Разговоры о любви (на материале романов Э.М. Ремарка)
- Авторы: Кафидова А.А.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: Том 2 (2024)
- Страницы: 149-150
- Раздел: ЧАСТЬ II. Немецкая филология
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632287
- ID: 632287
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Исследование разговоров о любви в романах Э.М. Ремарка выполнено в русле дискурсивного подхода. Автор относит диалоги героев о любви к реализации дискурса о любви. Тема любви является ключевой во многих романах Э.М. Ремарка. Но несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных изучению концепта «любовь» в творчестве автора, практически отсутствуют работы, рассматривающие разговоры героев о любви с точки зрения дискурс-анализа.
Цель — изучить разговоры о любви как способ реализации любовного дискурса в романах Э.М. Ремарка «Черный обелиск», «Три товарища» и «Триумфальная арка».
Методы. Методом сплошной выборки в процессе чтения романов был составлен корпус диалогов героев, посвященных теме любви в разных ее аспектах. Посредством метода контекстуального анализа мы анализируем отобранный материал и выявляем скрытые коммуникативные намерения и установки автора и участников. Метод стилистического анализа помогает нам выявить стилистические функции языковых средств. Методом дискурс-анализа мы выделяем основные принципы построения дискурса любви в романах Э.М. Ремарка.
Результаты. Дискурс любви в нашем исследовании — это «речь влюбленного от лица персонажа, рассказчика или автора, понимаемая в аспекте диалога с другими в связи с экстралингвистическим контекстом» [2]. К одним из важнейших компонентов любовного дискурса относятся беседы о любви, разговоры по душам [1].
Участниками диалогов о любви в романах автора являются два субъекта — главный герой произведения и его возлюбленная. Диалогам персонажей свойственна искренность, особенно она проявляется в эпизодах встреч и прощаний персонажей. В беседах герои используют как вербальные, так и невербальные средства общения (паузы, интонации, жесты). Рассуждениям персонажей о любви присуща философичность и обилие пространных размышлений, причем зачастую герои сначала обсуждают свои отношения, а потом начинают говорить о любви вообще. Кроме того, беседам свойственна метафоричность: автор использует широкий круг средств художественной выразительности, например, метафору, эпитет, оксюморон, градацию, персонификацию, сравнение. Во время бесед герои затрагивают разные аспекты любви: сопоставление вечной и преходящей любви, любовь и деньги, любовь и ее понимание в мире, любовь и роли мужчины и женщины, земная и небесная любовь («himmlische und irdische Liebe» [6]), зависимость женщины от мужчины в любви («halte mich», «du mußt mich lieben», «sonst bin ich verloren» [5, 7]). На выбор темы беседы оказывает влияние экстралингвистический контекст (непростые общественно-политические условия, в которых живут герои, будь то период инфляции или годы репрессий в Германии). Кроме того, важную роль играет коммуникативная личность персонажа: к примеру, в романе «Триумфальная арка» главный герой Равик, человек со страшным прошлым, считает, что все слова обесценились и зачастую не может описать свои чувства, в то время как его возлюбленная может без труда говорить о своих эмоциях.
Выводы. Беседы о любви можно тематически разделить на несколько групп. Многие диалоги влюбленных построены по схожей модели «от частного к общему»: сначала герой говорит о какой-либо конкретной ситуации, а затем для подтверждения своих мыслей обращается к общечеловеческому опыту. Тематика диалогов зачастую зависит от коммуникативной личности участников общения. Кроме того, на тематику оказывает влияние экстралингвистический контекст.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Исследование разговоров о любви в романах Э.М. Ремарка выполнено в русле дискурсивного подхода. Автор относит диалоги героев о любви к реализации дискурса о любви. Тема любви является ключевой во многих романах Э.М. Ремарка. Но несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных изучению концепта «любовь» в творчестве автора, практически отсутствуют работы, рассматривающие разговоры героев о любви с точки зрения дискурс-анализа.
Цель — изучить разговоры о любви как способ реализации любовного дискурса в романах Э.М. Ремарка «Черный обелиск», «Три товарища» и «Триумфальная арка».
Методы. Методом сплошной выборки в процессе чтения романов был составлен корпус диалогов героев, посвященных теме любви в разных ее аспектах. Посредством метода контекстуального анализа мы анализируем отобранный материал и выявляем скрытые коммуникативные намерения и установки автора и участников. Метод стилистического анализа помогает нам выявить стилистические функции языковых средств. Методом дискурс-анализа мы выделяем основные принципы построения дискурса любви в романах Э.М. Ремарка.
Результаты. Дискурс любви в нашем исследовании — это «речь влюбленного от лица персонажа, рассказчика или автора, понимаемая в аспекте диалога с другими в связи с экстралингвистическим контекстом» [2]. К одним из важнейших компонентов любовного дискурса относятся беседы о любви, разговоры по душам [1].
Участниками диалогов о любви в романах автора являются два субъекта — главный герой произведения и его возлюбленная. Диалогам персонажей свойственна искренность, особенно она проявляется в эпизодах встреч и прощаний персонажей. В беседах герои используют как вербальные, так и невербальные средства общения (паузы, интонации, жесты). Рассуждениям персонажей о любви присуща философичность и обилие пространных размышлений, причем зачастую герои сначала обсуждают свои отношения, а потом начинают говорить о любви вообще. Кроме того, беседам свойственна метафоричность: автор использует широкий круг средств художественной выразительности, например, метафору, эпитет, оксюморон, градацию, персонификацию, сравнение. Во время бесед герои затрагивают разные аспекты любви: сопоставление вечной и преходящей любви, любовь и деньги, любовь и ее понимание в мире, любовь и роли мужчины и женщины, земная и небесная любовь («himmlische und irdische Liebe» [6]), зависимость женщины от мужчины в любви («halte mich», «du mußt mich lieben», «sonst bin ich verloren» [5, 7]). На выбор темы беседы оказывает влияние экстралингвистический контекст (непростые общественно-политические условия, в которых живут герои, будь то период инфляции или годы репрессий в Германии). Кроме того, важную роль играет коммуникативная личность персонажа: к примеру, в романе «Триумфальная арка» главный герой Равик, человек со страшным прошлым, считает, что все слова обесценились и зачастую не может описать свои чувства, в то время как его возлюбленная может без труда говорить о своих эмоциях.
Выводы. Беседы о любви можно тематически разделить на несколько групп. Многие диалоги влюбленных построены по схожей модели «от частного к общему»: сначала герой говорит о какой-либо конкретной ситуации, а затем для подтверждения своих мыслей обращается к общечеловеческому опыту. Тематика диалогов зачастую зависит от коммуникативной личности участников общения. Кроме того, на тематику оказывает влияние экстралингвистический контекст.
Об авторах
Анна Андреевна Кафидова
Самарский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: annakafidova@gmail.com
студентка, группа 5441-450301 D, факультет филологии и журналистики
Россия, СамараСписок литературы
- Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. Москва: Ad Marginem, 1999.
- Велюго О.А. Дискурс любви или любовный дискурс? Комментарий к терминологическому аппарату // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 8–12. EDN: VYTNHP
- Remarque E.M. Arc de Triomphe. Köln: Kiepenheuer&Witsch, 1988. 729 p.
- Remarque E.M. Der schwarze Obelisk. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1989. 500 p.
- Remarque E.M. Drei Kameraden. München: Verlag für fremdsprachige Literatur, 1960. 455 p.
Дополнительные файлы
