Проектная деятельность детских библиотек по формированию читательской компетентности младших школьников

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный институт культуры
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 339-339
  • Section: ЧАСТЬ II. Документационно-информационные науки
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632650
  • ID: 632650

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Читательская компетентность — сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. В библиотечной работе с читателями младшего школьного возраста необходимо сочетать новые и традиционные методы, анализировать эффективность их воздействия, что позволит на научной основе подойти к разработке инновационных подходов к формированию читательской компетентности в рамках проектной деятельности.

Теоретической основой исследования являются публикации Л.И. Беленькой, И.И. Тихомировой, Н.Н. Светловской [1–3], а практическая часть представлена опытом работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко.

Цель — разработка проекта, в рамках которого будет осуществлена организация деятельности младших школьников по формированию читательской компетенции в условиях библиотечного клуба.

Методы. Для проведения исследования применялся комплекс методов. Анализ и синтез использовался для теоретического освоения литературы и изучения опыта проектной деятельности библиотек. Социологические методы (анкетирование, интервьюирование) позволили получить информацию от родителей и учителей об уровне читательской компетентности детей младшего школьного возраста, наметить пути продвижения чтения и книги в творческой и игровой форме с учетом возрастных особенностей детей. Проектный метод лег в основу создания литературного клуба «Книжная галактика».

Результаты. На базе МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко с января 2024 года реализуется проект литературного клуба. Космическая тематика многих мероприятий, проводимых в библиотеке, в приоритете, поэтому проект получил название «Книжная галактика». Детская литература — это тоже целая галактика, в которой есть созвездия классиков и маленькие звездочки — начинающие писатели и поэты. Проект ориентирован на современные тенденции, связанные с трансформацией библиотеки в культурно-просветительский центр, что позволяет использовать инновационные педагогические технологии и мультимедийные средства в процессе формирования читательской компетенции детей младшего школьного возраста. Тематика мероприятий связана с писателями юбилярами и книгами юбилярами. Методика проведения занятий основана на применении эффективных педагогических практик чтения, с активной игровой и творческой составляющей компонентой.

Выводы. Опыт работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко показывает, что проектная деятельность является одним из главных направлений работы. Проект имеет продуманную концепцию и план реализации в комфортных условиях библиотечного клуба и успешно дополняет школьное литературное образование.

Full Text

Обоснование. Читательская компетентность — сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. В библиотечной работе с читателями младшего школьного возраста необходимо сочетать новые и традиционные методы, анализировать эффективность их воздействия, что позволит на научной основе подойти к разработке инновационных подходов к формированию читательской компетентности в рамках проектной деятельности.

Теоретической основой исследования являются публикации Л.И. Беленькой, И.И. Тихомировой, Н.Н. Светловской [1–3], а практическая часть представлена опытом работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко.

Цель — разработка проекта, в рамках которого будет осуществлена организация деятельности младших школьников по формированию читательской компетенции в условиях библиотечного клуба.

Методы. Для проведения исследования применялся комплекс методов. Анализ и синтез использовался для теоретического освоения литературы и изучения опыта проектной деятельности библиотек. Социологические методы (анкетирование, интервьюирование) позволили получить информацию от родителей и учителей об уровне читательской компетентности детей младшего школьного возраста, наметить пути продвижения чтения и книги в творческой и игровой форме с учетом возрастных особенностей детей. Проектный метод лег в основу создания литературного клуба «Книжная галактика».

Результаты. На базе МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко с января 2024 года реализуется проект литературного клуба. Космическая тематика многих мероприятий, проводимых в библиотеке, в приоритете, поэтому проект получил название «Книжная галактика». Детская литература — это тоже целая галактика, в которой есть созвездия классиков и маленькие звездочки — начинающие писатели и поэты. Проект ориентирован на современные тенденции, связанные с трансформацией библиотеки в культурно-просветительский центр, что позволяет использовать инновационные педагогические технологии и мультимедийные средства в процессе формирования читательской компетенции детей младшего школьного возраста. Тематика мероприятий связана с писателями юбилярами и книгами юбилярами. Методика проведения занятий основана на применении эффективных педагогических практик чтения, с активной игровой и творческой составляющей компонентой.

Выводы. Опыт работы МБУ «ЦБС г. о. Сызрань» Модельная библиотека-филиал №18 им. летчика-космонавта РФ, Героя России М.Б. Корниенко показывает, что проектная деятельность является одним из главных направлений работы. Проект имеет продуманную концепцию и план реализации в комфортных условиях библиотечного клуба и успешно дополняет школьное литературное образование.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: zlata.artemeva.1999@mail.ru

студентка

Russian Federation, Самара

References

  1. Беленькая Л.И. Дети — читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. 207 с.
  2. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.
  3. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. Москва: Академия, 2014. 248 с. EDN: XSUJIB

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Трифонова З.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.