Развитие американского образования в XIX веке: к историографии проблемы

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 51-52
  • Section: ЧАСТЬ II. Российская и зарубежная история
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632596
  • ID: 632596

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Для США вторая половина XIX в. была периодом бурного социально-экономического и политического развития. Около двух десятилетий назад американские историки представляли историю американского образования как подъем и триумф государственной школы. Политический процесс развивался в сторону усиления государственной централизации. Все эти изменения в сфере социально-экономических и политических отношений оказывали заметное влияние на развитие исторической мысли и науки в США.

Цель — выделение основных направлений истории американского образования и характеристика ряда проблем, связанных с этим вопросом, рассмотрение того, как оценивали происходящие изменения.

Методы. В работе используются сравнительно-исторический и ретроспективный методы.

Результаты. В работе было выделено три направления развития историографии в сфере образования США: развитие образования в целом, женское образование и образование для чернокожего населения страны. Первая сфера — образование в целом как социальный элемент. Одна из первых работ выбранного нами промежутка времени — «Американское образование, его принципы и элементы» Мэнсфилда, 1851 г. [6]. Основным историографическим трудом, к которому мы обратились, стала работа Ричарда Буна «Образование в Соединенных Штатах; его история с самых ранних поселений» 1866 г. [2]. В 1887 г. Г.А. Бакстер выпустил работу «Вклад в историю американского образования» [4]. Оригинальность данного исследования, как пишет сам автор, в том, что «национальное образование начинается не с начального, как это часто бывает в последнее время, а с высшего образования» [4]. Европейские историки также посвятили ряд своих трудов образованию в Америке. Так, Пьер Адам Силджестром в своей работе «Образовательные учреждения Соединенных Штатов, их характеристика и организация» [7] 1855 г. рассматривает взгляды европейца на процесс изменения системы образования.

Другое направление в изучении — женское образование. Дж. Батлер в 1868 г. в книге «Образование и трудоустройство женщин» [4] развеивает мысль о необходимости для женщин выхода замуж. Анализируя быт женщин, он доказывает, что женское образование и независимость нужна девушкам вне зависимости от того, в браке она или нет. В конце XIX в. появляется сборник статей Брэккет «Женщина и высшее образование» [3]. Это серия работ, частью которой являются репрезентативные работы женщин штата Нью-Йорк в различных областях. В Европе уже в 30-е гг. XIX в. начался выпуск книг о дистанцировании женщин от образования. Например, в своей работе Г. Бьемонт «Мари: или рабство в Соединенных Штатах: роман джексонианской Америки» [1] проанализировал систему американского женского образования и пришел к выводу, что образование портит женщин, которые, «став образованными, начинают ощущать свое превосходство над остальными».

Последняя область изучения — образование для чернокожих. Самые ранние научные работы по истории образования для чернокожих относятся к 1890-м гг. Это положило начало традиции, которая продолжалась и в десятилетие Великой депрессии. Практически единственными источниками исторической информации об образовании чернокожих на Севере для исследователей, появившимися в этот период, были отрывки из книг У.Э.Б. Дюбуа «Общая школа для негров» [5] и Вудсона «Образование для негров» [8].

Выводы. Таким образом, делая вывод о том, какие направления были представлены в выбранный нами период, можно сказать, что их было три: образование в целом, женское образование и образование для чернокожих. Внутри направления можно выделить ряд групп. Так, например, поднимались вопросы о методах преподавания или необходимо ли распространение знаний на все слои населения.

Full Text

Обоснование. Для США вторая половина XIX в. была периодом бурного социально-экономического и политического развития. Около двух десятилетий назад американские историки представляли историю американского образования как подъем и триумф государственной школы. Политический процесс развивался в сторону усиления государственной централизации. Все эти изменения в сфере социально-экономических и политических отношений оказывали заметное влияние на развитие исторической мысли и науки в США.

Цель — выделение основных направлений истории американского образования и характеристика ряда проблем, связанных с этим вопросом, рассмотрение того, как оценивали происходящие изменения.

