Самарский протоиерей Иоанн Халколиванов и его церковная, просветительская, литературная деятельность в XIX веке
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский государственный институт культуры
- 期: 卷 2 (2024)
- 页面: 69-70
- 栏目: ЧАСТЬ II. Теология и история религий
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632396
- ID: 632396
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. 1851 г. — год образования Самарской губернии, вскоре за этим событием последовало создание Самарской епархии [7, c. 72–73]. Скорого решения потребовал ряд проблем, в том числе православное просвещение населения, обучение его правилам религиозной жизни и нравственности, противодействие сектантству. В решении этих вопросов важнейшую роль сыграло образованное духовенство, которое могло, общаясь со всеми слоями населения, нести богословские истины, обучать и проповедовать. Понятен особый исследовательский интерес к деятельности священников на педагогическом поприще [2, 5, 8, 9] и их издательской активности [1, 4, 6].
Цель — изучение церковной, просветительской и литературной деятельности одного из выдающихся представителей образованного духовенства XIX века. Для ее достижения решались следующие задачи: проанализировать роль протоиерея Иоанна Егоровича Халколиванова в деле становления и развития Самарской епархии, рассмотреть его участие в просвещении населения, выявить и систематизировать его публикации.
Методы. В основу работы были положены историко-генетический и ретроспективный методы, использованы приемы контент-анализа.
Результаты. Активную педагогическую, пастырскую, административную деятельность отец Иоанн начал в 1845 г., став священником в Казанско-Богородицком соборе в Самаре, а затем будучи возведен в статус протоирея. Уже тогда он был цензором проповедей и благочинным городских церквей [6, c. 171].
Со временем он стал также катихизатором при вышеуказанном соборе, членом Самарского холерного комитета, «благочинным над пятью градскими церквами», «миссионером в пяти уездах Симбирской епархии: Самарском, Сызранском, Ставропольском, Сингилеевском и Карсунском» [8, c. 5–6]. После открытия в Самаре епархиального управления в 1851 г. он занимал следующие должности: протоирей Самарского Спасо-Вознесенского собора, старший экзаменатор, действительный член консистории. При этом он также был «попечителем при новоучрежденной в Самаре женской общине», будущем Иверском женском монастыре, «членом комитета по обзаведению Самарской архиерейской кафедры» [8, c. 5–6]. Кроме этого, Халколиванов являлся сотрудником Самарского духовного попечительства о бедных, членом губернского комитета народного здравия, членом губернского оспенного комитета, а также членом губернского статистического комитета и «комиссии, учрежденной для рассмотрения составляемых церковных описей» [8, c. 5–6].
С 1845 г. Халколиванов занимал должность законоучителя уездного училища. В первые месяцы работы Самарского приходского училища и Самарской гимназии также являлся законоучителем. А затем, благодаря своему выдающемуся опыту в административном и педагогическом деле, занял должность ректора Самарского духовного училища [8, c. 7, 9].
Отец Иоанн был известен и на литературно-богословском поприще. Наиболее важные его сочинения можно разделить на проповеднические, учебные, миссионерские [3, c. 269]. Его работы до сих пор актуальны в научно-церковной сфере [8, c. 7].
В 1855 г. вышла первая проповедническая работа Иоана Егоровича «Слова и поучения на воскресные и праздничные дни», изданная в Санкт-Петербурге в типографии Я. Ионсона [1, c. 46]. Особое внимание Халколиванов уделял борьбе с учением, которое распространяла секта молокан, что также нашло отражение в его публикациях [10].
Выводы. И.Е. Халколиванов был одним из активнейших участников становления Самарской епархии и духовного образования. Обладая превосходным образованием и значительным опытом, он сыграл, как было установлено, важную роль в развитии духовной жизни и проповеди учения Русской православной церкви на территории Самарского края. Книги, написанные им, были и остаются известными среди православных ученых-теологов.
全文:
Обоснование. 1851 г. — год образования Самарской губернии, вскоре за этим событием последовало создание Самарской епархии [7, c. 72–73]. Скорого решения потребовал ряд проблем, в том числе православное просвещение населения, обучение его правилам религиозной жизни и нравственности, противодействие сектантству. В решении этих вопросов важнейшую роль сыграло образованное духовенство, которое могло, общаясь со всеми слоями населения, нести богословские истины, обучать и проповедовать. Понятен особый исследовательский интерес к деятельности священников на педагогическом поприще [2, 5, 8, 9] и их издательской активности [1, 4, 6].
Цель — изучение церковной, просветительской и литературной деятельности одного из выдающихся представителей образованного духовенства XIX века. Для ее достижения решались следующие задачи: проанализировать роль протоиерея Иоанна Егоровича Халколиванова в деле становления и развития Самарской епархии, рассмотреть его участие в просвещении населения, выявить и систематизировать его публикации.
Методы. В основу работы были положены историко-генетический и ретроспективный методы, использованы приемы контент-анализа.
