Изучение фразеологии как средство формирования ценностных ориентаций у младших школьников
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский государственный социально-педагогический университет Самара
- 期: 卷 2 (2024)
- 页面: 101-102
- 栏目: ЧАСТЬ II. Изучение и преподавание русского языка на разных уровнях образования
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632408
- ID: 632408
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. В соответствии с запросами современного российского общества, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед педагогами стоит задача приобщения младших школьников к системе ценностных ориентаций. Большим потенциалом в решении поставленной задачи обладает фразеология русского языка. Однако методические аспекты использования фразеологического материала как средства формирования ценностных ориентаций у младших школьников разработаны недостаточно.
Цель — разработать комплекс заданий на материале фразеологии, направленный на формирование ценностных ориентаций у младших школьников.
Методы. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы; проектирование заданий.
Результаты. Нами разработан комплекс заданий на материале фразеологии для обучающихся 3–4-го классов по усвоению общечеловеческих ценностей («дружба», «труд», «учеба», «семья», «честность») и формированию на этой основе ценностных ориентаций. Приведем примеры (таблица 1).
Таблица 1. Комплекс заданий «Формирование у младших школьников ценностных ориентаций на материале фразеологии»
№ | Название задания | Цель | Содержание задания |
1. | Подбери фразеологизм | Правильно подбирать фразеологизмы в соответствии с их ценностями и ценностными ориентациями | Подбери фразеологизмы к группе «Прилежно учиться». Подбери фразеологизмы к группе «Усердно трудиться» |
2. | Подумай-ка! | Понимать значение фразеологизмов и уметь заменять их словами или словосочетаниями с другими фразеологизмами | Подчеркни в тексте фразеологизмы. Спиши текст, заменяя фразеологизмы словами или словосочетаниями, фразеологизмами из справочного материала: Мой сосед по парте — Вова. Мы с ним просто не разлей вода! От дома Вовы до моего дома рукой подать. Когда мы с ним мастерили скворечник, я понял, что у Вовы золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Справочный материал: неразлучные друзья; как кошка с собакой; очень близко; умелый человек; умный, рассудительный человек; глупый человек; обращать внимание на чужую беду; помогает; выручает из беды. Какие человеческие качества Вовы ценит автор? |
3. | Разгадай-ка | Понимать значение фразеологизмов и определять их место в русской языковой картине мира | Разгадай ребус. Какой фразеологизм получился? Объясни его значение. Составь предложение с этим фразеологизмом. О каком отношении человека к труду свидетельствует употребление этого фразеологизма? |
Выводы. Предложенный нами комплекс заданий способствует усвоению младшими школьниками ценностного потенциала фразеологических единиц; предполагает анализ ценностей и форм их выражения, составление детьми собственных рассказов с использованием фразеологизмов, объективирующих нормы и ценности.
全文:
Обоснование. В соответствии с запросами современного российского общества, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед педагогами стоит задача приобщения младших школьников к системе ценностных ориентаций. Большим потенциалом в решении поставленной задачи обладает фразеология русского языка. Однако методические аспекты использования фразеологического материала как средства формирования ценностных ориентаций у младших школьников разработаны недостаточно.
Цель — разработать комплекс заданий на материале фразеологии, направленный на формирование ценностных ориентаций у младших школьников.
Методы. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы; проектирование заданий.
Результаты. Нами разработан комплекс заданий на материале фразеологии для обучающихся 3–4-го классов по усвоению общечеловеческих ценностей («дружба», «труд», «учеба», «семья», «честность») и формированию на этой основе ценностных ориентаций. Приведем примеры (таблица 1).
Таблица 1. Комплекс заданий «Формирование у младших школьников ценностных ориентаций на материале фразеологии»
№ | Название задания | Цель | Содержание задания |
1. | Подбери фразеологизм | Правильно подбирать фразеологизмы в соответствии с их ценностями и ценностными ориентациями | Подбери фразеологизмы к группе «Прилежно учиться». Подбери фразеологизмы к группе «Усердно трудиться» |
2. | Подумай-ка! | Понимать значение фразеологизмов и уметь заменять их словами или словосочетаниями с другими фразеологизмами | Подчеркни в тексте фразеологизмы. Спиши текст, заменяя фразеологизмы словами или словосочетаниями, фразеологизмами из справочного материала: Мой сосед по парте — Вова. Мы с ним просто не разлей вода! От дома Вовы до моего дома рукой подать. Когда мы с ним мастерили скворечник, я понял, что у Вовы золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Справочный материал: неразлучные друзья; как кошка с собакой; очень близко; умелый человек; умный, рассудительный человек; глупый человек; обращать внимание на чужую беду; помогает; выручает из беды. Какие человеческие качества Вовы ценит автор? |
3. | Разгадай-ка | Понимать значение фразеологизмов и определять их место в русской языковой картине мира | Разгадай ребус. Какой фразеологизм получился? Объясни его значение. Составь предложение с этим фразеологизмом. О каком отношении человека к труду свидетельствует употребление этого фразеологизма? |
Выводы. Предложенный нами комплекс заданий способствует усвоению младшими школьниками ценностного потенциала фразеологических единиц; предполагает анализ ценностей и форм их выражения, составление детьми собственных рассказов с использованием фразеологизмов, объективирующих нормы и ценности.
作者简介
Самарский государственный социально-педагогический университет Самара
编辑信件的主要联系方式.
Email: svetlana140699@gmail.com
магистрант, группа ФНО-м22ПНв, факультет начального образования
俄罗斯联邦参考
- Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Москва: Академия, 2009. 409 с.
- Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка. Волгоград: Перемена, 1993. 147 с.
- Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4. С. 117–121.
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Москва: Вако, 2022. 160 с.
补充文件
