Культурогенез изобразительного искусства в первобытном обществе
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный институт культуры
- Edição: Volume 2 (2024)
- Páginas: 269-270
- Seção: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632421
- ID: 632421
Citar
Texto integral
Resumo
Введение. Искать истоки — одна из самых сложных задач, которые может поставить перед собой человеческий разум. Каждое явление имеет свою точку начала, момент зарождения и возникновения. Однако, когда мы пытаемся добраться до его корней, перед нами открывается бесконечная цепь преобразований и переходов из одного состояния в другое. Семья, собственность, государство, являются результатом длительной эволюции. Искусство не является исключением. Когда, где и по каким причинам оно «началось» — дать точный и однозначный ответ невозможно.
Искусство, вопреки своей кажущейся эфемерности, является одним из наиболее важных источников информации о культурных и социальных процессах в истории общества. Об этом свидетельствует обширная историография по проблемам культурогенеза художественной деятельности человека. Развитие изобразительного искусства в первобытной культуре представляет собой сложный процесс, включающий эволюцию человеческой идентичности, изменения в мировоззрении и восприятии окружающего мира.
Цель — показать истоки изобразительного искусства в контексте культурогенеза.
Методы. В работе применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также систематизация рассматриваемого материала.
Результаты. Искусство можно рассматривать как проявление творческой активности, выходящей за рамки простой выживаемости, что является нетипичным биосоциальным поведением. Оно позволяет человеку выражать свои эмоции, мысли и взгляды, исследовать мир вокруг себя и свое место в нем. Искусство становится средством самовыражения, самопознания и взаимодействия с окружающей средой и другими людьми.
К вопросу о зарождении искусства, стоит обратить внимание на то, что, возможно, по аналогии с орудийно-трудовой теорией антропогенеза, сначала какое-то время существовало инстинктивное, спонтанное рисование, также как существовал животноподобный, инстинктивный труд, прежде чем стать сознательным. Л.С. Выготский утверждал, что именно неудовлетворенные потребности стимулируют фантазию. Вся жизнь первобытного общества была сосредоточена на решении двух главных задач: добыче пищи и деторождении. Соответственно, образы женщины и зверя передавались через искусство из поколения в поколение как важнейшие для выживания символы. Эти первообразы, объекты стремлений, вобравшие в себя древнейший опыт человечества, впоследствии стали архетипами.
Когда люди сознательно вкладывали дополнительные время и усилия в художественное оформление создаваемых предметов и инструментов, они имели для этого весомые основания. Превращая деревянный сосуд в подобие птицы, придавая ручке костяного кинжала форму животного или украшая поверхность колчана для стрел определенным узором, мифологизируя эти объекты и связывая их с тотемами, люди мистически одухотворяли их, наделяя артефакты своей деятельности особыми свойствами. К объектам, обладающим художественной ценностью, человек начинал относиться с уважением, доверием и почтением. На этой основе формировалось эстетическое отношение человека к созданным им предметам. Эстетическое восхищение — мощный компенсатор затраченного труда.
Так, например, бизоны, созданные первобытными художниками в Альтамирской пещере в Испании, и пятнистые лошади и быки, обнаруженные в пещере Пеш-Мерль во Франции, — не просто примитивные рисунки. Их можно рассматривать как первые образцы художественного самосознания и, по существу, ставшие символами культуры. Искусство на заре своего становления имело глубокую укорененность в окружающий человека мир. В этом контексте искусство выступало не только как средство отвлечения, но и как способ сближения с окружающей природой.
Выводы. С течением времени функции искусства стали разнообразными и многогранными. Оно приобрело магические, религиозные, информационные и даже исследовательские аспекты. Оно становилось инструментом коммуникации и понимания окружающей реальности, а также способом сохранения и передачи знаний и опыта предков. Однако корни искусства всегда оставались неизменными, удовлетворяя потребности человека в поиске и выражении самого себя, в стремлении понять свое место в мире.