Результаты. Активную педагогическую, пастырскую, административную деятельность отец Иоанн начал в 1845 г., став священником в Казанско-Богородицком соборе в Самаре, а затем будучи возведен в статус протоирея. Уже тогда он был цензором проповедей и благочинным городских церквей [6, c. 171].
Со временем он стал также катихизатором при вышеуказанном соборе, членом Самарского холерного комитета, «благочинным над пятью градскими церквами», «миссионером в пяти уездах Симбирской епархии: Самарском, Сызранском, Ставропольском, Сингилеевском и Карсунском» [8, c. 5–6]. После открытия в Самаре епархиального управления в 1851 г. он занимал следующие должности: протоирей Самарского Спасо-Вознесенского собора, старший экзаменатор, действительный член консистории. При этом он также был «попечителем при новоучрежденной в Самаре женской общине», будущем Иверском женском монастыре, «членом комитета по обзаведению Самарской архиерейской кафедры» [8, c. 5–6]. Кроме этого, Халколиванов являлся сотрудником Самарского духовного попечительства о бедных, членом губернского комитета народного здравия, членом губернского оспенного комитета, а также членом губернского статистического комитета и «комиссии, учрежденной для рассмотрения составляемых церковных описей» [8, c. 5–6].
С 1845 г. Халколиванов занимал должность законоучителя уездного училища. В первые месяцы работы Самарского приходского училища и Самарской гимназии также являлся законоучителем. А затем, благодаря своему выдающемуся опыту в административном и педагогическом деле, занял должность ректора Самарского духовного училища [8, c. 7, 9].
Отец Иоанн был известен и на литературно-богословском поприще. Наиболее важные его сочинения можно разделить на проповеднические, учебные, миссионерские [3, c. 269]. Его работы до сих пор актуальны в научно-церковной сфере [8, c. 7].
В 1855 г. вышла первая проповедническая работа Иоана Егоровича «Слова и поучения на воскресные и праздничные дни», изданная в Санкт-Петербурге в типографии Я. Ионсона [1, c. 46]. Особое внимание Халколиванов уделял борьбе с учением, которое распространяла секта молокан, что также нашло отражение в его публикациях [10].
Выводы. И.Е. Халколиванов был одним из активнейших участников становления Самарской епархии и духовного образования. Обладая превосходным образованием и значительным опытом, он сыграл, как было установлено, важную роль в развитии духовной жизни и проповеди учения Русской православной церкви на территории Самарского края. Книги, написанные им, были и остаются известными среди православных ученых-теологов.
作者简介
Самарский государственный институт культуры
编辑信件的主要联系方式.
Email: lsanjkk6@gmail.com
студентка, группа БВ-321, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
俄罗斯联邦, Самара参考
- Александров Е.В. Православное книгоиздание в Самаре во второй половине XIX в. // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту: материалы V Международ. науч.-практ. конф. Самара: СГИК, 2017. С. 44–53. EDN: YGIQOX
- Артамонова Л.М. Священники-законоучители начальных школ городов Самарской губернии в середине XIX века // Двадцать первые Иоанновские чтения: материалы науч. конф. Самара: Научно-технический центр, 2017. С. 43–59. EDN: YTWIBP
- Корсунский И. Халколиванов, Иван Егорович // Русский биографический словарь. Т. 21. Фабер-Цявловский. Санкт-Петербург: Тип. В. Безобразова и К., 1901. С. 268–269.
- Курмаев М.В., Машенцева Л.П. Самарская книга второй половины XIX в. — начала XX в.: сводный каталог-репертуар. Самара: Издательство Ас Гард, 2013. EDN: XCVTSV
- Ляпина А.В. Наставники Самарской духовной семинарии в истории Самарского епархиального женского училища // Научные труды Самарской духовной семинарии: сб. статей. Вып. VII. Самара: Слово, 2019. С. 167–176. EDN: IKSZRE
- Машенцева Л.П. Документы по истории самарского книгоиздания в фондах Российского государственного исторического архива // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 1. С. 167–174. EDN: PYBNXN
- Смирнов Ю.Н. Взаимодействие епархиального начальства с местной администрацией в новой Самарской губернии в 1850–1870-е годы: к вопросу о характере церковно-государственных отношений // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 1. С. 71–81. EDN: DMHVAU doi: 10.25205/1818-7919-2024-23-1-71-81
- Смирнов Ю.Н. Выбор преподавателя Закона Божьего для Самарской гимназии при ее открытии в 1856 году // Двадцать первые Иоанновские чтения: материалы науч. конф. Самара: Научно-Технический центр, 2017. С. 3–13. EDN: YTWIAL
- Смирнов Ю.Н. Учительство и образованное общество волжского города середины XIX в. в гражданских инициативах и самодеятельном творчестве // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 3. С. 8–14. EDN: WPSEXZ
- Халколиванов И.Е. Письмо духовного отца к его духовному сыну, живущему в селении, в котором есть часть молокан, о вере и жизни христианской. Самара: Губернская типография, 1863. 32 c.
补充文件
