Формирование навыков аудирования технических текстов средствами pre-listening activities

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный технический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 122-123
  • Section: ЧАСТЬ II. Лингвистические и лингводидактические проблемы диалога культур
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632385
  • ID: 632385

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В настоящее время при обучении студентов необходимо формировать навыки аудирования, позволяющие будущим специалистам работать с техническими текстами и осуществлять коммуникацию на профессиональные темы, понимать звучащую иностранную речь. Для формирования таких навыков необходима подготовка к аудированию, осуществляемая через pre-listening activities, или упражнения перед прослушиванием. С другой стороны, существует мало исследований, рассматривающих упражнения pre-listening в курсе английского для специальных целей.

Цель — разработать собственную систему упражнений, которая составит основу пособия для инженеров-строителей нашего университета.

Методы. Для выявления и классификации типов pre-listening activities мы рассмотрели учебники английского для специальных целей и провели эксперимент для выявления наиболее эффективных упражнений.

Результаты. Упражнения pre-listening, которые предлагают авторы учебников, можно разделить на два типа — предварительное изучение лексики и предварительное ознакомление с содержанием. После выполнения упражнений студенты слушают аудиозапись и проверяют ответы.

Предварительное изучение лексики включает в себя упражнения, направленные на знакомство обучаемых с новой лексикой, ее использование во время выполнения задания и узнавание в аудировании. Этот тип можно разделить на три подтипа:

  1. Соединение пунктов для образования одной из следующих связок: новая лексика — подходящие определения/термины, подходящие фотографии/рисунки, подходящие локации и т. д.
  2. Вставка подходящих по смыслу слов или словосочетаний в текст, график или таблицу.
  3. Обсуждение новой лексики путем ответов на вопросы по теме, объяснения значения слов, примеров их употребления или обсуждения каких-либо ситуаций.

Предварительное ознакомление с содержанием включает в себя упражнения, направленные на подготовку учащихся к аудированию путем знакомства с контекстом и темой аудирования. Этот тип можно разделить на два подтипа:

  1. Предугадывание содержания, или выдвижение предположений, например: закончить предложения, основываясь на прочитанном ранее тексте; выполнить тест или заполнить таблицу, полагаясь на уже имеющиеся знания; установить правильный логический или хронологический порядок фотографий или рисунков; отметить, являются ли утверждения верными или неверными.
  2. Обсуждение предполагаемого содержания группой или по парам, например: обсудить вопросы, связанные с темой аудирования, данные схемы или таблицы, фотографию или рисунок, утверждение или цитату; ответить на вопросы, основываясь на прочитанном ранее тексте.

Для эксперимента нами были созданы упражнения четырех разных типов для одного из юнитов пособия, составлен и озвучен текст аудирования и финальный тест. Участниками стали 117 студентов СамГТУ с одинаковым уровнем английского, которые были разделены на группы: «Содержание + Лексика», «Текст», «Лексика», «Содержание» и контрольная группа. С первой группой перед началом прослушивания мы отработали лексику и обсудили предполагаемое содержание. С группой «Текст» — прослушали текст на похожую тематику и обсудили его, выполнили тест, а далее студенты получили подобный текст на аудирование. С группой «Лексика» перед началом аудирования мы отработали лексику. С группой «Содержание» только обсуждали возможное содержание. Участники контрольной группы не имели предварительной подготовки перед аудированием.

Выводы. Упражнения перед прослушиванием формируют навыки восприятия аудиоматериалов на технические темы путем знакомства с новой лексикой и предварительным содержанием. Эксперимент показал, что наилучшие показатели у групп «Содержание + Лексика» и «Лексика», что говорит о необходимости проработки специальной лексики, в то время как обсуждение предполагаемого содержания не дает должной подготовки к прослушиванию.

Full Text

Обоснование. В настоящее время при обучении студентов необходимо формировать навыки аудирования, позволяющие будущим специалистам работать с техническими текстами и осуществлять коммуникацию на профессиональные темы, понимать звучащую иностранную речь. Для формирования таких навыков необходима подготовка к аудированию, осуществляемая через pre-listening activities, или упражнения перед прослушиванием. С другой стороны, существует мало исследований, рассматривающих упражнения pre-listening в курсе английского для специальных целей.

Цель — разработать собственную систему упражнений, которая составит основу пособия для инженеров-строителей нашего университета.

Методы. Для выявления и классификации типов pre-listening activities мы рассмотрели учебники английского для специальных целей и провели эксперимент для выявления наиболее эффективных упражнений.

Результаты. Упражнения pre-listening, которые предлагают авторы учебников, можно разделить на два типа — предварительное изучение лексики и предварительное ознакомление с содержанием. После выполнения упражнений студенты слушают аудиозапись и проверяют ответы.

Предварительное изучение лексики включает в себя упражнения, направленные на знакомство обучаемых с новой лексикой, ее использование во время выполнения задания и узнавание в аудировании. Этот тип можно разделить на три подтипа:

  1. Соединение пунктов для образования одной из следующих связок: новая лексика — подходящие определения/термины, подходящие фотографии/рисунки, подходящие локации и т. д.
  2. Вставка подходящих по смыслу слов или словосочетаний в текст, график или таблицу.
  3. Обсуждение новой лексики путем ответов на вопросы по теме, объяснения значения слов, примеров их употребления или обсуждения каких-либо ситуаций.

Предварительное ознакомление с содержанием включает в себя упражнения, направленные на подготовку учащихся к аудированию путем знакомства с контекстом и темой аудирования. Этот тип можно разделить на два подтипа:

  1. Предугадывание содержания, или выдвижение предположений, например: закончить предложения, основываясь на прочитанном ранее тексте; выполнить тест или заполнить таблицу, полагаясь на уже имеющиеся знания; установить правильный логический или хронологический порядок фотографий или рисунков; отметить, являются ли утверждения верными или неверными.
  2. Обсуждение предполагаемого содержания группой или по парам, например: обсудить вопросы, связанные с темой аудирования, данные схемы или таблицы, фотографию или рисунок, утверждение или цитату; ответить на вопросы, основываясь на прочитанном ранее тексте.

Для эксперимента нами были созданы упражнения четырех разных типов для одного из юнитов пособия, составлен и озвучен текст аудирования и финальный тест. Участниками стали 117 студентов СамГТУ с одинаковым уровнем английского, которые были разделены на группы: «Содержание + Лексика», «Текст», «Лексика», «Содержание» и контрольная группа. С первой группой перед началом прослушивания мы отработали лексику и обсудили предполагаемое содержание. С группой «Текст» — прослушали текст на похожую тематику и обсудили его, выполнили тест, а далее студенты получили подобный текст на аудирование. С группой «Лексика» перед началом аудирования мы отработали лексику. С группой «Содержание» только обсуждали возможное содержание. Участники контрольной группы не имели предварительной подготовки перед аудированием.

Выводы. Упражнения перед прослушиванием формируют навыки восприятия аудиоматериалов на технические темы путем знакомства с новой лексикой и предварительным содержанием. Эксперимент показал, что наилучшие показатели у групп «Содержание + Лексика» и «Лексика», что говорит о необходимости проработки специальной лексики, в то время как обсуждение предполагаемого содержания не дает должной подготовки к прослушиванию.

×

About the authors

Самарский государственный технический университет

Author for correspondence.
Email: tkachenko.dianka@mail.ru

студентка, группа 3-ИИЭГО, Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Ткаченко Д.П.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.