Арт-медиация в деятельности современного музея: опыт и возможности проектирования
- Авторлар: 1
-
Мекемелер:
- Самарский государственный институт культуры
- Шығарылым: Том 2 (2024)
- Беттер: 271-272
- Бөлім: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632607
- ID: 632607
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Обоснование. Современные музеи сегодня предлагают посетителям различные методы работы и формы взаимодействия с экспонатами и арт-объектами. Одним из таких методов является арт-медиация [4, с. 54]. Она позволяет специалисту музея не только повествовать об арт-объекте, но и вступить в коммуникацию с посетителем, выясняя его мнение о произведении искусства и отношение к происходящей выставке.
Цель — теоретическое обоснование арт-медиации в деятельности музея, а также рассмотрение опыта внедрения арт-медиативных практик в современные музейные учреждения.
Методы. При проведении настоящего исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по теме, типологический метод, метод социокультурного проектирования.
Результаты. Арт-медиация представляет собой принципиально новый музейный формат, предусматривающий коммуникацию специалиста и посетителя. Она имеет свои особенности: во время классической экскурсии рассказ ведет гид, при этом вопросы и замечания отнесены на завершающую часть. Во время медиации могут говорить все, кто пришел на мероприятие, и вступать в свободное обсуждение музейного экспоната друг с другом или с самим медиатором. Медиатор в таком случае приобретает роль посредника между произведением искусства и посетителем музея, но «не ставит себя в позицию эксперта, не несет заранее заданных ответов, не дает заранее сформированной оценки произведениям искусства, но участвует в процессе ее формирования у зрителя, в процессе совместного обсуждения, обмена мнениями» [2, с. 55]. Постоянная коммуникация увеличивает время экскурсии: если обычный тур длится не более одного часа, то медиация — полтора-два. Суть процесса медиации заключается в том, чтобы посетитель музея мог «выстроить собственное отношение к произведению искусства через личность медиатора» [1, с. 15]. Специалисты в этой области дают очень важное уточнение: «медиация — это не про общественные отношения, а про человеческие отношения» [5].
В процессе подготовки к медиации необходимо предпринять ряд важных действий:
- Подготовить всем участникам медиации бейджики с именем. Это позволит обращаться к каждому участнику медиации по имени, что обеспечит включенность в обсуждение и большую готовность к диалогу.
- Начать медиацию с игры для сближения аудитории.
- Разработать маршрут движения по выставке.
- Определить затрагиваемые в ходе медиации вопросы и темы.
- После медиации участников можно собрать в небольшой комнате за столом и в игровой непринужденной форме попросить их поделиться своими мыслями и чувствами по поводу увиденного и услышанного на выставке. При этом эстетическая составляющая помещения, в котором будет происходить обмен мнениями, также играет важную роль [6, с. 334].
В Самарской области опыт внедрения арт-медиации в музейное пространство еще не представлен в полной мере. Вместе с тем, есть несколько проектов, разработанных специалистами. Создателем одного из них является Илья Саморуков. Проект «Принуждение к интерпретации» впервые был представлен в 2008 году на базе Самарского литературного музея. В 2021 году в Музее Модерна состоялась выставка «Любовники природы». Группа «Муха» инициировала в рамках этого мероприятия арт-медиацию. Художественный критик Сергей Баландин полагает, что «два этих события еще не полностью подходят под определение культурной медиации, так как зрители в данном случае занимали относительно пассивную позицию, и медиация не достигла своей основной цели — соучастия и определения собственной позиции к произведению искусства» [3, с. 59]. Тем не менее первые шаги в этом направлении были сделаны, что позволяет надеяться на скорую реализацию новых проектов, которые позволят вывести арт-медиацию в Самарском крае на уровень высокой степени успешности.
Выводы. Медиативные проекты в современной музейной практике получают значительное распространение. В зарубежных музеях мероприятия подобного типа представлены достаточно широко, но на отечественных арт-площадках медиации — пока еще нечастое явление. Несмотря на это, интерес к медиативным практикам растет, так как благодаря подобного рода активностям посетители музеев вовлекаются в непосредственное участие в художественном событии музея.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Обоснование. Современные музеи сегодня предлагают посетителям различные методы работы и формы взаимодействия с экспонатами и арт-объектами. Одним из таких методов является арт-медиация [4, с. 54]. Она позволяет специалисту музея не только повествовать об арт-объекте, но и вступить в коммуникацию с посетителем, выясняя его мнение о произведении искусства и отношение к происходящей выставке.
Цель — теоретическое обоснование арт-медиации в деятельности музея, а также рассмотрение опыта внедрения арт-медиативных практик в современные музейные учреждения.
