Нейросети как инструментарий для изучения английского языка в вузе
- Авторы: Зубков Д.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 2 (2024)
- Страницы: 107-108
- Раздел: ЧАСТЬ II. Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации в неязыковых вузах
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632631
- ID: 632631
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Огромный интерес преподавателей иностранных языков к включению в процесс обучения нейросетей в последние десять лет неоспорим, о чем свидетельствует множество работ, посвященных этому вопросу [1–5 и др.]. Нейросети представляют собой мощный инструмент в изучении иностранных языков, помогающий в усвоении всех основных аспектов языка: фонетики, лексики, грамматики, говорения, — и развитии навыков как письменной, так и устной речи. Безусловно, внедрение новейших цифровых технологий становится неотъемлемой частью иноязычного обучения.
Цель — показать на конкретных примерах возможности использования нейросетей в изучении английского языка в вузе и выделить их основные преимущества и недостатки.
Методы. Анализ научной литературы, позволивший выделить важные моменты в исследуемом вопросе, касающиеся выбранных онлайн-сервисов и их преимуществ и недостатков. В результате контент-анализа и пробного обучения было изучено содержание онлайн-сервисов, выявлены необходимые для конкретных целей опции, применяемые в образовательном процессе, и наиболее значимые принципы функционирования нейросетей.
Результаты. Во-первых, были отграничены понятия «нейросеть» и «искусственный интеллект». Под нейросетью понимается «компьютерная программа, способная имитировать работу человеческого мозга и обучаться на основе большого количества данных» [4, с. 292]. Искусственный интеллект (далее ИИ) является одним из направлений компьютерных наук, занимающихся обработкой больших объемов данных, используя алгоритмы. ИИ обладает возможностями к обучению и в том числе к самообучению, то есть принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту.
Во-вторых, были рассмотрены примеры некоторых онлайн-сервисов, реально применяемых нами в процессе обучения английскому языку, в основном в ходе выполнения домашних заданий. Несомненным фаворитом является нейронный переводчик “Deepl”, представленный и как десктопное приложение, так и как мобильная версия. Он умеет «разговаривать» на более чем тридцати языках и позволяет переводить не только текстовые документы, но также фото- и аудиотексты. Для тренировки произношения отдельных слов или целых предложений можно применять нейросеть “Elevenlabs”, использующую современные технологии ИИ, предоставляющие возможность конвертировать текст в речь и обратно и клонировать голоса. Уникальная нейросеть “Writesonic” помогает в написании каких-либо работ (эссе, изложений, сочинений), быстро и качественно генерировать текст любой сложности. Наконец, для поиска необходимой информации или даже общения в режиме реального времени с носителями английского языка хорошо подходит бесплатная платформа “Coze ai”, ориентированная на создание чат-ботов с искусственным интеллектом. Даже человек, не разбирающийся в программировании, имеет возможность создать на этой платформе собственного бесплатного бота с ChatGPT и Dalle.
В-третьих, были выявлены основные преимущества и некоторые недостатки в использовании названных сервисов при выполнении определенных видов заданий по английскому языку. Среди преимуществ хотелось бы отметить скорость в поиске информации и представление конечного результата при подготовке того или иного задания. Любая нейросеть адаптирована к индивидуальным потребностям обучаемого, что позволяет выбирать свой собственный ритм и темп в работе над тем или иным заданием. Кроме того, применение нейросетей обеспечивает вовлеченность в интерактивный процесс, что способствует, в свою очередь, формированию высокого уровня мотивации и большого желания изучать английский язык и совершенствовать свои достижения. Однако к главным недостаткам в использовании нейросетей в учебном процессе можно отнести необходимость специальных знаний у студентов и преподавателей, которым нужно обучаться дополнительно, а также нехватку мощных компьютерных систем и вычислительных ресурсов. К тому же многие платформы являются платными или частично платными, что ограничивает доступ к работе с нейросетями.
Выводы. Учитывая перечисленные преимущества и недостатки нейросетей как инновационного инструмента в обучении английскому языку, можно констатировать, что в будущем нейросети благодаря прогнозируемым усовершенствованиям станут постоянным помощником как студенту, так и преподавателю.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Огромный интерес преподавателей иностранных языков к включению в процесс обучения нейросетей в последние десять лет неоспорим, о чем свидетельствует множество работ, посвященных этому вопросу [1–5 и др.]. Нейросети представляют собой мощный инструмент в изучении иностранных языков, помогающий в усвоении всех основных аспектов языка: фонетики, лексики, грамматики, говорения, — и развитии навыков как письменной, так и устной речи. Безусловно, внедрение новейших цифровых технологий становится неотъемлемой частью иноязычного обучения.
