгами юбилярами. Методика проведения занятий основана на применении эффективных педагогических практик чтения, с активной игровой и творческой составляющей компонентой.
Выводы. Опыт работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко показывает, что проектная деятельность является одним из главных направлений работы. Проект имеет продуманную концепцию и план реализации в комфортных условиях библиотечного клуба и успешно дополняет школьное литературное образование.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: zlata.artemeva.1999@mail.ru
студентка
Russian Federation, СамараReferences
- Беленькая Л.И. Дети — читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. 207 с.
- Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.
- Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. Москва: Академия, 2014. 248 с. EDN: XSUJIB
Supplementary files
