Язык и символика пустот в предметных формациях культуры

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский государственный институт культуры
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 275-276
  • Seção: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632278
  • ID: 632278

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. В современном гуманитарном интеллектуальном сообществе происходит переосмысление фундаментальных ценностей и атрибуций культуры, включая новое прочтение места и роли пустот и иных незаметных артикуляций культуры, лежащих за пределами привычного восприятия. Понимание данной проблематики связанно с обнаружением когнитивной значимости в культуре особого символического языка пустот, его влияния на мировоззрение и поведение людей. Исследование того, что скрывается за видимым и очевидным структурным порядком вещей в культурных формациях открывает путь к пониманию того, что этот порядок не только поддерживает, но и определяет.

Цель — изучить язык и символику предметно-символических артикуляций пустот в функционировании культуры.

Историографические предпосылки темы нашли отражение в трудах К.А. Богданова, М. Пикарда, Д.Т. Судзуки, А.Ф. Тузикова, М.Н. Эпштейна [1-5].

Методы. Методологический инструментарий включает: культурологический подход, метод семантического осмысления, текстологический, компаративистский, структурно-функциональный анализ.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) определить, сравнить и специфицировать способы присутствия структуральных проекций пустоты и ее различных артикуляций в текстах культуры;

2) рассмотреть исторические особенности актуализации и восприятия символического языка пустот в культуре;

3) выявить семантические свойства пустоты в создании эмоционального и эстетического воздействия;

4) раскрыть когнитивные значения и смысловые позиции феномена пустоты в современной культуре.

Результаты. Пустота позиционируется как неотъемлемая часть культурного пространства, которая участвует в формировании структурного порядка и отношений между элементами. Пустота активна и функциональна, она не является отсутствием чего-либо, а скорее регистрирует необходимую полноту и визуальную узнаваемость предметной сущности. Пустота как феномен обычно воспринимается людьми как отсутствие. Однако культурология позволяет видеть в пустоте особое семантически насыщенное поле различных смысловых и символических артикуляций.

Важно специфицировать и учитывать восприятие пустоты в различных культурах. Здесь можно усмотреть несколько когнитивных проекций. Онтологическое восприятие пустоты: в западной культуре пустота ассоциируется с хаосом, в то время как в восточной она отражает единство мира. Гносеологическое восприятие пустоты: пустота содержит множество возможностей для познания мира, самопознания и решения жизненных задач [4]. Психологическое восприятие пустоты: относительная нейтральность, отсутствие эмоций [4].

В качестве примера, можно взять категорию пустоты (ma) в японской архитектуре. Понятие пустоты (ma) восходит к философским принципам, согласно которым пустота является неотъемлемой частью материального мира и важным элементом восприятия окружающего пространства. Ma играет важную роль, создавая гармонию и баланс между пространством, материалами и функцией здания. Она помогает создать ощущение спокойствия и сохранить связь с природой и окружающим миром. [3, с. 58].

Особой категорией пустоты является тишина. Тишина — это не просто отсутствие звуков, а самостоятельное явление. Она не сводится к тому, что замолкают голоса, а существует сама по себе. Тишина, как и язык, играет важную роль в жизни человека. Хотя тишина и язык — разные понятия, они связаны и дополняют друг друга. Тишина позитивна и реальна, но чтобы выразить ее значение, нужен язык [1, с. 159]. Можно выделить следующие виды тишины: молчание, пауза, неизреченность [2].

Выводы. 1. Язык пустот есть непременная структурная принадлежность, лежащая в основании любой культурной реальности.

  1. Пустота активна, несмотря на внешнюю нейтральность, она участвует в формотворчестве, задает структурный порядок между вещами.
  2. Пустота не есть небытие, она функциональна, регистрирует необходимую полноту и визуальную узнаваемость предметов.
  3. Искусство управления языком пустот есть один из главных критериев профессионального мастерства в современном художественном формотворчестве, включая архитектуру, дизайн, креативные индустрии и пр.

Texto integral

Обоснование. В современном гуманитарном интеллектуальном сообществе происходит переосмысление фундаментальных ценностей и атрибуций культуры, включая новое прочтение места и роли пустот и иных незаметных артикуляций культуры, лежащих за пределами привычного восприятия. Понимание данной проблематики связанно с обнаружением когнитивной значимости в культуре особого символического языка пустот, его влияния на мировоззрение и поведение людей. Исследование того, что скрывается за видимым и очевидным структурным порядком вещей в культурных формациях открывает путь к пониманию того, что этот порядок не только поддерживает, но и определяет.

