Деятельность Дж. Мотта как лидера YMCA в годы Первой мировой войны

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 41-42
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Российская и зарубежная история
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632642
  • ID: 632642

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Джон Мотт как один из выдающихся христианских деятелей XIX–XX вв. получил в 1946 году Нобелевскую премию мира. Однако деятельность он начал еще во время студенчества, присоединившись к Христианскому союзу молодых людей (ХСМЛ). Мотт был последователем экуменизма, однако существенным препятствием для движения в Германии и во всей Европе стала Первая мировая война [4]. Поэтому важным этапом деятельности Мотта становится работа с ХСМЛ в эти годы, что в меньшей степени заслужило внимание исследователей.

Цель — проанализировать деятельность Дж. Мотта в 1914–1918 гг. на посту руководителя ХСМЛ.

Методы. В работе используются сравнительно-исторический, нарративный и ретроспективный методы.

Результаты. В 1915–1928 гг. Мотт был генеральным секретарем международного комитета YMCA (Young Men’s Christian Association), генеральным секретарем Национального военного совета по труду. ХСМЛ имел широкую сеть организаций по миру, Мотт лично знал многих лидеров европейских церквей [4], поэтому активно использовал эти контакты для освобождения военнопленных в разных странах. В пользу деятельности союза на территории воюющих стран был и нейтралитет США (до объявления США войны Германии 6 апреля 1917 года) [1].

Мотт содействовал работе ХСМЛ в России, был знаком с К.П. Победоносцевым [4], а в 1917 году участвовал в миссии Рута для помощи Временному правительству как эксперт по религии. Примечательно, что США первыми признали Временное правительство [1].

Мотт провел беседы с православными деятелями, благодаря чему вся программа ХСМЛ в 1917 году получила благословение Тихона. Участие в миссии позволило Мотту получить разрешение на работу ХСМЛ в войсках и тылу [2], чтобы не допустить развала фронта. Так он не только способствовал развитию экуменизма, но и помогал военнопленным, а также США и Британии, к которой испытывал давние симпатии [4]. Смена вектора деятельности от помощи военнопленным к военным на первый взгляд не соотносится с христианскими идеями. Смысл был и в том, что Германия начала брать инициативу на себя, что шло вразрез с интересами США [1].

По возвращении в США Дж. Мотт начинает набор секретарей для важной работы в России. Джером Дэвис писал ему из России в начале ноября 1917 года: «Я считаю, что каждый американец, отправленный сейчас в Россию, стоит ста, отправленных во Францию…» [3]. Мотт быстро набрал желающих для работы в России, что можно объяснить не только христианскими ценностями, популярными среди американцев, но и активной деятельностью образованного в апреле 1917 года Комитета общественной информации, пропагандирующего помощь союзникам и неприязнь к Центральным державам [1].

Особенно сложная ситуация для работы ХСМЛ сложилась в начале 1918 года, что привело к постепенному сворачиванию деятельности в армии. Однако Мотт отправлял американцам приободряющие письма, прочитанные на Самарской конференции секретарей ХСМЛ во второй половине марта [3]. В итоге из 73 присутствующих остались в дальнейшем 56.

Выводы. Дж. Мотт внес значительный вклад в развитие ХСМЛ в годы войны. Благодаря правильно расставленным кадрам и руководству над ними со стороны Мотта организация расширяла свою деятельность, помогая военнопленным и гражданским лицам, пострадавшим в ходе войны. Также его работа служила интересам США, сменившим внешнеполитическую доктрину, а Мотт, будучи приверженцем экуменизма, стал инструментом влияния США в мире.

全文:

Обоснование. Джон Мотт как один из выдающихся христианских деятелей XIX–XX вв. получил в 1946 году Нобелевскую премию мира. Однако деятельность он начал еще во время студенчества, присоединившись к Христианскому союзу молодых людей (ХСМЛ). Мотт был последователем экуменизма, однако существенным препятствием для движения в Германии и во всей Европе стала Первая мировая война [4]. Поэтому важным этапом деятельности Мотта становится работа с ХСМЛ в эти годы, что в меньшей степени заслужило внимание исследователей.

