Развитие исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов детской школы искусств

Мұқаба
  • Авторлар: 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский государственный институт культуры
  • Шығарылым: Том 2 (2024)
  • Беттер: 249-250
  • Бөлім: ЧАСТЬ II. Педагогика и психология художественного образования
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632511
  • ID: 632511

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Как показывает анализ научных и методических публикаций по теме развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов [1–6], вопросы изучения исполнительского дыхания и разработка программы развития его в рамках выделенных показателей отдельно не ставились.

Основой для разработки программы развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов явились положения о естественном дыхании (Б. Диков); типах дыхания (Н. Платонов), показателях исполнительского дыхания (М. Чернова), результаты исследования исполнительского дыхания в рамках выделенных показателей (М. Чернова) [7, 8].

Цель — разработать программу развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов детской школы искусств в рамках выделенных показателей.

Методы. В ходе разработки программы развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов были использованы методы анализа научно-методической литературы, опрос.

Результаты. Анализ научно-методической литературы показал, что музыканты-педагоги в рамках решения проблемы развития исполнительского дыхания рекомендуют применять ряд приемов и упражнений. И.И. Кванц рекомендует мысленно разделить нотный текст на фразы и отделить между ними места для взятия исполнительского дыхания, таким образом весь процесс и компоненты исполнительского дыхания учащегося-флейтиста будут под контролем, следовательно, проработаны в должной мере. Ю. Должиков рекомендует игру на опоре. Благодаря особой работе мышц брюшного пресса все компоненты исполнительского дыхания работают лучше всего, звук инструмента яркий, компонент выдох увеличивает продуктивность, в связи с чем у исполнителя-духовика хватит потока воздушной струи на более объемную фразу. Результаты опроса в рамках изучения опыта В.А. Дрожникова, профессора, заслуженного артиста РФ по изучаемой проблеме показали, что дыхание при исполнении на флейте должно быть глубоким. В ситуации, когда флейтист совершает вдох, он должен делать это осознанно, понимая работу определенных мышц можно в полной мере добиться гармоничного звучания инструмента, контролировать остальные компоненты исполнительского дыхания.

Выводы. Анализ научно-методической литературы и собственного педагогического опыта автора позволил разработать программу развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов в рамках выделенных показателей (вдох, подача воздуха в инструмент, выдох). Остановимся на основных рекомендациях.

  1. Развитию вдоха способствует правильная техника подачи воздуха в инструмент, поэтому следует приучать учащегося к смешанному типу дыхания (грудобрюшному). В таком случае компоненты «вдох, ведение воздушной струи и выдох» будут в равной степени развиваться в процессе обучения учащихся-флейтистов. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука.
  2. Развитию подачи воздуха в инструмент способствует игра на «опоре», она также позволяет увеличить продолжительность выдоха. Работа брюшного пресса, его особое напряжение в сочетании с сопротивлением воздушной струи, позволит флейтисту сделать выход более продолжительным, а подачу воздуха в инструмент плавной и неколеблющейся.
  3. Развитию показателя выдох способствует игра учащегося по схеме «быстрый вдох — медленный и равномерный выдох».
  4. Учащийся-флейтист должен освоить умение правильно определять границы заключенных (в смысловом отношении) построений, то есть уметь определять место для того, чтобы взять дыхание. Это способствует развитию компонентов вдох и выдох, таким образом учащийся-флейтист сможет подготовиться к ним, не теряя технику.
  5. Развитию компонентов исполнительского дыхания способствует исполнение гамм в медленном движении с применением различной нюансировки. Завершение развития техники дыхания достигается в работе над специально подбираемым музыкальным материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков требует определенного мастерства.
  6. Для наиболее успешной работы над развитием исполнительского дыхания учащегося-флейтиста нужно осознавать процесс исполнительского дыхания в рамках развития всех его компонентов (вдох, подача воздуха в инструмент, выдох).

Толық мәтін

Обоснование. Как показывает анализ научных и методических публикаций по теме развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов [1–6], вопросы изучения исполнительского дыхания и разработка программы развития его в рамках выделенных показателей отдельно не ставились.

Основой для разработки программы развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов явились положения о естественном дыхании (Б. Диков); типах дыхания (Н. Платонов), показателях исполнительского дыхания (М. Чернова), результаты исследования исполнительского дыхания в рамках выделенных показателей (М. Чернова) [7, 8].

Цель — разработать программу развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов детской школы искусств в рамках выделенных показателей.

Методы. В ходе разработки программы развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов были использованы методы анализа научно-методической литературы, опрос.