Методы. При проведении настоящего исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по теме, типологический метод, метод социокультурного проектирования.
Результаты. Арт-медиация представляет собой принципиально новый музейный формат, предусматривающий коммуникацию специалиста и посетителя. Она имеет свои особенности: во время классической экскурсии рассказ ведет гид, при этом вопросы и замечания отнесены на завершающую часть. Во время медиации могут говорить все, кто пришел на мероприятие, и вступать в свободное обсуждение музейного экспоната друг с другом или с самим медиатором. Медиатор в таком случае приобретает роль посредника между произведением искусства и посетителем музея, но «не ставит себя в позицию эксперта, не несет заранее заданных ответов, не дает заранее сформированной оценки произведениям искусства, но участвует в процессе ее формирования у зрителя, в процессе совместного обсуждения, обмена мнениями» [2, с. 55]. Постоянная коммуникация увеличивает время экскурсии: если обычный тур длится не более одного часа, то медиация — полтора-два. Суть процесса медиации заключается в том, чтобы посетитель музея мог «выстроить собственное отношение к произведению искусства через личность медиатора» [1, с. 15]. Специалисты в этой области дают очень важное уточнение: «медиация — это не про общественные отношения, а про человеческие отношения» [5].
В процессе подготовки к медиации необходимо предпринять ряд важных действий:
- Подготовить всем участникам медиации бейджики с именем. Это позволит обращаться к каждому участнику медиации по имени, что обеспечит включенность в обсуждение и большую готовность к диалогу.
- Начать медиацию с игры для сближения аудитории.
- Разработать маршрут движения по выставке.
- Определить затрагиваемые в ходе медиации вопросы и темы.
- После медиации участников можно собрать в небольшой комнате за столом и в игровой непринужденной форме попросить их поделиться своими мыслями и чувствами по поводу увиденного и услышанного на выставке. При этом эстетическая составляющая помещения, в котором будет происходить обмен мнениями, также играет важную роль [6, с. 334].
В Самарской области опыт внедрения арт-медиации в музейное пространство еще не представлен в полной мере. Вместе с тем, есть несколько проектов, разработанных специалистами. Создателем одного из них является Илья Саморуков. Проект «Принуждение к интерпретации» впервые был представлен в 2008 году на базе Самарского литературного музея. В 2021 году в Музее Модерна состоялась выставка «Любовники природы». Группа «Муха» инициировала в рамках этого мероприятия арт-медиацию. Художественный критик Сергей Баландин полагает, что «два этих события еще не полностью подходят под определение культурной медиации, так как зрители в данном случае занимали относительно пассивную позицию, и медиация не достигла своей основной цели — соучастия и определения собственной позиции к произведению искусства» [3, с. 59]. Тем не менее первые шаги в этом направлении были сделаны, что позволяет надеяться на скорую реализацию новых проектов, которые позволят вывести арт-медиацию в Самарском крае на уровень высокой степени успешности.
Выводы. Медиативные проекты в современной музейной практике получают значительное распространение. В зарубежных музеях мероприятия подобного типа представлены достаточно широко, но на отечественных арт-площадках медиации — пока еще нечастое явление. Несмотря на это, интерес к медиативным практикам растет, так как благодаря подобного рода активностям посетители музеев вовлекаются в непосредственное участие в художественном событии музея.
Авторлар туралы
Самарский государственный институт культуры
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: pandalololol@mail.ru
студентка, группа КМ-420, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Ресей, СамараӘдебиет тізімі
- Время культурной медиации. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1KlkCJsx-uRZWLR-_b4VSZG0RCQDXXc1M/view. Дата обращения: 28.07.2024.
- Маликова Д.Н. Методы работы с аудиторией художественного музея: от традиционных практик к медиации (осмысление и интеграция опыта Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10»): магистерская дис. Екатеринбург, 2015. 116 с.
- Назаров А.С. Арт-пространство современного музея и культурная медиация // Сфера культуры. 2022. № 2(8). С. 55–64. EDN: MNIHKW doi: 10.48164/2713-301X_2022_8_55
- Рачкова О.С. Понятие музейной медиации в современной зарубежной музеологии // Наука и современность. 2014. № 29. С. 54–61. EDN: SCSXYT
- Скокова Ж. Секрет «Нулевой комнаты». Что будет в новом культурном пространстве [Internet]. В: Самарская газета. Режим доступа: https://sgpress.ru/news/336466. Дата обращения: 23.05.2024.
- Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества. В кн.: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Т. 1. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. С. 332–336. EDN: QGIILF
Қосымша файлдар