Цель — проанализировать деятельность Дж. Мотта в 1914–1918 гг. на посту руководителя ХСМЛ.

Методы. В работе используются сравнительно-исторический, нарративный и ретроспективный методы.

Результаты. В 1915–1928 гг. Мотт был генеральным секретарем международного комитета YMCA (Young Men’s Christian Association), генеральным секретарем Национального военного совета по труду. ХСМЛ имел широкую сеть организаций по миру, Мотт лично знал многих лидеров европейских церквей [4], поэтому активно использовал эти контакты для освобождения военнопленных в разных странах. В пользу деятельности союза на территории воюющих стран был и нейтралитет США (до объявления США войны Германии 6 апреля 1917 года) [1].

Мотт содействовал работе ХСМЛ в России, был знаком с К.П. Победоносцевым [4], а в 1917 году участвовал в миссии Рута для помощи Временному правительству как эксперт по религии. Примечательно, что США первыми признали Временное правительство [1].

Мотт провел беседы с православными деятелями, благодаря чему вся программа ХСМЛ в 1917 году получила благословение Тихона. Участие в миссии позволило Мотту получить разрешение на работу ХСМЛ в войсках и тылу [2], чтобы не допустить развала фронта. Так он не только способствовал развитию экуменизма, но и помогал военнопленным, а также США и Британии, к которой испытывал давние симпатии [4]. Смена вектора деятельности от помощи военнопленным к военным на первый взгляд не соотносится с христианскими идеями. Смысл был и в том, что Германия начала брать инициативу на себя, что шло вразрез с интересами США [1].

По возвращении в США Дж. Мотт начинает набор секретарей для важной работы в России. Джером Дэвис писал ему из России в начале ноября 1917 года: «Я считаю, что каждый американец, отправленный сейчас в Россию, стоит ста, отправленных во Францию…» [3]. Мотт быстро набрал желающих для работы в России, что можно объяснить не только христианскими ценностями, популярными среди американцев, но и активной деятельностью образованного в апреле 1917 года Комитета общественной информации, пропагандирующего помощь союзникам и неприязнь к Центральным державам [1].

Особенно сложная ситуация для работы ХСМЛ сложилась в начале 1918 года, что привело к постепенному сворачиванию деятельности в армии. Однако Мотт отправлял американцам приободряющие письма, прочитанные на Самарской конференции секретарей ХСМЛ во второй половине марта [3]. В итоге из 73 присутствующих остались в дальнейшем 56.

Выводы. Дж. Мотт внес значительный вклад в развитие ХСМЛ в годы войны. Благодаря правильно расставленным кадрам и руководству над ними со стороны Мотта организация расширяла свою деятельность, помогая военнопленным и гражданским лицам, пострадавшим в ходе войны. Также его работа служила интересам США, сменившим внешнеполитическую доктрину, а Мотт, будучи приверженцем экуменизма, стал инструментом влияния США в мире.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: doomsday163@mail.ru

аспирант, группа А1_05.06.02, исторический факультет

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Берснева И.В. Поиск внешнеполитической стратегии США в Первой мировой войне: от периферийной державы до влиятельного игрока международной политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1–1(64). С. 11–19. EDN: GPQPGP doi: 10.24412/2500-1000-2022-1-1-11-19
  2. Миллер М.Л. Пол Б. Андерсон, американский ХСМЛ и русские православные, 1900–1940 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2016. № 1. С. 42–51.
  3. Davis D.E., Trani E.P. The American YMCA and the Russian revolution // Slavic Review. 1974. P. 469–491. doi: 10.2307/2494734
  4. Mackie R.C. Layman extraordinary: John R. Mott, 1865–1955. New York: Association Press, 1965. 127 p.
  5. Mott J.R. Confronting young men with the living Christ. New York: Association press, 1923. 203 p.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Исаков К.С., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可