Цель — изучить язык и символику предметно-символических артикуляций пустот в функционировании культуры.

Историографические предпосылки темы нашли отражение в трудах К.А. Богданова, М. Пикарда, Д.Т. Судзуки, А.Ф. Тузикова, М.Н. Эпштейна [1-5].

Методы. Методологический инструментарий включает: культурологический подход, метод семантического осмысления, текстологический, компаративистский, структурно-функциональный анализ.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) определить, сравнить и специфицировать способы присутствия структуральных проекций пустоты и ее различных артикуляций в текстах культуры;

2) рассмотреть исторические особенности актуализации и восприятия символического языка пустот в культуре;

3) выявить семантические свойства пустоты в создании эмоционального и эстетического воздействия;

4) раскрыть когнитивные значения и смысловые позиции феномена пустоты в современной культуре.

Результаты. Пустота позиционируется как неотъемлемая часть культурного пространства, которая участвует в формировании структурного порядка и отношений между элементами. Пустота активна и функциональна, она не является отсутствием чего-либо, а скорее регистрирует необходимую полноту и визуальную узнаваемость предметной сущности. Пустота как феномен обычно воспринимается людьми как отсутствие. Однако культурология позволяет видеть в пустоте особое семантически насыщенное поле различных смысловых и символических артикуляций.

Важно специфицировать и учитывать восприятие пустоты в различных культурах. Здесь можно усмотреть несколько когнитивных проекций. Онтологическое восприятие пустоты: в западной культуре пустота ассоциируется с хаосом, в то время как в восточной она отражает единство мира. Гносеологическое восприятие пустоты: пустота содержит множество возможностей для познания мира, самопознания и решения жизненных задач [4]. Психологическое восприятие пустоты: относительная нейтральность, отсутствие эмоций [4].

В качестве примера, можно взять категорию пустоты (ma) в японской архитектуре. Понятие пустоты (ma) восходит к философским принципам, согласно которым пустота является неотъемлемой частью материального мира и важным элементом восприятия окружающего пространства. Ma играет важную роль, создавая гармонию и баланс между пространством, материалами и функцией здания. Она помогает создать ощущение спокойствия и сохранить связь с природой и окружающим миром. [3, с. 58].

Особой категорией пустоты является тишина. Тишина — это не просто отсутствие звуков, а самостоятельное явление. Она не сводится к тому, что замолкают голоса, а существует сама по себе. Тишина, как и язык, играет важную роль в жизни человека. Хотя тишина и язык — разные понятия, они связаны и дополняют друг друга. Тишина позитивна и реальна, но чтобы выразить ее значение, нужен язык [1, с. 159]. Можно выделить следующие виды тишины: молчание, пауза, неизреченность [2].

Выводы. 1. Язык пустот есть непременная структурная принадлежность, лежащая в основании любой культурной реальности.

  1. Пустота активна, несмотря на внешнюю нейтральность, она участвует в формотворчестве, задает структурный порядок между вещами.
  2. Пустота не есть небытие, она функциональна, регистрирует необходимую полноту и визуальную узнаваемость предметов.
  3. Искусство управления языком пустот есть один из главных критериев профессионального мастерства в современном художественном формотворчестве, включая архитектуру, дизайн, креативные индустрии и пр.
×

Sobre autores

Самарский государственный институт культуры

Autor responsável pela correspondência
Email: lolsikcom@mail.ru

студентка, группа КМ-321, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Санкт-Петербург: РХГИ, 1998. 350 с.
  2. Пикар М. Мир тишины. Eighth Day Press, 2002. 210 с.
  3. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура. Санкт-Петербург: Наука, 2003. 522 с. EDN: QTGODL
  4. Тузиков А.Ф. Идея Пустоты. [Internet]. В: psyfactor.org. Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/tuzikov1.htm. Дата обращения: 01.04.2024.
  5. Эпштейн М.Н. Теория пустот. [Internet]. В: Переход. Режим доступа: http://www.perehodjournal.ru/leto-2012/michail-epshteyn-k-teorii-pustot Дата обращения: 01.04.2024.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Павлющенко Ю.Ю., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.