Посвящение как рамочный компонент текста художественного произведения
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный институт культуры
- Edição: Volume 2 (2024)
- Páginas: 340-341
- Seção: ЧАСТЬ II. Документационно-информационные науки
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632498
- ID: 632498
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Вопрос авторского присутствия в художественном произведении является одним из фундаментальных в литературоведении прошлого и настоящего времени. Наличие такого слияния демонстрирует заголовочный комплекс, утвердившийся в структуре текста еще в эпоху эллинизма. Он, предваряя основной текст, «опредмечивает» автора, транслирует через емкие элементы его смыслы. При этом особая роль принадлежит такому компоненту, как авторское посвящение конкретной персоне, которое акцентирует внимание на личных привязанностях и чувствах писателя и приоткрывает завесу над его субъективными мирами. Исследование законов развития отдельных структурных элементов художественного текста играет большую роль в становлении общей теории текста [1].
Цель — рассмотреть сложившиеся в истории литературы типы авторских посвящений в художественных произведениях.
Методы. В ходе исследования были использованы историко-генетический метод, типологический метод, метод сравнения, библиографический метод, метод анализа документов.
Результаты. Многочисленные тексты авторских посвящений позволяют произвести их внутрижанровую типологию на разных основаниях.
По характеру коммуникации выделяются:
1) мемориальные посвящения в память о ком-то, не допускающие обратной связи;
2) диалоговые посвящения, предполагающие продолжение взаимодействия между автором и адресатом.
По характеру адресата:
1) полиадресатные посвящения, обращенные к широкой аудитории;
2) моноадресатные посвящения, обращенные к конкретной личности.
По типу отношений между автором и адресатом:
1) экстравертные или социально-ориентированные посвящения;
2) интровертные посвящения, связанные с выражением чувств автора по отношению к близким людям [2].
Авторские посвящения от эпохи к эпохе теряют прагматику лести и служат для выражения искренней привязанности автора к адресату. Если в эпоху Античности и Средневековья эта литературная форма лишь восхваляла покровителя автора, то в XIX веке она становится знаком литературной преемственности, выражением благодарности тому, кто оказал столь сильное влияние на его творчество. Современные формы авторских посвящений изобилуют иронией, шутками ради того, чтобы заинтриговать читателя с первой страницы. Они могут поражать абсурдностью, быть вызывающими и дают возможность писателю проявить креативность [3].
Выводы. Таким образом, основными признаками авторского посвящения в художественном произведении являются:
- Четкость расположения в системе заголовочного комплекса текстовой рамки художественного произведения.
- Текстовое присутствие адресата посвящения.
- Прагматическая, личная (чувственная), креативная установка на повышение социального статуса адресата в глазах читателя и указание значимости художественного произведения.
История мировой литературы свидетельствует о многогранных текстологических возможностях авторского посвящения акцентировать на содержании художественного произведения, а также отражать те духовные процессы, которые происходили в общественно-культурном сознании людей определенной исторической эпохи.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. Вопрос авторского присутствия в художественном произведении является одним из фундаментальных в литературоведении прошлого и настоящего времени. Наличие такого слияния демонстрирует заголовочный комплекс, утвердившийся в структуре текста еще в эпоху эллинизма. Он, предваряя основной текст, «опредмечивает» автора, транслирует через емкие элементы его смыслы. При этом особая роль принадлежит такому компоненту, как авторское посвящение конкретной персоне, которое акцентирует внимание на личных привязанностях и чувствах писателя и приоткрывает завесу над его субъективными мирами. Исследование законов развития отдельных структурных элементов художественного текста играет большую роль в становлении общей теории текста [1].
Цель — рассмотреть сложившиеся в истории литературы типы авторских посвящений в художественных произведениях.
Методы. В ходе исследования были использованы историко-генетический метод, типологический метод, метод сравнения, библиографический метод, метод анализа документов.
Результаты. Многочисленные тексты авторских посвящений позволяют произвести их внутрижанровую типологию на разных основаниях.
По характеру коммуникации выделяются:
1) мемориальные посвящения в память о ком-то, не допускающие обратной связи;
2) диалоговые посвящения, предполагающие продолжение взаимодействия между автором и адресатом.
По характеру адресата:
1) полиадресатные посвящения, обращенные к широкой аудитории;
2) моноадресатные посвящения, обращенные к конкретной личности.
По типу отношений между автором и адресатом:
1) экстравертные или социально-ориентированные посвящения;
2) интровертные посвящения, связанные с выражением чувств автора по отношению к близким людям [2].
Авторские посвящения от эпохи к эпохе теряют прагматику лести и служат для выражения искренней привязанности автора к адресату. Если в эпоху Античности и Средневековья эта литературная форма лишь восхваляла покровителя автора, то в XIX веке она становится знаком литературной преемственности, выражением благодарности тому, кто оказал столь сильное влияние на его творчество. Современные формы авторских посвящений изобилуют иронией, шутками ради того, чтобы заинтриговать читателя с первой страницы. Они могут поражать абсурдностью, быть вызывающими и дают возможность писателю проявить креативность [3].
Выводы. Таким образом, основными признаками авторского посвящения в художественном произведении являются:
- Четкость расположения в системе заголовочного комплекса текстовой рамки художественного произведения.
- Текстовое присутствие адресата посвящения.
- Прагматическая, личная (чувственная), креативная установка на повышение социального статуса адресата в глазах читателя и указание значимости художественного произведения.
История мировой литературы свидетельствует о многогранных текстологических возможностях авторского посвящения акцентировать на содержании художественного произведения, а также отражать те духовные процессы, которые происходили в общественно-культурном сознании людей определенной исторической эпохи.
Sobre autores
Самарский государственный институт культуры
Autor responsável pela correspondência
Email: an4stasiatchugunova@yandex.ru
студентка
Rússia, СамараBibliografia
- Андросова Ф.С. Формы авторского присутствия в художественном произведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6–2(48). С. 24–26. EDN: TRSRKX
- Богданова О.В. Дедикативные стратегии художественного текста (к постановке проблемы) // Вестник Университета имени Альфреда Нобеля. Серия: Филологические науки. 2018. № 1(15). С. 20–28.
- Капустина Ю.А. Рамка и ее место в ряду смежных композиционных явлений // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Гуманитарные, общественные и педагогические науки. 2018. № 2(9). С. 42–45.
Arquivos suplementares