Texto integral
Введение. Искать истоки — одна из самых сложных задач, которые может поставить перед собой человеческий разум. Каждое явление имеет свою точку начала, момент зарождения и возникновения. Однако, когда мы пытаемся добраться до его корней, перед нами открывается бесконечная цепь преобразований и переходов из одного состояния в другое. Семья, собственность, государство, являются результатом длительной эволюции. Искусство не является исключением. Когда, где и по каким причинам оно «началось» — дать точный и однозначный ответ невозможно.
Искусство, вопреки своей кажущейся эфемерности, является одним из наиболее важных источников информации о культурных и социальных процессах в истории общества. Об этом свидетельствует обширная историография по проблемам культурогенеза художественной деятельности человека. Развитие изобразительного искусства в первобытной культуре представляет собой сложный процесс, включающий эволюцию человеческой идентичности, изменения в мировоззрении и восприятии окружающего мира.
Цель — показать истоки изобразительного искусства в контексте культурогенеза.
Методы. В работе применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также систематизация рассматриваемого материала.
Результаты. Искусство можно рассматривать как проявление творческой активности, выходящей за рамки простой выживаемости, что является нетипичным биосоциальным поведением. Оно позволяет человеку выражать свои эмоции, мысли и взгляды, исследовать мир вокруг себя и свое место в нем. Искусство становится средством самовыражения, самопознания и взаимодействия с окружающей средой и другими людьми.
К вопросу о зарождении искусства, стоит обратить внимание на то, что, возможно, по аналогии с орудийно-трудовой теорией антропогенеза, сначала какое-то время существовало инстинктивное, спонтанное рисование, также как существовал животноподобный, инстинктивный труд, прежде чем стать сознательным. Л.С. Выготский утверждал, что именно неудовлетворенные потребности стимулируют фантазию. Вся жизнь первобытного общества была сосредоточена на решении двух главных задач: добыче пищи и деторождении. Соответственно, образы женщины и зверя передавались через искусство из поколения в поколение как важнейшие для выживания символы. Эти первообразы, объекты стремлений, вобравшие в себя древнейший опыт человечества, впоследствии стали архетипами.
Когда люди сознательно вкладывали дополнительные время и усилия в художественное оформление создаваемых предметов и инструментов, они имели для этого весомые основания. Превращая деревянный сосуд в подобие птицы, придавая ручке костяного кинжала форму животного или украшая поверхность колчана для стрел определенным узором, мифологизируя эти объекты и связывая их с тотемами, люди мистически одухотворяли их, наделяя артефакты своей деятельности особыми свойствами. К объектам, обладающим художественной ценностью, человек начинал относиться с уважением, доверием и почтением. На этой основе формировалось эстетическое отношение человека к созданным им предметам. Эстетическое восхищение — мощный компенсатор затраченного труда.
Так, например, бизоны, созданные первобытными художниками в Альтамирской пещере в Испании, и пятнистые лошади и быки, обнаруженные в пещере Пеш-Мерль во Франции, — не просто примитивные рисунки. Их можно рассматривать как первые образцы художественного самосознания и, по существу, ставшие символами культуры. Искусство на заре своего становления имело глубокую укорененность в окружающий человека мир. В этом контексте искусство выступало не только как средство отвлечения, но и как способ сближения с окружающей природой.
Выводы. С течением времени функции искусства стали разнообразными и многогранными. Оно приобрело магические, религиозные, информационные и даже исследовательские аспекты. Оно становилось инструментом коммуникации и понимания окружающей реальности, а также способом сохранения и передачи знаний и опыта предков. Однако корни искусства всегда оставались неизменными, удовлетворяя потребности человека в поиске и выражении самого себя, в стремлении понять свое место в мире.
Sobre autores
Самарский государственный институт культуры
Autor responsável pela correspondência
Email: kolba.egor122@gmail.com
студент
Rússia, СамараArquivos suplementares
