Изучение фразеологии как средство формирования ценностных ориентаций у младших школьников

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет Самара
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 101-102
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Изучение и преподавание русского языка на разных уровнях образования
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632408
  • ID: 632408

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. В соответствии с запросами современного российского общества, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед педагогами стоит задача приобщения младших школьников к системе ценностных ориентаций. Большим потенциалом в решении поставленной задачи обладает фразеология русского языка. Однако методические аспекты использования фразеологического материала как средства формирования ценностных ориентаций у младших школьников разработаны недостаточно.

Цель — разработать комплекс заданий на материале фразеологии, направленный на формирование ценностных ориентаций у младших школьников.

Методы. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы; проектирование заданий.

Результаты. Нами разработан комплекс заданий на материале фразеологии для обучающихся 3–4-го классов по усвоению общечеловеческих ценностей («дружба», «труд», «учеба», «семья», «честность») и формированию на этой основе ценностных ориентаций. Приведем примеры (таблица 1).

 

Таблица 1. Комплекс заданий «Формирование у младших школьников ценностных ориентаций на материале фразеологии»

Название задания

Цель

Содержание задания

1.

Подбери фразеологизм

Правильно подбирать фразеологизмы в соответствии с их ценностями и ценностными ориентациями

Подбери фразеологизмы к группе «Прилежно учиться».

Подбери фразеологизмы к группе «Усердно трудиться»

2.

Подумай-ка!

Понимать значение фразеологизмов и уметь заменять их словами или словосочетаниями с другими фразеологизмами

Подчеркни в тексте фразеологизмы. Спиши текст, заменяя фразеологизмы словами или словосочетаниями, фразеологизмами из справочного материала:

Мой сосед по парте — Вова. Мы с ним просто не разлей вода! От дома Вовы до моего дома рукой подать. Когда мы с ним мастерили скворечник, я понял, что у Вовы золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Справочный материал: неразлучные друзья; как кошка с собакой; очень близко; умелый человек; умный, рассудительный человек; глупый человек; обращать внимание на чужую беду; помогает; выручает из беды.

Какие человеческие качества Вовы ценит автор?

3.

Разгадай-ка

Понимать значение фразеологизмов и определять их место в русской языковой картине мира

Разгадай ребус. Какой фразеологизм получился? Объясни его значение.

Составь предложение с этим фразеологизмом. О каком отношении человека к труду свидетельствует употребление этого фразеологизма?

 

Выводы. Предложенный нами комплекс заданий способствует усвоению младшими школьниками ценностного потенциала фразеологических единиц; предполагает анализ ценностей и форм их выражения, составление детьми собственных рассказов с использованием фразеологизмов, объективирующих нормы и ценности.

全文:

Обоснование. В соответствии с запросами современного российского общества, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед педагогами стоит задача приобщения младших школьников к системе ценностных ориентаций. Большим потенциалом в решении поставленной задачи обладает фразеология русского языка. Однако методические аспекты использования фразеологического материала как средства формирования ценностных ориентаций у младших школьников разработаны недостаточно.

Цель — разработать комплекс заданий на материале фразеологии, направленный на формирование ценностных ориентаций у младших школьников.

Методы. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы; проектирование заданий.

Результаты. Нами разработан комплекс заданий на материале фразеологии для обучающихся 3–4-го классов по усвоению общечеловеческих ценностей («дружба», «труд», «учеба», «семья», «честность») и формированию на этой основе ценностных ориентаций. Приведем примеры (таблица 1).

 

Таблица 1. Комплекс заданий «Формирование у младших школьников ценностных ориентаций на материале фразеологии»

Название задания

Цель

Содержание задания

1.

Подбери фразеологизм

Правильно подбирать фразеологизмы в соответствии с их ценностями и ценностными ориентациями

Подбери фразеологизмы к группе «Прилежно учиться».

Подбери фразеологизмы к группе «Усердно трудиться»

2.

Подумай-ка!

Понимать значение фразеологизмов и уметь заменять их словами или словосочетаниями с другими фразеологизмами

Подчеркни в тексте фразеологизмы. Спиши текст, заменяя фразеологизмы словами или словосочетаниями, фразеологизмами из справочного материала:

Мой сосед по парте — Вова. Мы с ним просто не разлей вода! От дома Вовы до моего дома рукой подать. Когда мы с ним мастерили скворечник, я понял, что у Вовы золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Справочный материал: неразлучные друзья; как кошка с собакой; очень близко; умелый человек; умный, рассудительный человек; глупый человек; обращать внимание на чужую беду; помогает; выручает из беды.

Какие человеческие качества Вовы ценит автор?

3.

Разгадай-ка

Понимать значение фразеологизмов и определять их место в русской языковой картине мира

Разгадай ребус. Какой фразеологизм получился? Объясни его значение.

Составь предложение с этим фразеологизмом. О каком отношении человека к труду свидетельствует употребление этого фразеологизма?

 

Выводы. Предложенный нами комплекс заданий способствует усвоению младшими школьниками ценностного потенциала фразеологических единиц; предполагает анализ ценностей и форм их выражения, составление детьми собственных рассказов с использованием фразеологизмов, объективирующих нормы и ценности.

×

作者简介

Самарский государственный социально-педагогический университет Самара

编辑信件的主要联系方式.
Email: svetlana140699@gmail.com

магистрант, группа ФНО-м22ПНв, факультет начального образования

俄罗斯联邦

参考

  1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Москва: Академия, 2009. 409 с.
  2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка. Волгоград: Перемена, 1993. 147 с.
  3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4. С. 117–121.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Москва: Вако, 2022. 160 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Брухан С.О., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可