Языковые средства репрезентации образов ученых в готическом романе

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 136-137
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Английская филология
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632602
  • ID: 632602

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. В готических романах художественный образ персонажа выделяется своей яркостью. Зачастую в сюжетах представлены загадочные персонажи с темным прошлым или секретами, что для читателя создает ощущение неизвестности и непредсказуемости в повествовании. Нужного эффекта можно достичь с помощью описания внешности персонажа, его манеры говорить и того, как его описывают другие герои произведения [1, 2].

Цель — анализ языковых средств, используемых в готическом романе для создания образа ученого.

Методы. С помощью методов лингвистического анализа и дискурс-анализа были рассмотрены языковые средства репрезентации выбранных героев; проанализированы сходства и различия образов этих литературных ученых; обозначены перспективы дальнейшего исследования выделенных языковых средств. Объектами исследования выступали образы литературных ученых: Генри Джекила, Виктора Франкенштейна, Абрахама Ван Хельсинга. Материалами для исследования послужили произведения Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» [3], М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» [4], Б. Стокера «Дракула» [5]. Предметом исследования являются языковые средства, используемые в готическом романе для создания образа ученого.

Результаты. В ходе исследования нами рассмотрены различные языковые средства, используемые в готическом романе для создания и реализации образов ученых (описания, сравнения, метафоры, эпитеты и др.), и то, как они влияют на общее воздействие текста на читателя. Основными языковыми средствами, используемыми выбранными авторами для конструирования образов ученых, являются:

1) метафора (употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, скрытого сравнения); обращение (слово или сочетание слов, используемое для называния лиц или предметов, к которым обращена речь);

2) эпитет (нетипичное определение при слове, используемое для придания ему большей выразительности);

3) ряд однородных членов предложения (группа одинаковых членов предложения, которые имеют между собой сочинительную связь);

4) эмоционально-экспрессивная лексика (выразительная, с явным субъективным оттенком лексика, выдающая отношение пишущего к чему-либо).

С помощью выделенных нами языковых средств авторы проанализированных произведений конструируют образ ученого.

Выводы. Общими характеристиками образа ученых в готическом романе являются:

1) герой — высокообразованный мужчина (развернутые, сложные предложения с рядами однородных членов предложения в их речи);

2) герой сталкивается с неестественным пугающим существом (что приводит к частому использованию метафор и эпитетов);

3) герой ведет записи о происходящих событиях (задействуется: эмоционально-экспрессивная лексика). Несомненно, дальнейший анализ и расширение базы для исследования может привнести свои специфические языковые характеристики в образ ученого, однако типичные черты, на наш взгляд, останутся неизменными и совпадут с уже выделенными нами в ходе анализа.

全文:

Обоснование. В готических романах художественный образ персонажа выделяется своей яркостью. Зачастую в сюжетах представлены загадочные персонажи с темным прошлым или секретами, что для читателя создает ощущение неизвестности и непредсказуемости в повествовании. Нужного эффекта можно достичь с помощью описания внешности персонажа, его манеры говорить и того, как его описывают другие герои произведения [1, 2].

Цель: анализ языковых средств, используемых в готическом романе для создания образа ученого.

Методы. С помощью методы лингвистического анализа и дискурс-анализа были рассмотрены языковые средства репрезентации выбранных героев; проанализированы сходства и различия образов этих литературных ученых; обозначены перспективы дальнейшего исследования выделенных языковых средств. Объектами исследования выступали образы литературных ученых: Генри Джекилла, Виктора Франкенштейна, Абрахама Ван Хельсинга. Материалами для исследования послужили произведения Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» [3], М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» [4], Б. Стокера «Дракула» [5]. Предметом исследования являются языковые средства, используемые в готическом романе для создания образа ученого.

Результаты. В ходе исследования нами рассмотрены различные языковые средства, используемые в готическом романе для создания и реализации образов ученых (описания, сравнения, метафоры, эпитеты и др.) и то, как они влияют на общее воздействие текста на читателя. Основными языковыми средствами, используемыми выбранными авторами для конструирования образов ученых являются: 1) метафора (употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, скрытого сравнения); обращение (слово или сочетание слов, используемое для называния лиц или предметов, к которым обращена речь); 2) эпитет (нетипичное определение при слове, используемое для придания ему большей выразительности); 3) ряд однородных членов предложения (группа одинаковых членов предложения, которые имеют между собой сочинительную связь); 4) эмоционально-экспрессивная лексика (выразительная, с явным субъективным оттенком лексика, выдающая отношение пишущего к чему-либо). С помощью выделенных нами языковых средств авторы проанализированных произведений конструируют образ ученого.

Выводы. Общими характеристиками образа ученых в готическом романе являются: 1) герой – высокообразованный мужчина (развернутые, сложные предложения с рядами однородных членов предложения в их речи); 2) герой сталкивается с неестественным пугающим существом (что приводит к частому использованию метафор и эпитетов); 3) герой ведет записи о происходящих событиях (задействуется: эмоционально-экспрессивная лексика). Несомненно, дальнейший анализ и расширение базы для исследования может привнести свои специфические языковые характеристики в образ ученого, однако типичные черты, на наш взгляд, останутся неизменными и совпадут с уже выделенными нами в ходе анализа.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: theonewhomadeit2@gmail.com

студентка, группа 5323-450301D, факультет филологии и журналистики

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Заломкина Г.В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2003. 19 с.
  2. Попова Д.И. Готический дискурс в художественной прозе Э.А. По: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2021. 19 с.
  3. Stevenson R.L. Strange case of Dr Jekyll and Mr Hyde. London: Longmans, Green & Co., 1886.
  4. Shelley M.W. Frankenstein, or the modern Prometheus. London: Lackington, Hughes, Harding, Mavor & Jones, 1818. 302 p.
  5. Stoker B. Dracula. London: Archibald Constable and Company, 1897. 370 p.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Бочарова М.В., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可