Цель — показать на конкретных примерах возможности использования нейросетей в изучении английского языка в вузе и выделить их основные преимущества и недостатки.
Методы. Анализ научной литературы, позволивший выделить важные моменты в исследуемом вопросе, касающиеся выбранных онлайн-сервисов и их преимуществ и недостатков. В результате контент-анализа и пробного обучения было изучено содержание онлайн-сервисов, выявлены необходимые для конкретных целей опции, применяемые в образовательном процессе, и наиболее значимые принципы функционирования нейросетей.
Результаты. Во-первых, были отграничены понятия «нейросеть» и «искусственный интеллект». Под нейросетью понимается «компьютерная программа, способная имитировать работу человеческого мозга и обучаться на основе большого количества данных» [4, с. 292]. Искусственный интеллект (далее ИИ) является одним из направлений компьютерных наук, занимающихся обработкой больших объемов данных, используя алгоритмы. ИИ обладает возможностями к обучению и в том числе к самообучению, то есть принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту.
Во-вторых, были рассмотрены примеры некоторых онлайн-сервисов, реально применяемых нами в процессе обучения английскому языку, в основном в ходе выполнения домашних заданий. Несомненным фаворитом является нейронный переводчик “Deepl”, представленный и как десктопное приложение, так и как мобильная версия. Он умеет «разговаривать» на более чем тридцати языках и позволяет переводить не только текстовые документы, но также фото- и аудиотексты. Для тренировки произношения отдельных слов или целых предложений можно применять нейросеть “Elevenlabs”, использующую современные технологии ИИ, предоставляющие возможность конвертировать текст в речь и обратно и клонировать голоса. Уникальная нейросеть “Writesonic” помогает в написании каких-либо работ (эссе, изложений, сочинений), быстро и качественно генерировать текст любой сложности. Наконец, для поиска необходимой информации или даже общения в режиме реального времени с носителями английского языка хорошо подходит бесплатная платформа “Coze ai”, ориентированная на создание чат-ботов с искусственным интеллектом. Даже человек, не разбирающийся в программировании, имеет возможность создать на этой платформе собственного бесплатного бота с ChatGPT и Dalle.
В-третьих, были выявлены основные преимущества и некоторые недостатки в использовании названных сервисов при выполнении определенных видов заданий по английскому языку. Среди преимуществ хотелось бы отметить скорость в поиске информации и представление конечного результата при подготовке того или иного задания. Любая нейросеть адаптирована к индивидуальным потребностям обучаемого, что позволяет выбирать свой собственный ритм и темп в работе над тем или иным заданием. Кроме того, применение нейросетей обеспечивает вовлеченность в интерактивный процесс, что способствует, в свою очередь, формированию высокого уровня мотивации и большого желания изучать английский язык и совершенствовать свои достижения. Однако к главным недостаткам в использовании нейросетей в учебном процессе можно отнести необходимость специальных знаний у студентов и преподавателей, которым нужно обучаться дополнительно, а также нехватку мощных компьютерных систем и вычислительных ресурсов. К тому же многие платформы являются платными или частично платными, что ограничивает доступ к работе с нейросетями.
Выводы. Учитывая перечисленные преимущества и недостатки нейросетей как инновационного инструмента в обучении английскому языку, можно констатировать, что в будущем нейросети благодаря прогнозируемым усовершенствованиям станут постоянным помощником как студенту, так и преподавателю.
Об авторах
Дмитрий Анатольевич Зубков
Самарский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: 230115@stud.samgups.ru
студент, группа СОДП-32, электротехнический факультет
Россия, СамараСписок литературы
- Коган М.С. О возможном использовании нейросети ChatGPT в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 31–38. EDN: OMTHZX
- Кирьянова П.Г., Куварина Е.Н. Роль нейросетей в обучении студентов иностранному языку. В кн.: Лингвистика и профессиональная коммуникация: сб. науч. трудов по материалам III Всероссийской научно-практической студенческой конференции с международным участием. Ярославль, 2023. Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2023. С. 83–88. EDN: ASFIKO
- Алферова Т.А. Использование принципов работы нейросетей для изучения английского языка. В кн.: Актуальные проблемы языковой подготовки в техническом вузе: традиции и инновации. Сборник трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л.А. Барановской. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2020 EDN: JHSHOU
- Еремкина Н.И., Яковлев А.М., Юдов С.А., и др. Нейросети как инструмент обучения иностранному языку // Моя профессиональная карьера. 2023. Т. 1, № 49. С. 111–120. EDN: SWDNRX
- Рынкевич А.В. Использование нейросетей в обучении иностранным языкам. В кн.: Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Сборник трудов по материалам X Международной научно-практической конференции / под ред. Т.И. Красиковой. Москва, 2023. С. 50–55. EDN: IRUWVT
Дополнительные файлы