Методы. В работе используются сравнительно-исторический и ретроспективный методы.

Результаты. В работе было выделено три направления развития историографии в сфере образования США: развитие образования в целом, женское образование и образование для чернокожего населения страны. Первая сфера — образование в целом как социальный элемент. Одна из первых работ выбранного нами промежутка времени — «Американское образование, его принципы и элементы» Мэнсфилда, 1851 г. [6]. Основным историографическим трудом, к которому мы обратились, стала работа Ричарда Буна «Образование в Соединенных Штатах; его история с самых ранних поселений» 1866 г. [2]. В 1887 г. Г.А. Бакстер выпустил работу «Вклад в историю американского образования» [4]. Оригинальность данного исследования, как пишет сам автор, в том, что «национальное образование начинается не с начального, как это часто бывает в последнее время, а с высшего образования» [4]. Европейские историки также посвятили ряд своих трудов образованию в Америке. Так, Пьер Адам Силджестром в своей работе «Образовательные учреждения Соединенных Штатов, их характеристика и организация» [7] 1855 г. рассматривает взгляды европейца на процесс изменения системы образования.

Другое направление в изучении — женское образование. Дж. Батлер в 1868 г. в книге «Образование и трудоустройство женщин» [4] развеивает мысль о необходимости для женщин выхода замуж. Анализируя быт женщин, он доказывает, что женское образование и независимость нужна девушкам вне зависимости от того, в браке она или нет. В конце XIX в. появляется сборник статей Брэккет «Женщина и высшее образование» [3]. Это серия работ, частью которой являются репрезентативные работы женщин штата Нью-Йорк в различных областях. В Европе уже в 30-е гг. XIX в. начался выпуск книг о дистанцировании женщин от образования. Например, в своей работе Г. Бьемонт «Мари: или рабство в Соединенных Штатах: роман джексонианской Америки» [1] проанализировал систему американского женского образования и пришел к выводу, что образование портит женщин, которые, «став образованными, начинают ощущать свое превосходство над остальными».

Последняя область изучения — образование для чернокожих. Самые ранние научные работы по истории образования для чернокожих относятся к 1890-м гг. Это положило начало традиции, которая продолжалась и в десятилетие Великой депрессии. Практически единственными источниками исторической информации об образовании чернокожих на Севере для исследователей, появившимися в этот период, были отрывки из книг У.Э.Б. Дюбуа «Общая школа для негров» [5] и Вудсона «Образование для негров» [8].

Выводы. Таким образом, делая вывод о том, какие направления были представлены в выбранный нами период, можно сказать, что их было три: образование в целом, женское образование и образование для чернокожих. Внутри направления можно выделить ряд групп. Так, например, поднимались вопросы о методах преподавания или необходимо ли распространение знаний на все слои населения.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: ruslanova.a@sgspu.ru

студентка, группа м22СПз, исторический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Beaumont G. Marie: or, Slavery in the United States: a novel of Jacksonian America. Stanford: Stanford University Press, 1858. 280 p.
  2. Boon J.P. Education in the United States. Its history from the earliest settlements. New York: Books for Libraries Press, 1886. 442 р.
  3. Brackett A. Woman and the higher education. New York: Harper, 1893. 238 p.
  4. Butler J. The education and employment of women. London: Macmillan, 1868. 28 p.
  5. Dubois W.E.B. General school for negroes // The Journal of Negro Education. 2018. Vol. 87, N 3. P. 285–293. doi: 10.7709/jnegroeducation.87.3.0285
  6. Mansfield E.D. American education, its principles and elements. New York: A.S. Barnes & co., 1851. 345 p.
  7. Siljeström’s P.A. Educational institutions of the United States. London: John Chapman, 1855. 451 р.
  8. Woodson. Education for negroes // The Journal of Negro Education. 1945. Vol. 14, N 3. P. 299–306. doi: 10.2307/2292993

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Русланова А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.