Воспитательный потенциал медиаконтента (на примере отечественных мультипликационных фильмов)

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 217-218
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Педагогика
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632304
  • ID: 632304

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. На сегодняшний день очень много людей, родившихся в 2000-х годах и воспитанных на разных произведениях культуры, уже заканчивают школу или поступили в университеты. Но мультипликационные проекты России, выпущенные в начале века, по-прежнему помогают воспитывать детей и позволяют находить разные смыслы и отвечать на разные вопросы ребенка и взрослого. ХХI век — век информационный, влияющий на развитие человека практически с самого первого дня его жизни. Вопрос о содержательной наполненности медиаконтента, адресованного детской и молодежной аудитории, будет актуальным не только для педагогов и родителей, но и для всего общества. Сегодня основные телеканалы стали меньше уделять внимания просвещению молодежи и населения, увеличив время эфира для политических и развлекательных программ [1]. Но в то же время «Смешарики» просвещают молодежь и о большом количестве глубоких общественных проблем, о которых порой даже взрослые и умудренные жизнью люди умалчивают.

Цель — изучение влияния медиаконтента в виде отечественных мультфильмов (в особенности — классических «Смешариков») на воспитание и формирование личности молодых россиян, родившихся в 2000-х годах.

Методы. Были проведены опросы с помощью Google-форм среди учащихся трех самарских школ (Школа № 85, Лицей СГСПУ и Лицей авиационного профиля №135). В ответе на вопрос об эффективности воспитательной функции мультипликации получились следующие результаты.

По популярности персонажи «Смешариков» распределились таким образом:

1) Крош — 45 голосов;

2) Ежик — 26 голосов;

3) Пин — 18 голосов;

4) Кар-Карыч — 16 голосов;

5) Копатыч — 13 голосов;

6) Лосяш — 10 голосов;

7) Бараш — 9 голосов;

8) Нюша, Совунья — 6 голосов;

9) Биби — 1 голос.

107 человек высказалось за продолжение съемок сериала, 48 — за прекращение.

Результаты. Одна из ключевых воспитательных и педагогических идей «Смешариков» — идеальный мир дружбы круглых героев, в котором нет места насилию и большим ссорам [2]. Персонажи мультсериала успешно с ней справляются — у них никогда не было затяжных неразрешимых конфликтов, охватывающих несколько серий. В мультсериале аккуратно поднимаются вопросы о наиболее тяжелых зависимостях в виде игромании, обжорства и алкоголизма. «Смешарики» отлично выполняют и другую функцию — воспитание добрых и искренних чувств, что является средоточием человечности [3]. Если просмотреть разные серии «Смешариков», то можно заметить, насколько герои умеют чувствовать, сопереживать и дорожить своими товарищами. Кроме того, один из главных и жизненных конфликтов в мультсериале — это конфликт поколений. Еще одним интересным общественным вопросом, которым задаются не только простые, но и ученые люди, является ответственность научных работников за свои разработки и действия. Необходимо отметить такую педагогическую и воспитательную задачу, как просвещение с помощью различных отсылок и аллегорий к многочисленным событиям и произведениям человека. Необычным методом воспитания является нумизматика, поскольку было выпущено несколько тиражей монет с изображением персонажей «Смешариков».

Выводы. Стоит отметить, что в результате взросления и обучения человек находит во многих произведениях доселе неизвестные и непонятные ему смыслы и трактовки. «Смешарики» показывают, что мультипликационные фильмы способны воспитывать и развивать детей, школьников и даже студентов, влиять на них через ярких персонажей и отсылки ко многим шедеврам человеческой культуры и науки.

全文:

Обоснование. На сегодняшний день очень много людей, родившихся в 2000-х годах и воспитанных на разных произведениях культуры, уже заканчивают школу или поступили в университеты. Но мультипликационные проекты России, выпущенные в начале века, по-прежнему помогают воспитывать детей и позволяют находить разные смыслы и отвечать на разные вопросы ребенка и взрослого. ХХI век — век информационный, влияющий на развитие человека практически с самого первого дня его жизни. Вопрос о содержательной наполненности медиаконтента, адресованного детской и молодежной аудитории, будет актуальным не только для педагогов и родителей, но и для всего общества. Сегодня основные телеканалы стали меньше уделять внимания просвещению молодежи и населения, увеличив время эфира для политических и развлекательных программ [1]. Но в то же время «Смешарики» просвещают молодежь и о большом количестве глубоких общественных проблем, о которых порой даже взрослые и умудренные жизнью люди умалчивают.

Цель — изучение влияния медиаконтента в виде отечественных мультфильмов (в особенности — классических «Смешариков») на воспитание и формирование личности молодых россиян, родившихся в 2000-х годах.

Методы. Были проведены опросы с помощью Google-форм среди учащихся трех самарских школ (Школа № 85, Лицей СГСПУ и Лицей авиационного профиля №135). В ответе на вопрос об эффективности воспитательной функции мультипликации получились следующие результаты.

По популярности персонажи «Смешариков» распределились таким образом:

1) Крош — 45 голосов;

2) Ежик — 26 голосов;

3) Пин — 18 голосов;

4) Кар-Карыч — 16 голосов;

5) Копатыч — 13 голосов;

6) Лосяш — 10 голосов;

7) Бараш — 9 голосов;

8) Нюша, Совунья — 6 голосов;

9) Биби — 1 голос.

107 человек высказалось за продолжение съемок сериала, 48 — за прекращение.

Результаты. Одна из ключевых воспитательных и педагогических идей «Смешариков» — идеальный мир дружбы круглых героев, в котором нет места насилию и большим ссорам [2]. Персонажи мультсериала успешно с ней справляются — у них никогда не было затяжных неразрешимых конфликтов, охватывающих несколько серий. В мультсериале аккуратно поднимаются вопросы о наиболее тяжелых зависимостях в виде игромании, обжорства и алкоголизма. «Смешарики» отлично выполняют и другую функцию — воспитание добрых и искренних чувств, что является средоточием человечности [3]. Если просмотреть разные серии «Смешариков», то можно заметить, насколько герои умеют чувствовать, сопереживать и дорожить своими товарищами. Кроме того, один из главных и жизненных конфликтов в мультсериале — это конфликт поколений. Еще одним интересным общественным вопросом, которым задаются не только простые, но и ученые люди, является ответственность научных работников за свои разработки и действия. Необходимо отметить такую педагогическую и воспитательную задачу, как просвещение с помощью различных отсылок и аллегорий к многочисленным событиям и произведениям человека. Необычным методом воспитания является нумизматика, поскольку было выпущено несколько тиражей монет с изображением персонажей «Смешариков».

Выводы. Стоит отметить, что в результате взросления и обучения человек находит во многих произведениях доселе неизвестные и непонятные ему смыслы и трактовки. «Смешарики» показывают, что мультипликационные фильмы способны воспитывать и развивать детей, школьников и даже студентов, влиять на них через ярких персонажей и отсылки ко многим шедеврам человеческой культуры и науки.

×

作者简介

Самарский государственный социально-педагогический университет

编辑信件的主要联系方式.
Email: andrejbondarenko262@gmail.com

студент, группа ИФ-б22ИПо, исторический факультет

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Долгова Ю.И., Федорова В.С. Программирование универсальных телеканалов в условиях острой конкуренции (на примере «Первого канала» и «России-1») // Меди@льманах: сетевой журнал. 2019. EDN: PKVEDF doi: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.6474
  2. Корнилова М.В. Смешарики. История культовой Вселенной. Москва: Эксмо, 2024. 256 с.
  3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Москва: Концептуал, 2022. 352 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Бондаренко А.И., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可