Результаты. Анализ научно-методической литературы показал, что музыканты-педагоги в рамках решения проблемы развития исполнительского дыхания рекомендуют применять ряд приемов и упражнений. И.И. Кванц рекомендует мысленно разделить нотный текст на фразы и отделить между ними места для взятия исполнительского дыхания, таким образом весь процесс и компоненты исполнительского дыхания учащегося-флейтиста будут под контролем, следовательно, проработаны в должной мере. Ю. Должиков рекомендует игру на опоре. Благодаря особой работе мышц брюшного пресса все компоненты исполнительского дыхания работают лучше всего, звук инструмента яркий, компонент выдох увеличивает продуктивность, в связи с чем у исполнителя-духовика хватит потока воздушной струи на более объемную фразу. Результаты опроса в рамках изучения опыта В.А. Дрожникова, профессора, заслуженного артиста РФ по изучаемой проблеме показали, что дыхание при исполнении на флейте должно быть глубоким. В ситуации, когда флейтист совершает вдох, он должен делать это осознанно, понимая работу определенных мышц можно в полной мере добиться гармоничного звучания инструмента, контролировать остальные компоненты исполнительского дыхания.

Выводы. Анализ научно-методической литературы и собственного педагогического опыта автора позволил разработать программу развития исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов в рамках выделенных показателей (вдох, подача воздуха в инструмент, выдох). Остановимся на основных рекомендациях.

  1. Развитию вдоха способствует правильная техника подачи воздуха в инструмент, поэтому следует приучать учащегося к смешанному типу дыхания (грудобрюшному). В таком случае компоненты «вдох, ведение воздушной струи и выдох» будут в равной степени развиваться в процессе обучения учащихся-флейтистов. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука.
  2. Развитию подачи воздуха в инструмент способствует игра на «опоре», она также позволяет увеличить продолжительность выдоха. Работа брюшного пресса, его особое напряжение в сочетании с сопротивлением воздушной струи, позволит флейтисту сделать выход более продолжительным, а подачу воздуха в инструмент плавной и неколеблющейся.
  3. Развитию показателя выдох способствует игра учащегося по схеме «быстрый вдох — медленный и равномерный выдох».
  4. Учащийся-флейтист должен освоить умение правильно определять границы заключенных (в смысловом отношении) построений, то есть уметь определять место для того, чтобы взять дыхание. Это способствует развитию компонентов вдох и выдох, таким образом учащийся-флейтист сможет подготовиться к ним, не теряя технику.
  5. Развитию компонентов исполнительского дыхания способствует исполнение гамм в медленном движении с применением различной нюансировки. Завершение развития техники дыхания достигается в работе над специально подбираемым музыкальным материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков требует определенного мастерства.
  6. Для наиболее успешной работы над развитием исполнительского дыхания учащегося-флейтиста нужно осознавать процесс исполнительского дыхания в рамках развития всех его компонентов (вдох, подача воздуха в инструмент, выдох).
×

Авторлар туралы

Самарский государственный институт культуры

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: m.betmanm@mail.ru

студентка

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие по курсу «Методики обучения игре на духовых инструментах». Москва: Музгиз, 1962. 115 с.
  2. Должиков Ю. Методика. Нотная папка флейтиста №1. Методика Упражнения. Этюды. Москва: ДЕКА-ВС, 2004. 47 с.
  3. Кванц И.И. Опыт наставления по игре на флейте traversiere. В кн.: Кванц И.И. Жизнеописание господина Иоганна Иоахима Кванца, составленное им самим. Предисловие к изданию дуэтов соч. 2, Берлин, 1759 г. Петрозаводск: VPPrint, 2016. 528 с.
  4. Платонов Н.И. Школа игры на флейте / под ред. Ю. Должикова. Москва: Музыка, 2014. 154 с.
  5. Качмарик В. Немецкое флейтовое искусство XVII–XIX вв. Донецк: Юго-Восток, 2008. 310 с.
  6. Савин Е. Современное искусство игры на трубе: методический альбом. Москва: МГУКИ, 2013. 136 с.
  7. Чернова М.В. Формирование исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов по методике И.И. Кванца. В кн.: Культура и молодежь: от идеи к результату. LI научно-творческая конференция студентов СГИК. Самара, 2023 / под ред. М.А. Петиновой. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2023. С. 178–179. EDN: DQVZRT
  8. Чернова М.В. Изучение исполнительского дыхания у учащихся-флейтистов детской школы искусств СГИК. В кн.: Культура и молодежь: от идеи к результату. LI научно-творческая конференция студентов СГИК. Самара, 2023 / под ред. М.А. Петиновой. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2023. С. 179–180. EDN: VGVXBB

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Чернова М.В., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.