Образы взрослых в трилогии В.П. Крапивина «Паруса Эспады»

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Тольяттинский государственный университет
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 81-82
  • Seção: ЧАСТЬ II. Литературоведение
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632577
  • ID: 632577

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Произведения В.П. Крапивина невозможно представить в отрыве от проблематики конфликта «взрослых» и «детей». В данной статье рассматриваются образы взрослых и их роль в традиционном крапивинском конфликте.

Цель — составление собирательных портретов образа «положительного» и «отрицательного» взрослого.

Методы. В качестве метода исследования выбран сравнительный анализ трилогии «Паруса Эспады», которая включает в себя романы «Мальчик со шпагой», «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства», а также центрального конфликта, выраженного в столкновении взрослого и детского миров. Несмотря на большое количество положительных образов учителей, родителей и т.д., в произведениях присутствует достаточно много резко отрицательных взрослых. Взаимоотношения детей и взрослых по своей природе очень сложны, поскольку зачастую основаны на неравенстве.

Результаты. В результате исследования выведено два инвариантных образа взрослого, содержащих подтипы.

Первый — герой-функционер, являющийся адептом негативного полюса авторитарного сознания, антагонист «крапивинских мальчишек». Инвариантные черты героя данного типа — поверхностность суждений, косность, конформизм и психология хамства. Подтипами данного героя являются «чиновницы-педагогессы», стремящиеся к механической и шаблонной педагогике, например, Нелли Ивановна; военные, которые стремятся к дисциплине, «обтесанной топором», как, например полковник Смолянцев; улично-домовая общественность, например бдительная семья Дзыкиных и Сыронисский; мещане-обыватели, например дядя Серёжи Каховского, Виталий Александрович. Образ дяди Вити с его «тихим мещанством» показан по-другому: дядя оказывается ярым индивидуалистом, безразличным к окружающей действительности, это человек со «скудной и холодной» душой, эгоцентрик и прагматик.

Второй инвариантный образ взрослого — «Дон Кихот с портфелем», это герой, который способен поднять «забрало» превосходства и понять душу подростка: журналист Алексей Иванович Борисов, вожатый Олег Московкин, Даниил Корнеевич Вострецов (в первой части он барабанщик «Эспады», во второй и третьей — руководитель парусного клуба), наконец, сам Сергей Владимирович Каховский.

Выводы. Специфика крапивинского конфликта определяется не столько принадлежностью к возрастной категории и противопоставлением «ребенок/взрослый», сколько ценностными ориентирами: как среди детей есть «функционеры», так и среди взрослых в трилогии встречаются «Дон Кихоты с портфелями».

Для героя-функционера не представляется возможным понять, что «человеческая доблесть не измеряется длиной штанов», тогда как именно руководители кружков в романах воплощают истинное значение слова «общаться» — разговаривать, учить, транслировать жизненный опыт и слышать своего собеседника, не поддаваясь предрассудкам о возрасте.

Texto integral

Обоснование. Произведения В.П. Крапивина невозможно представить в отрыве от проблематики конфликта «взрослых» и «детей». В данной статье рассматриваются образы взрослых и их роль в традиционном крапивинском конфликте.

Цель — составление собирательных портретов образа «положительного» и «отрицательного» взрослого.

Методы. В качестве метода исследования выбран сравнительный анализ трилогии «Паруса Эспады», которая включает в себя романы «Мальчик со шпагой», «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства», а также центрального конфликта, выраженного в столкновении взрослого и детского миров. Несмотря на большое количество положительных образов учителей, родителей и т.д., в произведениях присутствует достаточно много резко отрицательных взрослых. Взаимоотношения детей и взрослых по своей природе очень сложны, поскольку зачастую основаны на неравенстве.

Результаты. В результате исследования выведено два инвариантных образа взрослого, содержащих подтипы.

Первый — герой-функционер, являющийся адептом негативного полюса авторитарного сознания, антагонист «крапивинских мальчишек». Инвариантные черты героя данного типа — поверхностность суждений, косность, конформизм и психология хамства. Подтипами данного героя являются «чиновницы-педагогессы», стремящиеся к механической и шаблонной педагогике, например, Нелли Ивановна; военные, которые стремятся к дисциплине, «обтесанной топором», как, например полковник Смолянцев; улично-домовая общественность, например бдительная семья Дзыкиных и Сыронисский; мещане-обыватели, например дядя Серёжи Каховского, Виталий Александрович. Образ дяди Вити с его «тихим мещанством» показан по-другому: дядя оказывается ярым индивидуалистом, безразличным к окружающей действительности, это человек со «скудной и холодной» душой, эгоцентрик и прагматик.

Второй инвариантный образ взрослого — «Дон Кихот с портфелем», это герой, который способен поднять «забрало» превосходства и понять душу подростка: журналист Алексей Иванович Борисов, вожатый Олег Московкин, Даниил Корнеевич Вострецов (в первой части он барабанщик «Эспады», во второй и третьей — руководитель парусного клуба), наконец, сам Сергей Владимирович Каховский.

Выводы. Специфика крапивинского конфликта определяется не столько принадлежностью к возрастной категории и противопоставлением «ребенок/взрослый», сколько ценностными ориентирами: как среди детей есть «функционеры», так и среди взрослых в трилогии встречаются «Дон Кихоты с портфелями».

Для героя-функционера не представляется возможным понять, что «человеческая доблесть не измеряется длиной штанов», тогда как именно руководители кружков в романах воплощают истинное значение слова «общаться» — разговаривать, учить, транслировать жизненный опыт и слышать своего собеседника, не поддаваясь предрассудкам о возрасте.

×

Sobre autores

Тольяттинский государственный университет

Autor responsável pela correspondência
Email: Etitenina@gmail.com

студентка, группа ПОб-2106а, кафедра «Русский язык, литература и лингвокриминалистика»

Rússia, Тольятти

Bibliografia

  1. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50 – 80-х гг. ХХ (Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, А.Г. Алексин, В.П. Крапивин): дис. … док. фил. наук. Волгоград, 2001. EDN: NMAGHV doi: 10.30853/phil20220182
  2. Свитенко Н.В. Трилогия «Паруса „Эспады”» В.П. Крапивина: конфликт и система персонажей в аксиологическом аспекте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, № 4. С. 1030–1034.
  3. Сергиенко И. А. «Формула Крапивина»: сюжетная модель реалистической прозы Владислава Крапивина 1960–1980-х годов // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 151–165. EDN: CQWQML doi: 10.25205/2410-7883-2019-2-151-165

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Филиппова Е.В., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.