Адаптация выпускников транспортного вуза к инженерной деятельности
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- 期: 卷 2 (2024)
- 页面: 315-316
- 栏目: ЧАСТЬ II. Психология профессиональной деятельности
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632331
- ID: 632331
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Современная система образования устроена так, чтобы передать будущему специалисту не только теоретические знания, но и научить его коммуникации в обществе, подготовить человека с определенным мировоззрением и системой устоявшихся жизненных ценностей и установок. Однако требования к пришедшему на работу специалисту формируются вне системы образования. Они обусловлены общими социальными, экономическими, социокультурными факторами. Отсюда вытекает необходимость подготовить выпускников вузов к данным довольно быстроменяющимся факторам, чтобы избежать болезненного восприятия стрессовых ситуаций молодыми специалистами.
Цель — провести анализ процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности и выявить пробелы, препятствующие стабильной адаптации.
Методы. Среди выпускников университета СамГУПС был проведен опрос, в котором приняли участие 50 человек. Основная цель — выявить, с какими трудностями столкнулись молодые специалисты во время адаптации на рабочем месте, и проанализировать их причины.
Результаты. Очень важным фактором является уровень профессиональных компетенций. Многие пришедшие на работу специалисты не чувствуют уверенности в себе именно за счет недостаточной профессиональной подготовки, а также из-за недопонимания особенностей инженерной профессии.
Кроме того, молодому специалисту необходимо иметь навыки работы в команде и коммуникации со своими коллегами, общение с которыми предоставляет возможность учиться на опыте других, обмениваться и получать необходимые знания. Коллективная работа способствует более эффективному выполнению рабочих задач, так как разделение обязанностей и совместное усилие членов команды позволяют достигать целей более быстро и эффективно.
По итогам опроса было выявлено, что 64 % из общего числа опрошенных столкнулись с трудностями в первое время работы. 38 % переживали трудности в общении с коллегами, 30 % чувствовали себя изолированными и неуверенными в своих способностях, 8 % испытывали сложности в адаптации к новой команде (рис. 1).
Рис. 1. Итог опроса: «Как вы чувствовали себя в коллективе на новом рабочем месте?»
Кроме того, было выявлено, что 68 % опрошенных хорошо оценивают уровень подготовки выпускников для выполнения инженерных задач, однако у 46 % довольно часто возникают трудности с применением теоретических задач на практике. Из всего числа опрошенных только 22 % остались полностью удовлетворены процессом поддержки молодых специалистов на новом рабочем месте, 42 % считают, что могло быть лучше, 30 % были оставлены наедине со своими проблемами, а 6 % вовсе не получили никакой поддержки от руководства и коллег. На вопрос: «Какие изменения в программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?» — 40 % ответили, что нужно обновить программу обучения с учетом современных технологий и требований рынка труда, 22 % считают важным акцентировать внимание на развитии профессиональных навыков, другие 22 % добавили бы больше практических занятий и стажировок, а 16 % хотели бы улучшить систему поддержки выпускников на первом рабочем месте (рис. 2).
Рис. 2. Итог опроса: «Какие изменения в учебной программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?»
Выводы. Для улучшения процесса адаптации молодых специалистов предлагается еще на образовательном этапе приблизить процесс обучения к условиям профессиональной деятельности. В этом может помочь создание так называемых научно-образовательных центров на базе университета, где студенты смогут совместно решать реальные инженерные кейсы, тренировать свое творческое и критическое мышление, коммуницировать с другими обучающимися, а также встречаться со специалистами, которые будут делиться своим опытом и наставлениями в профессиональной сфере. Участие в реальных проектах и кейсах поможет студентам лучше понять специфику инженерной деятельности, научиться работать в условиях ограниченных ресурсов и сроков, а также развить профессиональные навыки, необходимые для успешной карьеры.
全文:
Обоснование. Современная система образования устроена так, чтобы передать будущему специалисту не только теоретические знания, но и научить его коммуникации в обществе, подготовить человека с определенным мировоззрением и системой устоявшихся жизненных ценностей и установок. Однако требования к пришедшему на работу специалисту формируются вне системы образования. Они обусловлены общими социальными, экономическими, социокультурными факторами. Отсюда вытекает необходимость подготовить выпускников вузов к данным довольно быстроменяющимся факторам, чтобы избежать болезненного восприятия стрессовых ситуаций молодыми специалистами.
Цель — провести анализ процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности и выявить пробелы, препятствующие стабильной адаптации.
Методы. Среди выпускников университета СамГУПС был проведен опрос, в котором приняли участие 50 человек. Основная цель — выявить, с какими трудностями столкнулись молодые специалисты во время адаптации на рабочем месте, и проанализировать их причины.
Результаты. Очень важным фактором является уровень профессиональных компетенций. Многие пришедшие на работу специалисты не чувствуют уверенности в себе именно за счет недостаточной профессиональной подготовки, а также из-за недопонимания особенностей инженерной профессии.
Кроме того, молодому специалисту необходимо иметь навыки работы в команде и коммуникации со своими коллегами, общение с которыми предоставляет возможность учиться на опыте других, обмениваться и получать необходимые знания. Коллективная работа способствует более эффективному выполнению рабочих задач, так как разделение обязанностей и совместное усилие членов команды позволяют достигать целей более быстро и эффективно.
По итогам опроса было выявлено, что 64 % из общего числа опрошенных столкнулись с трудностями в первое время работы. 38 % переживали трудности в общении с коллегами, 30 % чувствовали себя изолированными и неуверенными в своих способностях, 8 % испытывали сложности в адаптации к новой команде (рис. 1).
Рис. 1. Итог опроса: «Как вы чувствовали себя в коллективе на новом рабочем месте?»
Кроме того, было выявлено, что 68 % опрошенных хорошо оценивают уровень подготовки выпускников для выполнения инженерных задач, однако у 46 % довольно часто возникают трудности с применением теоретических задач на практике. Из всего числа опрошенных только 22 % остались полностью удовлетворены процессом поддержки молодых специалистов на новом рабочем месте, 42 % считают, что могло быть лучше, 30 % были оставлены наедине со своими проблемами, а 6 % вовсе не получили никакой поддержки от руководства и коллег. На вопрос: «Какие изменения в программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?» — 40 % ответили, что нужно обновить программу обучения с учетом современных технологий и требований рынка труда, 22 % считают важным акцентировать внимание на развитии профессиональных навыков, другие 22 % добавили бы больше практических занятий и стажировок, а 16 % хотели бы улучшить систему поддержки выпускников на первом рабочем месте (рис. 2).
Рис. 2. Итог опроса: «Какие изменения в учебной программе вуза вы бы предложили для лучшей подготовки к инженерной деятельности?»
Выводы. Для улучшения процесса адаптации молодых специалистов предлагается еще на образовательном этапе приблизить процесс обучения к условиям профессиональной деятельности. В этом может помочь создание так называемых научно-образовательных центров на базе университета, где студенты смогут совместно решать реальные инженерные кейсы, тренировать свое творческое и критическое мышление, коммуницировать с другими обучающимися, а также встречаться со специалистами, которые будут делиться своим опытом и наставлениями в профессиональной сфере. Участие в реальных проектах и кейсах поможет студентам лучше понять специфику инженерной деятельности, научиться работать в условиях ограниченных ресурсов и сроков, а также развить профессиональные навыки, необходимые для успешной карьеры.
作者简介
Самарский государственный университет путей сообщения
编辑信件的主要联系方式.
Email: polagutina2016@mail.ru
студентка, группа СЖД-12
俄罗斯联邦, Самара补充文件
