Тревожность как предиктор профессиональной идентичности студентов

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 241-242
  • Section: ЧАСТЬ II. Психология
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632551
  • ID: 632551

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Профессиональная идентичность — один из базовых компонентов идентичности человека, осознание себя индивидом как части профессиональной группы, чувство принадлежности к профессиональному сообществу, наделение личным смыслом своей работы и профессии, принятие профессиональных норм и ценностей. Это может рассматриваться как алгоритм формирования и развития профессиональной идентичности в процессе подготовки специалиста, а в прогнозе — повышения профессиональной эффективности будущих специалистов.

Уже на этапе вузовского обучения возникают трудности, связанные с формированием профессионального «Я». Исследования свидетельствуют, что потребность в самоактуализации по ряду причин у молодого поколения не удовлетворяется [1]. При этом недостаточно представлен анализ демотиваторов включения студенческой молодежи в учебно-профессиональный процесс в высшей школе. Одним из них является тревожность, блокирующая полноценное участие обучающихся в вузе.

Цель — выявление особенностей профессиональной идентичности (ПИ) студентов и ее взаимосвязь с личностной тревожностью.

Методы. Проективный тест идентичности (ПТИ), шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина [3], опросник «Диагностика профессиональной идентичности студентов» (А.А. Озерина) [2]. Проведен сравнительный анализ данных тревожности и компонентов ПИ студентов 2–3-х курсов, типы ПИ студентов, корреляционный анализ (применен коэффициент корреляции Пирсона), где переменными выступили уровень личностной тревожности и сформированность профессиональной идентичности. Проведен сравнительный анализ данных групп по проективной методике Л.Б. Шнейдер. Критериями для сравнения также выступили личностная тревожность и сформированность, зрелость профессиональной идентичности.

Результаты. В исследовании принимали участие 79 студентов психологического факультета, средний возраст составил 19,5 лет.

Показатели ПИ сходны для 2-го и 3-го курсов. У 3-го курса выше степень сформированности учебно-профессиональных планов. У большинства студентов выявлена достигнутая профессиональная идентичность. Многие студенты иллюстрируют предрешенную ПИ, что означает отсутствие независимых жизненных выборов и навязанную идентичность.

Высокая личностная тревожность характерна более чем для 50 % студентов.

Корреляционный анализ выявил отрицательную взаимосвязь между тревожностью и учебно-профессиональными планами (–0,46), профессиональной позицией (–0,42), отношением к профессии (–0,31) и профессиональной самооценкой (–0,28) как компонентами ПИ.

Данные проективного теста идентичности показали, что лишь 20 % студентов бессознательно идентифицируют себя с профессией. У данной группы сформированность и зрелость ПИ выше на 14 % и 7 % соответственно, а тревожность ниже почти на 10 %.

Выводы. Гипотеза о том, что личностная тревожность и профессиональная идентичность связаны обратной зависимостью (чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже показатели профессиональной идентичности), подтвердилась. Выявлено также, что личностная тревожность влияет на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент в структуре ПИ.

Перспективы исследования: изучение сформированности ПИ психологов 1–4-х курсов и тенденции к сохранению или спаду уровня личностной тревожности на протяжении всего обучения; сравнительный анализ ПИ и личностной тревожности студентов различных факультетов с целью выявления роли учебных программ и необходимости психологического сопровождения обучающихся.

Full Text

Обоснование. Профессиональная идентичность — один из базовых компонентов идентичности человека, осознание себя индивидом как части профессиональной группы, чувство принадлежности к профессиональному сообществу, наделение личным смыслом своей работы и профессии, принятие профессиональных норм и ценностей. Это может рассматриваться как алгоритм формирования и развития профессиональной идентичности в процессе подготовки специалиста, а в прогнозе — повышения профессиональной эффективности будущих специалистов.

Уже на этапе вузовского обучения возникают трудности, связанные с формированием профессионального «Я». Исследования свидетельствуют, что потребность в самоактуализации по ряду причин у молодого поколения не удовлетворяется [1]. При этом недостаточно представлен анализ демотиваторов включения студенческой молодежи в учебно-профессиональный процесс в высшей школе. Одним из них является тревожность, блокирующая полноценное участие обучающихся в вузе.

Цель — выявление особенностей профессиональной идентичности (ПИ) студентов и ее взаимосвязь с личностной тревожностью.

Методы. Проективный тест идентичности (ПТИ), шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина [3], опросник «Диагностика профессиональной идентичности студентов» (А.А. Озерина) [2]. Проведен сравнительный анализ данных тревожности и компонентов ПИ студентов 2–3-х курсов, типы ПИ студентов, корреляционный анализ (применен коэффициент корреляции Пирсона), где переменными выступили уровень личностной тревожности и сформированность профессиональной идентичности. Проведен сравнительный анализ данных групп по проективной методике Л.Б. Шнейдер. Критериями для сравнения также выступили личностная тревожность и сформированность, зрелость профессиональной идентичности.

Результаты. В исследовании принимали участие 79 студентов психологического факультета, средний возраст составил 19,5 лет.

Показатели ПИ сходны для 2-го и 3-го курсов. У 3-го курса выше степень сформированности учебно-профессиональных планов. У большинства студентов выявлена достигнутая профессиональная идентичность. Многие студенты иллюстрируют предрешенную ПИ, что означает отсутствие независимых жизненных выборов и навязанную идентичность.

Высокая личностная тревожность характерна более чем для 50 % студентов.

Корреляционный анализ выявил отрицательную взаимосвязь между тревожностью и учебно-профессиональными планами (–0,46), профессиональной позицией (–0,42), отношением к профессии (–0,31) и профессиональной самооценкой (–0,28) как компонентами ПИ.

Данные проективного теста идентичности показали, что лишь 20 % студентов бессознательно идентифицируют себя с профессией. У данной группы сформированность и зрелость ПИ выше на 14 % и 7 % соответственно, а тревожность ниже почти на 10 %.

Выводы. Гипотеза о том, что личностная тревожность и профессиональная идентичность связаны обратной зависимостью (чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже показатели профессиональной идентичности), подтвердилась. Выявлено также, что личностная тревожность влияет на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент в структуре ПИ.

Перспективы исследования: изучение сформированности ПИ психологов 1–4-х курсов и тенденции к сохранению или спаду уровня личностной тревожности на протяжении всего обучения; сравнительный анализ ПИ и личностной тревожности студентов различных факультетов с целью выявления роли учебных программ и необходимости психологического сопровождения обучающихся.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: epetuhova262@gmail.com

студентка

Russian Federation, Самара

References

  1. Козлова А.А., Мешкова И.В. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов с разным уровнем учебно-профессиональной мотивации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–3. С. 273–276. EDN: EETEZP
  2. Озерина А.А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Природные системы и ресурсы. 2011. № 1(1). C. 100–104. EDN: RTPLNJ
  3. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Ленинград: ЛенНИИ физической культуры, 1976. 40 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Петухова Е.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.